Почему игра в бомжей так привлекает бизнесменов?
13 февраля 2009 в 11:39

Почему игра в бомжей так привлекает бизнесменов?

Почти 7 лет назад я предложил поиграть в бомжей одному очень состоятельному бизнесмену и его друзьям. Он и его компания приятелей искали новых развлечений и впечатлений. Мне показалось забавным поместить этих состоятельных господ, привыкших к шикарным автомобилям, роскошным офисам и домам, элитным ресторанам на самое дно российской действительности. Моя идея игры была принята на ура. Их загримировали в бомжей профессиональные визажисты и приодели соответствующим образом мои гримеры. Игра продолжалась 2 часа в подземном переходе между Казанским и Ленинградским вокзалами. Победил вице президент одного из крупных банков страны, он собрал в качестве подаяний больше мелочи чем остальные «бомжи». С тех пор эту игру заказывают моему агентству с удивительным постоянством. В нее уже поиграли многие представители крупного капитала, депутаты ГосДумы и даже члены правительства. В последнее время ее стали заказывать для своих топ менеджеров руководители различных компаний, которые сами однажды уже поиграли в бомжей.
Коллеги, помогите разобраться в мотивах, побуждающих бизнесменов самих играть в бомжей и заказывать эту игру своим менеджерам.

641
Комментарии (38)
  • 13 февраля 2009 в 11:53 • #
    Сергей Князев

    Мнения об игре "Бомжевой тур" специалистов по играм можно посмотреть в группе "Деловые и ролевые игры для бизнеса", достаточно нажать ссылку: https://professionali.ru/Topic/586425

  • 13 февраля 2009 в 12:06 • #
    Дмитрий Титков

    Мне почему то вспомнилась незабвенная книга "Тысяча и одна ночь", в восточных сказках падишахи часто любили переодеваться в простолюдинов и ходить под этим видом осматривать город. Или можно также вспомнить "Принц и нищий". Этот мотив у людей существует наверно со времени появления богатых и нищих.

  • 13 февраля 2009 в 12:13 • #
    Сергей Князев

    Вы провели точные аналогии этой игры с известными литературными произведениями. Но в чем же мотив героев тех произведений и нынешних состоятельных граждан играть в нищих?

  • 13 февраля 2009 в 12:21 • #
    Дмитрий Титков

    Ну во-первых, такие ролевые игры, при быстрой смене социального статуса мне кажется сильно выделяется адреналин, а это то, чего не хватает этим людям. Полностью защищенные от внешних воздействий и на некоторое время лишение этой защиты мне кажется вызывает определнный драйв. А у падишахов были и другие мотивы изучить жизнь граждан, чтобы эффективнее управлять.
    Да. я Вам письмо написал еще.

  • 13 февраля 2009 в 12:36 • #
    Сергей Князев

    Возможно, как и падишахи в сказке "Тысяча и одна ночь" наши политики и высокопоставленные чиновники играли в "Бомжевой тур" с целью изучить жизнь граждан и эффективнее управлять, но чего-то не видно результатов...

  • 13 февраля 2009 в 12:41 • #
    Дмитрий Титков

    :)) возможно... Падишахи тоже как-то делали специфические выводы из своих прогулок

  • 13 февраля 2009 в 13:48 • #
    Лариса Бондарчук

    всем доброго дня. Во-первых играют люди умные, люди с высокой самооценкой, с армией подчиненных, организованным бытом и распинсанным до минут днями/ночами и Вдруг:
    выпадение из жизни на два часа, да еще с мотивацией выигрыша "на дне" (кстати, роман небезысвестного писателя тоже ходят смотреть/читать не бомжи)!
    почему?
    - игра новая - есть рамки, цель, соревнование, выигрыш
    - урок психологии, а начальники все любят играть в психологию, они уверены в то, что все прекрасно разбираются в людях и их поступках
    - как правило. это группа товарищей - базар всегда интересней, поставьте одного босса в чужом городе в чужом переходе и на неизвестное ему время!?
    - воспоминания и возможность похвалиться перед близкими "Я сделал это!"
    - все идет из детства. то во что недоиграли всегда притягательно, а недоиграли, потому что ушли зарабатывать власть, деньги
    - это как в фантастических фильмах и сказках - проживая не свою жизнь, т.е. дарение нового опыта, который обязательно пригодится в деловой среде (человеческие мотивы и поступки не меняются), но конец будет счастливым

  • 13 февраля 2009 в 20:28 • #
    Сергей Князев

    Здорово, Вы все разложили по полочкам и даже финал благополучный предусмотрели.

  • 13 февраля 2009 в 16:50 • #
    Сергей Товстый

    Сергей, интересный вопрос! Как психолог, могу предположить наличие, минимум, трех вариантов.

