Черный цвет - залог успеха продвижения товара?

Черный цвет - залог успеха продвижения товара?

На сайте Форбс была опубликована статья, посвященная упаковке черного цвета.

В своей работе часто сталкиваюсь с тем, что фирмы выбирают для себя именно черный цвет. Никак объяснить это не могу. Черный = эксклюзивности товара?
Возможно, у вас тоже есть свои примеры, связанные с черным цветом.

Дальше — статья

Хотите, чтобы ваш товар заметили? Сделайте черную упаковку

В Архангельске появилось в продаже… черное молоко. Точнее молоко в черных пакетах. Новинку выпустил комбинат «Северодвинск-Молоко». На предприятии давно хотели как-нибудь оригинально упаковать свою продукцию и наконец решились. Реакция покупателей? Рост продаж молока на 17% по сравнению с июлем прошлого года. Теперь на комбинате думают перекрасить в черный цвет еще и сметану.

Дизайн упаковки — один из главных (наряду с ценой) способов выделиться среди конкурирующих марок. При этом можно следовать канонам своего рынка, а можно их и нарушить. Например, взять нетипичный цвет. Покупатель автоматически обращает внимание на товар, упаковка которого выбивается из привычного цветового ряда.

Какими бывают коробочки с электрическими лампочками? Красно-белыми, желто-красными, синими и даже зелеными. Московская компания «Вартон», по совету креативного агентства Fastway, выбрала для своих лампочек Gauss черный цвет. «На полках магазинов слишком много пестрых упаковок»,— поясняет совладелец «Вартона» Матвей Нейман. Продажи Gauss только начались — в городах Центральной России, на Урале. Через полгода Нейман надеется добраться и до столичной розницы.
Черный цвет нельзя назвать изгоем в товарном дизайне. Его используют, когда нужно намекнуть на конкретные свойства продукта — например, крепость и вкус кофе и темного шоколада, водки и темного пива. Считается, что черный цвет не вызывает позитивных ассоциаций. Однако у него есть свойство создавать имидж товара высокого качества («премиального») и подчеркивать яркость других красок. Группа компаний «Бородино» в 2005 году начала выпускать соки под маркой Mr.Juice в черной упаковке с изображением сочных фруктов. И Mr.Juice удалось попасть в десятку самых продаваемых в Москве соковых марок. Когда летом 2006 года в сети «Гроссмарт» создавали свой бренд, то остановились на черном цвете — в черное упаковали кофе и чай, оливковое масло и соусы, молоко и макароны. Все это продавалось в «Гроссмарте» до осени 2008 года, пока сеть не обанкротилась из-за кризиса.

«Идти против стандартов своей категории — рискованный путь. Но если хочешь «выйти из ряда вон», надо рисковать»,— считает Алексей Андреев, президент агентства Depot WPF, работавшего с «Гроссмартом» (в Depot WPF также придумали черные этикетки для мясных продуктов «Ближние горки» холдинга «Агропромкомплектация»). С ним спорит президент агентства Mildberry Олег Бериев, считающий, что товары с радикально отличным дизайном, как правило, не живут долго: «Потребители слишком консервативны, чтобы платить за «экстремизм».

Кто прав? Все необычное требует проверки практикой. К примеру, зубную пасту в черных тюбиках в России пока выпускает только одна компания — Splat. Но это не маркетинговый трюк — цвет упаковки соответствует ее содержимому (в пасту добавлен березовый уголь). Черную упаковку для обычной пасты в конце 2008 года придумали в новосибирской студии Hattomonkey. Но в производство новинка не пошла — у заказчика (название компании не раскрывается) начались проблемы с финансами, и он решил не рисковать. Похоже, экспериментировать с необычным цветом имеет смысл, только если у бизнеса есть запас прочности.

