Top.Mail.Ru
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОТ ВАШЕГО ЗВУКОЦЕХА
7 апреля 2011 в 03:07

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОТ ВАШЕГО ЗВУКОЦЕХА

Обращение звукорежиссеров к режиссерам и продюсерам.
Взято здесь: http://soyuzapollo.livejournal.com/13810.html#cutid1

Автор Джон Коффе

Это письмо написано профессиональными звукорежиссерами кино, чтобы помочь режиссерам и продюсерам понять, как хороший звук может быть записан на съемке.
Мы хотим помочь Вам сделать Ваш лучший фильм.
Мы не будем обсуждать тему перезаписи звука, поскольку этот «фокус-покус» Вы уже доверяете нам, и мы делаем это хорошо.
Мы хотим, чтобы Вы получили информацию, которая позволит Вам оценить то, что мешает хорошему звуку, прежде чем поспешное решение, вредящее качеству звука Вашего фильма, будет сделано. Чтобы помочь Вам сделать правильное решение, Вы должны знать о некоторых препятствиях, с которыми мы встречаемся, прежде чем мы начинаем нашу работу на съемке, и записываем звук годный к употреблению.
В конце концов, сегодняшние дни — эпоха взросления цифрового звука. В кинотеатрах повсеместно установлены системы объемного звука Dolby, DTS, SDDS и т.п. (аудитория умеет это понимать и слышать). Качество домашнего звука часто лучше, чем во многих кинотеатрах, поскольку искушенная аудитория уже требует DVD с высококачественной цифровой фонограммой.
А сегодняшняя запись звука на съемке страдает, как никогда прежде.

ПРОБЛЕМА

Мы — звуковая команда, от кого зависит создание и защита ВАШИХ оригинальных звуковых дорожек в процессе производства.
В отличие от большинства людей, которые работают на достижение хорошего изображения, усилия звукорежиссера могут быть не замечены на съемке. Почти никто не слышит то, что «снимает» микрофон. Слишком немногие уверены, что знают предмет нашей работы. Только наиболее очевидные всем громкие шумы — повод для обсуждения.
В нашу работу включен контроль съемки от ненужного, случайного, неграмотного и иногда даже злонамеренного действия или отсутствия необходимых действий, которые могут поставить под угрозу Вашу звуковую дорожку.
Подчеркиваем этот пункт:
МЫ ДЕЛАЕМ НАШУ РАБОТУ ТАК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫ ПОЛУЧИЛИ НАИЛУЧШЕЕ ИЗ ВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ВАШЕГО ЗВУКА; ЭТО — НЕ ДЛЯ НАШЕГО УДОВОЛЬСТВИЯ.
Мы слишком расстроены состоянием дела, которое теперь существует в большинстве съемок. Чаще всего ожидается, что мы самостоятельно решим все звуковые проблемы. Но это должно всегда быть совместным усилием с помощником режиссера и другими профессионалами.
Звукорежиссер часто чувствует себя «вредителем», или даже «помехой для прогресса фильма». Нам не нравится быть в этом сомнительном положении, потому что это оскорбительно и ненужно. Нам не нравится быть постоянными соперниками остальных участников производства, и мы, конечно, не хотим быть «звуковой полицией»!
Звукорежиссер в жестких условиях съемки борется практически один за Ваш звук, сжигая нервные клетки, обороняясь от всех нападений. Трудно делать это без поддержки. Он подвержен искушению уйти от давления внешних обстоятельств и плыть по течению, и когда это случается, отрицательный результат в качестве гарантирован.
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, могут вести Вас в заблуждение, что хороший звук не может не разрушить замысел съемок и увеличивает затраты. Это не обязательно, если разумные меры будут предприняты режиссером и продюсером в подготовительном периоде и в течение съемочного периода.
Мы хорошо знаем ограничения нашего оборудования. Например, микрофоны — только инструменты, они не делают чудеса. Если с проблемами звука не разобраться с самого начала, или немедленно на съемках, они очень часто настигнут Вас в монтажно-тонировочном периоде.
Вы можете помочь делать нашу работу для Вас наилучшим образом. Хороший звук может быть записан с разумной подготовкой, чтобы избежать различных ловушек.
Мы нуждаемся в Вашем понимании и Вашей поддержке.

