как начать осваивать сельхозземли?

как начать осваивать сельхозземли?

как начать осваивать сельхозземли?Сейчас в каждом регионе множество новых собственников земельных участков. Большинство, как я знаю, мучаются вопросом: стоит ли осваивать и с чего начать. Информации грамотно выстроенной нет: в областном министерстве общие слова. Цифры и статистику, рекомендации не получить. Чем заняться при таком-то начальном капитале, будет ли это прибыльно? Нет ответа. Инвесторов (до кризиса) интересует окупаемость 5–8 лет и объем вложений. Где взять информацию? Мне и другим собственникам нужны советы. Лично у меня 900 Га хороших пахотных земель. Можно осваивать частями. Работники есть: бывший колхоз не работает. Но все производственные строения разрушены.

846
Комментарии (48)
  • 4 мая 2009 в 07:46 • #
    Игорь Иванов

    А опыт работы с подобными работниками есть?

  • 4 мая 2009 в 08:20 • #
    Наталия Чувилина

    Отличный вопрос. Да и многие ли из них захотят у Вас работать? Сталкивалась с бывшими работниками развалившегося колхоза. Сидят практически без денег, пьют, в лучшем случае имеют большое хозяйство (если есть для этого соответствующие условия), огород. Но когда им предлагают работу, предпочтение отдают пьянке.

  • 4 мая 2009 в 09:42 • #
    Светлана Кондратюк

    Состав работников несколько отличается от обычного: это поселок высланных поволжских немцев, поэтому настроение другое. Два варианта: 1) входить в тему постепенно, запускать проекты в небольших объемов, потом расширять. 2) после привлечения инвестора применять безлюдные технологии. В соседнем хозяйстве на 600 Га картофеля работают 6 механизаторов - потому что западная технология, полный комплект техники, вложения 1 млн рублей на 1 Га. Скепсис, конечно, самое простое. В этом и есть задача - найти решение.

  • 4 мая 2009 в 13:08 • #
    Олег Шевченко

    Ренализация второго варианта наиболее реальна -но подготовка нужна уже только на следующий урожай. Максимальное количество 10 человек и набор техники не велик , второй не менее важный вопрос специализации и Олег Демин не зря задал вопрос -выбора направления , подготовка почвы , выбор культур вопрос осени и спешка сейчас приведет к выброшенным средствам и нарушению севооборота , какая сейчас ситуация ?

  • 5 мая 2009 в 18:46 • #
    Светлана Кондратюк

    С агрономом сегодня обсуждала три варианта работы в этом году: скосить и продать сено (поле 200 Га), на некоторых полях он предлагает посеять рожь чтобы задавить сорняки и расчистить поля под будущие года, посеять озимые Некоторые поля он предлагает отдать под пастбища овец, в том числе для удобрения почвы. Агроном обещает заняться планированием севооборота полей. Мой маленький план - отдать одно поле под лекарственные травы. Я предполагаю, что агроном не работал лет семь (передовой колхоз искуственно обанкротили) и не владет актуальными темами по ценам, культурам. Голландский эксперт приезжал к нам в прошлом году и предложил выращивать сахарную свеклу, хотя на Урале её традиционно не выращивают.

  • 4 мая 2009 в 12:12 • #
    Олег Демин

    Светлана, а где земли? на чем специализировался колхоз? и на чем район?