Оригинал статьи здесь: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/marketing/16911-igra-tsveta

747
Комментарии (43)
  • 3 декабря 2011 в 17:11 • #
    Юрий Beloyan

    На Украине и приграничных с ней российских районах, таких как Белгород, Курск , Воронеж , Брянск, Орел оченна ма котируется "Черная водка" .
    Стоит немереноо!
    Реально черная и оченна ма вкусная!:))

  • 3 декабря 2011 в 18:06 • #
    Наталья Вельгушева

    а чем ее красят-то?
    углем активированным? ))

  • 3 декабря 2011 в 18:13 • #
    Юрий Beloyan

    Ну ноу хау я не знаю!
    Но вкусная!
    Приходишь в кабак и озвучиваешь заказ: Ведро черной водки!
    А халдей всегда интересуется:
    А что кушать будете?
    А вот ее милаю и кушать будУУУУУУУУУУУУУУУУУУ!
    И пгоцесс начинается!
    После первой не закусываем!
    Между первой и второй промежуток небольшой!
    Ну и далее по списку!
    А заканчивается все:
    Стременная!
    На посошок!
    Последняя....
    И как тока покушаешь карачо, то вже:
    http://youtu.be/QwVRthBwrzs
    Все же знают : С утра выпил-весь день свободен!:))

  • 3 декабря 2011 в 23:24 • #
    Janina Ladyinblack

    Наталья есть не только черная водка, но и черный ликер. )))
    SAMBUKA бывает как белый, так и черной....Глубоко черного цвета. И это очень дорогая и престижная штука, хотя всего лишь анисовый ликер... И таких штук в мире люксовых продуктов много...

  • 3 декабря 2011 в 17:40 • #
    Наталья Урецкая

    В черном черном городе, на черной-черной улице.....в черном черном гробу - Лежала селедка.
    Да с черным это ход.
    Вот были одно время йогурты "скелетон", потом пропали. Я бы не купила. Ассоциация склет, это кости, кости - это кальций. Значит йогурт с добавкой костей. ))

  • 3 декабря 2011 в 18:05 • #
    Наталья Вельгушева

    сказка - класс)
    с названием, наверное, маркетологи промахнулись )

  • 3 декабря 2011 в 19:06 • #
    Наталья Урецкая

    Ага, сказка длиннее, мне ее бабушка всегда рассказывала.

  • 3 декабря 2011 в 19:17 • #
    Наталья Вельгушева

    подозреваю, что это история из реалий советской жизни))
    и селедка, и курица синяя))

  • 3 декабря 2011 в 20:12 • #
    Ирина Чернышова

    Черный цвет всегда манит к себе. точно так же как и красный. Но вот какой есть нюанс. После первой реакции и повышения интереса - черный перестает восприниматься . т.е. вместо упаковок молока и сметаны люди НЕ УВИДЯТ НИЧЕГО.
    Вообще дело не в том что бы идти вразрез с общепринятым.
    Дело в науке восприятия и ассоциаций цвета.
    Правила использования цветов для рекламы и продвижения продуктов и услуг так же незыблимы как законы природы.
    Поэтому если вы не рекламируете драгоценности и украшения и , возможно , аксессуары - черный цвет это последнее что вы должны брать.
    Более того - возможно даже возникновение стойкого негативного восприятия! Т.е. вы смените дизайн а результат останется тот же.
    Поэтому ребрендинг в альтернативной цветовой гамме доложен носить кратковременный характер и быть изменен на пике увеличения продаж.

  • 3 декабря 2011 в 20:55 • #
    Наталья Вельгушева

    Ира, у тебя как всегда все с научной точки зрения)

  • 3 декабря 2011 в 22:35 • #
    Ирина Чернышова

    Все как всегда? Уверяю тебя, ты слишком мало меня знаешь для такого утверждения))))))

  • 3 декабря 2011 в 22:38 • #
    Наталья Вельгушева

    не спорю)

  • 3 декабря 2011 в 22:16 • #
    Janina Ladyinblack

    Правил использования цветов в рекламе не существует, дорогая. Есть традиции использования и наработанные стереотипы.
    Есть наука колористика, которую, как ни прискорбно, совсем не изучают и не берут в расчет рекламисты, думая только о яркости и красоте картинки.
    Черный цвет очень часто ассоциируется с дороговизной товара, но на продвижение товара это может влиять только при правильной и комплексной подаче товара или услуги.

