Top.Mail.Ru
Обучение системному мышлению. 1-ая ступень: использование...
21 сентября 2009 в 10:48

Обучение системному мышлению. 1-ая ступень: использование "здравого" смысла

Многие граждане постоянно ссылаются на так называемый «здравый» смысл. Наиболее часто под здравым смыслом мы понимаем именно понимание простых и однозначно трактуемых связей между такими же простыми сущностями. Для многих, обучение использованию «здравого» смысла — может стать первой твердой ступенькой для развития аналитических навыков.

Так вот вопросы — что должно входить в такое оубчение?
Как протестировать умение пользоваться «здравым» смыслом?
Как это переложить на рельсы e-learning?

494
Комментарии (18)
  • 12 апреля 2011 в 13:51 • #
    Захар Михайлов

    Попробую ответить на Ваши вопросы:

    1. Обучение здравому смыслу должно включать в первую очередь здравомыслящего инструктора. Здравомыслящий инструктор - это гармоничная личность. Гармоничная личность, на мой взгляд, отличается спокойствием, уверенностью, самостоятельностью и ответственностью.
    2. Никакого объективного многоразового теста на здравомыслие быть не может, поскольку в результате всегда имеем дело с принятием индивидуального решения и его реализацией.
    Ответственность зарезультаты и последствия всегда несет человек, а не предворительная система тестирования.
    3. Соответственно первым двум пунктам, реализация обучения здравому смыслу в e-learning не целерациональна.

  • 12 апреля 2011 в 13:56 • #
    Александр Верес

    абсолютно не согласен.

  • 12 апреля 2011 в 22:10 • #
    Александр Верес

    Захар, вообще говоря я писал про системный анализ.
    системный анализ штука объективная, ее предмет не зависит от самого инструктора.
    глядя на офисный планктон в московских компаниях и на руководителей среднего звена, постоянно натыкаешься на бред в устах относительно грамотных людей. но непонимание основных инструментов анализа, не зависимо от предметной области, влечет к постоянным ошибкам сотрудников. такие ошибки, как минимум, раздражают.
    есть хороший пример успешного использование e-learning в ТРИЗ. пограничная с системным анализом наука. это наталкивает на определенные мысли.

  • 12 апреля 2011 в 19:19 • #
    Александр Фёдоров

    Должно входить, прежде всего, представление о самом мышлении - его устройстве и функционировании, и понятии системы, как таковой. Ну и необходимость целевая самого такого мышления. Системное мышление, это владение предельно абстрагированными понятиями и представлениями. А под "здравым смыслом" понимается, по всей видимости, какие-то действия бытового порядка. Не совать пальцы в розетку, или, что-то в этом роде. Чему, тоже, несомненно, надо учить.

  • 12 апреля 2011 в 22:14 • #
    Александр Верес

    системное мышление - это то что must have у любого человека.

    как-то недавно читал "Психологическую защиту" Грановской Р.М., есть чья-то потрясающая цитата. Человек не может управлять ходом своих мыслей, но управлять своими деяниями обязан.

  • 12 апреля 2011 в 23:36 • #
    Александр Фёдоров

    Да , фигу.. Откуда взяться системному мышлению человека. Он вообще, человек, для этого приспособлен? Лично, давно бъюсь на эту тему. Попытки привить что-то из системных понятий, - близки к полному абзацу. Абсолютная мифологизация сознания. Но Вы попробуйте, убедите, что людям просто необходимы кое-какие знания. Все скопом соглясятся, что, нужны. Но каждый по отдельности скажет, - правда, сейчас я занят, потом.. :)
    Да и что Вы за такую конфетку предлагаете? Уверены, что это принесёт счатье и наслаждение? :)) Боюсь, системный анализ, это для очень крепких нервами ребят.
    Впрочем, действительно надо что-то делать в этом направлении.
    А в популярной литературе, оно, конечно, много всякого набраться можно потрясающего..

  • 12 апреля 2011 в 23:56 • #
    Александр Верес

    при чем здесь счастье, это для пользы обществу и Земле

  • 13 апреля 2011 в 12:59 • #
    Александр Фёдоров

    Наверное, Вы знаете, в чём польза обществу и Земле. Осталось только объяснить это попавшим под распределение.. :)
    Реально-то у вас есть какие разработки? Для системного анализа мозгов не хватит. Это всё-таки работа с базами данных. Устройство какое в помощь нужно..

