Непонимание между властью и обществом опаснее кризиса
29 декабря 2010 в 05:52

Непонимание между властью и обществом опаснее кризиса

30 ноября Дмитрий Медведев обратился к Федеральному собранию РФ с очередным Посланием.

Во-первых, это последнее непредвыборное Послание президента, практически подводящее итог трем четвертям его первого срока. Так или иначе – своеобразная веха.

Во-вторых, из всех посланий, что нам доводилось слышать, это было самое необычное по форме и содержанию. Жанр Послания Конституцией не определен. В Федеральном законе от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» установлено следующее требование: «Ежегодное Послание президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год» (ч. 2 ст. 5).

Упущенные позиции

Это требование практически всегда оставалось требованием на бумаге, и только последняя речь сподвигла меня обратиться к этому документу.

Тем не менее уже сложились определенные представления о содержании и форме посланий. Может быть, сами авторы идеи и руководствовались американским опытом или традициями тронной речи в британском парламенте, но преемственность по отношению к отчетным докладам ЦК КПСС прослеживается здесь гораздо более отчетливо.

Что было важного в партийных докладах, если совсем вывести за скобки коммунистическую риторику? Это были выверенные в пропорциях документы, которые не оставляли без внимания ничего из того, что представлялось важным. Итоги экономического развития и планы на будущее, социальные вопросы, внешняя политика, оборона, наука. Советское общество последние годы держалось на ритуале, и следование определенной форме было жизненно (скорее – мертвенно) важно. Западные лидеры в подобных отчетах старались тоже охватить максимальный набор тем, но из-за неспособности полностью отгородиться от окружающей жизни все время комкали некоторые вопросы и посвящали большую часть выступления наиболее насущным проблемам: то безработице, то инфляции, то реформе образования, то, не дай бог, какой войне. Застой же способствовал соблюдению чистоты жанра, хотя и здесь случались новации: то Продовольственную программу объявят, то БАМ, то освоение Нечерноземья.

То, что послания президента Федеральному собранию отчасти наследовали коммунистической традиции – закономерно, органично и оттого лучше, чем любое действие на разрыв. Еще раз повторим: жанр посланий нигде не зафиксирован, но существуют определенные общественные ожидания по отношению к посланию. Скажет, мол, о самом главном по основным направлениям. При этом разнообразные пиаровские «виньетки» вроде идеи сокращения часовых поясов не только не возбраняются, но и приветствуются: иначе внимание широкой публики и вовсе привлечь будет сложно.

А то, что советское понимание жанра живо и по сей день, подтверждает обида Лукашенко: в последнем Послании Белоруссия не упоминается! Тут придется отнестись к чувствам Александра Григорьевича с пониманием.

Создание Таможенного союза, перспективы формирования ЕЭП – одни из важнейших событий этого года и года грядущего, особенно в контексте предстоящего вступления в ВТО, и меня очень интересует мнение президента по этому поводу, высказанное в жестком формате речи, прописанной в Конституции.

Последнее Послание президента содержало идею о том, что и на муниципальном уровне должна быть пропорциональная или смешанная система выборов. Это очень важно, но настолько логически продолжает всю предыдущую линию по «проращиванию» партий до самого низового уровня, что практически не прозвучало сенсацией. Очень актуальна идея отказа региональных властей от «заводов, газет, пароходов», но в отсутствие четких обязательств и процедур подобного отказа идея эта повисла в воздухе, лишь слегка подпортив настроение губернаторам.

Epic Fail, или Недетские болезни

В целом, однако, все запомнили: Послание было «про детей». Меня в очередной раз восхитил российский политикум, когда в кулуарах Кремлевского дворца по выходе из Георгиевского зала все хором давали комментарии того плана, что, собственно, ничего другого они и не ожидали услышать. Потом политологи развили идею: главный месседж Послания, мол, заключался в том, что человек должен стоять во главе угла государственной политики. Эти изыскания были рассчитаны явно не на людей моего поколения, хорошо помнящих бронзовый лозунг дорогого Леонида Ильича: «Все для блага человека, все во имя человека!»