РАНЬШЕ И ТЕПЕРЬ
Чтобы понимать жалкое состояние звуковых дел сегодня, Вы должны вспомнить прежние времена.
Когда-то существовала такая организация системы киностудии, где вся линия различных цехов (отделов) работала вместе, чтобы производить фильмы в большом количестве. Независимо от того, на каких студиях мы работали, все наши коллеги понимали, что они должны предпринять разумные меры в пределах их компетентности, чтобы учесть в результате совместных действий хорошую звуковую запись.
Это было частью их прямых обязанностей и входило в описание их работы. Эти обязанности передавались молодым ученикам. Осветители маскировали тени от микрофона шторками приборов. Электрики заменяли шумный свет, если он «гудел». Помощники операторов принимали все возможные меры, уменьшая шум камеры и очень часто можно было наблюдать, как оператор терпеливо сидел под одеялами и подушками вместе с шумной камерой.
Каждый профессионал других профессий делал то, что было разумным, чтобы помочь записать хороший звук, потому что это, как они полагали, было частью их работы. Никто не должен был убеждать их делать это.
Это была эра разумного сотрудничества всех отделов со звуковым отделом.
Это было нормальным способом делать хорошее кино.
Сегодняшние кинопрофессионалы все еще гордятся их рабочими местами, но кажется, они БОЛЬШЕ НЕ полагают, что помощь записи хорошего звука является частью их работы. Проблемы начались, когда внутренняя система обучения в киностудиях была разрушена с появлением независимых от профсоюзов производителей кинофильмов. В процессе изучения того, что изменилось в работе большинства наших коллег, мы поняли, что изменилось их чувство звука.
Представители других ремесел теперь не думают, что они должны сделать все разумное, чтобы помочь ВАМ получить хороший звук для ВАШЕГО кино.
Нет больше системы передачи этих знаний. Все теперь учатся пожарным способом, на работе, методом проб и ошибок.
Всех теперь нужно просить отдельно в каждом случае сделать разумные вещи, которые являются необходимыми для защиты ВАШИХ звуковых записей, потому что они больше не полагают, что это — часть их работы.
Звукорежиссер с удовольствием убрал бы тень от микрофона на стене самостоятельно или закрыл бы одеялом шумную камеру, но правила игры другие. Вместо этого, мы должны убеждать, умасливать, принуждать, умолять и использовать любую другую технику психологического убеждения, чтобы заставить других помочь нам в предотвращении звуковых проблем.
В последнюю секунду, спасая время на съемку, мы должны вертеться волчком, чтобы устранить неожиданные проблемы, которые неизбежно появляются. Именно в последнюю секунду звукорежиссер узнает о кардинальных изменениях в диалоге, которые обязательно несут за собой неконтролируемое увеличение нежелательных шумов на съемке.
Все другие работники заняты проблемой: чтобы было видно, а не чтобы было слышно! Каждый отдельный человек на производстве от гримера до костюмера, от рабочего-постановщика до реквизитора концентрируются только на том, что заметно в видоискателе.
Поскольку все другие (кроме нас) работают только для картинки, никто из них не знает, что происходит с ВАШИМ звуком и не заботится о нем.
Вы — единственный человек на съемке, обладающий властью позволить нам получать для Вас хороший звук. Всегда легче и соблазнительней для звукорежиссеров сдаться и не идти «против шерсти», когда обстоятельства облагают запись звука невозможными для решения барьерами.
Киношколы собираются добавлять курсы психологии к учебному плану звукового образования. Ситуация — более чем плохая. Именно поэтому мы хотим, чтобы Вы знали в максимально возможной степени о минных полях в записи звука на каждой съемочной площадке.
То, что часто кажется Вам всего лишь жалобой, фактически является сообщением отрицательных факторов, чтобы Вы знали, что Вы получите в итоге записи звука, и какие звуковые проблемы могут быть устранены СЕЙЧАС. По сути, это — ВАШ выбор. Мы часто слышим от других, что «этот шум не делает звуковой проблемы». Это — Ваша проблема! В конце концов, мы отдаем Вам результат записи в конце дня.
После прочтения Вами этого обращения, мы надеемся, что Вам будет легче принять компетентное решение о том, когда наступает время сказать: «это мы отдельно озвучим!». В монтажно-тонировочном периоде может быть слишком поздно полностью исправить звуковую беду.
Пусть нижеследующая тема является последней в цепи событий, мы должны начать именно с нее, чтобы сказать о том, почему ADR — Речевое Озвучивание не решение проблемы!

