Что такое «большое правительство» и для чего оно нужно.
22 марта 2012 в 16:35

Что такое «большое правительство» и для чего оно нужно.

Что такое «большое правительство» и для чего оно нужно.Президент РФ Дмитрий Медведев на состоявшемся недавно заседании Общественного комитета сторонников пояснил, что такое «большое правительство» и для чего нужен этот проект. Акцент был на том, что, прежде всего, большое правительство необходимо для обратной связи с обществом и экспертами, так как в нынешней ситуации лишь (добравшись до Кремля) можно решить проблемные вопросы.

Два слова по поводу «большого», или расширенного, правительства. Я, конечно, не имел в виду рост чиновников. Я, наоборот, полагаю, что бюрократическое ядро такого рода правительства должно быть абсолютно компактным, недорогим, необременительным для налогоплательщиков, для всех наших граждан,— сказал президент. «Что очень важно – это система обратной связи. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что система обратной связи, может быть, в наибольшей степени хромает в нашем обществе и в силу исторических причин, и в силу несовершенства, наверное, нашей сегодняшней работы»,— добавил Медведев.

Большое правительство – это актуальный мировой тренд. Так недавно, 20 сентября 2011 года, США была официально инициирована международная программа «Открытое правительство». Нацелена она на повышение эффективности и прозрачности работы правительств через более активное вовлечение граждан в процесс принятия решений и контроль за деятельностью органов власти. Подписавшие декларацию страны пообещали делиться друг с другом лучшими решениями в области открытого правительства.

Открытое правительство строится на увеличении доступности информации о деятельности правительства, поддержке гражданского участия, воплощении высочайших стандартов профессионализма в органах управления, повышении доступа к новым технологиям для большей открытости и подотчётности.

Дмитрий Медведев обозначил на встрече в Горках очень близкие, но учитывающие отечественную специфику приоритеты: обновленная стратегия развития, глубокая реформа госуправления, вовлечение общества, создание кадрового резерва.

Я двумя руками поддерживаю тренд «открывания власти», повышения её прозрачности и подотчетности людям. Об этом я неоднократно уже писал и говорил. Остановлюсь на том, что беспокоит в связи с проектом Большого Правительства.

Во-первых, нужно не забыть «Стратегию 2020». Она только развертывается и переходит в практическую плоскость. Над ней еще необходимо работать и работать.

Во-вторых, нужно не забыть «Народную программу», как первый хороший результат работы системы обратной связи. «Народная программа» – это результат опроса более миллиона человек. Это мега-опрос населения, проведенный летом.

В-третьих, нужно учесть то, что уже сделано в сфере реформы госуправления и создания новых проектов, в частности, Сколковский проект, недавно созданное Агентство стратегических инициатив (АСИ) и другие региональные кластеры и проекты.

В-четвертых, важно не забыть пример общественных советов. С 2004 года, практически при каждом из министерств были созданы общественные советы, в которые вошли как авторитетные представители общественности, гражданского общества и эксперты, так и представители различного рода союзов и ассоциаций.

В европейских государствах роль «большого правительства» выполняют организации гражданского общества. Именно они формулируют запросы к власти, именно к ним власть прислушивается и перед ними отчитывается. У нас в стране есть и Общественная палата, и Госдума, и Совет Федерации, много чего еще есть. Надо для начала оптимизировать взаимодействие этих институтов.

Сейчас необходимо менять процедуры выработки, оформления, принятия решений. Стилистика работы власти должны стать иной, её необходимо модернизировать. Для этого есть четкий и общеизвестный набор технологических решений. В частности, институциональные и коммуникационные методы.

Институциональные методы предполагают поддержку со стороны государства общественных организаций, осуществляющих контроль над госорганами. Требуется законодательное закрепление норм открытости (нормативные акты об обязательной публикации сведений о доходах чиновников, об электронном правительстве и т.д.). Необходимо закрепление системы поощрений и наказаний чиновников за информационную открытость/закрытость.

К числу коммуникативных методов относится, в первую очередь, публикация информации о работе правительства в интернете: расписание заседаний правительства и повестка дня (в том числе, и для заседаний, которые только должны состояться), расписание встреч чиновников, статистические данные, сведения о закупках каждого ведомства, сведения о рабочей дисциплине чиновников, номера телефонов чиновников в открытом доступе, видео-трансляции заседаний правительства и комиссий через интернет, регулярные видеоконференции чиновников (раз в месяц, раз в квартал), конференции с чиновниками через Facebookили другие соцсети с участием экспертов, публицистов и т.д., размещение в общем доступе кодекса поведения чиновника. Предоставление этой информации должно быть в максимально простом и доступном виде.

Должна быть публикация отдельной информации о частной жизни чиновника: сведения об имуществе, доходах, налоговые декларации самого чиновника и членов его семьи возможность публичного обсуждения этих сведений с участием самого чиновника (например, через интернет-конференцию). Нужна публикация сведений о том, как работают общественные советы, консультативные советы и т.д. при ведомствах.

Требуется расширение функционала «личного кабинета» гражданина на портале правительства: предоставление гражданину возможности следить за действиями и решениями отдельных чиновников. Нужно создавать возможность обмена электронными письмами между гражданином и чиновником, чтобы ускорить процесс внесения предложений или жалоб и ответа на них со стороны ведомств.

