SEO
Обучение успешному интернет-проектированию
16 февраля 2009 в 00:54

Обучение успешному интернет-проектированию

Уважаемые коллеги!
Меня попросили выступить в роли эксперта по курсу обучения в сфере SEO. Конкретно — предполагается курс с первоначальным названием «Создание успешных интернет-проектов». Название спорное и слишком громкое, на мой взгляд, и вот мои мысли. Прошу согласиться с ними или опровергнуть.

Прежде всего, следует сказать, что популярный и успешный интернет-проект может придумать и воплотить в жизнь только лишь состоявшийся интернет-пользователь определённой профессиональной квалификации. Именно такой, когда пользователь уже успешно овладел разнообразными почтовыми функционалами, эффективным веб-серфингом, приёмами и методами поиска необходимой информации. Когда пользователь представляет себе сеть Интернет как единой целое и, в то же самое время, все её отдельные элементы и составляющие: какие бывают сайты и как на них обычно располагается информация (контент), как в общих чертах веб-сайты отображает тот или ной браузер, что такое авторизация и аутентификация пользователей, какие существуют в сети Интернет рекламные носители и функционалы и т.п. Это — необходимое субъективное условие для выполнения данной задачи. Наряду с достаточными навыками и опытом в следующих областях:

  1. собственно создание интернет-проектов (веб-сайтов);
  2. собственно продвижение (поисково-индексное продвижение в поисковых системах, собственно ссылочное продвижение в социальных сетях, баннерно-рекламное на рекламных интернет-носителях и интернет-площадях), а также вопросы конверсии/монетизации в функционировании веб-сайтов.

Первый пункт — достаточно широкая область. Это и навыки дизайна, и хорошее знание HTML/CSS, JavaScript, и владение опытом работы с CMS или веб-редакторами, и понятие принципов юзабилити веб-сайтов. По сему, это наверняка совершенно отдельная часть данной системы знаний. Образно говоря, для того, чтобы какой-то веб-сайт продвигать и «раскручивать», его необходимо сначала сделать. И сделать весьма хорошо. Ещё более образно, без собранного автомобиля нет смысла говорить о его тьюнинге. К тому же, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, что же такое «успешность» того или иного веб-проекта. Всё здесь зависит от методологии классификации веб-ресурсов. Потому что обычно исходя из назначения и функциональности строится продвижение того или иного проекта. А потом уже — какие-то частности.

Второй же пункт гораздо более легче поддаётся методологической формализации и фрагментации, нежели первый. В своей основе — это: полное и точное осознание принципов ссылочного ранжирования (1), основы методологии и функционалов интернет-рекламы (2) и небольшая теория конверсии/монетизации интернет-трафика и интернет-ресурсов (3). То есть, освоив и поняв теоретические принципы поисково-индексного продвижения, будущему веб-издателю будет уже относительно нетрудно изучить и все тонкости веб-продвижения и так называемой «раскрутки». С другой стороны, для работы в сфере интернет-рекламы (в силу своей самостоятельной и отдельной специфики) совсем необязательно знать тонкости HTML-конструирования. С третьей,— освоив все аспекты интернет-рекламы и в тонкостях изучив теорию веб-продвижения, можно, параллельно осваивая отдельным курсом собственно «создание и конструирование веб-сайтов», начать обдумывать свой первый настоящий интернет-проект. И уж, конечно же, не поняв в принципе какова цель и задачи продвигаемого ресурса (конкретные аспекты конверсии и монетизации), невозможно вообще строить медиапланы и стратегию продвижения, и, тем более, целенаправленно строить конкретный веб-функционал. То есть, содержание здесь заметно «определяет» форму.

При этом следует, вероятно, упомянуть ряд основных моментов. Например, следует помнить, что прямая конверсия существует всего трех видов:

  1. Трафик — посетители — показы — реклама — деньги (высокопосещаемый некоммерческий проект).
  2. Трафик — посетители — целевая страница — контакт — продажа — деньги (сайт-визитка фирмы).
  3. Трафик — посетители — интернет-витрина (ы) — платёжно-товарный функционал — продажа — деньги (интернет-магазин).
    Есть ещё проекты с непрямой конверсией. Это, например, когда владельца веб-ресурса приглашают проводить платные семинары, иногда весьма дорогие.

Затем, к примеру, необходимо обязательно рассмотреть, из чего, собственно, образуется трафик: из поиска, из рекламных баннеров, из контекстной рекламы, из каталогов, из рекомендательных ссылок, из писем и ICQ, из строки браузера. Это вообще сейчас уже как бы интернет-азбука — сегментация потоков потенциальных пользователей.

То есть, именно начальный курс обучения SEO и «успешного интернет-проектирования» может содержать в себе три части: основы интернет-рекламы, конверсии и веб-продвижения. Исходя из этого, вероятно, необходимо определять его название и учебную программу.