ОЗВУЧИВАНИЕ
Важно понять серьезные и неминуемые последствия произнесения слов:
«Мы озвучим это!».
Вы знаете, что дополнительное речевое озвучивание добавляет финансовое бремя Вашему бюджету, но печальные его последствия намного больше, чем только это. Озвучивание — ответ только для тех ситуаций, когда все усилия записать звук синхронно не работают! Это — не быстрое решение, и первоначальные проблемы на съемке не могут быть легко исправлены только небольшим количеством времени, знанием или взаимодействием. Озвучение означает, что Вы идете на огромный артистический компромисс, который вреден фильму многими другими способами, которых Вы можете не знать.
Вы понимаете, что исполнение роли актером на съемке всегда лучше, чем в кабине речевого озвучивания. Создание фильма — художественное, творческое предприятие, рассчитанное на долгую жизнь! Вы выбираете больших актеров, собираете воедино всех создателей фильма, и затем губите артистическую сущность сцены озвучиванием! Голос большого актера в характере и образе роли, перемещающийся и взаимодействующий с голосами других актеров в трехмерном пространстве — сокровище.
Это — настоящая жизнь и тонкое дыхание фильма.
Несомненно, в условиях озвучения меньше окружающего шума, чем на лучшей съемке, сделанной с шумозащищенными камерами.
Но мы знаем, что озвучение не дает спонтанности и эмоциональной правды по сравнению с тем, что исполнили ваши талантливые актеры на съемке. Это не может быть дублировано. Озвучивание не работает. Самые большие актеры ненавидят это, и в лучшем случае это приносит какую-то пользу, если озвучивание делается близко по времени к съемке.
Озвучивание только съедает бюджет и время в постпроизводстве, которые были бы намного лучше потрачены, для использования волшебных инструментов обработки, обогащающих фильм.
Когда Вы не можете обойтись без озвучивания, поверьте тем передовым взглядам уважаемых звукорежиссеров перезаписи, признанных профессионалов, таких, как Thom Randy из студии Skywalker, что Вы должны озвучить сцену немедленно, или как можно ближе по времени к ее съемке.
Профессионалы знают, что исполнение будет лучше, если озвучивать сцену сразу после ее съемки, и звук будет более естественным, если он записывается в той же самой окружающей среде со всеми ее шумами. Есть компании, которые специализируются в озвучивании на съемке, используя видеозапись, работая с портативными студиями озвучивания.
Озвучивание в лучшем случае безответственно в финансовом отношении. Убедитесь, что звуковая проблема действительно не может быть устранена ПРЕЖДЕ, чем Вы примете решение, о котором будете сожалеть позже.
Никогда не позволяйте простому нетерпению на съемке быть реальной причиной прибегнуть к озвучиванию! Убедитесь, что Вы попробовали все разумные альтернативы.

ЗВУКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА СЪЕМКЕ
Большинство факторов, разрушающих запись звука, полностью предсказуемы, и случаются постоянно, раз за разом, проект за проектом, год за годом.
Есть такие препятствия, которые являются ясно опознаваемыми и измеримыми. Различие между получением хорошего звука, или плохого звука, часто определяется тем, сколько из этих предсказуемых отрицательных факторов имеют место на вашей съемке, и как они устранены.
Есть немного проблем, которые не имеют решения, даже если надлежащее усердие для их устранения может быть предпринято заранее.
Звукорежиссер — Ваш защитник. Давайте попробуем идентифицировать звуковые проблемы, которые каждая профессия может принести вашему фильму.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Хороший звук начинается с предвидения результата. Свяжитесь раньше и общайтесь чаще с Вашим звукорежиссером в подготовительный период. Заплатите ему, чтобы он выявил потенциальные проблемы на площадке до начала съемок. Позвольте ему сделать предварительную запись, чтобы понять, можно ли исправить что-то в перезаписи. Сделайте это прежде, чем места съемок будут утверждены и перед дебатами с ключевыми главами отделов киностудии. Если Ваш звукорежиссер все еще на другом проекте, сделайте так, чтобы он определил себе партнера, которому доверяет, чтобы пока работать с ним.
В конце концов, это будет стоить меньше!

ОТДЕЛ НАТУРНЫХ СЪЕМОК
Больше всего для защиты звука фильма может быть сделано здесь, чем в любом другом отделе. Выбор натуры должен быть сделан с рассмотрением условий хорошей записи звука. По крайней мере, надо попытаться оценить окружающие площадку шумовые факторы! Мы только просим, чтобы минимальное внимание уделялось потенциальным звуковым проблемам. Часто мы снимаем в том шумном месте, которое, возможно, легко заменить другим, или снимать там в выходные. Мы постоянно снимаем фильмы там, где рядом строительство, автомобильное движение, школы, часто пролетают самолеты и имеется другой фоновый шум. Все это является весьма очевидным. Снимайте только в тех местах, которые абсолютно необходимы и существенны фильму.
Закройте все шумовые проблемы прежде, чем мы доберемся до съемки.