На заседании Общественного комитета сторонников Медведева, когда говорилось о большом правительстве, особо подчеркивалось, что нужна новая кадровая политика, новый кадровый резерв, новые люди. Согласен. «Теперь пришла пора федеральных структур, поэтому если получится провести вот эту политическую программу, можете не сомневаться, что и большое правительство, о котором мы сейчас говорим, и малое правительство, то есть реальное правительство РФ, будет состоять из абсолютно новых людей. И я считаю, что это крайне необходимо нашей стране»,— говорил Медведев. Слово «новые» звучит важной доминантой, при этом я бы прибавил к нему еще и определение – «новые профессионалы».

Складывается ощущение, что во многом кадровая политика, определяется возрастной категорией, а не профессиональными качествами. Почему? В США — средний возраст членов конгресса — 57,2 года, членов Сената — 63,1 год. Средний возраст глав государств — 51 год. Президенту Аргентины Кристине Фернандес де Киршнер (23.11.2011г. переизбрана на второй срок) – 58 лет. Франсуа ОллАнду (официально утвержденному кандидату по итогам праймериз от Французской социалистической партии на президентских выборах 2012 г.)57 лет.

Нужны новые творческие люди рекрутинг в креативный класс? Конечно! Наука свидетельствует, что наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

Сегодня очень востребованы «Люди развития». Они есть в Партии. И Либеральный клуб «Единой России», вместе с партийным проектом «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» может обеспечить их сетевой рекрутинг по регионам. Развитие – это всегда прорыв, это концентрация и ставка на лучших, это уход вперед части общества. Это ставка на сильных и лучших, это, в том числе, и непопулярные решения в социальной сфере.

Традиционная социальная политика в России сегодня полностью игнорирует средний класс – опору развития, выбрасывая его в абсолютно незащищенное поле. Эта политика сосредоточена на малоимущих слоях населения и носит сугубо перераспределительный характер.

В этом контексте у меня есть вопросы по обеспечению деятельности Людей развития. Готово ли большое правительство «прикрыть влиянием» этих людей, обеспечить ресурсами и временем? Что будет их политической Институциональной платформой?

Мой ответ на последний вопрос таков – «Единая Россия», Либеральный клуб и другие клубы Партии, наши кадровые проекты могут быть этой платформой «заверстки» людей развития в большом правительстве. Их надо брать прежде всего из рядов партии, побеждающей на выборах. Пока же у меня складывается ощущение, что некоторые комментаторы, да и некоторые политики, отводят нашей Партии роль некого обоза с мужиками на «допотопных» телегах, противопоставляя гусарскому отряду молодцов-красавцев в красивых доломанах с ментиками, гарцующих на арабских скакунах слегка впереди. Это неправильно и нечестно! Бастион Сен-Жерве могут красиво взять на пару дней и четверо мушкетеров, но удержать его без обоза, где ресурсы, основные силы и тяжелая артиллерия нельзя! При формировании большого правительства нужно плотнее входить внутрь Партии, проводить её реформу и там, а не на стороне, искать кадровый ресурс. Нужно больше веры и Партию нашу, и в то немалое, что уже сделано, и в тех людей, что сделали это! Разумеется, растущей партии нужны изменения и реформа изнутри. Либеральный клуб – может быть одной из точек роста этой реформы.

375
Комментарии (1)
  • 22 марта 2012 в 22:27 • #
    Алексей Винер

    Россия поствыборная http://expert.ru/tv/demokratiya/

    Участники: Ведущий – Пётр Скоробогатый; Александр Привалов - научный редактор журнала «Эксперт»; Михаил Рогожников - заместитель директора Института общественного проектирования; Андрей Ильницкий - Заместитель Руководителя Центрального исполнительного комитета Партии «Единая Россия»; Михаил Ремизов - Президент Института национальной стратегии; Юрий Котлер - Руководитель проекта «Кадровый резерв - Профессиональная команда страны», советник Председателя Высшего Совета Всероссийской политической партии «ЕР», Член Генерального совета Партии; Григорий Добромелов – Заместитель директора Института политических исследований; Александр Шатилов - Заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России; Игорь Малов - Заместитель директора Дирекции радиовещания ФГУП "ВГТРК", исполнительный секретарь Гильдии радио «Медиасоюза»; Дмитрий Абзалов - ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России; Юлия Гусакова – создатель арт-проекта «Товарищ Маугли. Стихи для бандерлогов»; Александр Ивантер - заместитель главного редактора журнала «Эксперт»; Татьяна Гурова – первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»; Андрей Виньков - обозреватель журнала «Эксперт»; Максим Рубченко – редактор отдела «экономика» журнала «Эксперт»; Владимир Бессонов - директор Института информационного развития Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Сергей Хестанов – Управляющий директор ГК "Алор Инвест"; Дмитрий Белоусов - ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; Александр Галушка– Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Виктор Сиднев - Руководитель Троицкого наноцентра, Руководитель рабочей группы «Анализ институциональных изменений» Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), член Экспертного Совета АСИ; Андрей Бережной - Генеральный директор компании Ralf Ringer; Иван Оболенцев - председатель комиссии по агропромышленному комплексу Российский союз промышленников и предпринимателей; Геворг Мирзаян – корреспондент журнала «Эксперт»; Павел Быков – заместитель главного редактора журнала «Эксперт»; Игорь Коротченко - главный редактор журнала "Национальная оборона", член общественного совета при Минобороны; Константин Макиенко - заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий; Татьяна Пархалина – директор Центра европейской безопасности; Александр Игнатенко - президент Института религии и политики, член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, член совета по внешней и оборонной политике.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009