Разница в образовании. Откуда она?
28 марта 2012 в 12:28

Разница в образовании. Откуда она?

Тема изначально философская.
Причем философская в том, народном смысле, когда подразумевается, что говорить и спорить можно долго, но ответа найти не получится.
Соглашусь заранее с тем, что ответа найти не получится. Но это же не значит, что нет смысла об этом говорить.

Мне кажется, что большинство наших бед заключается именно в образовании. Поскольку, как не крути, а основные наши проблемы заключены в неравенстве людей. А неравенство оно не в количестве доходов или месте проживания. Основное неравенство оно именно в способностях, то бишь, в наличие или отсутствии определенных знаний. А всё остальное вторично.
Как не крути, но для того, чтобы стать миллиардером, нужно иметь не только определённые деловые качества, но и какие-то знания. Собственно то, что мы называем деловой хваткой – это ведь тоже составляющая часть знаний.
А вот почему этот самый уровень знаний у всех разный? От чего он зависит?

Задумавшись над этим, я пришел к выводу, который мне самому показался неожиданным. Не менее чем 90% знаний, которые мы используем в жизни, мы получаем в школе.
Обычной, средней школе.
Плюс к этому, некоторое количество специальных знаний добавляет ВУЗ. Но вот как раз эти знания влияют меньше, тем более что далеко не всем приходится их применять в жизни.
Не верите?
Попробую убедить.

Практически всю свою трудовую жизнь мне приходится заниматься журналистикой. А журналист, это человек, которые по определению Жюль Верна обязан знать обо всем понемногу. То есть настолько, чтобы, когда о чем-то пишешь или говоришь не показать свое полное незнание вопроса (жаль, что современные журналисты не читают Жюль Верна).
А последние лет одной из сфер моей деятельности является издание популярных справочников на самые различные темы. Что тоже требует некоторых знаний в самых различных областях деятельности – биологии, минералогии, нумизматике, географии и многом другом.
Так вот, каждый раз сталкиваясь с какой-то темой, я постоянно убеждаюсь, что для того, чтобы разбираться в ней, достаточно напрячь память, и вспомнить школьный учебник.
Я немного утрирую, но на самом деле, даже столкнувшись с темой драгоценных камней, мне мало понадобились знания из курса геологии, полученные в ВУЗе – хватило воспоминаний с уроков географии.
Это даже удивительно, но в школе нам даётся настолько полный курс знаний, что его достаточно, чтобы стать разносторонне развитым человеком.
Кстати, в ВУЗе многие дисциплины, которые даются в дополнении к основным, по сути лишь повторяют школьную программу. У нас, например, таковой, являлась химия. И весь курс химии у нас, по сути, был повтором школьной программы – разница была скорее в подаче материала, чем в объеме и глубине.
И конечно, надо учитывать то, что под изучением школьной программы подразумевается её развернутое понимание.
То есть не только учебник, но и то, что называлось рекомендуемой литературой для чтения. А так же всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятие и всякие экскурсии.
В общем и целом можно сказать, что если хорошо учить уроки, и при этом читать книги и вообще впитывать всевозможные знания, то более вроде ничего и не надо.

А теперь сделаю поправку к вышесказанномув средней школе мы МОЖЕМ получить 90% знаний, которые будем использовать в жизни.
Можем. Но не получаем.
Не получаем совершенно точно, иначе бы имели общество с таким уровнем интеллекта, что никакому Ивану Ефремову или Сергею Снегову и не снилось.
А почему?
Возможности у всех изначально одинаковые. И не надо утверждать про социальное неравенство общества. В жизни множество примеров, когда образованнейшие люди вышли из самых низов, и их родители были бедным и абсолютно безграмотными. И столько же много примеров, когда дети талантливейших людей, вырастали в полных балбесов. Поговорку «природа на детях отдыхает» ведь не случайно придумали.
Конечно, многие социальные факторы влияют на получение образования. Но почему-то один ребенок не читает книги из огромной домашней библиотеки папы-академика, а другой зачитывается книгами из «районки», чего совершенно не понимают его родители-алкоголики.
Откуда это берется?
Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей?
Когда, кем?

Может быть, ответив на этот вопрос, мы сможем очень многое изменить в нашей жизни?