    Возникновение "стойкого неприятия" к конкретному цвету - это миф. Это может произойти только если товар или способ его продажи вызывает негатив и только так. И это тоже очень часто используется, когда первый минусовой стереотип перечеркивается и это становится плюсом, тогда черный цвет только помогает. При неумело поданном дизайне и при неправильно построенной маркетинговой стратегии, сопровождающей товар вообще не важно, какого он цвета)))

    Черный цвет работает на контрасте. Да,с ним связано много негативных стереотипов, а для талантливого рекламиста - это просто клад. Потому что "развенчание" стереотипа тоже можно сделать стратегией.... Великий Генри Форд, однажды это и сделал, когда было нерентабельно красить машины во времена Великой депрессии. На вопрос журналистов о том, каких цветов в будущем сезоне заводы Форд будут выпускать автомобили он сказал:
    "Завод Форд будет выпускать автомобили всех цветов, при условии, что они будут черными...."

  • 3 декабря 2011 в 22:19 • #
    Janina Ladyinblack

    Кстати, красный цвет никогда не "манит" к себе. Ну, если только это не красное женское белье для мужчины и не кровавый стяг для революционера. Он не манит, а вызывает эмоции к действию.
    Черный цвет вызывает очень разные, но совсем другие эмоции...

  • 3 декабря 2011 в 22:06 • #
    Janina Ladyinblack

    Наталья, я про черный цвет знаю все))) Я - одна из немногих в мире рекламы, что очень часто продвигает черный как основу для корпоративного цвета. И делаю это очень давно. Через негативные эиоции как заказчиков, так и коллег по цеху. И мне очень часто этот цвет помогает.
    В мире много предрассудков против черного, но именно они иногда становятся плюсом, а не минусом, если подход правильный. Однако это сложный цвет, и неумение работать с ним и преподносить его правильно может сыграть злую шутку и превратить "солидность" в претенциозность... Здесь более всего нужна мера и это то, что как раз и показывает класс дизайнера и маркетолога...

  • 3 декабря 2011 в 22:38 • #
    Наталья Вельгушева

    Янина, все разложили по полочкам))
    возможно это так.))
    скорее всего, талантливый человек и черный цвет применит талантливо.

    А я сужу по результату , когда макеты воплощаются в печатной продукции.
    Если заказчик считает , что у него товар "люкс-класса" (или как это назвать:) ), макет - обязательно!!! - будет в сплошной черной заливке. Тенденция , однако))

  • 3 декабря 2011 в 22:53 • #
    Janina Ladyinblack

    Будучи Ladyinblack мне сложно не понимать, как работать с черным цветом - )))
    Да, заливка черным очень часто ассоциируется у клиента с "роскошью" и часто это правильный выбор. Вопрос в дозировке и подаче, а еще в сочетании с другими цветами и атрибутами.
    Черный цвет тем и сложен, что он вообще вызывает эмоции...
    То есть, сделав своим корпоративным цветом черный, клиент должен сделать целую корпоративную систему в основе на черный. Это уже не каждому под силу. И по деньгам, и по мышлению.
    Так что, если Вы видите, что клиент печатает черные рекматериалы, не стоит судить только по ним. Возможно, это действительно оправданно.
    Но, и тут Вы правы, а я уже это сказала, черный цвет очень часто всего лишь претензия на роскошь, а не сама роскошь.
    Но это бывает с любым товаром в любой цветовой гамме. Черный, как цвет, который физически есть отсутствие цвета просто все это хорошо выявляет...
    Это цвет для рисковых людей. Ну или для проходимцев)))

  • 3 декабря 2011 в 23:06 • #
    Наталья Вельгушева

    ммммм.... пришельцев на чистую воду выводите? ))

  • Полиграфия

    Цена: 10 руб.

  • 3 декабря 2011 в 23:22 • #
    Ирина Чернышова

    Натусь, проходимцев, а не пришельцев))))))))))))
    Хотя мне лично твоя постановка вопроса нравится))))

  • 3 декабря 2011 в 23:36 • #
    Janina Ladyinblack

    Каждый проходимец, в первую минуту "пришелец", хотя чаще всего оказывается "ушельцем" и "уносцем" )))

  • 3 декабря 2011 в 23:58 • #
    Ирина Чернышова

    Ушелец и уносец????? Офигительные словечки )))) а это кто????