Хорошо, дети так дети. Демографический кризис – действительно проблема России номер один. Но к неписаным правилам Послания относится и соблюдение пропорций между благостными пожеланиями, лозунгами и конкретными мерами. Какие конкретно новые шаги по поддержке материнства и детства предлагаются? Вычеты с налогооблагаемой базы для третьего ребенка. Освобождение от налогов благотворительной помощи детям. Участок земли многодетным семьям, про который пока мало что понятно. В общем, негусто. Да, чуть не забыл. Не пускать педофилов работать учителями и воспитателями. Без комментариев.

При этом я должен подчеркнуть: власть в последние годы действительно очень много сделала для поддержки материнства и детства. Пусть пособия пока недостаточны, но они увеличены в разы, а материнский капитал маленьким назвать не поворачивается язык. Эффективно заработала система родовых сертификатов. В конце этого года сдаются полдюжины перинатальных центров, а дальше их будет больше. И это все объективная реальность, а не продукт зомбоящика. Как реальность и нынешний бюджетный дефицит.

На сегодняшний день у государства нет новых материальных рычагов демографической политики. Что не так страшно, потому что, повторюсь, именно в последние годы было сделано в этом направлении столько, сколько не делалось десятилетиями.

Так откуда же это удивительное Послание президента «про детей», «вне формата», как сказали бы на музыкальном радио? Я могу высказать только гипотезу. Власть осмотрелась и подумала: «Так, денег на новые благие свершения у нас нет. Но это не бедамы власть или не власть? Значит, можем формировать повестку дня. Привлечем внимание, призовем к действию. Ну и, конечно, никто внакладе не останется – дети милы любому электорату». Замысел действительно благородный, и опасность он несет не детям, а самой власти. Излишняя самоуверенность ведет к изоляции. И я уверен, что нашему обществу пуще любого дефицита бюджета, инфляции и дорогого кредита угрожает непонимание его властью и незнание самого себя, или еще шире: глобальные сбои в коммуникации. Власти и общества, общества и общества, индивидуума и власти, индивидуума и общества.

Я сгущаю краски? Тут как раз уместно вспомнить детей, которые, не прошло и полутора недель после Послания, вышли на Манежную, вышли в Питере, Ростове-на-Дону, Ижевске и далее везде. Epic fail, как пишут в столь любимом президентом Твиттере.
http://www.ng.ru/scenario/2010-12-28/9_communication.html

306
Комментарии (34)
  • 29 декабря 2010 в 11:43 • #
    Эдуард Столбов

    "При этом я должен подчеркнуть: власть в последние годы действительно очень много сделала для поддержки материнства и детства. Пусть пособия пока недостаточны, но они увеличены в разы, а материнский капитал маленьким назвать не поворачивается язык. Эффективно заработала система родовых сертификатов. В конце этого года сдаются полдюжины перинатальных центров, а дальше их будет больше. И это все объективная реальность, а не продукт зомбоящика. Как реальность и нынешний бюджетный дефицит".
    Щас заплАчу от умиления.
    Мне тут сказали, что протестная часть населения только те, у кого есть инет. Вчера общался с одним знакомым. Инета у него нет, живёт случайными заработками, ТВ тоже нет, не читает почти газет, ничем не увлекается...просто живёт, как получится. Но вчера он меня сразил. Говорит - я власть ненавижу, ЕР ненавижу. Мне ничего не нужно, был бы кусок хлеба да стакан чая. Но что они делают со страной и народом? ... Делее не могу цитировать, забанят)). Уже социально неактивные люди начинают так думать и говорить об этом, вот что меня удивило. Значит мы на пороге перемен. 100%. Вопрос - каких?

  • 29 декабря 2010 в 12:06 • #
    Белякова Ирина

    Думаю, без громких слов - от нас с Вами тоже зависит, Каких перемен...

