Распространить действие Закона о защите прав потребителей на...
  • Распространить действие Закона о защите прав потребителей на пользователей поисковых систем.
    Подписаться на блог

Об этом сообществе

Информационный обмен между пользователями и создателями информационных феноменов осуществляется с целью снятия неопределенности - получения/передачи знаний и контекста понимания действительности. Заказчиком услуг поисковой системы может быть, как пользователь, так и распространитель информации. В первом случае пользователь является субъектом рационального выбора, и поисковая система выполняет поиск релевантных и качественных ответов на его запросы. Во втором – объектом манипуляции, и информационная система управляет пользователем с целью доминирования распространителей информации с целью иррационального выбора в их пользу.
Официальная концепция предоставления информации а РФ выражена в Стратегии развития ИТ: «доступ к своей продукции интернет-компании предоставляют бесплатно. Главным источником их дохода являются онлайн-платежи и реклама». Пользовательское соглашение Яндекса показывает, что свои услуги Яндекс оказывает не пользователям, а распространителям информации, и пользователи на качество предоставления им информации влиять не могут: ввиду безвозмездности услуг, нормы о защите прав потребителей, предусмотренные законодательством РФ, не могут быть применимыми к отношениям между Пользователем и Яндексом.
Такая концепция предоставления информации открыла возможность для появления инфо-бизнеса, вся суть которого состоит в выстраивании между запросами пользователей и реквизитами производителей информационного барьера из сайтов агрегаторов - информационных агентств, ритейлеров, систем бронирования и прочих посредников, которые дублируют и тиражируют наборы одних и тех же не уникальных объявлений. Агрегаторы не обязаны заботиться о полноте данных и непротиворечивости информации. Поэтому данные, представленные в разных агрегаторах, неполные, а цены на одни и те же объекты разные. Наценками к товарам производителей, посредники делятся с поисковыми системами за приоритетное размещение их сайтов в информационном барьере. Заработок поисковых систем на увеличении кликов оборачивается головной болью и издержками пользователей: поиск товара по меньшей цене заставляет пользователей либо совершать «мартышкин труд» - прокликивать множество объявлений, либо покупать с переплатой посредникам.
А. Смит писал: «конкуренция среди продавцов на рынке гарантирует, что нацеленные на получение прибыли производители станут выпускать продукты с минимально возможными издержками». Конкуренция за приоритетное размещение объявлений создаёт прямо противоположный эффект: чтобы занять более приоритетное размещение в показе, рекламодатель платит поисковой системе или агрегатору. Конкурент, чтобы вернуть свой сниппет на прежнюю позицию, вынужден заплатить еще больше.
Создаваемое инфо-бизнесом неудобство поиска является вымогательством, поскольку вынуждает пользователей покупать через посредников. Вместо предоставления прямого и безлюдного доступа к реквизитам производителей, посредники тратят ресурсы на скрытие реквизитов поставщиков и взимание комиссий ручным способом.
Издержки пользователей для инфо-посредников являются доходом. Но экономикой можно назвать услуги, которые создают ценности, приносят пользу или сокращают издержки. Деятельность информационных посредников никакой ценности не создает, повышает цены и увеличивает время поиска, т.е. приносит пользователям вред. Издержки получения комиссий, маржа агрегаторов и конкуренция за приоритетное размещение вытягивают с пользователей ~ 350 млрд. руб./год, или 4600 руб./год на пользователя.
«Бесплатная» монетизация обходится пользователям гораздо дороже, чем обходился бы платный поиск. Если всю информацию поставщиков сконцентрировать в тематических информационных платформах, то при автоматизированной выдаче информации доли расходов на участие человека и приоритетное размещение исчезнут. С обслуживанием такого ресурса справится 250 средней руки программистов и модераторов. При средней зарплате 2 млн. руб./год * 250 = 500 млн. руб./год + 500 млн руб./год накладных расходов = 1 млрд. руб./год. Делим на 75 млн., и получаем 13 руб./год на пользователя.
Бережливый интернет (Lean internet) и сокращение информационных издержек должны были начаться сразу вместе с автоматизацией поиска информации ИКТ. Но поскольку была выбрана концепция монетизации поиска рекламодателями, при которой место в выдаче поисковой системы гарантирует сайту не релевантность, а плата за приоритетное размещение, возник тренд уберизации - создание прямых коммуникаций производителя с потребителем. Уберизация не может быть достигнута только техническим решением. Убер-сайт, не получающий комиссию и не оплачивающий приоритетное размещение, поисковые системы показывать не будут.
Современные ИТ предоставляют возможность выбора и фильтрации информации, поэтому единственным логичным решением может быть абонентская плата услуг поиска теми, кто информацию ищет - пользователями. Между коллективным пользователем и поисковыми системами должен быть заключен общественный договор, гарантирующий убер-системам постоянное место в выдаче по соответствующим запросам. Как только это произойдет, конкуренция за место показа сайтов спекулянтов теряет всякий смысл. Вместо неё появится здоровая конкуренция за цену и качество между поставщиками. И пользователи начнут покупать не у спекулянтов, а у производителей. Но для этого нормы Закона о защите прав потребителей должны неукоснительно распространяются на пользователей интернет-компаний.
Ни одна политическая партия, ни одной страны мира, включая партии либерально-демократического направления и коммунистов, еще не поддержала концепцию поиска, при которой субъектом выбора информации был бы пользователь. Пользователи должны лоббировать свои интересы в органах власти так же, как инфо-бизнес лоббирует свои. Без инициативы и активного участия пользователей Lean internet работать не будет.
Прошу подписать петицию, сделать перепост https://www.change.org/p/%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC?recruiter=369746804&utm_source=petitions_show_components_action_panel_wrapper&utm_medium=copylink
Записи
  • В блоге еще нет записей.
Об этом блоге
Автор:


  • Подписчиков
    2
  • Записей
    0
  • Комментариев
  • Дата создания
    3 сентября 2016