  • 5 мая 2009 в 19:04 • #
    Светлана Кондратюк

    Здравствуйте, Олег! Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии. Земли расположены на юге Пермского края, в Кунгурском районе. По плодородию это высшая 5 категория в крае (карту прилагаю). Голландцы оценили почву как хорошую: есть супесь, есть чернозем. Все коммуникации (федеральная трасса, ЛЭП, газ). Кунгурский район - второй по значимости и производительности в Пермском крае. Есть КРС, птицефабрика, 2 мясоперерабатывающих и 2 молочных комбината. Колхоз "Голдыревский" входил в десятку лучших по советской стране: пшеница, овощи, племенные свиньи, ягодные культуры, сахарная свекла (сеяли в качестве эксперимента). Поставляли овощи даже на Кубу. К сожалению, последние годы за небольшие долги по всему краю бездарно и безжалостно банкротились целые колхозы. Имущество (в том числе земля) при этом должным образом не оценивалось и растаскавалось. Колхозы с имуществом на миллиарды рублей распродавали за копейки. В этом колхозе из 35 хозяйственных строений разрушены все до одного. Сейчас наше министерство ищет энтузиастов (мелких фермеров) для возрождения сельского хозяйства, предлагает выращивать страусов и кроликов.

  • 5 мая 2009 в 20:07 • #
    Олег Демин

    Светлана добрый день! Карта ваша не прошла, пришлось смотреть по электр.карте и почитать доклад вашего министерства с.х., от него захотелось повесится, безнадежный край для инвестора, с таким настроением деньги привлекать невозможно. Теперь по вашей земле, для меня конечно трудновато так далеко сделать оценку основного направления, специалазация та которая существовала-картофель, морковь, столовая свекла из зерновых -рожь, озимая пшеница. По данным мин.сельхоза в крае низкая урожайность зерновых из -за отсутствия высокопродуктивных сортов??? С этим помочь можем, порекомендуем, есть интересная культура -тритикале, в вашей зоне должна пойти-особенно как фураж для птицефабрики и КРС, но это вам необходимо заехать на птицефабрику и поговорить с технологом, какая у них специализация, и какую технологию кормления они используют. Лучше дайте свою эл.почту я вам сброшу описание некоторых культур и сортов, посоветуйтесь со своим агрономом и агрономом района, может быть что то их заинтересует, а потом можно и решить с чем можно будет работать. И дополнительный вопрос, узнайте в районном управлении с.х. реальную урожайность по зерновым в разрезе каждой культуры, что то веры нет что ср. урожайность 12 ц. га., и подсолнечник что не культивируют? Со всем уважением к вам.

  • 5 мая 2009 в 19:07 • #
    Светлана Кондратюк

    Прилагаю карту (наша зона помечена зеленым цветом)

  • 4 мая 2009 в 23:11 • #
    Александр Удалов

    НЕ СВЯЗЫВАЙСЯ, МОЙ СОВЕТ.
    ЗАНИМАЙСЯ СВОИМ БИЗНЕСОМ или ТЕРПИ ДО 2010 ГОДА.
    И работников у тебя нет, а то кто остался это не работники-
    это алкаши.
    Я работаю с колхозами и поверь,такая у всех ж.......а.
    Если нужен совет звони, я тебе все разжую
    8 921 127 35 12

  • 5 мая 2009 в 11:04 • #
    Александр Заволжинский

    Так и просится страрт-ап под названием Инвестиционно-Консалтиговая компания Агропроект

  • 5 мая 2009 в 18:00 • #
    Андрей Нефедов

    Сначала хотел написать, что готов помочь, но потом тоже об этом подумал :))))

  • 5 мая 2009 в 19:15 • #
    Светлана Кондратюк

    Александр, я не совсем поняла.
    Я думаю, что грамотным решением была бы мощная управляющая компания (девелопер).
    Приглашала голландцев, все показывали и уговаривали на сотрудничество.
    Предлагала министру сельского хозяйства края идею организации государственного агрохолдинга (может звучит наивно, но у меня был профессиональный интерес по услугам оформления прав на землю) .
    Ничего.

