Молдавская реклама.
25 ноября 2011 в 13:23

Молдавская реклама.

Молдавская реклама.Что мы с вами знаем о маркетинге и рекламе в бывших республиках СССР (помимо России)? Практически ничего. Поэтому я воспользовалась возможностью познакомиться (и познакомить вас) с этим аспектом Молдовы — страны проигравшего Макдоналдса.

«Численность населения в Молдовы равняется численности жителей Киева. Поэтому неудивительно, что уровень развития маркетинга и рекламы там предсказуемо не очень высокий в силу узости рынка. Но интересные примеры, наверняка найдутся»,— думала я по дороге в одну из столиц виноделия.
Молдова — государство, более двух лет спокойно живущее без президента. Страна с самыми большими в Европе виноподвалами и самой маленькой армией, с низким уровнем преступности и правом на ношение оружия для простых граждан. Кишенэу — столица без автомобильных пробок и с бесплатным WiFi во всех парках…
Провести тренинг в Кишенэу меня пригласили по рекомендации Игоря Манна, поэтому я без колебаний согласилась. School of Business Communications встретила европейской организованностью и молдавским гостеприимством.
Я заранее попросила участников тренинга подготовить местные примеры. В маркетинговой среде Молдовы на равных действуют два языка русский и румынский (родственный итальянскому). Поэтому, некоторые примеры, очень подходящие для национального рынка, не будут для вас очевидными, но я, все-таки, постараюсь донести их прелесть.
Начну с «говорящих» названий:
«BusinessClass» (журнал понятно, о чем и для кого). Правда, слоган у них «Знамя новой молдавской буржуазии», явно «саллюзили» у украинского «Бизнеса».
«Город мастеров» (не сложно догадаться, что это строительный торговый центр).
«Naturalis» (румынское название соков, понятное всем постсоветским потребителям).
«MallDOVA» (название торгового центра — хорошо обыгранное созвучие с названием страны).
Меня особо порадовала «ZOLUŞCA» — сеть специализированных магазинов бытовой химии и косметики. Тем более, что нейм создан более 12 лет назад. И слоган у нее очень удачный: «Доверьте свои заботы Золушке».
Участники тренинга посчитали лучшим дебютом выведение на рынок новой марки вина «Fabula». (Как вы считаете: эта марка может быть позитивно воспринята на постсоветском пространстве?) Молдавские коллеги среди любимых назвали магазины бытовой техники «Bomba», объяснив: «там бомба, какие низкие цены!»
Местная марка молочных продуктов называется «Alba» — белая. И в этой марке линейка йогуртов называется «Yoli» (думаю, наши потребители так же легко догадались бы, что это за продукт, увидев его на полке).
И последний пример молдавского нейминга: «Filletti». (Правда, вы не удивлены, что под этим название предлагают мясную продукцию?) Для молдавского рынка так же важно, что это мимикрия под итальянцев. Якобы некая семья колбасников Филетти обосновалась в Молдове и делает колбасу по семейный рецептам.
Один из немногих удачных примеров брендинга в Молдове связан… (не угадали, не с вином))) — с водой!
В отличие от Украины, у нашей южной соседки легендарных полезных источников практически нет. Поэтому бренд пришлось создавать с нуля. Если честно, нейм меня приятно удивил: «ОМ» (в переводе с румынского — человек).
К сожалению, на этой иллюстрации почти не видно изюминки упаковки — по низу бутылка по кругу оформлена выпуклыми аналогами знаменитого рисунка человека Леонарда да Винчи.
Мне очень понравилось столь тонкое напоминание о том, что все мы на 70% процентов состоим из воды. Системно выглядит и вся политика бренда, активно пропагандирующего здоровый образ жизни.

Теперь расскажу о бизнес-победе над Макдоналдсом. Фаст-фудов этой сети в Молдове всего 4. (Для сравнения, в Киеве — 25.)
А первенство на внутреннем рынке быстрой еды уверено держитат рестораны «La placinte» и Andy's Pizza, принадлежащих одной компании. Плацында (так его называют русскоязычные) — название молдавской национальной выпечки. Если бы аналогичное по концепции название создавалось в Украине, то это было бы «На вареники», в Италии «На пиццу».
Посетив одно из 10 заведений сети «La placinte» я сделала следующие выводы о причинах победы местного бренда над глобальным монстром:
1). предложение популярных блюд местной кухни;
2). широкий ассортимент общеевропейских рецептов, более полезных, чем американский фаст-фуд;
3). обслуживание официантами (причем расторопное и ловкое).
Есть и еще одно отличие местной сети: в ней предлагают вино на разлив. Но после некоторых размышлений и знакомства с местной традицией потребления, я решила, что это не УТП. Потребление алкоголя далеко не главная причина посещения «La placinte».

769
Комментарии (3)

Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008