  • 4 декабря 2011 в 00:02 • #
    Janina Ladyinblack

    А это проходимец, который уходит и уносит что-то твое...)) Это юмор такой был.))) вроде ))) .. ПРИшелец - Ушелец Уносец...
    неологизмы от ladyinblack)))

  • 3 декабря 2011 в 22:49 • #
    Ирина Чернышова

    Одно совершенно точно - черный цвет заставил нас дискутировать и это прекрасно)))
    Янина, по-моему вы сказали тоже самое что и я только под другим углом зрения))))))))))))))))).
    Колористика это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, дополнительных и составных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастов, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой гармонии. Законы цвета позволяют цветам дружить или воевать.
    Так что правила есть! и не замечать или игнорировать их невозможно.
    Главное помнить, что у каждого правила есть исключения , подтверждающие правила!
    И если вы беретесь за сложный цвет, то будьте готовы держать удар )))))

  • 3 декабря 2011 в 22:57 • #
    Janina Ladyinblack

    Нет, я говорила о другом. Я сказала "колористика", но имела ввиду психологию восприятия и применения цветов в рекламе.
    Этот аспект не относится к использованию в печати, где законы смешения цветов неизменны, а к более тонкому миру - влиянию цветов и их сочетаний на восприяитие человека - это наверное уже не колористика, а цветология или цветопсихология - ))....
    А тут как раз совсем другие законы....

    Есть стереотипы - относящие цвет к роскоши - черная икра, черное золото, черный костюм, черное маленькое платье, черный бриллиант. Если что-то, что в массе существует любого цвета сделать черным, то из этого можно сделать то, что называется "люкс". Правило только одно - реальное качество товара и внятное объяснение для клиента, почему оно, собственно, не желтое и не красное...))).
    А есть стереотипы негативные - черная кошка, траур, черная дыра и т.п. Но, используя именно этот негативный аспект многие выбирают его как фетиш и основу для жизни - рокеры, сатанисты, похоронные бюро и т.п. Тут вообще несложно продавать товары людям ))) Главное сделать их нужными для каждой группы..)))
    И главная ошибка дизайнеров и рекламистов - смешение ассоциаций двух аспектов... Когда люксовый товар кажется "траурным" - его не будут покупать задорого, а когда товар для рокера будет казаться черезчур "люксово" не купят и товар и они.

    Так что речь вовсе не о самом цвете, а о правильном использовании психологии его восприятия разного товара разными социальными группами в разных обстоятельствах... Это все гораздо сложнее, чем простые правила сочетания цветов...

  • 3 декабря 2011 в 23:11 • #
    Ирина Чернышова

    Т.е. опять о правилах психологического восприятия товара, услуги и его цветового отображения , а так же графического исполнения и т.д.
    Значит речь все же о правилах и законах?
    А не о профессионализме одного самого классного креативщика, дизайнера или маркетолога.
    Я лично имела ввиду это.

  • 3 декабря 2011 в 23:19 • #
    Janina Ladyinblack

    Да нет, именно о профессионализме. Потому что четких правил тут нет. Слишком много нюансов.
    Что проще продавать - икру черную в белой упаковке или икру белуги в черной упаковке? - )) я этот вопрос обычно задаю маркетологам... Ответ очень многое говорит о профессионализме отвечающего, если он претендует на знание продаж в зоне люксовых товаров.

    Психология человека - штука очень сложная, цвет решает многое если его много. Какой он и оправдан ли его выбор - это профессионализм маркетолога и дизайнера - чутье, знание психологии клиентов именно этого сектора и четкая стратегия продвижения товара для этой клиентской группы. Если выбор цвета оправдан и дизайн удачен - это плюс. Если "чего-то не хватает" - то не важно чего именно, потому что это прочсто ошибка маркетологов.
    Люксовый товар можно сделать и белым и желтым и даже серым. Главное, делать это умело, четко понимая, для чего это делается

  • 3 декабря 2011 в 23:11 • #
    Janina Ladyinblack

    Профессиональному маркетологу легче продавать исключение, То, что подпадает под правила продавать гораздо сложнее...

  • 3 декабря 2011 в 23:15 • #
    Ирина Чернышова

    )))))))))))) ну наверное . В конце концов потомки оценили КВАДРАТ МАЛЕВИЧА)))))

  • 3 декабря 2011 в 23:20 • #
    Janina Ladyinblack

    Да, и это как раз исключение. Всем понятно какого цвета квадрат Малевича, он такой один и таким будет всегда.

