Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Вот все в этой стране так...
30 марта 2017 в 06:48

Вот все в этой стране так...

Удивительная история «Интерфакса» про третье место в мире по убийствам

Вот все в этой стране так...

Давайте проследим как рождаются утки. Сегодня днём ко мне в комментарии пришло сразу несколько читателей с заявлением, что Россия якобы находится в «тройке стран с самым высоким уровнем убийств».

Ссылались они при этом на февральскую статью «Интерфакса», которую редакторы озаглавили «Россия вошла в число лидеров по числу убийств на 100 тысяч человек»:

Interfax.ru

Россия вошла в число лидеров по числу убийств на 100 тысяч человек

Россия находится на третьем месте в мире по количеству убийств относительно численности населения, свидетельствует портал правовой статистики Генпрокуратуры РФ.
Россия вошла в число лидеров по числу убийств на 100 тысяч человек

Первый абзац статьи — а дальше первого абзаца средний читатель новостей заходит редко — гласил: «Россия находится на третьем месте в мире по количеству убийств относительно численности населения, свидетельствует портал правовой статистики Генпрокуратуры РФ».

Казалось бы, всё ясно: авторитетнейший «Интерфакс», ссылается на надёжнейший первоисточник… однако, увы, в наше время журналистам верить нельзя. На самом деле Россия находится по уровню убийств примерно посередине, у нас с гомицидом дела обстоят хуже, чем в Европе, но лучше, чем в Африке и в Латинской Америки.

Дальнейшее чтение статьи «Интерфакса» подтверждает наличие ошибки журналистов: оказывается, Россия находится по числу убийств не на третьем месте в мире, а на третьем месте в списке… из 11 более-менее случайно выбранных стран.

Само собой, точную ссылку на источник «Интерфакс» давать считает ниже своего достоинства — наши СМИ плотно придерживаются идеологии джентльменов и полагают, что читатели обязаны верить им на слово. Беглый гуглёж однако помогает легко обнаружить искомую страницу:

http://crimestat.ru/world_ranking_homicides

Действительно, на сайте статистики Генпрокуратуры размещена таблица из 11 стран, в которой Россия действительно находится на третьем месте. Там же указано, что данные даны на 2011 год, и что источник данных — вовсе не Генпрокуратура, а Управление ООН по наркотикам и преступности.

Точной ссылки на источник данных Генпрокуратура опять-таки не даёт, однако восстановить путь несложно. Нужно пройти по предложенной ссылке и выбрать «Crime» — «Statistics on crime» — «Crime and Criminal Justice» — «Homicide» — «Homicide counts and rates»:

http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/statistics/data.html

Дальше нам предложат скачать таблицу, в которой будет не только предложенный Генпрокураторой 2011 год, но и более свежие данные. Конкретно по 2011 году данные представлены по 137 странам, среди которых Россия занимает… 29-е место.

Столь высокое место обусловлено двумя причинами. Во-первых, по 2011 году есть данные далеко не по всем странам, а во-вторых, с 2011 по 2016 год уровень убийств в России значительно сократился.

На «Википедии» есть более свежие и полные данные, согласно ним Россия находится уже на 52-м месте:

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_intentional_homicide_rate

Если подставить в эту таблицу свежие данные по России — это 6,7 убитых на 100 тысяч жителей — Россия окажется уже на 79-м месте, что примерно соответствует среднемировому уровню.

Итак, вброс разобран и опровергнут, никакого «третьего места в мире» нет и быть не может. Давайте теперь выясним, кто же виноват в дезинформации населения.

Генпрокуратуру обвинять можно разве что в лености — хоть можно было бы дать статистику и посвежее, однако любому минимально грамотному читателю понятно, что стран на планете несколько больше, чем 11.

Работа «Интерфакса», напротив, вызывает серьёзные вопросы. Во-первых, профессиональный редактор должен был бы проявить любопытство и проверить: действительно ли Россия пала так низко, что занимает аж третье место в мире по числу убийств. Во-вторых, не стоило пропускать в эфир статью, из которой следует, что на нашей планете всего лишь 11 стран.

Наконец, если ошибку редактора можно объяснить общим беспечным настроем нашей журналистики, то вот ошибка составлявшего статью специалиста более серьёзна. Он невольно повторил трюк «Блумберга», который в своё время заявил, что в России якобы больше всего полицейских на душу населения:

http://ruxpert.ru/Тексты:Обрез_Блумберга

Подведу итог

Не верьте заявлениям СМИ, покуда они не подтверждены прямой ссылкой на источник. Если вместо прямой ссылки вам предлагают искать исходные данные самостоятельно, вы имеете дело с изданием старого формата, которое особо не утруждает себя тщательной проверкой публикуемой информации.

fritzmorgen

Удивительная история «Интерфакса» про третье место в мире по убийствам

Давайте проследим как рождаются утки. Сегодня днём ко мне в комментарии пришло сразу несколько читателей с заявлением, что Россия якобы находится в «тройке
Удивительная история «Интерфакса» про третье место в мире по убийствам

226
Комментарии (4)
  • 30 марта 2017 в 07:30 • #
    Андрей Островский

    Вспоминается анекдот про поручика и поэта.

    а я д'Артаньян, но в стихах это было просто прекрасно, уверяю вас, просто прекрасно.

    Так вот первая часть это как раз про этих дурналистов.

  • 30 марта 2017 в 07:37 • #
    Вячеслав Мельников

    Какая интересная опечатка у Вестей:

  • 30 марта 2017 в 10:46 • #
    Владимир Болдинов

    Вести взяли на себя роль пророка? (нет пророка в своём отечестве)

  • 30 марта 2017 в 10:44 • #
    Владимир Болдинов
    Свобода прессы заключается в том, чтобы давать информацию, пользующуюся спросом.

    Интересно, кто заплатил «Интерфаксу» за эту информацию.


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009