  • 5 мая 2009 в 13:34 • #
    Рахмон Шукуров

    Конечно, всякое начинание имеет свои трудности. Но все-таки надо начать работать и немедленно. Ждать 2010 года нет смысла и где гарантия, что потом не будешь жалеть своем бездействии? Работу надо начать с подбора квалифицированных кадров и работников. Прежде всего придется самой собирать информацию и определить приоритеты: что именно выращивать, какой отрасль более пригоден для данной территории: растениеводство или животноводство (м.б. садоводство или овощеводство?).
    Составить бизнес план и посмотреть, стоит ли вообще связываться с этим? Конечно на бумаге можно все написать, но еще надо подумать как эту идею реализовать в жизнь.

  • 5 мая 2009 в 19:25 • #
    Светлана Кондратюк

    Рахмон, я не знаю где получить аналитику и данные по рентабельности отдельных культур. Бизнес-планы заказывать вслепую не хотелось бы. Читала, что банки тормозят до 80% бизнес-планов в агробизнесе. Еще одно сомнение: кто пишет грамотные бизнес-планы в агробизнесе? Ведь это, в общем-то, новшество.
    Ваш совет принимаю: перед самым кризисом разговаривала с 2 крупными инвесторами, всё уперлось в аналитику и экономические показатели.
    Сейчас я хочу подготовиться, прежде чем выходить на разговор с инвесторами.

  • 6 мая 2009 в 07:41 • #
    Рахмон Шукуров

    Привет Светлана. Данные по климату можно получить в ближайшем метеостанции, а по почве, я думаю в сельхозотделе района. Бизнес-план придется составлять самой. Как? Надо учиться. Обратитесь к кому, кто уже работает и уже имеет опыт по составлению бизнес-плана. Это выгодно Вам, во-первых, Вы сами составите бизнес-план и в процессе расчета все цифры пропустите через себя, и точно уже будете знать, что и как. А во-вторых, в дальнейшем (я надеюсь, Вы и дальше продолжите работу) Вам будет гораздо легче составить уже другие бизнес-планы. А на счет учится у Вас достаточно времени (Вы уже упустили время на обработку почвы и соответственно до осени лучше заниматься самообразованием). Как посевотовал Вам Олег Шевченко, если у Вас имеются финансовые возможности, займитесь поиском и приобретением СВОЕЙ! техники.

  • Осваивать земли надо сейчас. Западные технологии дороги и для нас недостижимы. Предлагаю понизить расходы на земледлие на 25-30% за счет переработки и использования отходов производства и жизнедеятельности человека. Пример: все виды отходов деревопереработки, фанеры, ДВП, ДСП, целлюлозно- бкмажных, биохимических , осадков сточных вод, - могут входить в состав усертифицированного добрения органоминерального длительнодействующего - УОМДД. Данное удобрение работает 3-4 года, резко понижает затраты на земледелие и растениеводство, восстанавливает и улучшает состав почв; повышает урожайность при минимальном технологическом обслуживании на 30-100%. Принцип простой- моделирование природных процессов- только мульчирование почвы с поверхностной обработкой почвы. если интересно, то http://www.bararw.narod.ru.
    Себестоимость удобрения из отходов 20-70 руб\т. Эффективность УОМДД более 80%, а минеральных - около 30% при стоимости 15000 - 18000,0руб/т.

  • 5 мая 2009 в 17:37 • #
    Александр Сергеев

    проявляю интерес

  • 5 мая 2009 в 19:31 • #
    Светлана Кондратюк

    Александр! У Вас интерес к теме или к сотрудничеству?

  • 5 мая 2009 в 20:19 • #
    Александр Сергеев

    проявляю интерес к технологии переработки отходов в удобрения

  • Именно сейчас надо осваивать земли. Если у вас есть отходы деревообработки: шлифовальная пыль, опилки, щепа, кора - все это сейчас наносить на почву, т.е. мульчировать слоем до 2см. Однолетние сорняки почти полностью будут подавлены,; многолетние пробьются не все и сопозданием на 20-40дней. Многолетние сорняки можно обработать баковыми смесями гербицидов. К осени почвы будут готовы к озимым или к следующей весне

  • 7 мая 2009 в 00:26 • #
    Александр Сергеев

    если так подавляются сорняки, то что будет с урожаем. куда девать данное удобрение?