  • всегда принимайте во внимание возможность контроля установок кондиционирования воздуха. Это обязательно! Без контроля управлением включения/выключения кондиционера, звуковой фон будет меняться от дубля к дублю, поскольку воздух то включается, то выключается без вашего вмешательства автоматически. Если это — большое здание, пусть кого-то стоит рядом с кондиционером с портативной радиостанцией, чтобы включать воздух, после каждого дубля. Когда съемки на натуре рядом с кондиционером здания, важно выключить его на время съемок.
  • контролируйте все источники шума при съемках в барах, офисах и больницах. Все холодильники, компьютеры, машины для изготовления льда, рентген, и другие шумные механизмы должны иметь возможность выключения на время съемок дубля.
  • просите планировать съемку в нерабочее время в местах типа баров и ресторанов.
  • избегайте жестяных крыш в дождливый сезон.
  • удостоверьтесь, что на места съемок могут быть легко проложены электрические и звуковые кабели, при этом, окна, двери и любые отверстия для этого должны быть закрыты.
    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ
  • советуйтесь со звуковым отделом при установке шумной мебели на съемке, компьютеров и другой машинерии.
  • учитывайте размещение микрофонов сверху, перед построением низких закрытых потолков, развешиванием ламп и перекрестных балок.
  • применяйте пену в лестницах и ступеньках и шаги, чтобы избавиться от гулких шагов во время диалога.
  • всякий раз, когда возможно, настилайте ковры, чтобы ослабить эхо и гулкость живых комнат. Особенно рассмотрите возможность ослабления шума шагов в комнатах, где снимается много диалога.
    ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА
    Ни один из этих советов не будет выполняться, если помрежи не поддерживают запись звука ВАШЕГО фильма. Иногда они не делают этого! Вся съемочная команда примет их сторону и прекратит сотрудничать, услышав реплику помрежа, что это очень дорого для хорошего звука. Уничижительные заявления подобно «мы долго ждем звуковиков» и «давайте озвучим это» являются непроизводительными и иссушают наш дух.
  • Используйте милицию если за неё заплачено. Перекрывайте движение если это возможно.
  • добейтесь тишины блокировкой связных устройств во время съемки. Не позволяйте ненужной ходьбы. Разместите вашу систему громкой связи в ключевых местах снаружи, особенно под окнами. Препятствуйте в использовании громкой связи людям которые не должны ей пользоватся. «Тишина» означает, что мы не должны слышать никакого шума работы от членов съемочной группы. Никаких двигателей, лишних разговоров, и т.д. Настройте ваше переговорное устройство с приоритетом, чтобы команда «Мотор» была слышна на всех каналах портативных радиостанций, используемых всеми отделами.
  • дайте звуковому отделу делать быстрые исправления, которые являются разумными без комментариев по громкой связи «ждем звук», либо объявляйте каждый раз «ждем камеру» пока поправляется свет.
  • используйте язык жестов для второстепенных команд окружающему персоналу.
  • найдите разумное время и место, чтобы спокойно прикрепить радиомикрофон актеру. Не будет быстрее, если Вы подталкиваете звуковую команду делать это быстрее, если актер настаивает на том, чтобы прикрепить ему микрофон в последнюю секунду перед съемкой. Не заставляйте микрофонного оператора сидеть около раздевалки звезды, и тратить впустую ценное время, которое могло бы использоваться, чтобы решить другие звуковые проблемы до съемки.
  • когда есть подробные репетиции сцены, предоставьте микрофонному оператору видеть, по крайней мере, одну репетицию прежде, чем актеры выйдут на площадку.
  • Предупреждайте об импровизациях и репликах второго плана прежде, чем актеры прийдут на площадку.
  • давайте звукорежиссеру возможность записать «паузу» комнаты, прежде, чем декорация будет разобрана. Не позволяйте никому ходить и разговаривать во время этой записи. Паузы комнаты очень важно записать перед тем, как вся звуковая атмосфера изменится на натурных съемках.
  • начинайте съемку только тогда, когда шум пролетевшего самолета будет неслышен, пока следующий самолет не полетел к месту съемки. Соблюдайте тишину на площадке, чтобы точно определить момент прилетающих и улетающих самолетов.
  • будьте уверены, что сообщили Звуковому отделу, по крайней мере, за два дня до съемок под фонограмму. Сделайте так, чтобы офис послал на съемку ленту с синхронизацией. Не ожидайте, что компакт-диск или кассета удовлетворят качеству съемки.
  • выключайте все портативные радиостанции, сотовые телефоны и пейджеры, во время съемки и заключительной репетиции. Они могут повлиять на беспроводные радиомикрофоны.
  • Каждый раз, снимая новый кадр, говорите по громкой связи что снимается, и что будет в кадре. Не держите группу в неведении — это только добавит хаоса при переезде и возможно переезжать придётся дважды. Избавьте нас от двойной работы.
    ДИРЕКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