321
Комментарии (12)
  • 16 февраля 2009 в 10:01 • #
    Виталий Панов

    Спасибо Вам Алексей Иванович, за то, что Вы выступили экспертом в организации и проведении учебных курсов в ОмГПУ и ОмГТУ... ;) Ещё раз благодарен Вам... :-)))

  • 19 февраля 2009 в 17:06 • #
    Владимир Светашев

    Про "Успешный интернет-проект": Идея любопытная, но что-то здесь (в постановке задачи и цели обучения) настораживает.
    1. По роду деятельности занимаюсь созданием и продвижением интернет-проектов и имею мотивированное мнение на этот счет: успешные интернет-проекты - это очень разные интернет-проекты. Зависит от того, что считать успехом.
    2. Здешние московские гуру при проведении различных учёб и тренингов полностью сконцентрировались на теме "как продвинуть магазин", этому и сами научились хорошо, и других учат, и успехом считают именно это. Представляется, что это тупиковый путь.
    3. В классификации типов монетизации трафика есть досадный пробел: а куда отнести успешный (дневная аудитория больше 3000), некоммерческий и рекламу не демонстрирующий? И, кстати, его владельцы ни рубля не тратят на его жизнь (только время, ну и то, что в прежние годы называлось старомодным словом "страсть")
    Впрочем, если все и всегда будут измерять успех деньгами, то оно и потянет...

  • 19 февраля 2009 в 17:22 • #
    Алексей Оглоблин

    Спасибо, Владимир, за развёрнутый комментарий.
    По пунктам.
    1. Абсолютно согласен. Но об этом сказано выше: в абзаце, начинающемся со слов "Первый пункт - ...".
    2. Узость представляемых знаний. Тоже считаю тупиковым способом. Ничему комплексному и системному в этом случае научить невозможно. Как говорится, "ещё один сто первый ИМ по продаже летающих пылесосов".
    3. Это и есть один из вариантов непрямой конверсии. Об этом тоже сказано выше.

    P.S. Дело в том, что я выступил как раз в роли как бы эксперта-оппонента и мне тоже не совсем очевиден такой подход. Хотя его автор - собственно, мой коллега и товарищ.

    P.P.S. Возможно, успешность ИП в своей первооснове - это долгоиграющая высокая посещаемость целевыми посетителями.

  • 19 февраля 2009 в 17:34 • #
    Владимир Светашев

    Алексей, рад, что в главном мы не противоречим друг другу. Ваше мнение, что "...успешность ИП в своей первооснове - это долгоиграющая высокая посещаемость целевыми посетителями..." дополнил бы так: а целевыми и долгоиграющими они становятся в случае, если площадка дает им все необходимое для реализации (участия, посещения, и т.д.), имеется в виду как содержание ресурса, так и набор сервисов, ну и поведенческий таргетинг тоже где-то должен быть...
    Есть специфика поведения аудитории разных ресурсов, под нее и надо конструировать сайт.

  • 19 февраля 2009 в 18:45 • #
    Алексей Оглоблин

    Согласен. Но это опять несколько иное: "если площадка даёт им все необходимое для реализации" - это просто юзабилити. Набор сервисов - это не всегда показатель... Например, если сайту не нужна авторизация/регистрация, то её введение не улучшит посещаемость проекта, и в ряде случаев может даже ухудшить её.
    С другой стороны, если ресурс интерактивен по своей природе (если это один из его свойственных признаков), то, скорее всего, разработчики, надо полагать, снабдят его и регистрацией, и авторизацией, и обратной связью, и собственно каким-то характерным интерактивом.
    Во многом разработчикам нужно владение ещё некоторым технофилософским взглядом: что есть признаки, что есть свойства в данном конкретном случае. Тонкости тут есть, согласитесь... И, конечно же, целеполагание и задачность - первым делом.

  • 20 февраля 2009 в 12:21 • #
    Владимир Светашев

    В целом согласен. Про целеполагание и задачность: в ряде случаев (и это, как ни смешно, порядка 90% случаев) цель ИП определяется как "имидж" - сайт-визитка, чтобы круто, потому что без сайта не круто (ну и т.д.), а средства реализации имиджевого проекта - банальны, предельно широко распространены (т.е. есть у всех), и собственно, если и создают какой-то имидж, то только какой-то банальщины. Задачность здесь видится мне как функционал. Выше я говорил, что функционал есть не только у сайта (проекта), но и у социума (аудитории сайта). Совпадение этих двух "облаков" (формализуемых либо как сервисы сайта, либо как акции/мероприятия/event'ы) является залогом (и заодно - показателем) успеха интернет-проекта. Анализ юзабилити, анализ предпочтений (поведенческий таргетинг) и их соотнесение друг с другом - как-то так видится путь инет-проекта. Попробую пояснить свою мысль:
    Ну например, регистрация/авторизация есть довольно часто. Нужна она довольно редко, предполагается, что так можно структурировать аудиторию и ее интересы, хотя де-факто это не совсем так. Если аудитории Вашего сайта есть зачем (задача проекта) или хочется (сложившееся предпочтение) авторизовать себя и/или кастомизироваться - регистрация нужна. Нет - нет.
    Я так себе это вижу.

  • 20 февраля 2009 в 13:21 • #
    Алексей Оглоблин

    Да, спасибо, весьма ценные мысли.