===

Хочу отметить, что это не только статья, ставящая тему для обсуждения. Это в некотором роде только начало разговора, который сначала пойдёт в блогах, а продолжится в очередном выпуске программы «Пресс-клуб», которая будет посвящена этой теме.
Программа выйдет в среду, 28-го марта, в 21.00 по московскому времени.
Приглашаем всех, кому интересны поднятые в статье вопросы, посмотреть нашу программу.
Для этого надо всего лишь пройти в указанное время по этой ссылке
http://nwtele.ru/online
Хочу напомнить, что наше вещание является уникальным за счёт своей интерактивности. То есть любой пользователь Интернета может высказать свое мнение прямо в программе, если конечно у него есть веб-камера.
Если же среди тех, кто прочтёт эту статью, окажутся и такие, кто захочет всерьёз принять участие в разговоре, то есть принять непосредственное участие в программе в качестве гостя, то обращайтесь.
Уточняю, что вы это можете сделать из любой точки земного шара.
Чтобы познакомиться с программой «Пресс-клуб» заранее, вы можете посмотреть архив записей вот тут
http://nwtele.ru/project/PK/archive

277
Комментарии (24)
  • 29 марта 2012 в 01:18 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Образование - это часть личности, ценнейшая часть. Иными словами, чтобы решить проблему образования - нам нужно понять саму личность в целом, во всех её жизненных проявлениях. Какой она должна быть через 25-50-100 и т.д. лет?

    Далее - само образование человека, а это непрерывный процесс в жизни, идёт от широкого объёма знаний ко всё более узкой специализации, как правило, соответствующей профессиональной деятельности человека.

    Тем самым нужно ответить на вопрос - каков круг тех дисциплин, которые стоят в самом начале? Среди них - родной язык, история своего народа (Отечества), литература, арифметика, геометрия, физика, химия, математика... Это даже не полный перечень того, чему нужно учить в детском саду, с первого класса. Ведь сама жизнь формирует знания по социологии, психологии - и здесь требуется образование. Школьники, например, любят что-то коллекционировать - марки, открытки, монеты и т.п. Способность упорядочивать множества учит системам. А это уже - информатика, т.е. способность оперировать гигантскими объёмами информации... Они не адекватны знаниям, образованию, но и неразрывны от них. Отсюда приходим к выводу, что для образования всё-таки нужны базовые наборы знаний, обращаясь к которым постоянно, взрослеющий человек образовывает сам себя. Ничего лучше словарей в истории человечества ещё не выдумано. Если букварь - это книга, освоив которую человек её "забывает", то универсальный словарь - жизненная потребность развивающегося человека! Вот, что такое словарь - это элементы знаний, из которых можно конструировать мир http://bts-slovar.ru/

  • 29 марта 2012 в 03:13 • #
    А Максаков

    Главное открытие Вашей передачи - Мария , человек увлеченный и открытый . А образование во многом зависит от преподавателя , его увлеченности предметом , он открывает предмет ученику , от него зависит каким увидит предмет ребенок , серым, унылым, или полным открытий . Бывает что деревенская школа выпускает сильных физиков , секрет в том что по физике настоящий там преподаватель . Вот в Краснодаре есть школа дающая классных художников ...Учтите не в Питере или Москве . Вот в школе были отличники -зубрилы , знали даты , события , но не чувствовали предмет ... Их знания были бесполезны , они забывали их после школы . Вот факт , меня троешника в свое время рекомендовали в интернат в Новосибирске . Мама не отпустила , а жаль ... У меня была своя система образования , учебники я читал летом , в процессе их приобретения . Конечно не подряд, а потом бывало спорил с учителями . Вот кстати когда учился сын встретил задачку которую тогда оспаривал , даже добился согласия с моими доводами у директора школы , он вел у нас физику , но до сих пор детей учат ложному постулату...Нынешняя система ЕГЭ плодит зубрил , где уж там времени для творческого отношения с предметом . Это просто диверсия против народа...

  • 29 марта 2012 в 04:45 • #
    А Максаков

    Ридус ‏ @RidusNews Ответить Ретвитнуть В избранное · Открыть
    Правозащитники опубликовали списки учителей, которые занимались фальсификациями на выборах
    https://docs.google.com/document/d/1HK-imTxSHMoApa2gp-YfXOa6HCRM3BLvI3dmuJBWzwQ/preview?sle=true

    Длинный список с фактами , так чему могут научить воры голосов?