  • заложите в бюджет третьего звукового человека и надлежащее количество звукового оборудования. Второй ассистент неоценим в решении звуковых проблем в критических моментах между дублями. Множество других проблем решается вторым ассистентом — начиная со слежения за тишиной на площадке и заканчивая починкой режиссерских наушников. Второй ассистент экономит время звукорежиссеру и микрофонщику для репетиций и лучшей подготовки к съемке. Часто просто необходим второй движущийся микрофон (читай — второй микрофонщик). Со вторым ассистентом «развернуть» второй микрофон — минутное дело. Обучать этому кого-то из группы нет смысла — вы же не доверите администратору сесть на фокус? В конце концов, второй ассистент сможет заменить первого в случае травмы или болезни.
  • не говорите «Нет» любым дополнительным звуковым затратам, не рассматривая также полный бюджет монтажно-тонировочного периода.
  • заказывайте и проверяйте тихие помещения для съемок. Даже в самых новых и самых современных сценических площадках шумные диммеры (регуляторы) света находятся так близко к месту съемок, что они являются ужасной проблемой.
    ОТДЕЛ ОПЕРАТОРСКОЙ ТЕХНИКИ
    Помощники оператора:
  • когда (если не всегда) есть шум камеры, предпринимайте все разумные усилия, чтобы устранить его, используя мягкие кожухи, силиконовые покрытия, одеяла, точную наладку механизма камеры, и т.д.
  • Не трогайте тумблер включения и выключения «метки», вы можете повредить непрерывность тайм-кода. Оставьте звукорежиссеру право решать эти проблемы.
  • отдайте звукорежиссеру право решать, на каких частотах должны работать радиомикрофоны, и средства технической радиосвязи. Будьте готовы выключить кодирование пленки Panavision, если оно мешает работе радиомикрофонов.
    Операторы:
  • придерживайтесь выбранного размера формата кадра.
  • решайте любые проблемы с микрофонным оператором до того, как «первая команда» (режиссер и актеры) вызвана на площадку.
  • будьте всегда доброжелательны к вопросу работы с шумозащитными средствами ваших камер. Работайте в отдалении с покрывалом или одеялом со специфической шумной камерой.
    Главные операторы:
  • освещайте кадр так, чтобы микрофон свободно мог передвигаться над головами актеров и не давал теней.
  • не используйте ксеноновые лампы, если режиссер не информирован, что вся сцена должна быть озвучена потом.
  • никогда не говорите «Озвучим»! Это — не прерогатива ГЛАВНОГО ОПРЕРАТОРА! Если он передает право решать это звуковой команде, они будут уважать его лидерство и внимание к потенциальным звуковым проблемам.
  • при съемке сцен внутри реального автомобиля, учитывайте звуковые проблемы и ставьте свет так, чтобы окна автомобиля могли быть закрытыми, где возможно.
    ОТДЕЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ
    Предпримите все разумные усилия, чтобы держать шумные устройства подальше от места съемки всякий раз, когда есть диалог в этой сцене.
  • при создании дождя, поместите дождевую установку и водосборник настолько далеко от сцены, насколько возможно.
  • используйте меховые коврики, чтобы приглушить капли дождя на крышах, когда это не видно в видоискателе.
  • когда используется вентилятор, чтобы покачать занавеску окна, или ветки растения, решите проблему со звукорежиссером прежде, чем поступит команда на первый дубль съемки.
  • при использовании искусственных каминов, пробуйте уменьшить шипящий звук газовых горелок.
  • обогреватели рядом с холодными площадками должны быть отключены заблаговременно до начала съемки, чтобы устранить потрескивание и щелчки, продолжающиеся некоторое время сразу после выключения.
    ОТДЕЛ КОСТЮМЕРОВ
    Они могут помочь в размещении радиомикрофонов в лучшем положении на теле актера, когда их просят об этом. Они никогда не должны делать отрицательные комментарии о небольшой выпуклости, которые воспринимаются актерами негативно, вплоть до отрицания размещения микрофонов на них. Думайте о бесшумной одежде, особенно когда основные актеры будут носить одну и ту же одежду на протяжении всего фильма.
  • никогда не позволяйте актерам носить шелковое нижнее белье, особенно лифчики. Хлопковые футболки должны быть надеты на актеров когда возможно, чтобы помочь избежать шелеста одежды.
  • нужно избежать шелковых галстуков, или, по крайней мере, изменить их внутреннюю часть хлопковой вставкой у главных актеров, носящих одну и ту же одежду в нескольких сценах.
  • будьте звуково ориентированы при выборе цепочек, ожерелий и других драгоценностей.
    ОТДЕЛ РЕКВИЗИТА
    Предпримите все усилия, чтобы сделать реквизит настолько тихим, насколько возможно. Особенно в следующих самых обычных областях:
  • при употреблении оружия, всегда позвольте звукорежиссеру знать, какой заряд выбрать: полный, ½ или ¼, и сколько выстрелов планируется и когда они будут происходить.
  • в сценах, где нужен стол, пробуйте положить мягкую, или фетровую прокладку под скатерть, чтобы приглушить шум гремящей посуды.
  • используйте фальшивые (ненастоящие) ледяные кубики в стаканах с напитками.
  • в сценах на кухне, положите ткань, где возможно, чтобы уменьшить шум посуды. Хозяйственные сумки намочите водой, чтобы избавиться от их «бумажного» шума.