  • 20 февраля 2009 в 14:59 • #
    Владимир Светашев

    Вообще-то мой предыдущий ответ достаточно банален. Возможно, не удалось сказать то, что хотел. Собственно, то, что хотел, звучит так: если знаешь, чего аудитория хочет - успех будет. Превращать его в "монету" или нет - вопрос выбора создателя. Успех - это отклик, аудитория.

  • 20 февраля 2009 в 15:02 • #
    Алексей Оглоблин

    "если знаешь, чего аудитория хочет - успех будет."
    Лучше сказать: "чего и как хочет".

  • 20 февраля 2009 в 17:12 • #
    Владимир Светашев

    ОК. Идемте читать курс?

  • 25 июля 2009 в 11:46 • #
    Вадим Земляничкин

    Автор и куратор «Школы Интернет – бизнеса» в Белорусском Государственном Университете (БГУ) – 3 года назад

    Вы затронули тему – хочу поделиться идеей.
    Основа курса – постановка задач. Успешный проект – это тот, который выполняет ВСЕ поставленные перед ним задачи.

    План:

    1) Истории мировых успешных проектов проблемы, с которыми сталкивались руководители проектов (Google, Amazon, E-bay, Yandex и другие)

    2) Постановка задач.
    - обучение постановки задач перед проектом (увеличить продажи, собрать аудиторию, пропиарить подругу, которая поет….их множество)
    - постановка задач перед дизайнером (тут нужно рассказать про классические основы композиции, про цветокоррекцию, обязательно работа с пронстранством и т.д.) – чтобы овладеть фотошопом на таком уровне, «чтобы не стыдно было» нужен год (на себе проверял), и чтобы получился проект на уровне, нужно найти специалиста и грамотно поставить ему задачи (соответственно, дизайнер, которому не нужно рассказывать про основы экспозиции, стоит дорого и не всегда является решением на малого-среднего бизнеса), проконтролировать процесс и самому «быть в теме».
    - задачи перед программистами (изучение нескольких популярных ЦМС подетальная разборка всех основных модулей сайта – новости, авторизация, каталог, галерея…) – есть такая проблема, что многие недооценивают работу программистов, и чтобы им реализовать минимальный функционал – нужно написать десятки, иногда сотни-тысячи строк программного кода. Нужно научится правильно рассчитывать время исполнения задачи, в зависимости от сложности модуля.

    Дело в том, что сегодня веб-разработки – это технология, которая развивается каждый день. И новичок ВООБЩЕ НИКАК не сможет сделать проект на уровне самостоятельно. Еще проблема: если он решит сделать сайт в студии, то ему там могут такое шило замутить, что лучше бы делал сам (дорогие студии с именем не рассматриваю, т.к. были бы деньги на Лебедева – не тратились бы на обучение). Поэтому мы предполагаем, что студент будет самостоятельно формировать бюджет (без денег можно было сделать сайт 3-5 лет назад, сегодня дешевый сайт – это инструмент, который работает не НА бизнес, а ПРОТИВ него), искать команду исполнителей, руководить процессом создания сайта на всех его этапах.

    3) Курс «HTML|CSS». Эта технология достаточно простая, чтобы ей овладеть в течении месяца, но так же она необходима веб-разработчику как воздух. Для хорошей конверсии нужно, чтобы каждая страничка сайта была интересна и индивидуальна. Многие до сих пор просто вставляют текст в редактор на внутренних страницах – они теряют клиентов, т.к. доверие меньше. ХТМЛ – это золотая середина, соединяющая программную часть с дизайном. Когда сайт готов, разработчик садится за проект и самостоятельно выправляет мелкие детальки, добавляет акции или выравнивает новости.

    4) Юзабилити!!! Самое важное во всей разработке. В качестве пособия – книга Стивена Круга практические занятия «мозговой штурм» по выправлению кривых сайтов. (провожу консультации по Юзабилити)

    5) Оптимизация и поисковое продвижение. Ситуация следующая: технология поискового продвижения достаточно простая, чтобы ей овладеть быстро (ну, конечно, при условии, что обучает практик, у которого позиции ниже 3-ей выдачи не опускается), но требует просто необыкновенных затрат на написание объективных текстов. По моему опыту: качественно продвинуть один сайт = написать не маленькую детскую книжку (нужно очень много оригинального контента, причем это не только текст на сайте и статьи, это еще тасячи оригинальных, отличающихся друг от друга, описаний для каталогов и столько же рекламных текстовок для биржи ссылок). Поэтому учимся СЕО и постановке задач для копирайтора.

    бонус! курс Яндекс.Директ

    6) Работа со статистикой (профф. Системы бесплатной статистики: live internet, google analytic, Яндекс-Метрика) и повышение конверсии (про конверсию клёва Ашманов рассказывает в последней книге).

    7) Медийное продвижение или Интернет PR. Группа в соц-сети, блоговое продвижение, партнерские программы, organic seo и т.д.
    \т.е. мы учимся ставить задачи тем, кто будет для нас делать сайт –

  • 20 февраля 2010 в 10:24 • #
    Марина Ковалева

    спасиобо за информацию

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?