Блиц-опрос: может/должен ли психолог/психотерапевт/коуч...
6 апреля 2010 в 21:14

Блиц-опрос: может/должен ли психолог/психотерапевт/коуч пользоваться услугами другого психолога/психотерапевта/коуча?

Вопросы вот такие назрели.

Сертифицированный русский коуч обращается к своему коллеге, если понимает, что ему нужна профессиональная помощь? Не для получения консультации о своем клиенте, а именно за решением конкретной собственной проблемы, имеющей место быть в его жизни?

А психолог или психотерапевт идут к своим коллегам, чтобы разрешить свои проблемы, с которыми они не могут справиться?

Я не беру ситуацию, когда психолог обращается к коучу etc. Волнует вопрос линейного обращения -коуч-коуч-, психолог-писхолог, психотерапевт-психотерапевт.
Да-да. знаю, что можно песню спеть про разные направления в психотерапии, коучинге etc,
что всё индивидуально и особенно, и говорить ВООБЩЕ об этом. А на практике как? Как у Вас? Или ваших знакомых, которые занимаются этой деятельностью?

Не получается ли, что психолог, психотерапевт, коуч соорудили себе «башню из слоновой кости» и не в состоянии обсуждать с коллегой свои собственные проблемы?

Что Вы думаете по этому поводу?

495
Комментарии (50)
  • 6 апреля 2010 в 21:19 • #
    Zhukov Eugene

    Наверное это нормально. Вот только есть у меня одно сомнение... Вправе ли человек, который не может справиться с собственными проблемами, помогать другим делать это???

  • 8 апреля 2010 в 18:12 • #
    Елена Рубан

    Евгений,

    а вот вопрос:
    Вы верите, что есть люди, у которых нет личностных проблем?
    То есть коуч, психолог, психотерапевт должны быть идеальными людьми без проблем?
    А есть ситуации в жизни -пограничные - смерть - к которым нельзя быть готовым. сколько бы дипломов ни имел, и каким бы талантливым в профессии ни был.

    Или что именно Вы имели ввиду?

  • 8 апреля 2010 в 18:18 • #
    Zhukov Eugene

    1. Нет
    2. Нет
    3. К смерти можно быть готовым

  • 6 апреля 2010 в 21:31 • #
    Маргарита Зингер

    А таки хирург, если что, должен сам себе операцию делать?)
    Вообще-то, у психотерапевтов и психологов, которые действительно психологией занимаются, людям помогают, а не используют свою профессию как прикладную, обязательны периодические сеансы, чтобы снять накопившееся отрицалово. Мой друг, психиатр из воемеда, обязательно сам периодически посещает сеансы корректирующие. Знакомый психолог, у которого личная практика, поступает так же. Не вижу тут ничего странного)) От пациентов недолго и самому умом тронуться)

  • 6 апреля 2010 в 21:32 • #
    Ирина Посиделова

    Почему бы и нет.Большое заблуждение,что человек может сам себе помочь,он видит свою проблему изнутри и не видит общую картину.
    Ещё один момент - это гордыня.Я же лучший,зачем мне обращаться к коллеге,я и сам сусам.
    В сообществе целителей этой гордыни нет.Мы всегда обращаемся,если это нужно,к коллеге за помощью.Сам себе человек помочь не может во многих случаях.
    Мое мнение - обращаться и постоянно учиться у своих коллег,это всегда полезно.

  • 8 апреля 2010 в 18:16 • #
    Елена Рубан

    Гордыня. Это точно. Согласна.