  • 29 марта 2012 в 05:45 • #
    Геннадий Луференко

    Это ссылка на интересную (по - моему) статью: http://www.rusrep.ru/2010/06/savelev/
    Это цитата из этой статьи, по вашему вопросу: "...Можно ли воспитать в себе некие способности? Нет, воспитать нельзя. Можно только реализовать. Способности человека — это комбинация наиболее выраженных структур мозга. Выраженных не в психологическом смысле, а в морфологическом..."

  • 29 марта 2012 в 15:38 • #
    Николай Горшков

    Я бы чуть расширил вопрос - это проблема потребностей и их реализации. У всех людей любого возраста есть близкий круг потребностей (начиная от физиологических, заканчивая духовными - высшими). Если физиологическими человек обладает уже находясь в утробе матери, то духовные потребности не возникают невзначай, а постепенно вырастают. И у меня есть такое подозрение, что в этом замешана генетика: для роста чего-либо нужна и почва, и семя! Почва - это все внешние обстоятельства, семя - это врожденные задатки. При богатой почве и слабое семя дает неплохие плоды, а сильное семя вырастает и на камнях!

  • 31 марта 2012 в 11:06 • #
    Veronika D

    Не очень хорошо поняла фразу "Возможности изначально у всех одинаковые". В каком смысле? Почему Вы рассматриваете возможности лишь в социально-экономическом аспекте?
    Возможности как раз у всех абсолютно разные, потолок интеллектуальный я имею в виду.
    Чем выше интеллектуальный потенциал, тем сильнее потребность в получении знаний. Почему? Да очень просто: получение знаний при высоком интеллектуальном потенциале доставляет УДОВОЛЬСТВИЕ.. Это удовольствие хочется повторять и усиливать. Поэтому мы говорим: этот ребенок ЛЮБИТ читать, а этот НЕ ЛЮБИТ.

  • 1 апреля 2012 в 05:17 • #
    Геннадий Луференко

    Это относится не только к знаниям и интеллекту, а ко всему, что "в голове". Это из ссылки, которую я давал выше: "Если от родителей достались большие структуры, в повседневной жизни человек обязательно найдет возможность свои способности реализовать. Как говорится, талант себе дорогу пробьет. Почему? Да потому что большие слуховые структуры, например, вынудят человека вести себя так, что он пойдет в музыканты или в певцы. Структуры большого размера будут заставлять человека менять свое поведение, мотивировать его. Он будет заниматься деятельностью, к которой предрасположен, потому что она ему будет нравиться."

  • 1 апреля 2012 в 09:51 • #
    Veronika D

    Мой ответ, Геннадий, относился к корневому посту. Может он случайно к Вашему ответу прицепился?
    Я лишь говорю, что возможности, т.е. старт у всех разный. Отсюда и потребности. Редко потребность в обучении появляется у ребенка, к лбучению неспособного. Все просто. Взрослый человек может сознательно выстроить у себя потребность с помощью воли, начать чего-то достигать через "не хочу". Ребенок, как правило, этого не делает.

    Теперь о Вашей ссылке.
    Ну поскольку мы говорили об образовании, я и затронула такие понятия как уровень интеллекта и знания.
    Зачем изобретать новые понятия, типа "структуры", если есть вполне понятное слово "способности". Фраза о том, что чем большие структуры вовлечены в это способность, осталась для меня загадкой. Кора головного мозга поделена на зоны, отвечающие за разные функции.
    Также, исходя из логики статьи, чем больше мозг, тем умнее человек. То есть гидроцефал или макроцефал д.б. умнее. А это вовсе не так.

  • 1 апреля 2012 в 10:39 • #
    Геннадий Луференко

    Это я к вашему ответу прицепился! (Ни за что). И в моем ответе говорится, что "старт" у всех разный. Но то, чего взрослый может достигнуть через "не хочу", так же, как и через "хочу" бывает разным. Как студенты, бывают, один сидит над учебниками день и ночь, может учиться хуже, чем другой, открывающий учебники перед экзаменом. А структуры или зоны мозга за это отвечают, есть ли разница? Может, это одно и то же, только разными словами"? У учёных такое случается.
    Ну и, зависимость ума от величины мозга (что учёные об этом думают, не знаю, это я думаю), она же не обязательно 100%. Возможно, у мозга, как и у физической силы, есть врождённый КПД и, маленький мозг за счёт этого КПД соображает намного лучше, плюс образ жизни (как часто приходится включать мозги), в том числе и учёба. Плюс к этому "дурак - это человек не на своём месте" (не я придумал)- если у него развиты склонности к одним занятиям, а ему приходится заниматься другим, он и будет выглядеть идиотом. Ну или, почти идиотом. Я почему - то с этим очень даже согласен.