    1. "Социально-психологический вариант". Мотив - "выпустить пар". У каждого из нас в обществе есть набор определенных ролей (муж, начальник, домохозяйка, жена, отец, бизнесмен, душа компании, ученый...). В каждой из этих ролей наше окружение ожидает от нас определенного поведения, речи, атрибутов, набора взглядов и ценностей. Нравится нам это или нет, но этим ожиданиям приходится соответствовать. Например, преподаватель филфака МГУ вряд ли будет понят коллегами и адекватно воспринят студентами, если придет на лекцию в наряде панк-рокера.

    Особенно влияние ролей сильно у богатых и влиятельных людей. Им нужно поддерживать _имидж_ в своих кругах, а 'этот имидж предполагает определенный набор ролей ("крутой парень", "солидный бизнесмен", "крестный отец" =) ). Чтобы восприниматься всерьез своими коллегами, такой человек в какой-то степени обязан носить этот набор масок и ему "запрещено" делать то, что не предполагает играемая роль. А иногда ведь так хочется!

    У каждого, сколько бы денег он ни заработал, остается бессознательное с его либидо, Ин-Се с его влиянием, внутренний "ребенок" со его капризами и желаниями и т.д. Проще говоря, у всех периодически "детство в попе играет".

    А выпустить эту энергию, подурачиться вовсю, сделать что-то безумное и веселое, находясь в роли крутого бизнесмена - ясное дело, не получится. Вот и играются топ-менеджеры и владельцы корпораций в солдатов, бомжей, разбойников, пиратов и индейцев.

    2. Вариант "Им нечего больше хотеть". Мотив - "новые впечатления от жизни, адреналин" Уже все видели, все пробовали, все знаем, для нас самые лучшие заводы, газеты и пароходы. Но уже ничего не хочется, потому что все есть! Точнее, наверняка, есть куда стремиться в бизнесе, но все мыслимые и немыслимые развлечения и виды отдыха уже пройдены. А тут такое!!! В переход! В наряде бомжа!! Милостыню просить!!! очень круто. Плюс - для них это выход за зону комфорта, а значит чуть ли не личностный рост =)

    3. "Медитативный вариант". Мотив - "стресс-менеджмент". Те, кто знаком с техниками медитации и философией, которая их описывает, знает, о чем речь. В ходе медитации встречается феномен, который можно назвать разидентификация. Это когда ты перестаешь чувствовать себя тем, кем привык - скажем, бизнесменом, 40 лет, отцом троих детей, которому нужно следить за рынком, думать о конкурентах, продвигаться в регионы и т.д. Т.е. выходишь за рамки тех ролей, о которых писалось в п.1. А следовательно - и перестаешь чувствовать ограничения, которые накладывают эти роли. Т.е. исчезает привычное напряжение, уходят привычные страхи и заботы.

    Вот, есть преположение, что резкая смена контекста для богатых людей - неожиданное превращение в бомжей - может приводить к таким измененным состояниям сознания и являться пилюлькой о стресса.

    ИМХО =)

  • 14 февраля 2009 в 03:33 • #
    Сергей Князев

    Юрий, очень круто! Вы буквально трактат начертали! Спасибо за столь подробный разбор темы! Смею предположить, что Все предложенные Вами варианты имеют место быть для разных участников игр. Для зажатых в тиски поведенческими кодами мотив "Социально-психологический". Для пресыщенных - вариант "Им нечего больше хотеть". Для желающих уйти от страхов и забот - "Медитативный вариант".

  • 14 февраля 2009 в 17:40 • #
    Сергей Товстый

    Мне и самому интересно. Должен же кто-то начать. Психологическую сторону event'ов, насколько мне известно, никто не изучал. И напрасно. Так что мы с Вами первопроходцы =)

  • 15 февраля 2009 в 07:23 • #
    Сергей Князев

    Да уж это верно, ивент рынок уже довольно обширен и вполне профессиональный, но остро чувствуется нехватка психологической базы, анализа, выводов и разработки психологических стратегий ивентов. Давайте попытаемся эту глыбу толкнуть в верном направлении.

  • 15 февраля 2009 в 13:44 • #
    Сергей Товстый

    Не вопрос =) я только за.

  • 15 февраля 2009 в 14:17 • #
    Сергей Князев

    Тогда предлагаю начать с открытия для обсуждения в этой конференции новой темы или серии тем, связанных с психологическим аспектом деятельности ивенторов.

  • 15 февраля 2009 в 14:33 • #
    Сергей Товстый

    Давайте! Можно распределить обязанности: с Вас - интересные и актуальные темы, с меня - психологический анализ. Ну коллеги, думаю, подключатся постепенно с обеих сторон.