  • 5 мая 2009 в 19:29 • #
    Светлана Кондратюк

    Владимир! Вашу информацию скопировала и сохраню. Пока у меня не сформирована даже команда специалистов.

  • Да, жаль. Однако вам сейчас можно найти вокруг себя предприятия по деревопереработке, производству фанеры, ДСП, МДФ, мебели, Пермкий ЦБК для заключения договора по оказанию платных услуг на прием, переработку отходов и их использование в сельском хозяйстве в качестве удобрения УОМДД. Вам будут платить, сами привозить удобрения, складировать на полях по вашему указанию. Выгодно всем: собтсвенники отходов избавляются от головной боли за отходы; вы приобретаете готовое удобрение.

  • 18 мая 2009 в 23:19 • #
    Владимир Кошманов

    интересная мысль. И что правда владелец деревообрабатывающего предприятия сам привезет, раскидает да еще и заплатит за это?
    слишком красиво. Если все же это так то подскажите в Калужской обл такие предприятия.

  • 5 мая 2009 в 21:21 • #
    Семин Александр

    Действовать надо немедленно.Заказать анализ почв,выяснить историю полей.Просчитать рентабельность наиболее востребованных на вашем рынке культур и действовать

  • 5 мая 2009 в 21:40 • #
    Светлана Кондратюк

    Александр Сергеевич! Вы не могли бы поподробнее рассказать, как просчитать рентабельность наиболее востребованных культур? Кто это обычно делает: министерство, экономисты? Где взять данные для расчетов? Осенью я попросила в нашем министерстве данные по урожайности и закупочным ценам картофеля и моркови - ответ пришел письмом через месяц. Я, конечно, упрощаю, но прошу совета.
    Также прошу Вас, как практика, ответить: в растениеводстве можно работать рентабельно? Это может быть интересно инвесторам? Выгоднее ли при этом работать на замкнутом цикле или можно на конкретных культурах?

  • 5 мая 2009 в 23:08 • #
    Олег Шевченко

    Светлана,если речь ведь идет всего лишь о 900 гектарах , а это команда из 6-10 человек включая агронома и инженера - к чему медлить ? Техника -металлолом ? Весна уже пролетела под любую технологию (подготовка почвы) . Пощадите землю до нового сезона и займитесь выбором техники -какие бы планы не приняты будут основные 3-4 агрегата уже должны быть, и свои . Если обработка почвы долго не проводилась вы имеете уникальную ситуацию для сберегающей технологии и минимизации ( не путайте с No-Till--дорога в никуда ). Не партесь с голландцами -берите "ноги в руки" , выбирайте крепкие хозяйства в своей климзоне и вперед к ним внимательно слушать,УЧИТЬСЯ, и вот почему : каждый с гордостью расскажет о лучшем , возникнут личные контакты и конечно же взаимопомощь . Расширтьте понятие" подготовка к новому сезону "вы не потеряете время зря, до осени в том числе. Спускайтесь на землю - она не бывает неблагодарной !

  • 7 мая 2009 в 15:07 • #
    Владимир Скопин

    Добрый день,Олег! Немного не в тему,хотелось бы почитать Ваши впечатления о жизни Украины в ВТО.Потому что Казахстан тоже рвется туда.Специалисты у нас разделились на два лагеря,одни-за,другие против.Как развивается С/Х Украины в этих условиях.Заранее благодарю за ответ.

  • 18 мая 2009 в 23:25 • #
    Владимир Кошманов

    А почему No-till дорога в никуда?
    В белгородской обл Батурин вроде как не бедствует.

