Продолжение темы. Дотации и СМИ: «кормушка» или канал...
25 июля 2011 в 12:53

Продолжение темы. Дотации и СМИ: «кормушка» или канал обратной связи?

Продолжение темы. Дотации и СМИ: «кормушка» или канал обратной связи?Владислав Толстов, Красноярск

Дмитрий Медведев высказался за отмену государственных дотаций для СМИ. В качестве аргумента приводится такой: эта мера позволит бюджету сэкономить в ближайшие год-два 170 миллиардов рублей, которые тратятся на эти самые дотации. Итогом же может стать гуманитарная информационная катастрофа в большинстве районов.

Давайте разберемся. Во-первых, что такое 170 миллиардов (в «среднесрочном» российском бюджете 2011–2013 года на статью «дотации государственным СМИ» заложено 174 млрд.) — это много или мало? Если сравнивать с тем, что на всю культуру в бюджете тратится всего 80 млрд, то это невероятно много. Если же сравнить, что недавно правительство молодецким росчерком потратило 300 миллиардов на санацию «Банка Москвы», то деньги на СМИ — это мало. Не «унизительно мало», а, в общем, терпимо.

Во-вторых, кто является сегодня основным получателем государственных дотаций? Больше всего «съедают» районные газеты и газеты в маленьких (с населением до 100 тысяч человек) городах. Рынок там крошечный, попытки «заработать на стороне» для местных газет кончаются финансовым крахом, а газета для городка нужна. Газета — это как школа. Если в населенном пункте закрывается школа, это явный признак того, что скоро здесь не останется людей вообще. То же самое газета. Если в районе перестает выходить своя «районка», это значит.. а вот, кстати, что это чаще всего значит?

Я не знаю ни одного главы района, который своими руками, по доброй воле «убил» бы районную газету. Потому что это будет означать, что местная власть окончательно «умыла руки» и улетела в информационный космос. Местные газеты (я не говорю о больших городах, там другая ситуация, и рынок другой) нужны прежде всего для налаживания обратной связи с населением. Потому что основная читательская аудитория местной газеты — это не продвинутая молодежь и не работоспособное население, а пенсионеры. К тому же чаще всего в местных бюджетах выделяются деньги на бесплатную подписку пенсионеров на городскую или сельскую газету. Да, все эти СМИ не просто лояльны местным органам власти — они беззастенчиво, по-собачьи преданны, они расписывают небывалые успехи главы района, даже если половина администрации под следствием, а отопительный сезон провален. Но! Не будем забывать, что даже при этом местная газета для пенсионеров, живущих на территории, является основным (если не единственным) источником информации о том, что происходит в их городе. Если не будет ее — этот информационный вакуум моментально заполнится слухами, домыслами, и местной власти кисло придется, без своего-то «боевого листка».

И еще один момент. Медведев вот говорит, что надо открывать Интернет-сайты и всем газетам «находить свое место в онлайне». Смешно. Я вот недавно побывал в одном районном центре. Не очень далеко от Красноярска, 100 километров всего. Интернет там есть в трех точках — в администрации, в Сбербанке и отделении Пенсионного фонда. Для остальных — Интернет через USB-модем, что для сельских жителей является непозволительной роскошью. А следовательно, если «районки» уйдут в Интернет, это равносильно тому, что они закроются — читать их там будет некому.

Попытки «отключить от бюджета» государственные СМИ на моей памяти предпринимались уже раз десять. Что только не делали: пытались превратить газеты в «автономные некоммерческие организации», акционировать, выводить на внешний подряд… Итог всегда был один: очень скоро местная власть понимает, что ей нужна не столько трибуна для рассказа о своих успехах, сколько банальный канал обратной связи. И президент может сколько угодно говорить о том, что с этой практикой надо покончить — пока не появилось других возможностей «разговаривать с народом», местные бюджеты будут содержать свои газеты.

413
Комментарии (2)
  • 25 июля 2011 в 13:02 • #
    Герман Фаудер

    Специально разместил для некоторых участников сообщества, которые смеют проявлять высокомерие к "СМИ на земле" цинично и ханжески рассуждая о дотируемых СМИ.

    Работая с ведущими СМИ и изданиями - у меня много оснований ставить пальцы веером, надувать соплю пузырём и с высоты поплёвывать на "низовых и аутсайдеров". Но местные СМИ крайне необходимы для существования региональных СМИ, - они не могут себе позволить иметь коррпункты в каждом районе.

    И кстати, местные СМИ делают работу большую и наиболее важную чем все остальные вместе взятые - они доводят непосредственно до жителя, что придумали центральные и региональные власти и как именно это отразится.

    По сути, они - альфа и омега журналистики...

    А насчёт интернета... У меня подозрение, что онлайн-журналистов в Рунете не более 1000 рыл, потому что технологически журналистам нужно переучиваться специфике сети и дополнительно учиться старому доброму копирайтингу.

  • 31 июля 2011 в 16:24 • #
    Janina Ladyinblack

    Александр, очень жаль, что пока только я заинтересовалась этой темой. Наверное потому, что меня тоже удивляет.
    Да, бюджеты местных СМИ нещадно разворовываются, и из-за этого эти "региональные СМИ" абсолютно неинтересны профессионалам и, в силу отсутствия таковых на местах, перестают быть интересны и самим регионам.
    С другой стороны, именно потому что газеты перестали интересны читателям, на них и идет постоянный "наезд".
    Интернет придет когда еще, а вот местное ТВ нужно людям очень. Только и там непонятно что показывают. Людям больше неинтересно смотреть на вранье местных чиновников...
    Вместо того, чтоб решать проблему коррупции и искать методы повышения престижа и весомости слова администрации на местах, мы берем и отрубаем им один из источников несанкционированного дохода местных чиновников..
    .
    А на самом деле, много ли его, этого дохода-то?
    Да и голос самого Медведева-то кто там услышит?
    Кто пригласит бабушку из селения Захрякино в библиотеку районного центра, где она сможет прочитать жутко необходимую ей интернет-газету районной администрации?

    Ей что, телеграмму пришлют или пресс-секретарь лично будет всех бабушек и механизаторов свозить в одно место на своем лексусе, чтоб они почитали районную интернет-газету на выездном плазменном экране? Как раньше кинопередвижку возили?

    Наверное Медведеву греет сердце такое будущее, но он как-то позабыл, что именно в региональных СМИ, газетах и местном ТВ агитируют избирателей прийти на выборы))) И именно там "куется" имидж этих самых партий...
    А газеты и местное ТВ все же дешевле передвижных плазменных экранов, а тратить деньги на дорогой интернет сомнительного качества людей никогда не заставишь.
    Ну если только Прошу Куршавельского не пригласили возглавить "партию второго места", чтоб он и развивал этот самый интернет правого дела по просторам России.. А то этот-то как себе электорат наберет?
    Первый канал, если они не знают, не во всех регионах качественно принимается)))

    Будут развивать "государственную" программу "Триколор-тарелку в каждый деревенский дом". За свой счет. Можно в кредит без переплаты Банк Куршавельский. Дело правое.


Выберите из списка
2019
2019
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
1970