ГРИП

  • используйте прокладки на рельсах, чтобы избежать шума.
  • Используйте флаги, что бы исчезли тени от микрофона.
  • используйте все разумные меры, чтобы уменьшить скрип тележки. Положите плавающий пол, если основной пол скрипит. Порошок талька помогает уменьшить шум движения тележки.
  • используйте одеяла, чтобы ослабить внешний звук от открытых дверей и окон.
  • укрывайте мягкими покрытиями громкие механизмы на съемочной площадке, вентиляторы, гудящие дроссели.
  • закрепляйте нижние части ширм, которые «полощутся» на ветру.
  • крепите прочно все, что будет двигаться. Избегайте лязга при движении.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

  • держите генераторы тока так далеко от площадки, как это разумно возможно. Всегда используйте минимум 3 длины кабеля (45 метров), чтобы соединить генератор с первой распределительной коробкой на площадке с резервом. Пользуйтесь местными источниками питания, где возможно, чтобы не использовать громкий генератор.
  • используйте все разумные меры, чтобы препятствовать осветительным приборам и балласту издавать любой шум на площадке, используйте дополнительные длинные кабели, чтобы держать шумопроизводящие устройства подальше от площадки.
  • укладывайте кабели так, чтобы окна и двери могли закрыться.
  • Используйте трансформаторы на проблемных диммерах.
  • внутри автомобилей закрепляйте и демпфируйте все воздушные вытяжки, чтобы подавить шум.
  • Переключайте приборы в бесшумный режим (а не в flicker free режим) когда идёт съёмка со скоростью 24 или 25 к\с для устранения ненужного шипения.
    ОТДЕЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ
    Разворачивайте свои устройства подальше от площадки, чтобы машины изготовления кофе и другие устройства нельзя было слышать, особенно при съемке.
    ОТДЕЛ ТРАНСПОРТА
  • не планируйте использование толкающих, или тянущих что-либо громких устройств на съемках, используйте человеческие трудовые ресурсы, когда это возможно, особенно при съемках крупного плана.
  • паркуйте грузовики и трейлеры так далеко от площадки, как разумно возможно и выключайте индивидуальные генераторы в моменты съемки. Размещайте основной съемочный лагерь, по крайней мере, за 300 метров от площадки в тихих местах типа пустырей и за холмами, и на расстоянии в 150 м. в городских условиях.
  • используйте для съемок внутри тихие автомобили.
  • паркуйте грузовик, или трейлер между генератором и площадкой.
  • вместо использования автомобильного двигателя, используйте тихий источник питания, достаточный для того, чтобы управлять легкими эффектами имитации движения в течение съемки.
  • поощряйте тех, кто предпринял разумные шаги, чтобы максимально обеспечить тихое движение автомобиля. Особенно просите, чтобы выхлопная труба была перенаправлена к носу грузовика и чтобы бортовой генератор был тихий.
  • используйте только один ключ зажигания, а не связку ключей, чтобы избежать их звяканья.
  • не включайте всю приборную панель, а используйте простую подсветку, чтобы выключить ее при съёмке, когда там установлен микрофон.
  • держите интерьер автомобиля свободным от всего, что шумит, типа цепей, дополнительных зеркал заднего вида, болтов и гаек.

АКТЕРЫ
Для звукорежиссера хороший актер — громко говорящий актер. Всякий раз, когда мы собираемся, чтобы обсудить нашу работу, мы всегда говорим о том, хороший ли голос у этого актера? Актеры, которые много работали на театральной сцене, знают искусство проказа их голоса.