    И еще вопрос. У меня поля не пахались 10 лет. Я хочу работать по ресурсосберегающей технологии - прежде всего не пахать. Но одна поблема это выровненность участков. Муравьи, кроты, машины типа КРАЗ сделали своё черное дело. Как выровнять участок не перепахивая его? А перепахал тогда как я понимаю уникальность отсутствия 10-летней вспашки пропадает.

  • 19 мая 2009 в 03:09 • #
    Олег Шевченко

    Да, Батурин шел к этому не один год , но для заброшенной земли технология без обработки -перспектива не менее 4-5 лет. Именно подготовка к технологии -правильный путь . Не зная конкретных условий на ваших полях сначала порекомендую подготовить все дороги вокруг полей с этим уже сталкивались , задача нелегкая но необходимая . Выравнивать почву нужно исходя из состояния каждого поля : с кротовьими кучами и муравьями справятся и дисковые агрегаты а колеи и думаю что все они по краям ( о чем писал выше) возможно надо и запахивать -уплотнение в этих местах по другому не убрать . И активно боротся с сорняками начинать сейчас - до начала цветения . Вот вопрос о технопарке и встает ребром. Одним словом уникальность требует же конкретного и уникального подхода , да и целей !

  • 19 мая 2009 в 14:23 • #
    Владимир Кошманов

    спасибо за совет про дороги.
    А можете посоветовать технопарк для 500 Га под выращивание кормов.
    Я очень не хочу покупать мегатракторы типа К700 и темболее аналоги иноземные. Но возможно ли работать на тракорах МТЗ-82 или МТЗ-1251 на объемах в 500 Га по ресурсосберегающим технологиям. Мне кажется это нормальная идея.

  • 19 мая 2009 в 19:07 • #
    Олег Шевченко

    500 га это просто отлично ! МТЗ 1221 самый оптимальный вариант :вес и мощность и цена ( +резерв 35-40л.с после незначительной доработки ) 2-3 трактора , но если корма то надо учесть и дальнейшее использование техники - не раз пришлось столкнуться что 20-30 см высоты или ширины вьездных ворот напрочь убирали все преимущества . А где находится ваше хозяйство ? С кормовыми культурами уже определились ? Есть несколько дополнений к технологии производства на которые редко кто обращает внимание в результате чего немалая часть кормов выходит наружу в непеработанном виде . И ещё один вопрос , тоже кормовой- водоемы на вашей территории есть ? Можем подробнее обсуждать уже отдельно все вопросы .

  • 19 мая 2009 в 20:58 • #
    Владимир Кошманов

    хозяйство в Калужской обл.
    ширину ворот я сделаю под трактор - буду делать модернизацию старой фермы.
    Кормовые планирую следующие: травы разные на сеннаж в герметичной упаковке, зерно (пшеница, овес, рож) на комбикорм, наверно кукуруза на силос.
    А возможно ли кормить только сеннажём и комбикормом?
    боюсь с сенажем с технологией будут проблемы, а про клубнеплоды вообще не думаю так как раб силы нету.
    Водоём есть - река и буду делать озеро, но поить коров хочу из скважины чистой водой.

  • 6 мая 2009 в 19:23 • #
    Семин Александр

    Найдите прогнозные цены реализации,спланируйте под ваши ресурсы технологию на определенный уровень урожайности.Считайте постоянные и переменные затраты.Делают это квалифицированные экономист + агроном.Посмотрите на успешные хозяйства и увидете достаточно высокую рентабельность.По уровню инвестиций земли с\х назначения скоро станут такими же интересными как нефть и газ.Определенно выгоднее работать на конкретных культурах.

  • 6 мая 2009 в 09:23 • #
    Александр Заволжинский

    По действиям я согласен с Олегом. Сейчас можно заняться только плодородностью почвы - вовремя запахивать, а лучше дисковать+прикатывать вырастающие сорняки. В этом случае у вас уже будет задел, понимание, как работать, с кем работать.
    Учиться можно и в ближайшем сельхозинституте, там студенты выполняют на отдельных дисциплинах курсовые проекты. Конечно это только учебные разработки, но с них начинается понимание устройства сельского хозяйства.