  • 13 апреля 2011 в 13:08 • #
    Александр Верес

    зачем устройство, тут нужен определенный специалист по пед дизайну

  • 13 апреля 2011 в 13:23 • #
    Александр Фёдоров

    Тогда, прошу прощения. Чего-то не понял, значит. Просто модное словосочетание тут было употребленно, - системный анализ. Я как-то по-своему понимаю этот предмет, значит.

  • 13 апреля 2011 в 13:28 • #
    Александр Верес

    системный анализ он и есть системный анализ
    как и системное мышление

  • 13 апреля 2011 в 13:36 • #
    Александр Фёдоров

    Конечно. Цели системного анализа приведите. Сразу будет понятно, о каких материях мы разговариваем.

  • 19 апреля 2011 в 23:49 • #
    Станислав Радченко

    На практике, применяя словосочетание "системный анализ", часто смешивают понятия "анализ систем" (второй вопрос - каких?), и "анализ на основе системного подхода". Ваше понимание предмета к смыслу какого из них ближе?

  • 20 апреля 2011 в 11:56 • #
    Александр Фёдоров

    Система и систематизация, это, в первую очередь (или в общем понимании), принцип упорядочивания. Принцип может быть выражен сам по себе, - в безотносительном понимании, как некий алгоритм действия. Или, принцип может быть реализуемый, - упорядочивание поступающих (входящих), и (или), имеющихся данных.
    Поэтому, говоря о системном анализе как привычном сочетании слов и действий, скорее всего, имеется в виду, не данные, составляющие сами по себе систему, и в этом качестве делается их рассмотрение, а простая их классификация. Например, системным анализом можно назвать действия по расстановке новой поступающей литературы в библиотеке, и занесения данных о книгах в реестр. И, исходя из этого предположения, под анализом систем можно понимать попытки узнать, каким образом действует библиотекарь, и как организованно библиотечное дело.
    Системный подход, в бытовом применении, это то же самое, примерно. Кто-то говорит себе (или другим), - так, у меня есть несколько научных классификаторов, основанных на частных предположениях. Сейчас мы их все применим, и сравним результаты. Что обычно и делается с умным видом на практике. Т.е., это уже попытка найти взаимосвязи между данными. Типичный пример, - это наличие множества, по-моему, более 140, «таблиц Менделеева».
    В продолжение того же ряда понимания словосочетаний, - существует ещё системная аналитика на основе системного подхода. Ей занимаются исключительно из корыстных целей. Предположив взаимосвязи данных, их ещё рассматривают в изменениях, в выбранном периоде их существования. Т.е., таким способом делается прогноз по изменению предполагаемой системы.
    Но как-то видится во всём этом какой-то глубокий порок. Чего-то в этой радужной картине не хватает. Ах, да, знаний. И, в частности, - а что же это такое система вообще. Как понимать это слово.

  • 20 апреля 2011 в 20:26 • #
    Станислав Радченко

    По-моему, определение понятия системы это как раз самое простое и бесспорное в дискуссиях по системному анализу :)

  • 20 апреля 2011 в 22:43 • #
    Александр Фёдоров

    Да что говорить. Овладевая этим понятием, человечество, несомненно, сделает большой шаг в своём развитии. Изучение систем приведёт к парадоксальным, как впрочем, и хорошо забытым, открытиям. Теория систем, - есть и такая наука в ряду других наук, требует ещё и хорошей философской подкованности. Потому, как даже страшно сказать, с чем придётся столкнуться, овладевая простыми определениями из раздела общетеоретической подготовки.
    Но явно, всё к этому идёт. Было бы по пути, только.

  • 22 апреля 2011 в 21:50 • #
    Александр Фёдоров

    Ох, забыл дописать, что это только светлые мечты. Теория систем, и практика применения её различны. Это, собственно, не обсуждаемый постулат. Это, примерно, как если судить по имеющимся документам и свидетельствам современников, о жизни Христа, и, как тот же материал освещён в каноническом изложении. Вроде бы, ничего общего. (Такое необычное сравнение привёл, потому, как канун праздника. Просто под руку подвернулось.) Практика моя показывает, что всё-таки, выход за пределы относительных определений, связанных с относительной ориентировкой, не так прост. Т.е., даже теоретический материал практически не воспринимается. И, даже, необходимости в самом материале, никак не просматривается. Дескать, и так хорошо.
    Тут немного, конечно, попугал, шутя, какой материал придётся анализировать настоящему системному аналитику. И, вправду, частично, такой материал не из приятных будет. Впрочем, дело привычки, опять же, частично, и профессионализма в этом.
    (Хех, надо будет постоянно задавать себе вопрос, - а ты кто такой? И, так же, выслушивать этот вопрос от других.. ))


Выберите из списка
2011
2011
2010
2009