Две России — умытая и немытая
15 июля 2011 в 14:57

Две России — умытая и немытая

Модернизация способствует расслоению населения. Во всяком случае в нынешней ее модели

В годы застоя была популярна поговорка: «Два мира, два Шапиро», отражающая принципиальные отличия в образе жизни и сознании представителей социалистического лагеря и жителей той части земного шара, где правит «чистоган». Точно так же и Россия сегодня — она разделена на две страны.

В одной проходят выборы, оборачиваются большие деньги, люди плотно питаются в дорогих ресторанах и передвигаются на машинах с коробкой-автоматом, чуть ли не каждый месяц меняют гаджеты — эту жизнь издалека показывают по телевизору в сериалах. Есть и другая Россия, где люди живут на зарплату, в самом оптимистическом варианте измеряемую несколькими десятками тысяч рублей, а чаще — отхожими промыслами в виде извоза случайных попутчиков в пропахших немытой кожей «Жигулях». Здесь не до гаджетов и выборов, не до Сколкова и недвижимости за рубежом. Тут выживают, надеются только на себя, и нередко в этой стране просто не с чего официально платить налоги.

Дистанция между этими двумя Россиями, как между континентами в доисторическую эру, увеличивается. И как в этом контексте быть, например, с инновационной экономикой, на рельсы которой президент уговаривает встать наших предпринимателей, молодежь и вообще широкие слои населения? Плохо с инновационной экономикой.

Экспертная группа № 5, которая готовит предложения к Стратегии-2020 и отвечает за инновационную модель экономического роста, подвела промежуточные итоги своей работы. И среди прочего отметила, что в инновации совершенно не вовлечены миллионы россиян. Руководителя этой группы профессора ВШЭ Леонида Гохберга даже обвинили в социальном дарвинизме — он исключил неинновационных граждан из модернизации. Правда, речь шла об обратном: дальнейшее социальное расслоение исключает множество наших соотечественников из инновационных процессов. И если им не помочь интегрироваться в модернизационное общество, пропасть между двумя Россиями может оказаться непреодолимой.

Уязвимые с этой точки зрения группы населения — это, например, люди с ограниченными возможностями (13 млн человек), сельское население (37,6 млн), граждане с доходами ниже величины прожиточного минимума (18,5 млн), безработные (5,4 млн), пенсионеры (39,76 млн). А есть еще люди, проживающие на удаленных территориях, иммигранты и мигранты, жители моногородов, обедневшая интеллигенция… Какая уж тут экономика знаний, какие айпады, айфоны, мультимедиа! Тут бы канализацию с газом провести, не то что вай-фай, прости господи…

Как нас учил Карл Маркс, бытие определяет сознание: живем без удобств и средств к существованию — вырабатываем, как говорят эксперты, в лучшем случае консервативный тип инновационного поведения. То есть с трудом адаптируемся к техническим новинкам, изобретениям, экономим на них, ограничиваясь телевизором, по которому еще и плохо видно в медвежьих углах. А то и вовсе агрессивно относимся к инновациям — ну их, к лешему, все равно ни купить нельзя, ни воспользоваться.

Поэтому, согласно мониторингу инновационного поведения населения, проводимому Высшей школой экономики, россияне без особого интереса относятся к изобретениям и новым технологиям. Правда, это не всегда обязательно связано с нищетойпочему-то похожи на нас в этом типе поведения представители католических стран — Польши, Португалии, Италии. Есть еще не просто консервативный, а антиинновационный тип поведения — агрессивное неприятие. И если у нас это связано с бедностью, то, скажем, в близких к нам по этому показателю странах — например, во Франции и Германии — это проистекает, скорее, от пресыщенности инновациями и усталости от слишком быстро меняющегося рынка гаджетов и новинок. Энтузиастов-инноваторов и просто склонных к инновационному поведению в России очень мало — 6% и 27% соответственно. Например, в Турции таких 25% и 34%, а в Нидерландах — 15% и 43%.

Потому-то эксперты и ставят вопрос ребром: инновации должны быть выгодны всему обществу, а не анклавам модернизационной жизни. Иначе Россия расползется. Придется модернизационному гетто окружить себя забором и обороняться от немодернизированных граждан, как в известном произведении Фредерика Бегбедера. Вероятно, у нас держать оборону будет «новая Москва», которую сейчас выводят за пределы МКАД.

Что предлагают эксперты? Вовлекать уязвимые категории в инновационный процесс с помощью, по-научному выражаясь, инклюзивных технологий — создания центров коллективного интернет-доступа, содействия в поиске работы на основе средств информационно-коммуникационных технологий, субсидирования мобильной связи и широкополосного Интернета в удаленных регионах.