  • 29 декабря 2010 в 12:09 • #
    Эдуард Столбов

    Это да. 100%.

  • 29 декабря 2010 в 13:16 • #
    Владлен Колотилин

    Здравствуйте Эдуард! Согласен с Вами в приличном обществе никто не сознается , что голосовал за педросов.

  • 29 декабря 2010 в 13:47 • #
    Эдуард Столбов

    Здравствуйте, Владлен. Ага))). Все утверждают обратное, но, что-то мне подсказывает, что ЕР победит на выборах с 80 процентами))))).

  • 29 декабря 2010 в 15:52 • #
    Владлен Колотилин

    Так они себе сколько хотят столько и нарисуют. Общался с двумя руководителями избирательных муниципальных коммисий у нас в Питере за рюмкой чая. При выборах ДАМа за него было не более 35% в районных поправили и поставили сколько им надо.

  • 29 декабря 2010 в 16:52 • #
    Эдуард Столбов

    Да, так оно и есть. Уже теперь, у нас, в Кирове, установка дана, чтобы не менее 60% за едросов. Хорошо, что открылась информация. Да толку-то...

  • 30 декабря 2010 в 12:42 • #
    Владлен Колотилин

    Вспоминаю поговорку. Сколько ниточка не вейся....

  • 30 декабря 2010 в 12:44 • #
    Владлен Колотилин

    Да , а как же бывший демократ- губернатор Белых ?

  • 30 декабря 2010 в 20:53 • #
    Эдуард Столбов

    НЕ знаю:)). Вертикаль же шь. Губернатором гарант поставил. Как же гаранта подвести?

  • 31 декабря 2010 в 16:57 • #
    Владлен Колотилин

    Надо будет позвонить на Эхо Москвы задать вопрос.

  • 1 января 2011 в 02:21 • #
    Эдуард Столбов

    ))), Эхо глаголет до определённых рамок. За рамки ни-ни)). Фигня всё это.

  • 1 января 2011 в 16:54 • #
    Владлен Колотилин

    И тем не менее с Новым годом!

  • 1 января 2011 в 18:09 • #
    Эдуард Столбов

    Спасибо! Взаимно :)!

  • 2 января 2011 в 04:08 • #
    Белякова Ирина

    Один есть вариант - не идти на выборы ВСЕМ. Тогда с чего будут рисовать проценты то. Тогда при неявке они просто не состоятся

  • 29 декабря 2010 в 20:36 • #
    Радос .

    Да нам н....ть (или наплевать?) на их "победу", кто уже проснулся от "коммунистического будущего", тот работает на свою семью, а не на правительство.
    И революцьонеров никогда больше не поддержит - исторический ФАКТ! ! ! А кто там "сверху" сидит на шее у Народа - какая разница? ... Патриархальная пирамида Власти - никакой на фиг не "вертикал", разве не понятно здравомыслящему человеку?

  • 30 декабря 2010 в 01:23 • #
    А Максаков

    Я уже обьяснял порочность лозунга, точнее вашему оппоненту, чиновник тоже работает на свою семью, его отпрыски в Англии, наворовал он на семейный счет на кипре, чем вы лучше этого чиновника? Тем что не воруете? И только?

  • 30 декабря 2010 в 12:37 • #
    Радос .

    А зачем мне сравниваться с каким-то "наворовавшемся чиновником"? ... Для кого-то и он - самый лучший.
    По каким критериям Вы собираетесь выстраивать "рейтинг"?