  • не отказывайтесь носить беспроводный микрофон, когда это необходимо.
  • не просите, чтобы микрофонный оператор вышел из поля их зрения. (Съемки с микрофонным журавлем, или удочкой делаются в течение многих десятилетий. Вышеописанное — опасный прецедент, с которым мы недавно начали встречаться.)
  • предупреждайте звукорежиссера, когда Вы собираетесь говорить намного более громко, или более тихо, чем репетировали.
  • пожалуйста, говорите громче, когда просят. Мы просим это, когда мы действительно в этом нуждаемся.
    РЕЖИССЕРЫ
    Сотрудничайте чаще с вашим звукорежиссером, как Вы делаете это с редактором, композитором, главным оператором, или автором. Мы можем также обогатить ваше «видение» звуковыми образами. Общайтесь с нами — у нас есть решения многих Ваших проблем. Не прячьтесь за декорации, испытывая ненависть к звукорежиссеру, который, с Вашей точки зрения, приносит только плохие новости. Звукорежиссер почувствует Ваши «флюиды» и начнет советоваться с Вами все меньше и меньше, пока звук не перестанет быть жизненной частью сотрудничества на Вашем фильме.
    Хорошая взаимосвязь с вашим звукорежиссером позволит Вам знать о проблеме и Вы сможете избежать неприятностей. Если Вы просто полагаете, что звукорежиссер пишет хороший звук без всяких усилий, Вы можете ошибаться. Всегда возможно, что он просто бросил бесполезную борьбу за хороший звук, уступив отсутствию всякого положительного ответа на его усилия.
    Очень часто звуковые проблемы не обнаруживаются до самого последнего момента, когда все отделы сделали их работу, и площадка, наконец, достаточно тиха, чтобы слышать ее через микрофоны. Съемка иногда встречается с непредвиденной звуковой проблемой, которая была, но не определялась из-за рабочего шума подготовки к съемке. Поэтому мы, возможно, нуждаемся в одном или двух творческих изменениях, сделанных прямо сейчас, на месте. Нравится Вам это, или нет, но звук — существенная часть вашего полного процесса создания фильма от подготовительного периода до производства и тонировки. Вы могли бы сделать это правильно. Если Вы передадите это сообщение всем цехам и отделам, участвующим в съемке раньше, Вы освободите время на решение других неотложных проблем создания фильма.
    Помните, что некоторые отделы вынуждены соблюдать бюджет производства, но не всегда обеспокоены полной стоимостью создания фильма, включая тонировку.
    Разница между хорошим и плохим звуком во многих случаях — приблизительно 5 — 10 минут в день для выполнения небольшой подстройки техники в одном случае, перемене местоположения микрофона в другом, перезарядке передатчика радиомикрофона, подстилка прокладки для тихих шагов, смазки двери, изменение гулкости комнаты хорошо размещенным одеялом, выключением шумно работающего движущегося механизма на время съемки, присыпки порошком колес операторской тележки и т.д. Обычно за время просмотра Вами очередного дубля, проблемы бывают решены. В противном случае другой дубль будет таким же плохим. Ассистенты или другие, кто душит процесс решения проблемы, будут стоить Вам дорого позже в тонировке.
  • НАЛОЖЕНИЕ РЕПЛИКИ ОДНОГО АКТЁРА НА РЕПЛИКУ ДРУГОГО — по возможности, всегда лучше не делать наложение реплик прямо на площадке вообще, или делать, если только это абсолютно необходимо, потому что Вы физически можете контролировать только одну реплику, или другую, а не их взаимодействие. Вы можете решить, как сделать наложение реплик позже, когда Вы увидите весь диалог целиком. Помните, что наложение реплик всегда легче сделать вне съемки, позже, если Вы все еще хотите этого. Обычно, наложения реплик делаются из-за ложного убеждения, что так найдется лучшее исполнение. Этот аргумент теряет силу, когда в результате наложения реплика одного из исполнителей вообще не будет замечена. Конечно, есть случаи, когда наложения реплик должны быть сделаны, и обе реплики должны быть сняты с микрофонами одновременно.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУХ КАМЕР — есть правильный и неправильный способ использовать 2 или больше камер. Совершенно правильно снимать двумя камерами, если они выбирают примерно одинаковую крупность изображения и снимают эпизод одновременно. Кошмар звукорежиссера — это съемка двумя камерами: одна с общим планом сцены, а другая с крупным ее планом в то же самое время. Это означает, что звук будет компромиссным, потому что все актеры должны носить радиомикрофоны, потому что камера общего плана не позволит микрофону на удочке (журавле) быть на достаточном расстоянии для крупного плана. Это может быть решено, если вторая камера снимает только неговорящих актеров, или не включается вообще, пока снимается общий план. После съемки общего плана, снимайте крупные двумя камерами.
  • РЕПЕТИЦИИ — Они очень важны для всей съемочной группы. Прекрасно, если есть репетиции для актеров до съемки, но на площадке. Обычно закрытые для всех, было бы лучше если бы они были бы доступны, по крайней мере, микрофонному оператору. Иначе, мы можем только предполагать, где и как звук будет произноситься. Слова, которых мы боимся больше всего: «давайте снимем репетицию». Вам может повезти, но не снимайте репетицию, если Вы не желаете получить больше дублей из-за звука, потому что придется решать неизвестные проблемы.
  • КАК ПОЛУЧИТСЯ — невозможно применять микрофон на съемках с текстом, когда никто не знает, какой он и что получится? Если Вы все же хотите экспромта, делайте, дубль для для звука, если звукорежиссеры не записали его в первый раз.
  • САМОЛЕТЫ НАД ПЛОЩАДКОЙ — вероятно единственная самая печальная звуковая проблема на площадке — пролет самолета над ней. Это — проблема, которую, возможно, решить лучшей разведкой местоположения съемки. Вы знаете, что это не имеет смысла, мы знаем, это, актеры знают это, вся группа знает это. Все же, бывает, что Вы не имеете никакого выбора, кроме как начинать съемку, и выбирать наилучшие дубли, так или иначе. Мы советуем, прежде, чем прибегать к озвучиванию, намного лучше попытаться снять кусочками сцену за ту короткую паузу между пролетами самолета, которая относительно тихая, а после смонтировать всю сцену.
  • ГРОМКИЕ АКТЕРЫ — Иногда мы действительно нуждаемся в том, чтобы Вы заставили актеров говорить громче, чтобы спасти сцену. Когда снимают в громких местах, типа переполненного бара или на фондовой бирже, лучше вынуждать актеров говорить противоестественно громко. Если это будет не так, то на озвучивании звук будет неестественно тихим, и мы не сможем на перезаписи добавить богатые звуковые эффекты, которые придают звуку всей сцены реальность.
  • НЕСИНХРОН — всегда записывайте звук. Неконструктивно думать, что запись звука не нужна, если нет диалогов. Лучше записать весь звук, поскольку наличие синхронного звука значительно облегчает тонировку. Не нужно разговаривать во время съемки кадра, даже если в нем нет диалогов (например, при съёмке проезжающей мимо машины). В противном случае этот кадр всё равно придётся записывать заново. Соблюдайте тишину во время съемок любой сцены. Не уничтожайте звук без веской причины.
  • Требуйте второго ассистента для звукорежиссера. Качество Вашего звука будет выше.
  • СЪЕМКИ НА НАТУРЕ — поверьте, для вас важно, чтоб натурные съемки проходили в тихом месте. Если все же вы вынуждены снимать в «недружественном звуку» месте подумайте о возможности увязать фоновые шумы с тканью фильма. Возможно проходящее рядом шоссе или работающая рядом фабрика может появится за кадром этой натуры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Ключ к правильной работе со звуком — слово «разумность». Слова «мы поправим это на перезаписи» нужно заменить словами «давайте-ка, устраним проблему здесь и сейчас». Разумные усилия должны быть сделаны, чтобы решить все проблемы за разумное время. Мы не хотим «взять верх» на площадке и за Вас делать фильм. Все это только для записи хорошего звука для Вашего фильма. При этом мы не хотим сидеть равнодушно и спокойно в углу, в то время как Ваш звук уничтожается на площадке.
Мы только просим, чтобы все мы возвратились к тем недавним временам, когда дисциплина записи звука была общей практикой. Мы не будем обсуждать, почему это случилось, но, без вопросов, что антизвуковое поведение на съемке теперь преобладает. Что было тогда, теперь того нет. Быть хорошим политиком на съемке — всегда важная и сильная сторона, но ваш звук не должны быть результатом устных препирательств.
Не говорите вашему звукорежиссеру, что Вы ненавидите озвучивание, пока Вы не осознаете Вашего влияния на съемочной площадке в реальной поддержке его усилий.
Сегодня Вам решать, что сделать для лучшего звука ВАШЕЙ картины. Это может быть легко устроено в первый день подготовительного периода. Дайте всем службам письменное указание и устное наставление, что Вы хотите разумных усилий от всех, чтобы получить хороший звук на ВАШЕМ фильме.
Мы не просим у Вас нашей власти на площадке, но только немного уважения к вашему звуку. С вашей новообретенной поддержкой, мы обещаем действовать разумно всегда и не ожидать, что звук должен быть самой важной частью фильма. Мы знаем, что есть время на то, чтобы озвучить какую-то сцену после того, как мы сделали все возможное для его записи на площадке, но не смогли сделать это по объективно непреодолимым причинам. Мы только не хотим, чтобы к этому относились слишком облегченно. Слово «разумность» будет всегда руководить нами.
Наиболее важно найти время связаться с вашим звукорежиссером, потому, что Вы должны знать, все ли сделано для того, чтобы получить наилучшую запись звука.
Мы написали это, потому что мы хотим, чтобы ваш фильм был велик

