Top.Mail.Ru
11 марта 2010 в 20:17

Что измеряют тесты?

На первый взгляд наше пособие выглядит как система тестовых заданий. Да, наша задача действительно состоит в проверке знаний, но в чем состоит отличие? Привычные с некоторых пор тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин относится оценка?
Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сложения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно говорить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»).
К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемости. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выставляется оценка.
Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это- понятно, привычно и просто.
Но почему же не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть и не ясно, в чем состоит порочность?
Стремление измерить успехи своих подопечных –это хорошо, законно, правильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему необходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют собой специфические единицы содержания обучения, во-вторых определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной, так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необходимых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имеющихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время.
При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не только семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время.
Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполнения которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени (ТЗВ)
http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm
http://arkadijzakharov.narod.ru/index.htm
http://www.ooo245.ru/company.php

591
Комментарии (10)
  • 14 марта 2010 в 04:35 • #
    Татьяна Жилина

    Тесты могут измерять только категории, которые имеют однозначное толкование... в процессе познания - это уровень знаний - категория и ее определение... пример - кто хочет стать миллионером? Тогда как умения и навыки могут бытьразными, они д/б разными...

    Что есть у нас: обучающий выстраивает свои знания и требует их дублирования... вникать в суть ответа по-другому либо не дано, либо лень...

  • 15 марта 2010 в 17:37 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    Наши тренажеры еще выполняют роль грубой обработки, когда надо снять первый слой с обрабатываемой поверхности. Это самая трудная часть работы. Неблагодарная, самая незаметная, которую у нас поэтому и не делают. Зато тренажер такую обработку может сделать.
    Это, правда, вызывает негативную реакцию у студентов, особенно у двоешников.

  • 16 марта 2010 в 07:23 • #
    Татьяна Жилина

    грубая обработка чего/кого?

  • 16 марта 2010 в 08:24 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    Знаний студентов. Мы определяем первый уровень усвоения по Беспалько В.П., после нас уже преподаватели выясняют степень закрепления знаний второго уровня усвоения.

  • 16 марта 2010 в 11:06 • #
    Татьяна Жилина

    бедные студенты...:)
    может лучше силы перенести на разработку большЕго числа практик - лабораторные работы, которые будут показывать уровень освоенного материала и давать практику? Хлопот больше для преподавателя, но эффект больше для студентов...

  • 16 марта 2010 в 11:28 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    Одно другому не мешает, а дополняет. Известно, что наши студенты плохо знают определения основных понятий, основные символы, знаки и т.п. Какждого спросить невозможно. А так - пожалуйста.

  • 16 марта 2010 в 13:14 • #
    Татьяна Жилина

    тесты на "определения основных понятий, основные символы, знаки и т.п. " - это только ЗА! :) для этого нужны только тесты..

  • 16 марта 2010 в 14:38 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    У Вас есть желание проверить на Ваших комсомольцах наши тренажеры? Если возникнут вопросы, отвечу.

  • 17 марта 2010 в 11:12 • #
    Татьяна Жилина

    Вы в наши ВУЗы обращались? Мне не надо... свои девать некуда...:)

  • 17 марта 2010 в 14:53 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    наши тренажеры сейсас готовил к изданию. Будет издано 6 дисков для школьников и студентов.


Выберите из списка
2011
2011
2010