  • 6 апреля 2010 в 21:35 • #
    Ольга Кузнецова

    Есть такое понятие как супервизия. Она имеет две формы: индивидуальную и групповую. В норме (при правильном течении дел) психолог (психотерапевт) обязательно проходит индивидуальную супервизию у более опытного коллеги, начинает работать под руководством более опытного специалиста. Психологи посещают массу тренингов, задача которых не только познакомить специалистов с методикой, но на этих тренингах психологи пропускают через себя ту или иную методику, занимаются личностным ростом.
    Самый известный вариант групповой супервизии - балинтовские группы. Это достаточно широкое явление в психотерапевтической (психологической) среде, где под пристальным вниманием оказывается не клинический случай (этим занимаются на клинических разборах), а ситуация контакта "врач-пациент" (психолог-клиент).
    Поэтому если психологи (психотерапевты) прошли грамотную подготовку, то эта подготовка обязательно в себя включала и проработку собственной личности посредством супервизии.
    По ходу дальнейшей работы каждый специалист в психологической (психиатрической) структуре имеет возможность обратиться к своим коллегам за той или иной грамотной консультацией, поддержкой, обратной связью.
    В этом плане мне повезло (проходила и индивидуальную, и групповую супервизию, проходила и продолжаю посещать массу тренингов, поддерживаю конструктивные отношения с коллегами, от которых получаю поддержку и обратную связь, у меня есть лучшая подруга, которая по специальности психиатр-психотерапевт и с которой регулярно обсуждаем рабочие проблемы).

  • 7 апреля 2010 в 01:11 • #
    m.g.petrushkov Петрушков Михаил...

    Ох, коллеги!
    вы говорите очень правильные, грамотные вещи!
    однако, очень часто люди не замечают в своем глазу бревно! вот поэтому и не обращаются к коллеге за помощью!
    потому, что порой надо иметь мужество самому себе признаться, что у тебя есть проблема и она именно в тебе!!!
    у тебесть слабость, болевая точка, - для лечения которой необходимо вмешательство извне.

    обсуждать пациентов. делиться случаями- да! это широко используется! и в психиатрии, и в психологии, и в хирургии, да повсюду!

    но вот, может быть грубый пример: андрологу надо набраться мужества, чтобы сказать коллеге: послушай, друг, а ведь у меня не стоит! что посоветуешь сделать?! пропиши мне лечение!

    а вот обсудить все случаи, казусы, интересных больных- это пожалуйста!

    точно также и психиаторы: это всегда так, что один врач подходит к другому и говорит: что-то я от общения с пациетами сам умом тронулся! поможешь мне?!

    скорее будет, как в Кавказской пленнице: не надо горячиться! и его вылечим, и Вас вылечим, ... и меня вылечим!

    а башни, построенные из страха оказаться смешным, глупым, вызвать порицание коллег, их издевки - они выше башен из слоновой кости! и уж точно- практически неприступные!

  • 7 апреля 2010 в 01:20 • #
    Ольга Кузнецова

    Михаил Георгиевич.
    Я, когда описывала практику супервизии и регулярную работу над собой, описывала именно через призму того, что сама прошла.
    А Вы, как мне думается, когда описываете страхи обращаться к другим коллегам, пожалуй, говорите о себе самом.

  • 7 апреля 2010 в 01:35 • #
    m.g.petrushkov Петрушков Михаил...

    Оленька, так следуя Вашим умозаключениям. можно утверждать, что Все!!абсолютно все, что пишет Рубан- это про нее! а ведь это не так!!!
    я рад, что Вы вся такая воздушная и продвинутая!
    но... думаю что не наивная!поэтому не надо все. что пишется проецировать сразу на весь мир! и на всех коллег!

    вполен возможно, что вы абсолютно правдивы с нами и при малейшей личностной проблеме обращаетесь к коллеге! (в чем личноя глубоко сомневаюсь!).
    Но большая часть так не делает!
    иначе бы общество не получало бы случаи суицида, преступлений, извращений, непрофессионализма среди психологов, психиатров, коучей и иже с ними!

    Простите, порой Ваши письмена, которые очень похожи по сути на лозунги, напоминают идентичные про высокий моральный облик СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА!

    Дамы, господа, давайте хоть в мелочах-то будем искренними хотя бы с самими собой!