  • 15 февраля 2009 в 18:04 • #
    Сергей Князев

    Договорились. Подумаю над темой.

  • 16 февраля 2009 в 03:19 • #
    Дарья Мозель

    Я касалась этой темы, изучала ее, когда жила и работала во Франции. Интересно, но очень опасно - таких драконов и динозавров можно раскопать, в том числе и в себе самом, - пожалеешь, что начал.
    Возьмите хотя бы психологический подтекст любого крупного корпоративного мероприятия: целью является укрепление команды, сплачивание рядов "трудящихся масс", а значит, унификация, в значит, нивелирование слишком ярких индивидуальностей (за исключением лидера, т.е. гендиректора, начальника, который сияет над всеми, даже если пьет водку и участвует в конкурсах как бы с народом). А отсюда лозунги: "мы -лучшие, мы-сильные, мы победим, вместе мы ого-го, пусть дрожать наши конкуренты(враги)", а далее : "если ты не с нами, ты - против нас". Как мантру повторяя вместе некие закодированные тексты, люди впадают в коллективный экстаз, и море им по колено = эффект достигнут.
    Профессиональная дискретная эксплуатация стадного чувства группы людей, объединенных общими целями - это был основной метод работы самого чудовищного и не менее одаренного специалиста по РR и крупномасштабному EVENTу - доктора Геббельса. Благодаря этому воззнесся Третий рейх.
    Это - ИМХО, пример, никого не обвиняю в фашизме, попрошу не бросать в меня тухлыми помидорами. Просто такова природа вещей...

  • 16 февраля 2009 в 18:52 • #
    Сергей Товстый

    Дарья, бывает и такое, но у нас другие цели, нежели у д-ра Геббельса, надеюсь, Вы понимаете.

    Нам - представителями сферы event, и, я думаю, господин Князев со мной согласится, - это нужно не для зомбирования и не для создания третьего рейха. Это необходимо для того, чтобы сделать мероприятия еще более интересными, яркими, качественными и эффективными, работающими на цели и задачи клиента.

    Плюс - цель любого бизнеса - получение прибыли. Понимая психологические основы поведения потребителей, мы сможем продать больше мероприятий.

    А то, о чем вы пишете, с коллективным экстазом, - похоже на секту =) и это не наш профиль.

  • 16 февраля 2009 в 21:52 • #
    Сергей Князев

    Юрий, может и начнем с темы, которую подняла Дарья? Эта тема может звучать примерно так: "ТимБилдинг - это эксплуатация стадного чувства?" В сопровождающем тему тексте можно предложить рассмотреть ее с точки зрения психологии, т.е. зомбирования сознания сотрудников и пособничестве в этом тех, кто делает корпоративные праздники. Разумеется, провокационность заявленной темы и наезд на ивенторов, неизбежно приведет к острой полемике, через которую можно обозначить и развить в следующих темах ПРОБЛЕМУ ОТСУТСТВИЯ ГРАМОТНЫХ ПСИХОЛОГОВ в ивент агентствах, которые беруться решать задачи психологического характера. Что думаете по этому поводу?

  • 16 февраля 2009 в 21:56 • #
    Сергей Князев

    Дарья, Вы подняли очень глубоку и даже глобальную тему - зомбирование и эксплуатация стадного чувства человека. Я предложил Юрию выйти через эту Вашу тему на обсуждение с ивенторами проблемы с наличием, или точнее с отсутствием, психолого в агентствах. Почитайте мой пост ниже, сразу под ответом Юры на Ваш пост. Каково Ваше мнение на сей счет?

  • 16 февраля 2009 в 22:35 • #
    Дарья Мозель

    Насчет темы, отвечу словами Джони Деппа из фильма "Шоколад" (когда он как бы съел червяка): "Остро, свежо...хотя и жуткая гадость":))
    А кроме шуток, тема мне кажется прелюбопытнейшей, я - за, всеми руками. Готова всячески способствовать развитию сюжета.
    Хорошо, когда полемика такая, что небу жарко - из этого чаще всего выстреливают самые нестандартные идеи и решения.

  • 16 февраля 2009 в 23:19 • #
    Сергей Князев

    Вы удивительно якро выражаете свои мысли! До чего ж приятно неожиданное знакомство с такой выразительно думающей леди!

  • 17 февраля 2009 в 00:55 • #
    Сергей Товстый

    Да, отличная идея. В России с психологической грамотностью беда. Народ заканчивает месячные курсы, объявляет себя психологом и начинает творить черт те что. Неудивительно, что потом обычный обыватель не видит разницы между тренингом личностного роста, сектой и командообразованием.