1083
Комментарии (5)
  • 7 апреля 2011 в 03:10 • #
    Юлия Бочарова

    Чуть-чуть не влезло в пост. Окончание:

    Мы написали это, потому что мы хотим, чтобы ваш фильм был великим! Он будет жить вечно, и мы всегда хотим гордиться, что наше имя есть в титрах вашего фильма.
    Искренне,
    Ваш звукоцех.

    P. S. Все эти советы, тяжело ли, легко ли, но работают в индустрии кино управляемой рынком кинопродукции. Конкурентная борьба кинопроизводителей единственный путь заставить все департаменты съемочной группы работать так хорошо как это только возможно. И именно этот вопрос должен стоять перед всеми цехами, департаментами и службами, работающими над фильмом.

    Игорь Покорны

  • 7 апреля 2011 в 13:23 • #
    Александр Гончаров

    Толковая статья, написанная специалистом своего дела.

  • 7 апреля 2011 в 20:48 • #
    Дмитрий Долинин

    Запись чистового звука на съемке, действительно, судя по тому, что удается посмотреть, сейчас на крайне низком уровне. Многие звукорежиссеры (или постановщики) повадились добавлять к грязной фонограмме еще и постоянно блямкающую бездарную "музычку". Результат - реплик не разобрать, а от непрерывной звуковой атаки зритель быстро устает и переключается на другой канал. Или идет в магазин за бутылкой. Последующее актерское озвучание - самая правильная и выгодная технология. 1) Не тратится время и пленка, если актер сыграл отлично, но где-то оговорился. Достаточно одного-двух дублей. 2) При последующем озвучании появляется возможность подправить неточно написанный автором первоначальный текст. 3) Самое важное - возможность интонационных поправок. Что касается квалификации современных звуковиков - большинство вообще не умеет писать речь, не чувствует её ни на съемке, ни при последующем озвучании. Но при озвучании за этим хоть как-то может проследить режиссер-постановщик.

  • 8 апреля 2011 в 10:59 • #
    Александр Гончаров

    Дмитрий, здесь идеален технарь с хорошим слухом. Какой-нибудь заядлый радиолюбитель. Который знает, как от сетевых наводок избавиться, шумы понизись, в какое положение движки эквалайзера выставить (на свой тонкий слух) и т.д. Который прочитал пару книжек по акустике (Скучика и других), книги про Ухо (особенности и параметры логарифмического слухового аппарата). Статья хороша тем, что автор показал, что в этом деле, как и в любом другом, довольно много нюансов (они на каждом шагу). Отдельные несущественные моменты на мой взгляд спорны (но понятны причины этих утверждений), но их мало. В целом - наболевшее. Очень толковая статья. Интересно бы послушать мнение наших профи по кинозвуку.

  • 8 апреля 2011 в 12:38 • #
    Дмитрий Долинин

    Всё, что там написано имеет смысл только при одном условии: господа хотят сразу иметь чистовую речевую фонограмму. Но мой пафос заключается именно в том, что это желание не разумно.