    если проблема не затрагивает Вашу сущность, не потрясает Вас своим существованием, обнародование ее не ведет к разрушению Вашего Я, выстраиваемого Вами планомерно в профессиональном, личностном, семейном и иных планах, то Вы сможете поделиться ей с коллегй или супервайзером. В противном случае, Вы постараетесь либо справиться сами, либо загнать проблему в самый дальний угол Вашей души, либ поделиться проблемой, но при этом замаскировать ее под проблему другого индивида.

    Если же Вы поступаете иначе. то вы- блаженный!
    и Ваше есть Царствие Небесное!

    но в Ваших постах я блаженности не усмотрел! Вы-профессионалы, которые немного лукавят и приукрашивают свою профессиою и себя в ней. Это совсем неплохо!

    прим.: у меня, в отличии от андролога из примера, слава Аллаху, стоит и надеюсь еще не один десяток лет стоять будет! ну это грубо, но к слову! чтобы вы поняли, что то, что мы пишем и то, что с нами происходит подчас диаметрально противоположные вещи!

  • 7 апреля 2010 в 11:34 • #
    Ольга Кузнецова

    Мне приятно видеть, какую массу эмоций я у Вас, Михаил Георгиевич, вызываю )))
    Полагаю, что если Вы прочитаете отзывы других специалистов в области психологии и психотерапии (Натальи Воробьевой, Татьяны Боровинской), то заметите, что это не только моя позиция, это требование нашей специальности.
    При этом допускаю, что есть люди, которые купили диплом и не проходили супервизию.
    И еще такой момент.
    Вот Вы утверждаете: "если проблема не затрагивает Вашу сущность, не потрясает Вас своим существованием, обнародование ее не ведет к разрушению Вашего Я, выстраиваемого Вами планомерно в профессиональном, личностном, семейном и иных планах, то Вы сможете поделиться ей с коллегй или супервайзером. В противном случае, Вы постараетесь либо справиться сами, либо загнать проблему в самый дальний угол Вашей души, либ поделиться проблемой, но при этом замаскировать ее под проблему другого индивида.
    Если же Вы поступаете иначе. то вы- блаженный!
    и Ваше есть Царствие Небесное!"
    Уверяю Вас, Михаил Георгиевич, что если психолог (психотерапевт) имеет опыт работы с супервизором, уже начал свой личностный рост, то он даже самую тяжелую проблему вытащит для обсуждения в индивидуальном порядке или даже в группе. Полагаю, что Вы никогда не присутствовали на тренингах личностного роста и других психотерапевтических группах, поэтому не можете представить глубины проработки личностей, участвующих в групповой работе. Это делает понятной Вашу позицию.

  • 7 апреля 2010 в 21:37 • #
    m.g.petrushkov Петрушков Михаил...

    Дорогая Оленька!!!
    Вы абсолютно правы! Умные, талантливые, красивые и уверенные женщины всегда вызывают во мне массу эмоций, бурю ощущений!что ж поделаешь- Восток!
    у нас женщину носят на руках, Женщина - это источник вдохновения и радости.

    Насчет остальных Ваших замечаний хочется ответить одной хорошей русской поговоркой:
    "Уж куда нам-то со свиным рылом да в калашный ряд"

    Правда- она у всех разная! вам нравится такая. какую вы хотите всем показать?! что ж, это Ваше полное и абсолютное право. Насчет Ваших и подобых Вашим комментариям наш учитель Гулямов много интересного говорил! но.... Вашей правде это все не понравится.

    Удачи Вам в Вашем личностном росте!и в Вашей супервизии!
    И мое пожелание, дружеское: будьте хоть иногда, хоть сама с собой искренной.
    А насчет высопатетических слов о требованиях Вашей специальности: "не лохматьте другим бабушку"

    Мир Вам и Вашему дому.

    С Уважением,
    Михаил

  • 8 апреля 2010 в 01:13 • #
    Ольга Кузнецова

    Спасибо, Михаил Георгиевич, за Ваши искренне теплые слова! ;)
    И Вам самого наилучшего!