Утопия? Скорее всего, да. Но альтернатива этому — окончательный раскол двух Россий, одна с айпадом, другая с туалетом во дворе. А значит, сужение сферы ответственности федерального начальства. Ибо управлять оно сможет только теми территориями, где теплится жизнь и люди пользуются всеми благами инновационной цивилизации.

Андрей Колесников
обозреватель «Новой»
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/076/10.html

Инновации, ёшкин кот, с дровяным отоплением и удобствами во дворе.

383
Комментарии (41)
  • 15 июля 2011 в 15:05 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Леонида Гохберга надо отправить в длительную командировку в село Гадюкино, лет на 20 и посмотреть какие будут результаты его инновационного развития, его самого и Гадюкино. А вообще он искренне недоумевает почему родной язык россиян не английский.

  • 15 июля 2011 в 15:49 • #
    Галина Иванова

    Игорь, поддерживаю Вас!
    помню недавние высказывания Гохберга: как могут жить наши пенсионеры без английского, и в срочном порядке необходимо это исправить.
    Вот что срочно необходимо сделать, как Вы и сказали - пожить Гохбергу в нашей глубинке: в сельпо за хлебом в резиновых сапогах, летом дровишки поколоть, зимой во дворе снег лопатой покидать, чтобы до удобств, которые во дворе добраться.

    Была я как-то в селе одном ... Райцентр в 10 км. Почта, телефон и т.д там, больница-поликлиника также. Разумеется, у людей часто возникает необходимость в поездке туда. Автобусы не ходят, а на личном автотранспорте далеко не всегда проедешь, да и владельцев авто в селе на 20 000 человек немного совсем.
    С утра собирается народ на площадке перед сельсоветом и ждут кто поедет и подбросит если.
    Эх, никогда не забуду как лихо местные женщины штурмовали какой-то бортовой грузовичок, который приехал из райцентра и собирался в обратную дорогу, причем водитель даже борт машины не открывал - так вскарабкались.
    Я удивленно-недоверчиво спросила: "И так поедут в кузове?!"
    " А чего, нормально, хорошо, что приехал, а то б пешком пошли, а там на развилке может кто и подобрал, а может и вовсе пришлось бы до конца пешим топать".

    Вот вам и Вай-фай,айпады, айфоны, мультимедиа ...

  • 15 июля 2011 в 17:45 • #
    Фёдор Хаплехамитов

    У нас невозможно проводить иновации т.к если из 100% выделенных на иновацию останеться 30% остальное в карман чиновников уйдет, вот и вся иновация за место 2х лет чиновники потихонько будут просит лет так 5 и это иновация устареет.

  • 15 июля 2011 в 22:04 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    А судбюу остальных 30 % не предвидите? В Мостострое. Дались вам это пугало - чиновники. Хозяин сказал - сволочи, 130% прибыли только и оставили. Не читали ?

  • 15 июля 2011 в 22:24 • #
    Фёдор Хаплехамитов

    У хозяина вообще ничегт не получишь за место 100% он даст прцентов 50 и всё отсюда низкие зарплаты и брак.

  • 15 июля 2011 в 22:32 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Ну, так может дело то и не чиновниках, а? Может, вам их подставляют как удобную мишень? Парок выпустить...

  • 15 июля 2011 в 23:11 • #
    Фёдор Хаплехамитов

    Всё возможно в начале 90г. я работал в метро приходили горе демократы и агетировали за дем.власть что коммунисты плохие зарплату мало платять всё что бесплатно это всё условно всё равно мы за всё платим когда мы придём к власти будем вам платить за образование, медицину и др. когда путём обмана они пришли к власти это всё простили дали нищенскую зарплату а всё зделали платным. Изначально пошло зло, обман, коорупция, как в том мультфильме как вы корабль назовёте так он и поплывёт, так вот мы и плывём всё зло идёт сверху а люди только подхватывают и улучшают это зло

  • 15 июля 2011 в 23:59 • #
    Галина Иванова

    Как раз Игорь в соседней конференции цитаты Путина привел:
    «Что нужно для того, чтобы быть президентом? Мне кажется, самое главное качество — это порядочность, порядочность во всем — в отношениях с близкими, в отношениях с коллективом рабочим, с государством
    "Без порядочности нельзя быть не только президентом, нельзя и область возглавлять, край, нельзя руководить крупным предприятием».
    "Непорядочный человек, который не может держать слово, его вообще близко нельзя подпускать к руководству любым коллективом, а тем более страной».

  • 16 июля 2011 в 19:15 • #
    Фёдор Хаплехамитов

    Ну и что он привёл пример, в его окружение я думаю глубоко не порядочные люди почему он их не уберает, всё зло идет сверху.