  • 7 мая 2009 в 15:14 • #
    Владимир Скопин

    Светлана,внимательно изучите пока историю хозяйства,надо поднять архивы и в Министерстве и просто краеведческие.А с обработкой земли Вы действительно запоздали.Я согласен с предыдущими замечаниями, сначала надо определится что необходимо в регионе, т.е.
    первичное изучение рынка,может Вы на своих полях сделаете разнотравье и разведете пчел.Будет у Вас меду видимо не видимо:-))))).

  • 7 мая 2009 в 21:54 • #
    Василий Сауляк

    Приходилось сталкиваться с такой проблемой в Калининградской области.
    2009 год практически упущен, но команду можно начинать сколачивать(20 лет работаю агрономом и всегда убеждаюсь-что-нибудь задумал, а начинать надо было в прошлом году :-)
    Специализацию нужно смотреть на месте-важнее всего возможность реализации продукции.
    1. 900 га-реальный и небольшой проект.Достаточно 5-6 работников.3-4 агрегата с/х техники. Для зерновых даже строений особых не понадобится.
    2.Для начала рекомендовал бы только поэтапное освоение2-3 года (ошибки всё равно будут,последствий меньше)надежно ликвидные культуры с коротким циклом производства, небольшими затратами.Сады и ягодники дадут продукцию через 2-3 года,овощи-высокозатратны,хотя доход с 1 га высокий)
    3.Предложение агронома(косить и продавать сено)-разумно.Если само выросло-грех не воспользоваться
    4.Много консультаций могут дать специалисты районного с/х управления.Только разговаривать нужно по умному-чтобы им было не дополнительной нагрузкой, а уважением к их советам.Относиться к их советам нужно критически-они большей частью не бизнесмены, а сов. чиновники
    Это относится и к специалистам ВУЗов-частенько оторваны от совр. жизни
    5.Бизнес-план лучше составлять самому со специалистом-цифры не будут казаться загадочными
    6. И команда быстрее соберется вокруг реальной работы
    Обращайтесь-что смогу,подскажу

  • 8 мая 2009 в 21:53 • #
    Светлана Кондратюк

    Спасибо, Василий! Обязательно воспользуюсь возможностью посоветоваться с Вами.

  • 8 мая 2009 в 21:55 • #
    Светлана Кондратюк

    Благодарна всем за советы и поддержку!

  • 12 мая 2009 в 13:04 • #
    Олег Шевченко

    Светлана , огромная просьба : не пропадайте !

  • 12 мая 2009 в 17:46 • #
    Александр Заволжинский

    Могу прислать тэо на картофель, мне тут чел из Астрахани прислал, по площадям - половину ваших, но цены урожайность и затраты нужно будет корректировать

  • 13 мая 2009 в 14:56 • #
    Светлана Кондратюк

    Александр! Ваше ТЭО мы а агрономом обсудим. Мой адрес #. Заранее спасибо.

  • 18 мая 2009 в 23:36 • #
    Владимир Кошманов

    Если можно пришлите и мне ТЭО по картошке.
    kashw(собака)mail.com

  • 18 мая 2009 в 23:38 • #
    Владимир Кошманов

    У меня такая же ситуация.
    Я думаю посеять сидераты и заделать их по осени - получим и хорошее удобрение и борьбу с сорняками, но на это нужны деньги. Зато на следующий год урожайность может быть выше.

  • 30 мая 2009 в 13:44 • #
    О Ф

    Заходите на сайт "Природное земледелие". Адрес сайта; www.bio-dar.ru В разделе "О нас пишут" можно прочитать отзывы фермеров и руководителей хозяйств о работе по пропагандируемой нами технологии органического земледелия, которое позволяет снизить затраты и повысить плодородие земель.
    С уважением,
    Ольга Слащинина