Top.Mail.Ru
24 февраля 2009 в 10:27

Реставрация иконы

Возник вопрос: у меня есть икона Смоленская Божья матерь, с течением времени у неё утратилась часть рисунка примерно 20%, помогите, чем лучше пользоваться для воссоздания? Икона семейная, по-моему 19 века…

263
Комментарии (6)
  • 24 февраля 2009 в 10:31 • #
    Виктория Николаева

    к сожалению, мы занимаемся только гипсом...

  • 24 февраля 2009 в 10:36 • #
    Иван Тютюнник

    у меня тоже опыт только "гипсовый" но вдруг кто-нибудь знает :о)

  • 24 февраля 2009 в 23:24 • #
    Юрий Миронов

    Мое почтение, Иван.
    В реставрации обычно применяют материалы аналогичные исходным. Соотаетственно если это утраты грунта на иконе, то готовят левкас (грунт) из мела и животного клея (желатина или мездрового). Утраты живописного слоя тонируют либо яичной темперой (растирают на разведенном желтке сухие пигменты) либо акварельными красками с добавлением разведенного водой желтка.
    Вообще давать советы заочно сложно. И хотя существует много литературы посвященной методике реставрации, самым незаменимым является опыт. Приобретать же оный хорошо не на дорогих сердцу и душе иконах, а использовать сильно разрушенные (руинированные) иконы. Их, к сожалению, попадается немало и полноценному восстановлению они не подлежат.

  • 25 февраля 2009 в 08:39 • #
    Иван Тютюнник

    а акриловый грунт для левкаса подойдет?

  • 25 февраля 2009 в 23:08 • #
    Юрий Миронов

    Во многом это зависит от состояния и качества авторского грунта. Он может быть очень плотный или наоборот рыхлый и соответственно мягкий. Если положить на мягкий грунт более жесткий акриловый, то во время сезонных деформаций доски иконы (перепады влажности и темпереатуры) последний будет отставать.
    Я бы сделал так: на дощечке нанес несколько слоев акрилового грунта (или любого другого, какой вы собираетесь использовать), дал бы высохнуть. Затем проверил бы, одинаковыми ли механическими качествами он обладает с грунтом иконы (поковырял бы слегка скальпелем). При необходимости добавил бы мела в акрил (лучше ему быть чуть мягче, чем грунт иконы). В общем, тут отчасти нужно продвигаться эмпирическим путем, пробовать и пробовать.
    Насчет синтетической основы для левкаса. Много лет в Питере применял (а ребята там и до сих пор используют) поливиниловый спирт вместо животного клея. Результат даже лучше получается. Клей долго может храниться, достаточно эластичный (не хрупкий). Хуже, если на одну основу наносится другая (например, на мездровый левкас наносится акриловый). Тут могут быть нюансы со сцеплением. У столь разных клеев различная степень намокаемости, разбухания и растворения. Со временем может нарушится связь друг с другом. Потому метод использования материаловв аналогичных авторским - он самый надежный.

  • 26 февраля 2009 в 10:47 • #
    Иван Тютюнник

    благодарю за ценные советы!


Выберите из списка
2009
2009