  • 16 июля 2011 в 01:13 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Дем россия не пришла тогда к власти, Фёдор. Пришли совсем другие.

  • 16 июля 2011 в 19:28 • #
    Фёдор Хаплехамитов

    Во всех революционых движениях люди глубоко замыслившие идеи переустройства, остаются на заднем плане а к власти приходят другиебез идейные люди и делают что хотять так же и у нас в России,

  • 17 июля 2011 в 08:24 • #
    Алена Артамонова

    Лампочка Ильича тоже была страшной инновацией в свое время... Разница в том, что сейчас говорят, а тогда делали.

  • 17 июля 2011 в 13:25 • #
    Галина Иванова

    Ну, почему же, Алена, они делают также, только вот где?! А там, где(как сказал автор) проходят выборы, оборачиваются большие деньги, люди плотно питаются в дорогих ресторанах и передвигаются на машинах с коробкой-автоматом, чуть ли не каждый месяц меняют гаджеты ..

  • 20 июля 2011 в 00:19 • #
    Rados Petroff

    Галина, на сайте "Профессионалы.Ру" почему-то тоже существует две "России" - Великая Держава и как есть ...
    Как Вы считаете - какая из них "более умытая"?

  • 20 июля 2011 в 00:39 • #
    Галина Иванова

    Валерий, рискуете! За второй профиль можно бан получить приличный. Кстати, на Ваше письмо я обязательно отвечу.

  • 20 июля 2011 в 12:28 • #
    Rados Petroff

    Галина, причём тут какой-то Валерий?
    Это Вы так просто уходите от ответа.
    Если Вы утверждаете, что существует 2 России (умытая и неумытая), то надо бы:
    - либо определиться какая из них лучше для русского народа,
    - либо сделать их ОБЩЕЙ Россией, лучше всего - умытой.
    Или это вопрос - не к Вам?
    - к Мойдодыру, наверное...

  • 21 июля 2011 в 09:49 • #
    . .

    Разделение страны происходит прежде всего - в головах самих россиян.
    Некоторые ещё не смогли полностью отказаться от коммунизма в голове, но считают себя более развитыми - только из-за наличия унитаза в своей квартире, навороченного мобильника и количества нижестоящих подчинённых.
    Другие не стесняются пользоваться дровяным отоплением, сортиром в огороде и лопатой для добывания картошки из земли.
    Причём "картошку все мы уважаем", а лопату - не очень, потому что лопата - это "отстой", а ай-пэд - это "круто"!

    Вот и получается, что "городская цивилизованная Россия" всё более возвышается над "низкотехнологичной сельской Россией". Этот разрыв увеличивается за счёт стремления "цивилизаторов" - "к новым высоко технологическим достижениям" - просто ради "престижу" России (а скорее всего - ради получения средств из казны).
    А "деревенизаторы" - наоборот - стремятся разползтись по всей территории сельских населённых мест, используя лопату, топор, молоток и другие необходимые инструменты.
    Телескопом же гвозди забивать не удобно (и не эстетично)!
    А обычным молотком - дёшево, удобно и практично...

    Угадайте с трёх раз - кому живётся " веселее и вольготней на Руси" - деревенизаторам или цивилизаторам?
    А то, что "надо, надо умываться по утрам и вечерам" - это просто обычная гигиеническая процедура, а не только намаз у мусульман.

  • 21 июля 2011 в 10:29 • #
    Галина Иванова

    +100, Андрей.

  • 21 июля 2011 в 10:48 • #
    . .

    ???
    Не понял - чего +100?

  • 28 июля 2011 в 16:02 • #
    Valeriy Kondratyev

    Цивилизованная Россия!? Да ладно! Шутишь?

  • 28 июля 2011 в 20:30 • #
    Галина Иванова

    Да ничуть.)

  • 29 июля 2011 в 12:57 • #
    Valeriy Kondratyev

    Галина, если Вас конечно не затруднит, очертите контуры этой самой цивилизованной России, параметры и критерии - может я не туда смотрю.

  • 29 июля 2011 в 13:09 • #
    Галина Иванова

    Согласно автору, Валерий: "В одной проходят выборы, оборачиваются большие деньги, люди плотно питаются в дорогих ресторанах и передвигаются на машинах с коробкой-автоматом, чуть ли не каждый месяц меняют гаджеты — эту жизнь издалека показывают по телевизору в сериалах."

  • 29 июля 2011 в 14:04 • #
    Valeriy Kondratyev

    А, да-да-да, сегодня утром по телевизору увидел признак этой -самой цивилизации: в Украину приехал гундяй московский Кирилл со свитой. Все на навороченных мерсах, в парче и золоте и следом (или рядом) на таких же мерсах цивилизованные украинские попЫ. Журналюга спрашивает у кремлевской свиты - а не очень-ли нескромно... Ответ: - а вы можете представить себе Кирилла в "жигулях!!!??? На такой же вопрос украинский поп проклял журналиста и его детей.
    А мне думается, что в рубище, босиком и с деревянным посохом Кирилл смотрелся бы более гармонично и ... цивилизованно.