  • 17 февраля 2009 в 01:09 • #
    Сергей Князев

    Тогда я открываю новую тему. Прошу быть в ней моим соавтором или оппонентом. Думаю Вы, Юрий, сможете сами выбрать себе роль, которая усилит и укрепит наш замысел. Не бойтесь громить мое мнение если чувствуете, что это нужно для общего дела и подольет масла в огонь дискусси. Предлагаю и Дарью пригласить в команду.

  • 17 февраля 2009 в 01:13 • #
    Сергей Князев

    Дарья, мы с Юрием начинаем новую тему, которая родилась с Вашей легкой руки. Приглашаем принять в ней участие в качестве союзника модератора, оппонента или возмущенной справедливости, карающей меня и Юрия, короче в любой роли, которая Вам будет интересна.

  • 17 февраля 2009 в 01:34 • #
    Сергей Товстый

    Ок! Приступим!

  • 17 февраля 2009 в 02:20 • #
    Дарья Мозель

    Вас читать тоже необыкновенно легко и занимательно:)
    Мой выразительный образ мыслей в полную силу раскрывается, когда я готовлю мини-сценарии для концертов или музыкальных вечеринок - это особенное, ни с чем не сравнимое удовольствие... Последняя вечеринка, посвященная аргентинскому танго, дала поистине ошеломляющий результат: из 88 зрителей 12 человек записались на уроки и теперь регулярно занимаются!

  • 17 февраля 2009 в 02:22 • #
    Дарья Мозель

    Отлично, en avant!

  • 17 февраля 2009 в 02:33 • #
    Сергей Князев

    Блестяще! Браво! Мое почтение, прелестная сеньора!

  • 17 февраля 2009 в 02:40 • #
    Дарья Мозель

    Вы, я смотрю, тоже "не любитель" по ночам думать и работать;)))

  • 17 февраля 2009 в 02:47 • #
    Сергей Князев

    Да нет, по ночам я больше люблю секс, но когда его нет, с не меньшим удовольствием работаю.

  • 17 февраля 2009 в 03:01 • #
    Дарья Мозель

    А Вы секс тоже в ивент трансформируете или все же профессионализм не простирается так далеко?

  • 17 февраля 2009 в 03:10 • #
    Сергей Князев

    Секс - это величайшее из лакомств, я предпочитаю не трансформировать его ни во что, кроме как в еще более сладкий секс.

  • 15 февраля 2009 в 15:53 • #
    Дарья Мозель

    Могу предложить еще один вариант ответа - это сугубо мое личное мнение, не претендующее на истину в крайней инстанции:
    Если я правильно понимаю, подавляющее большинство этих "псевдо-бедняжек" - существа мужского пола. Эти мужчины добились власти, своего финансового и социального положения в основном благодаря своим истинно мужским качествам: смелости, целеустремленности, способности мыслить стратегически, жестокости.
    В прежние времена эти качества служили достаточным доказательством героизма, однако эволюция женского сознания и образа жизни привела к тому, что этих аргументов стало недостаточно. Поэтому, при всем видимом успехе, такие мужчины испытывают сомнения, чувство чудовищной неуверенности в себе: "А я по-прежнему мачо? настоящий самец, который может победить мамонта голыми руками, без охранников, Лексуса и мобильного телефона Верту?" Бомж - это некий современный пират, Робин Гуд - брутальный образ, не обремененный обязательствами и ответственностью, свободный и не лишенный романтического ореола в женских глазах, покоряющий своей "грубостью, небритостью и вонючестью". В самой сути, сыграть бомжа - это попытка разбудить первобытный инстинкты, проверить свою мужские способности без искусственных прикрас.

  • 15 февраля 2009 в 18:06 • #
    Сергей Князев

    Дарья, уверен, доктор Фрейд был бы Вами очень доволен! Интересный ракурс Вы предложили, ни разу с этой точки зрения не рассматривал мотивацию своих клиентов. Благодарю Вас за повод еще и об этом поразмышлять!

  • 15 февраля 2009 в 18:14 • #
    Дарья Мозель

    Приятные слова:)
    Вам не кажется, что львиная доля всех мотиваций лежит в сфере "сведения счетов", отрицательных или положительных, с противоположным полом? В том числе, и особенно, это вылезает, когда занимаешься событиями, мероприятиями, праздниками и пр.

  • 16 февраля 2009 в 18:31 • #
    Сергей Князев

    Есть в Ваших словах значительная доля истины.

  • 15 февраля 2009 в 19:16 • #
    Сергей Товстый

    Согласен, хорошее дополнение. По сути это как раз влечение к жизни, либидо по Фрейду, которое они получают возможность выразить.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?