  • 2 января 2011 в 04:08 • #
    Белякова Ирина

    Один есть вариант - не идти на выборы ВСЕМ. Тогда с чего будут рисовать проценты то. Тогда при неявке они просто не состоятся

  • 2 января 2011 в 11:37 • #
    Олег Смоленский

    Грубая ошибка Ирина! Выборы СОСТОЯТСЯ и будут признаны таковыми на законных основаниях, даже если на них явится только один Путин и проголосует за самого себя! Такое уж у нас законодательство!
    Так что Ваш призыв ложен и крайне вреден! Пересмотрите свою позицию, Вас читают и прислушиваются к вашему мнению.
    Посмотрите информацию по Союзу избирателей России 2012 - http://runet-party.ru/Sir_2012/index.php . На мой взгляд там зацепили именно тот, единственно возможный, проходной на законных основаниях вариант действий. Задача: за оставшееся до выборов время донести идею до населения страны. Если Вы поддержите это начинание, будет гораздо больше пользы.

  • 2 января 2011 в 18:12 • #
    Белякова Ирина

    Состоятся то они состоятся - хотя де юре это весьма спорный момент. Конституцию и конституционный суд пока еще никто не отменял. Кто б там не явился один за себя любимого сам проголосовать, то де факто он же самим собой потом и будет управлять.
    Спасибо за ссылку, я изучу материалы. В чем именно Вы видите с моей стороны возможную поддержку ?

  • 2 января 2011 в 21:12 • #
    Олег Смоленский

    Это Вы сами для себя определите, если конечно найдёте идею привлекательной. :)

  • 2 января 2011 в 22:04 • #
    Белякова Ирина

    Пока по прочитанному могу сказать, что разделить все Ваши взгляды я не смогу. Однако в таких случаях самый верный путь - взаимная консалидация.

  • 2 января 2011 в 23:28 • #
    Олег Смоленский

    Даже как-то стало интересно...
    А какие там мои взгляды Вы разглядели? В двух словах, так сказать идею... :)

  • 3 января 2011 в 00:13 • #
    Белякова Ирина

    Народный кандидат в первые лица со своей командой. - в двух словах, как просили

  • 3 января 2011 в 09:56 • #
    Олег Смоленский

    Верно,... одно маленькое уточнение - идея не моя, но я её по мере сил и возможностей поддерживаю.
    Так что же, если не секрет, Вы в этой идее отрицаете, точнее "не разделяете"?

  • 3 января 2011 в 19:21 • #
    Белякова Ирина

    Не разделяю, ибо без разницы кто "директор"страны. Главное чтоб он принимал решения, адекватные мнению народа, и ради развития страны

  • 2 января 2011 в 23:56 • #
    Владимир Воробьев

    Посмотрел сайт Союза избирателей России... Детский сад... На голом протесте переиграть Партию власти невозможно, но кому хочется убить кучу времени и бабок на пустую затею - флаг ему в руки, как говорится...

    Можно ли, в принципе, переиграть Партию власти? Можно, если будут соблюдены обязательные пункты правил игры:

    1. Нужна личность национального масштаба, держащаяся обособленно от власти и от оппозиции, но не выясняющая с ними отношения и критикующая их не скандально, мудро.

    2. Нужна общенациональная политическая партия с мощной электоральной поддержкой и необходимыми для выборов всех уровней ресурсами (информационным, экономическим, интеллектуальным и прочими).

    3. Нужна очень серьезная Программа партии и кандидата в Президенты, понятная всем без исключения гражданам

    4. Нужна официальная поддержка партии и национального лидера интеллектуальной, экономической, финансовой и силовой элитой страны, причем не протестного, а делового, конструктивного характера.

    5. Нужна молитвенная и официальная поддержка партии и кандидата в Президенты Русской Православной Церковью.

    При таких условиях возможен положительный результат, при иных - очередная утопия, которая будет контролироваться и направляться, либо Кремлем (Сурковым и К), либо ФСБ...

    Пример такого лидера и его победы и национальных сил - В. Янукович на Украине...

