ПрОИСКИ языка: от ПОЧЕМУЧЕЛЬНОГО почему к ОБВИНИТЕЛЬНОМУ почему.
7 апреля 2010 в 12:29

ПрОИСКИ языка: от ПОЧЕМУЧЕЛЬНОГО почему к ОБВИНИТЕЛЬНОМУ почему.

У меня недавно было занятное наблюдение. На коуч-сессии, когда вал вопросов, когда сама в роли клиента, когда вал вопросов, когда сама в роли коуча, натыкаешься на эти вопросы, как на булавки, потому что они впиваются и требуют ответа, немедленного, сейчашнего, быстрого… И поскольку среда благоприятная и не было никакого желания противиться этим вопросам, даже если они вызывающие и вытаскивающие твои собственные «слепые пятна» (в коучинге это называются «ограничивающие убеждения»), самый странный вопрос оказался — вопрос ПОЧЕМУ.

Когда этот вопрос задаёт ребенок: « Почему это так, а не иначе» — это другой вопрос ПОЧЕМУ.
Когда его задает взрослый другому взрослому — ВСЕГДА появляется у отвечающего интонация оправдания. Это вопрос часто провоцирует оправдание и как следствие вину.

Когда именно происходит такая метаморфоза — и из любопытствующего вопросительного слова ПОЧЕМУ оно превращается в обвинительное ПОЧЕМУ — я пока не поняла. И при каких обстоятельствах появляется вина при этом втором ПОЧЕМУ — пока тоже не поняла. Я просто видела реакцию группы на этот тип вопросов, и она была одинаковая! И люди, рядом с которыми у меня возникло такое предположение, вполне себе состоятельные в профессии и в жизни, энергичные, весёлые, в меру открытые.

Тогда – две недели назад – у меня появилось личное предположение, что для меня нет активного вопроса ПОЧЕМУ — есть вопросы ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ…
Это вопросы, имеющие модус устремленности, которая ведёт от сейчас к будущему.
ПОЧЕМУ устремлено назад, в прошлое, оно объяснятельное, разъясняющее.

Какие у Вас есть предположения и осмысления по этому поводу?

129
Комментарии (7)
  • 7 апреля 2010 в 12:36 • #
    Kirill Shrayber

    Потому что начитались американских старых коучей - Берринджера, Карнеги... Они там учили всех задавать этот вопрос в работе с клиентами - "почему". Это то немногое, что Ваши пОциенты вынесли из предыдущих образовательных курсов.

  • 8 апреля 2010 в 00:53 • #
    Елена Рубан

    пОциенты - это хорошо! Это мне очень пО душе!

  • 7 апреля 2010 в 13:00 • #
    Ольга Кузнецова

    Вопросы, которые Вы, Елена, называете - это базовые вопросы в разных направлениях психотерапии. ПОЧЕМУ - основа психодинамического (психоаналитического) направления. И как Вами верно замечено, оно устремлено назад, на изучение прошлого и мало что может дать для будущего.
    ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ - главные вопросы в гештальт-терапии. Именно они более конструктивны, и, как Вы подчеркнули, устремлены к будущему. В гештальт-терапии вопрос ПОЧЕМУ называют "грязным вопросом" и его отвергают.
    Как правило, люди, приходящие на консультацию, имеют поверхностные представления о психотерапии и ждут работы именно в психоаналитическом направлении, что сейчас мы разберем все проблемы детства и всё сразу изменится, встанет на свои места, они станут сразу счастливыми. Приходится заниматься информированием о существовании более конструктивных подходов для ситуации краткосрочной психотерапии (на что ориентированы клиенты). Именно в этом случае работают вопросы: что, как, зачем - для осознания настоящего и планирования будущего.
    Что же касается чувства вины, то, мне думается, оно обусловлено воспитанием в условиях тоталитарного государства, где априори каждый в чем-то уже виноват. Это закладывается в детстве.

  • 7 апреля 2010 в 14:44 • #
    Светлана Лебедева

    Возможно, когда у нас о чём-то спрашивает ребёнок - "А почему...?" - мы воспринимаем это без какого-либо подтекста, т.е. он спрашивает, потому что не знает, он спрашивает у нас потому что думает, что это знаем мы. Поэтому всё просто - вопрос-ответ. Когда общаются взрослые здесь может "включаться" оценочный момент, т.е. если у меня спрашивают очевидную, на мой взгляд, вещь и спрашивает не ребёнок - то зачем? В этой ситуации, если у человека неустойчивая или заниженная самооценка - он может расценивать такой вопрос как некоторое утверждение того, что его точка зрения неверна - то есть получается, что как-бы не было вопроса "почему?", а было утверждение "ты не прав"

  • 7 апреля 2010 в 18:44 • #
    Людмила Любчик

    Т.е. я могу подумать, что у человека уже есть какя-то точка зрения и он проверяет мою. Даже если я и уверенна в своей точке зрения, я буду чувствовать себя не совсем комфортно. Ведь он спрашивает не с целью познания, как ребенок, а с целью проверки, сопоставления и,д. и т.п. У него своя база знаний, у меня - своя.
    Елена, спасибо вам большое за удивительное ПОЧЕМУ. Как-то никогда не задумывалась над этим ощущением. Вот только теперь, вспомнив ситуации и те ощущения, вопросы малышений и взрослых, действительно почувствовала разницу.

  • 7 апреля 2010 в 23:15 • #
    Юлия Чертищева

    Если взрослый взрослого спрашивает, то он вероятно просто хочет до него докопаться:) Можно конечно часами рассуждать почему и зачем, а можно просто сказать: "Потому что партия, потому что Ленин!":)

  • 9 апреля 2010 в 13:42 • #
    Галина Кузнецова

    Присоединяюсь к мнению профессионалов.
    ПОЧЕМУ была такая реакция у группы? Да и в коучинге нередко можно увидеть и услышать, как клиент словно оправдывается после этого вопроса. Возможно, потому, что не установлен контакт, нет того уровня доверия, на котором ПОЧЕМУ звучало бы естественно. Есть вопрос с ПОЧЕМУ, который, на мой взгляд, не обладает "причинным" действием, это вопрос "Почему для Вас это важно, ценно?"


Выберите из списка
2011
2011
2010