Нейминг, как необходимость
22 декабря 2010 в 10:49

Нейминг, как необходимость

Часто сталкиваюсь с мнением, что умение создавать неймы – редко востребованный навык. Первое время, слыша такое заявление, я лишь пожимала плечами, удивляясь недальновидности заявителя. Но, поскольку подобная точка зрения встречается нередко, считаю необходимым объясниться.
Нейминг – это не только создание торговых марок.
Любой маркетолог или PR-щик (не говоря уже о копирайтерах рекламных агентств) встречаются с необходимость нейминга несколько раз в год, и это как минимум.
Не верите? Давайте проверим!

PRаздник
Ближайший пример. Как вы называли корпоративную встречу Нового года? Никак или как обычно «новогодняя вечеринка»? Так оно у вас и пройдет, как очередная стандартная попойка. Если вы ходите, чтобы это мероприятие работало на кампанию, необходимо креативно подойти к его организации, в том числе и к названию и не только самой вечеринки. Например, однажды, ваших сотрудников вместо стандартного Деда Мороза может обойти, вручая им премии за хорошую работу, Дед Лайн. И это не только выделит этот новый год из череды привычных, но и ненавязчиво напомнит людям, за что их поощряют.
Правильно назвать event – одна из креативных задач. Это знает любое профильное агентство. Но ведь не всегда есть возможность обратиться к ним. И тогда вопрос организации ложится на плечи PR-отдела, и, если в нем работаю профи, то должны справиться с этой задачей не хуже аутсорсера.
Внутри- и внешнекорпоративный PR включает ежегодное проведение нескольких мероприятий (общенациональные и профессиональные праздники, годовщины компании и т.д.) и все они требуют как осмысленного сценария, так и оригинального названия.
Перед корпоративными PR-щиками постоянно встают задачи нейминга. Как назвать ньюслетер? Как назвать штрафы, так чтобы они выглядели не наказанием, а поучением? Как назвать соревнование среди сотрудников? И многое, многое другое…
Если в PR нейминг настолько необходим, то о маркетинге и говорить нечего.

Каждому бренду — сотни названий!
Крупные кондитерские бренды Украины можно пересчитать по пальцам. Но на каждом предприятии выпускаю сотни наименований изделий. И каждое требует адекватного нейма.
Косметические фирмы умудряются назвать не только каждый вид косметики, но даже отдельный продукт в зависимости от цвета. Так каждый оттенок помады и лака имеет свое персональное название.
И в фаст фудах, и в концептуальных ресторанах каждое блюдо имеет свое название.
В любом клубе должно быть около пяти названий традиционно повторяющихся вечеринок и каждую неделю надо проводить одну-две нестандартные. И все они требуют креативных названий.
Даже у кинотеатров отдельные залы имеют свои названия.
Даже если у вас МАФ (малая архитектурная форма, т.е. ларек) эффективнее его красноречиво назвать.
Если ваша компания продает мебель, то, как минимум, необходимо назвать серии, а, в идеале, все модели. Потому что «Хочу вам показать модель «Белое солнце»* из серии «Роскошь Востока»*, звучит куда заманчивее чем, «Посмотрите вон ту, белую, № 8».
Но и это еще не все!

Долой безыменье!
Как вы называете:

  • распродажу?
  • бонусную программу?
  • розыгрыш?
  • конкурс?
  • социальный проект?
    Если распродажу назвать «Свято шопоманки»* это снимет все негативные когнитивные смыслы понятия «распродажа» и подчеркнет позитивные.
    Скидочные карты предлагают все разумные компании, но только единицы делают это красиво. Например, так как АЗС WOG. Они не говорят, «получи скидку», а приглашают «войди в Прайд».
    Если, например, кондитерская компания проводит розыгрыш множества небольших призов, то эффективнее его назвать «Награда для сладкоежки»*, чем просто «розыгрыш призов».
    Несколько лет назад Бюро Маркетинговых Технологий для Издательского дома «Школярик» разрабатывало социальный конкурс для учеников. Не буду излагать суть конкурса, потому что вы его сами поймете, как только прочтете название: «Макулатуринг».
    Недавно началась социальная акция проекта «Україна читає», которая называется «Книжка під подушку». В рамках акции собираются книги, чтобы положить их как подарок от Святого Николая. Но «книжка под подушкой» означает не только подарок, а и способ жизни, когда человек читает перед сном.

Надеюсь, я вас убедила в необходимости учиться создавать названия.
И, главное, практикуясь в нейминге, вы научитесь работать со словом. А ведь слова и есть те «кирпичики», из которых копирайтер создает «здания»-тексты.

Все названия, обозначенные * придуманы мной специально для данной статьи.

310
Комментарии (2)
  • 22 декабря 2010 в 13:25 • #
    Татьяна Болотина

    Конечно, нейминг - вещь полезная. Для изобретения хорошего названия достаточно одного грамотного мозгового штурма (с подготовкой).
    Однако "получи скидку" звучит более понятно, чем "войди в Прайд". Так что названия должны быть не только привлекательными и отражающими суть, они ещё должны быть настолько простыми, чтобы потребитель понимал эту суть не хуже, чем без названий.

  • 22 декабря 2010 в 21:53 • #
    Владимир Шаинский

    Элина!
    Полностью с Вами согласен. И приведу пример из другой области, с которой постоянно работаю, - из выставочной деятельноси.

    В русском языке есть термин "масло масляное". Этот термин подходит к названиям многих выставок.
    Чтобы привлечь участников и посетителей ряд организаторов включает в название выставок такие термины: "Международная, юбилейная, крупнейшая, выставка, ярмарка и т.п."
    Очень часто включают и сообщения о том, какая это выставка по счету. "15-я специализированная и т.д." Кто-то считает, что обязательно неробходимо указать в названии место проведения "Киевская, Московская, Минская".

    И лингвистически, и по смыслу следовало бы:

    Строительство
    5-я медународная выставка компагии Х
    Место проведения: г.Н

    Но разве так заманишь участников и посетителей?

    Есть еще одна особенность. В конце 20-х годов был создан Международный Комитет, который проводит Всемирные выставки, имеющие бренд ЭКСПО. Меняются лишь даты и названия городов, в которых эти выставки проводят. ЭКСПО 2010 в Шанхае. Всемирные выставки знаменательны тем, что выбирается тематическое направление каждой выставки, она получает свой слоган и состоит из национальных павильйонов.

    Но очень привлекательным оказался этот бренд. И, не понимая значения этого названия, его стараются использовать. "крутые организаторы", организующие ярмарки-распродажи потребительских товаров.

    Получается прилизительно так:

    18-я крупнейшая ежемесячная Всемирная выставка с международным участием Нью-ВасюкиЭКСПО
    Международная выставка
    Ярмарка потребительских товаров.

    Самое интересное, что и за рубежом рядом организаторов выставок используются аналогичные методы.

    Есть в мире ряд выставок, имеющих короткие названия, но эти названия говорят сразу и обо всем: "Дойче мессе, ЦЕБИТ, ЛИНВА, МЕДИКА"

    "Как корабль назовешь, так он и поплывет!" - говоравал капитан Врунгель. И был абсолютно прав.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008