  • 3 января 2011 в 00:19 • #
    Белякова Ирина

    мой ответ увидите выше

  • 3 января 2011 в 10:14 • #
    Олег Смоленский

    Посмотрел сайт Союза избирателей России... Детский сад...
    То что посмотрели, - хорошо. То, что не поняли - плохо. То, что не поняв готовы навешивать ярлыки, - плохо.
    Теперь продемонстрирую как ваше, уважаемый Владимир предложение дилетантски выглядит.
    1. Нужна личность национального масштаба...
    Ваши предложения? Назовёте,... потом разберём по косточкам.
    2. Нужна общенациональная политическая партия...
    Ну вообще детский сад,... нужна, то она нужна, но где ж её взять или у вас есть возможность создания и регистрации такой партии?
    3. Нужна ... 4. Нужна... 5. Нужна...
    Как то даже лень по пунктам расписывать, банальности какие то, ну нужна и что дальше...? Предложите что нибудь для реализации хоть одного из ваших "Нужна", я вам распишу почему у вас ничего не получится, по каждому пункту.
    Так что уважаемый, прежде чем критиковать чьи то конкретные действия, нужно из себя что-либо представлять, либо что-то делать самому для решения подобной задачи, а так... воздух сотрясать... Не, ну интернет позволяет конечно... Хотя в иных случаях полезнее просто промолчать.

  • 3 января 2011 в 19:52 • #
    Владимир Воробьев

    Я высказываю свое мнение о рекомендуемом сайте. Что Вы так перевозбудились, Олег? Или Вы указали сайт для того, чтобы мы на него молились? Чтобы бурно рукоплескали и кричали: браво-брависимо? Извините, что не молимся и не скандируем: гениально, превосходно и сногсшибательно!!!

    Я имею право высказать свое мнение относительно сайта? Свое, а не Ваше? Наверное, имею. Я его высказываю. Что делаете Вы? Вы высказываете свое мнение уже не о сайте и моем мнении о нем, а обо мне лично: кто такой, че ворчишь, че из себя представляешь, куда бочку котишь, в натуре...

    Ну и в конце, вообще, фраза для "закрепления материала": молчал бы ты,.. когда ТАКИЕ "гиганты мысли и отцы русской демократии" излагают тут, понимаешь, свои комгениальные мысли... В простонародье это называется "заткнуть рот"...

    Мне не надо ничего расписывать, Олег, мне итак все понятно и про сайт, и про затею, и про Вас... Так что, извините, что я имел неосторожность усомниться в гениальности сайта и всех его сторонников... В следующий раз не скажу ни слова...

  • 5 января 2011 в 22:56 • #
    Олег Смоленский

    Да будет Вам Владимир оправдываться. Порядочные люди в таких случаях говорят всего лишь одно слово - "извините" и всё, вопрос исчерпан. У меня лично к Вам нет ни предвзятости ни негатива (не откуда братья, не было причин). Всего на всего отзеркалил ваш тон и словесные формы. А Вам сразу не понравилось почему-то? Даже не понятно почему, если Вы позволяете себе выражения типа "детский сад", а следом выдавать воспитательные нравоучения, то будьте готовы к тому, что и для Вас найдётся учитель.
    Но всё это не по теме, прошу Ирину извинить нас за отступления.
    Что касается вашего Ирина: "...Главное чтоб он принимал решения, адекватные мнению народа, и ради развития страны..." Так именно эта задача и стоит в основе идеи Союза избирателей России 2012. Стало быть у нас нет противоречий!

  • 5 января 2011 в 23:43 • #
    Владимир Воробьев

    Вы, Олег, чувствуете разницу между критикой идеи, сайта и критикой лично кого-то? Если чувствуете - посмотрите мои слова и свои...

    Я Вам лично что-то предъявил? Нет, критика касалась идеи и сайта. Вы же занялись лично мной, а не только критикой сайта и идеи - в этом разница...

    Если кто-то считает возможным вести диалог в таком стиле - я в нем не участвую. И оправдываться мне не в чем, Олег.

    А надо Вам извиняться или нет за перевод стрелки с идеи и сайта на мою скромную персону - это, Олег, Ваша проблема. И в зависимости от того, как Вы ее решите, глядя на мой и на свой текст, так слова о воспитанности и прилепятся к Вам...


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009