  • 1 апреля 2012 в 11:12 • #
    Veronika D

    Ну здесь мне возразить нечего, Геннадий, тут у нас с Вами полный консенсус.
    Кроме того, что на мой взгляд вовсе даже наоборот: если человек не на своем месте, то он дурак)))

    По поводу КПД.. Мне вот тут подумалось, что большую роль в уровне способностей и развитии потребностей играет именно начальный уровень энергетики у человека. А вот откуда берется эта самая энергия у маленького человечка, это вопрос.
    Не так все линейно как кажется.

  • 1 апреля 2012 в 12:01 • #
    Радос Петров

    - "откуда берется эта самая энергия у маленького человечка, это вопрос" - откуда-откуда? ... НЕ от верблюда!
    Есть же такое понятие РАЗУМ (ratio - по латыни)?!!
    Эволюционное развитие Человека Разумного происходит не только в процессе обучения (образования), но и путём генетической передачи накопленного жизненного опыта ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ поколений живых существ на Земле!
    Это же НАГЛЯДНО видно даже на примере эмбрионального развития человека - от зачатия до рождения! Эта часть жизни ребёнка происходит как бы "в ускоренном" повторении "пройденного", а при рождении человека на свет (во внешний мир) продолжается "генетическая программа" познания этого мира развивающимся Разумом. И полученный жизненный опят опять таки - генетически - записывается в эту программу и передаётся последующим поколениям!

    Тормозит такое природное (эволюционное) развитие - именно догматическое обучение, которое как бы "вдалбливает" в сознание ребёнка определённые ограничения в самопознании (низьзя - потому что нельзя!)...
    Поэтому говорить о неких "стартовых" уровнях отдельных людей просто некорректно - никакого "старта" СЕЙЧАС просто не существует! ... так же как и никакого "финиша"...
    Это искусственное разделение общества на "элиту" и "быдло-мыдло" и т.н. "конкуренция за лидерство" приводит в тому, что некоторые молодые (и уже не очень) люди не находят "своего места" в жизни ... и "делают" из этого как бы жизненный тупик!

    И чем больше эта "элита" вмешивается в естественный процесс познания Мира человеческим Разумом - пытаясь "направить обучение" в некое "нужное" русло, тем меньше в Обществе талантливых ТВОРЧЕСКИХ личностей, а наоборот - больше "тупых" исполнителей, просто копирующих некие "образцы творчества" других людей...

    Но это не "линейное" - это всё-таки спиральное развитие: - "Повторение - мать учения!"... Важно при этом не копировать негативные "образцы", а наоборот - стараться улучшить всё наиболее позитивное... и больше давать возможности для творческой деятельности - особенно в юном возрасте...

  • 1 апреля 2012 в 12:18 • #
    Veronika D

    Не о том Вы, Радос.

  • 1 апреля 2012 в 12:23 • #
    Геннадий Луференко

    В этих делах ещё немало вопросов, и откуда берётся эта энергия, и почему человек запоминает намного больше информации, чем по расчётам, может с таким мозгом, любой величины. Я в этом не профессионал, просто несколько раз "подслушивал", что говорят профессионалы, кое - что, кажется понял.

  • 1 апреля 2012 в 12:31 • #
    Veronika D

    А я вот вроде как профессионал в этом деле, а чувствую, что мы еще оооочень далеки от истины....
    Все пытаемся какое-то объяснение логичное найти, да и экстраполировать его повсеместно. Ан нет. То там дырка, то здесь.

  • 1 апреля 2012 в 12:47 • #
    Геннадий Луференко

    Если логично не получается, значит надо звать на помощь парадоксы! Они не подведут. Я пытался думать на эту тему, вроде просветы есть, только вслух говорить пока боюсь (но два раза пытался). Не побили, но и не похвалили.

  • 1 апреля 2012 в 12:53 • #
    Veronika D

    А зачем звать кого-то на помощь, Генадий? Нет, парадоксальное мышление я очень приветствую, только не знаю, приблизимся ли этим к ИСТИНЕ, да и надо ли...

    Система образования уже нас сама по себе. Живет по своим собственным законам, к человеческим способностям и недостаткам не адаптированная и не замечающая их по большому счету, И смысла нет ее ругать или хвалить поэтому. (это я опять к корневому топику возвращаюсь).