    С уважением,
    Ольга.

  • 8 апреля 2010 в 18:23 • #
    Елена Рубан

    Спасибо, Ольга, за подробный ответ.

    Для некоторых даже в этой ветке важно услышать такой ответ.

  • 6 апреля 2010 в 22:22 • #
    Елена Зак

    Насчет "башни из слоновой кости" - бывает такая проблема, и она не такая уж редкая. Да, часть культуры любой из этих профессий - обращаться за помощью к специалисту, когда она тебе нужна, а не действовать по модели "врачу, исцелися сам". По моим наблюдениям, в России есть такая тенденция - обращаться - но пока довольно-таки слабая.

  • 8 апреля 2010 в 18:27 • #
    Елена Рубан

    Есть ещё одна метафора - "башня из чёрного дерева"
    Только она была бы более мрачной..

  • 6 апреля 2010 в 22:23 • #
    Юлия Чертищева

    Почему бы и нет. Но первоначально человек должен понять, что проблемы у него есть и он не может самостоятельно с ними справиться.

  • 6 апреля 2010 в 23:44 • #
    Наталья Воробьёва

    прохождение личной терапии (психотерапии) является неотъемлемой частью любого серьезного психотерапевтического образования. психолог, психотерапевт должен проработать свои проблемы прежде чем работать с клиентами, иначе он будет вешать ярлыки и "кормить" своим мнением клиента. проработать все проблемы сразу невозможно, т.к. жизнь течет и меняется, поэтому профессиональный психолог ходит на личную психотерапию (ЛП) на протяжении всего своего профес. пути. вместе с помощью психолог получает и огромный профес. опыт. я бы, выбирая психолога, спрашивала не столько его дипломы сколько наличие часов ЛП.

  • 7 апреля 2010 в 00:12 • #
    Татьяна Боровинская

    Вы осознанно не включили в вопрос психоаналитиков?
    Для них регулярные курсы психоанализа у специалистов более высокой квалификации обязательны, чтобы они не приписывали свои проблемы пациентам. Ассоциации психоаналитиков следят за этим. Вполне вероятно, что и другие специалисты, перечисленные вами, сертифицированные и входящие в ассоциации, должны делать то же самое. И осознают необходимость этого.
    Присоединяюсь к мнению Натальи.

  • 7 апреля 2010 в 08:07 • #
    Евгений Литвин

    Психолог, как любой другой специалист (человек)) - когда не может решить проблему (рабочую, личную) самостоятельно - обращается к другому специалисту (человеку)). Если таких случаев слишком много - надо менять профессию))) Если таких случаев нет вообще - пора лечиться от мании величия...

  • 8 апреля 2010 в 18:50 • #
    Елена Рубан

    Про манию величия - это хорошо. :)

  • 9 апреля 2010 в 22:02 • #
    Ольга Мухрыгина

    Вот хотела написать, но только присоединюсь, пожалуй, к каждому слову.

    ЭТО НОРМАЛЬНО: обращаться и работать про себя.

  • 7 апреля 2010 в 10:15 • #
    Евгения Игошина

    Я думаю должен.
    Известный факт - парикмахеры-профессионалы никогда не стригут себя сами. Просто потому что не видят себя со стороны....

  • 7 апреля 2010 в 19:59 • #
    Сергей Когут

    есть несколько цитат..
    Первая.
    #

    1. О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО (Мф 7:1-5) [Лк 6:37-45]
      40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
      Вторая
      Учитель и ученик, психотерапевт и пациент – безумны все, иначе их не было бы здесь. Вместе они способны найти выход, ибо никто не обретает здравомыслие в одиночку
      ------------------------
      для того,чтоб качественно побриться необходимо взглянуть в зеркало.
      Человеку Ищущему ИСТИНУ в любой ситуации всегда необходимо отражение своего видения.
      другое дело Гордыня и Ревность..
      эти "качества" не позволяют приходить к Истине в Любви решая любые ситуации на Жизненном пути.
      но это уже дело каждого..
  • 9 апреля 2010 в 12:13 • #
    Ирина Посиделова

    Вот ещё одна цитата:
    " Воспитай ученика,чтобы было потом у кого учиться."