  • 3 декабря 2011 в 23:24 • #
    Ирина Чернышова

    Но как раз квадратов Малевич насоздовал х....много очень))))) на разных фонах))
    Видимо сам он относился к своему ВЕЛИКОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ с мором)))

  • 3 декабря 2011 в 23:31 • #
    Janina Ladyinblack

    Ну, про юмор Малевича, это сказки...Когда он создавал свой квадрат, коих было на самом деле не так уж и много, а черный был первым, это было время "исканий" художников и "поиски" цвета и формы...И очень, Знаете ли жаркие были споры. Нам бы их проблемы, я бы сказала ))) Споры были такие, что например, чего мало кто знает, "великий" (кавычки мои) Шагал выпихнул Малевича с работы и занял его должность.. Так что какой уж тут юмор...
    Хотя, зная, за сколько продают его квадратик, он бы немало удивился... И даже остальные ромбы и круги - уже ничто на фоне этого квадрата.
    Ценность черного квадрата в его уникальности и протестности... Потому это столько и стоит. (Хотя я считаю такое "ценообразование" бредом)

  • 4 декабря 2011 в 00:01 • #
    Ирина Чернышова

    А мне очень нравится именно черный квадрат. Когда я долго смотр на него, то как бы переношусь в другую реальность.
    А цена ......... ну раз платят значит стоит !

  • 4 декабря 2011 в 00:03 • #
    Janina Ladyinblack

    Да нет я тоже его обожаю... Это же классический пример нестандартного рекламного хода ))) Вы другие картины Малевича знаете? .....- То то! ))) А соратников Малевича знаете? ))) А он был не первым в своем сообществе....
    Естественно платит тот, кто хочет платить - это закон продаж. Черный квадрат стоит столько сколько за него готовы платить.
    Если товар востребован - его купят, если товар невостребован, значит был плохой маркетинг))) Товары создают, чтобы они продавались....

  • 4 декабря 2011 в 00:18 • #
    Ирина Чернышова

    А если не продаются - повышай цену! ))))
    Это правда не мои слова, а одной английской писательницы детективов))
    Их произносит в романе владелица антикварного салона. У нее в прихожей стоит статую нубийского раба в полный рост из какого то черного дерева , глаза - сапфиры и т.д. Эту статую она не могла продать очень долго, но цена только росла))))

  • 4 декабря 2011 в 00:33 • #
    Janina Ladyinblack

    Точно - это правильная стратегия продаж люксовых товаров, но чаще всего только на рынке уникальных и антикварных вещей, А также предметов искусства... На аукционах это очень очевидно...
    Однако, то, что Вы купили на аукционе товар задорого, не значит, что можно его продать на другом аукционе дороже или просто вернуть свои деньги без специальных мер... Цена растет, если ее рост подогревается....

  • 4 декабря 2011 в 00:09 • #
    Janina Ladyinblack

    И, кстати, про Олега Бериева. Агентство Mildberry, с которым я когда-то давно работала - одно из наиболее профессиональных. И Олег абсолютно прав. Век упаковки "экстремального" дизайна действительно недолог, если под это не подведена особая канва и не создан целый мир для этого товара именно в этих цветах....

  • 4 декабря 2011 в 00:40 • #
    Ирина Чернышова

    именно об этом я и говорила

  • 4 декабря 2011 в 01:05 • #
    Janina Ladyinblack

    Черный цвет совсем не экстремален сам по себе... Экстремальным может быть его использование)) А создать "мир черного" проще простого)))

  • 4 декабря 2011 в 01:33 • #
    Ирина Чернышова

    достаточно добавить звезд))))))))))))))))))

  • 4 декабря 2011 в 01:37 • #
    Janina Ladyinblack

    вот-вот))) Уже основа для стратегии))

  • 4 декабря 2011 в 02:17 • #
    Ирина Чернышова

    ну тогжа уж и немного огня, типа солнце встает)))))

  • 4 декабря 2011 в 02:34 • #
    Janina Ladyinblack

    тогда не будет мира черного)))) небо на рассвете становится розовым, а черное превращается в синее... Это уже другая стратегия..

  • 4 декабря 2011 в 15:50 • #
    Ирина Чернышова

    Да точно! НЕ ЗАРЯ а северное сияние)))))))))))))))))))