  • 28 июля 2011 в 22:54 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    У меня начинает складываться впечатление, что Россия намного более цивилизована. То есть дальше от животного мира, чем цивилизованность по западному - Боливар не выдержит двоих.

  • 29 июля 2011 в 11:29 • #
    Valeriy Kondratyev

    Смотря что понимать под термином "цивилизация", хотя... у России, как всегда, свой путь, свой взгляд, своя суверенная демократия и, очевидно, свои критерии цивилизации.
    Как там говорил Петр Чаадаев 200 лет назад "Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для т ого, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…"

  • 29 июля 2011 в 11:38 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    1. никакого отношения слова чаадаева к 20-21 веку не имеют
    2. сумасшедший декабрист - проповедовал мессианскую роль России, и что? На что тут ссылаться? От декабристов отрекся - и правильно, задним умом крепок. Опять таки - какой и чему авторитет, чтобы ссылаться как на истину в последней инстанции.

    Еще один богоизбранный народ?

  • 29 июля 2011 в 12:08 • #
    Valeriy Kondratyev

    А что изменилось за последние 500 лет - с времен Ивана Грозного? - Россия до сих пор дает миру пример, как жить не надо.

  • 29 июля 2011 в 15:37 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Если вы так считаете, дискуссии не получится. приводить доводы против или за очевидных и общеизвестных вещей - как то глупо.
    Мы не рассматриваем априори проекты вечных двигателей)

  • 29 июля 2011 в 16:23 • #
    Valeriy Kondratyev

    Конечно, как-то глупо спорить с общеизвестной очевидностью притом, что и Вы и я считаем, что так жить нельзя - вот он, консенсус.
    История государства Российского - проект вечного двигателя - прикольно.

  • 29 июля 2011 в 17:54 • #
    Игорь Олегович Цесельский

    Печально, наверное, вам жить так, как жили при Иване4? Особенно, учитывая, что все остальные живут в веке 21

  • 29 июля 2011 в 10:30 • #
    Римма Грачева

    Россия всегда была и есть мытая. Баня - часть нашей культуры. Чего не скажешь о сифилизованной Эуропе, где от вшей помирали даже короли.
    http://absentis.org/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm
    (там, внизу страницы, кликайте Продолжение).

    Да и сейчас, в наше время, эуропейцы не испытывают потребности мыть руки, приходя с улицы, не то что перед тем как сесть за стол. Они воду экономят. К потере капли воды относятся как к потере собственной крови. Жлобы жлобами, одни понты только.
    Вся "немытость" России заключается в том, что мы позволяем о себе так говорить. Соскочило как-то с языка у Лермонтова и понеслось... Отсутствие у русских комплексов это, конечно, хорошо, но всему же есть предел. Пора бы "мытых" и на место ставить. Или хотя бы самим прекратить эти разговоры.

  • 29 июля 2011 в 10:58 • #
    Галина Иванова

    Римма, здесь автор не имел в виду буквальное значение этих слов, скорее, богатая и нищая.

  • 29 июля 2011 в 11:11 • #
    Римма Грачева

    Виновата. Не хватило интересу прочесть полностью.

  • 29 июля 2011 в 10:32 • #
    Римма Грачева

    дубль удален

  • 29 июля 2011 в 10:59 • #
    Галина Иванова

    Римма, простите, дубль удален Вами?

  • 29 июля 2011 в 11:12 • #
    Римма Грачева

    Да.

  • 29 июля 2011 в 11:55 • #
    Галина Иванова

    Римма, а мой можете удалить или еще чей-либо, кроме своего?и если можно, скажите, где у Вас появляется кнопка, чтобы удалить комментарий?

  • 29 июля 2011 в 12:31 • #
    Римма Грачева

    Да кнопки для удалить и я не нашла. Поэтому воспользовалась кнопкой "изменить". Она появляется сразу после ввода комментария только на 15 минут и доступна только автору комментария. У Вас тоже появляется, посмотрите внимательно вверху сразу над текстом вашего свежевведенного комментария. Вот такая:

    Сегодня в 12:31 -- Изменить (осталось 15 минут)

    Кликайте на Изменить и просто удаляйте текст

    Но это для следующего случая. С тем комментарием, который Вы хотите удалить, уже поздно что-либо делать, время ушло.

  • 29 июля 2011 в 12:42 • #
    Галина Иванова

    Спасибо, Римма. я поняла Вас.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009