  • 9 апреля 2010 в 15:38 • #
    Сергей Когут

    хорошая цитата.
    ;-)

  • 9 апреля 2010 в 17:16 • #
    Ирина Посиделова

    А то.

  • 9 апреля 2010 в 17:47 • #
    Сергей Когут

    Есть одна провокационная..
    от Меня лично.
    Воспитай Себя и Жену в Истинной Любви,чтоб Стать счастливым и Миру захотелось у ВАС научиться счастью.
    Дарю.

  • 9 апреля 2010 в 18:18 • #
    Ирина Посиделова

    Спасибо.

  • 9 апреля 2010 в 10:30 • #
    Николай Горшков

    Странноватый вопрос.
    Это является обязательным.

  • 9 апреля 2010 в 21:26 • #
    Елена Рубан

    Кроме профи как Вы, Николай, в группе есть еще "просто люди". И вот у них -весьма специфические представления об этом. И ответы -весьма специфические. Даже по ответам на этой ветке видно.

    Любая профессия имеет значимость, есть люди понимают - что именно и каким образом люди этой профессии меняют в их жизни.

    И ещё. Я не смогла эту проблему донести - она заключена в фильме "Умница Уилл Хантинг". Коротко, часто и непрофи видит больше. чем профи, и понимает, что профи защищён своей системой знаний, своей "башней из слоновой кости".

  • 10 апреля 2010 в 10:24 • #
    Николай Горшков

    Я "подогреваю" читателя))
    *
    На самом деле - в классической советской психотерапии и психологии - это было ммм.. ну если не позорно, то по крайней мере - не принято. Ведь это должен был быть человек с железной волей и пристальным взглядом черных черных глаз, пронизывающий насквозь!
    Разве такому монстр... тьху, такому тэрапэуту нужна терапия?

  • 10 апреля 2010 в 18:37 • #
    Людмила Григорьевна Жаркова

    :)))))))))))))))))))
    Это после такого "тэрапзута" точно нужна терапия. Знакомая тема. До слез.

  • 9 апреля 2010 в 11:22 • #
    Галина Кузнецова

    Считаю это нормальным.
    Коучам рекомендуется иметь своего личного коуча. И у меня есть такие примеры.
    По поводу психологов и психотерапевтов. Насколько мне известно, раньше, кроме супервизии (т.е. работы под присмотром более опытного коллеги) прежде чем приступить к консультированию, специалисты должны были в течение многих часов проходить собственную терапию, во избежание проецирования собственных проблем на клиента. Как сейчас-не знаю. Но то, что у многих моих знакомых-психологов есть собственные психологи, это точно.

  • 10 апреля 2010 в 15:19 • #
    Наталья Ивановская

    очень странная тема.......Психолог не имеет права работать, если не ходит сам психотерапию. Это профессиональное ПРАВИЛО.
    И дело не только в супервизии, которая тоже обязательна.
    Психолог никогда не получит диплом без определенного количества часов личной терапии......
    При выборе психотерапевта ОЧЕНЬ важно знать, ходит ли на психотерапию он сам. И если нет, то лучше обращаться к другому специалисту......

  • 20 апреля 2010 в 00:56 • #
    Игорь Автономов

    очччень странный ответ..... а как же позвольте спросить клиент будет узнавать ходит ли на психотерапию психотерапевт (или психолог)?
    Вы уж извините, но Ваши утверждения - бр...

  • 10 апреля 2010 в 18:31 • #
    Людмила Григорьевна Жаркова

    Это норма в профессии практикующего психолога - пользоваться услугами коллег-профессионалов и быть в эмоциональной форме. Иначе - эмоциональное выгорание и профнепригодность. И кроме того, клиенты голосуют ногами - уходят.


Выберите из списка
2011
2011
2010