  • 1 апреля 2012 в 13:05 • #
    Геннадий Луференко

    Я думаю, система образования не виновата. Она, вернее, с её помощью за несколько десятков лет сколько чего сделали? Может, она просто устарела, а мы пока не придумали лучшую.
    А к истине приближаться, надо или нет, не знаю, но иногда хочется, и интересно бывает.

  • 1 апреля 2012 в 13:09 • #
    Veronika D

    Она (система) как раз ничего положительного не сделала. Как система. Если не досмотрела и кто-то вопреки, а не благодаря, сумел сделать прорыв. И за это спасибо. Что иногда ленива бывает.
    Я согласна со ЛЬвом Штернбергом (есть здесь на ресурсе), что наша образовательная система построена на том, чтобы напичкать человека академическими знаниями и вовсе не нацелена н то, чтобы учить человека самостоятельно думать.
    И я считаю, что это не случайно. Это совершенно продуманно.
    И за это я ее обвиняю.

  • 1 апреля 2012 в 14:44 • #
    Геннадий Луференко

    Сейчас повспоминал. Насколько я знаю, лет 50 назад из школьных программ была убрана логика. А это, в том числе и математическая логика, одна из фундаментальных наук, общая для всего, живого и неживого. Как и философия. Только проблема в том, что философы могут научить, а могут заглючить и заморочить головы не хуже, чем СМдезИ.

    Ещё, я слышал передачу, что в зависимости от возраста, люди лучше соображают в разных науках. К старости - в общественных, молодые - в точных. И, говорили, что дети очень хорошо соображают в алгоритмах. Думаю, это тоже не случайно. Может быть, логика и алгоритмы именно то, что создано эволюцией, и начинать учёбу надо именно с них (и через 10 цензур пропущенной философии)? А все остальные знания должны быть как "наполнитель" к ним?

  • 1 апреля 2012 в 15:43 • #
    Радос Петров

    Ну, извините, Вероника!
    Я-то думал, что Вы - о разнице в образовании ... на стадии "стартовых позиций" :-))

  • 2 апреля 2012 в 16:35 • #
    Геннадий Луференко

    Здравствуйте, Veronika. "...и кто-то вопреки, а не благодаря,..." - моя поперечность, в смысле, парадоксальное мышление (так круче будет) говорит, что если "парадокс" - пока не понятая закономерность, то по аналогии можно сказать, что "вопреки" - пока не признанная возможность. А почему бы не делать "вопреки", особенно если "благодаря" почему - то не получается?

  • 2 апреля 2012 в 18:27 • #
    Veronika D

    Очень даже делать, Геннадий! Вопреки - это очень хорошая возможность, просто замечательная.

  • 2 апреля 2012 в 19:02 • #
    Геннадий Луференко

    Я наверное, не совсем точно написал. "Вопреки" в том смысле, что лучше делать то, "вопреки" чему получится то, что надо, чем делать то, "благодаря" чему не получится.

  • 3 апреля 2012 в 22:04 • #
    Александр Кравченко

    Можно я немного прерву диалог и вернусь к обсуждаемой теме.

    ---- Откуда это берется? Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей? Когда, кем? ----

    ----- Может быть, ответив на этот вопрос, мы сможем очень многое изменить в нашей жизни? -----

    ---- Откуда берётся? Да всё берётся - из прошлого. Из той самой Души, которая родилась в данном человеческом теле. Как она развила свои способности в предыдущих жизнях, так она начнёт и эту свою жизнь .
    - У кого развит Ум - схватывают всё на лету.
    - Те, у кого развито - Материальное, а Ум не развит, тем за деньги нанимают репетиторов.
    - У кого развита Воля - берут упрямством…

    ---- Ещё есть такая страшная штука, как - Реактивный банк и Реактивный Ум. (Ре - назад, против. лат.) Они содержат колоссальные залежи боли и усталости, значительно снижающие Активность Ума, и активность самого человека.

    ---- Ещё, чтобы ребёнок смог реализовать потенциал своей Души, ему нужно вырастить его Духовное тело. Иначе он сломается при первой же заморочке. Для этого нужна хорошая Духовная школа, или - Духовный Учитель. Лучшей Духовной школы, что когда-то создавали коммунисты - ещё не придумали.

    ---- Ещё, чтобы ребёнок не заплутал на перепутьях жизни, ему нужно Духовное Солнышко. Мама, или сестра - искренне верующая в Чистые и Светлые Идеалы.

    ---- Ещё… Да много ещё чего нужно. Но это - основные.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009