Зеленые журналисты
27 апреля 2009 в 17:15

Зеленые журналисты

Здравствуйте, коллеги!
Наверняка вам ежедневно приходиться читать множество писем от журналистов, которые жаждут работать в вашем издании. Порой вам приходится тратить много времени и сил на собеседования с кандидатами. Часто вы восклицаете про себя: «И откуда такие берутся?!»
Предлагаю объединить усилия в деле воспитания начинающих журналистов, чтобы в дальнейшем облегчить нашу работу.
29 апреля начинается Международный фестиваль Юношеских СМИ «Волжские встречи». К этому мероприятию я готовлю семинар «как устроиться на работу в СМИ».
Ваше мнение будет на вес золото для «зеленых» журналистов! Если вы найдете минутку, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Если вам будет удобнее рассказать все при личной беседе, наберите мой номер (8965-004-74-04).
Итак, вопросы.

  • какие вопросы вы задаете на собеседовании?
  • что должен сказать кандидат, чтобы вы ему никогда больше не позвонили?
  • на что вы обращаете внимание в резюме?
  • важно ли, какое образование имеет журналист?
  • читаете ли вы примеры работ и какие делаете из них выводы?
  • я уверена, что в вашем арсенале есть несколько поучительных (как положительных, так и отрицательных) примеров трудоустройства.
  • как вы относитесь к журналистам без опыта? Что должен сделать «зеленый» журналист, чтобы добиться вашего расположения?
  • типичные ошибки молодых авторов на собеседовании.

Заранее спасибо! При использовании ваших ответов ссылка на источник гарантирована.

397
Комментарии (16)
  • 28 апреля 2009 в 14:20 • #
    Юрий Москаленко

    Ого сколько много вопросов. Как там у Твардовского? "Только взял боец трехрядку - сразу видно гармонист?"
    Дашенька, к чему весь этот горох?
    Наплести можно хоть с три короба. Но дайте человеку задание и пусть пишет. Можно сочинение на свободную тему, а лучше на заданную. Тут из него все и попрет. И разницы не будет: журналист он или нет!
    За 35 лет журналисткой работы всякого навидался, но самородки, те, что без образования, попадались все же реже.
    Вы можете в первый раз встать на коньки и выполнить двойной тулуп? Всему нужно учиться, порой кропотливо. А так сразу - даже на балалайке не сыграешь...

  • 28 апреля 2009 в 14:38 • #
    Дарья Хабарова

    у всех разная тактика приема на работу. хочется подготовить молодых журналистов ко всему)

  • 28 апреля 2009 в 14:40 • #
    Ирина Колобова

    1. Вопрос -какое качество для журналиста главное? (Ответ - интеллект. Даже если не догадаются, будут хотя бы знать)
    2. Сказать - Я не буду работать без предоплаты
    3. На образование (с точки зрения школы)
    4. См. п.3
    5. Примеры работ интересны с точки зрения стиля, владения русским языком и умения соответствовать жанру.
    6. Обычно если человек приносит выдающийся материал в профиле издания, он сразу получает работу. Нежелание переделывать работу свидетельствует об однозначной профнепригодности.
    7. Все когда-то начинали. Но журналист в любом случае должен быть ярким - "мышам" в этой профессии делать нечего.
    8. Понты

  • 28 апреля 2009 в 18:16 • #
    ariadna de raadt

    хорошая фотография

  • 28 апреля 2009 в 23:35 • #
    Виталий Челышев

    Ну, во-первых, привет всем от журнала "Журналист", Клуба молодых журналистов, который как бы под моим крылом, Международной лиги молодых журналистов, созданной год назад без всяких вертикалей - по горизонтальному принципу (заходите на наш сайт, там кое-что есть, плюс ряд сообществ. Посмотрите в блогах Анны Леоновой на нашем сайте). Кстати, там мы выдавали всю инфу о вашем мероприятии.
    Ну, и отвечу. Время, потраченное на молодых, никогда не считаю зряшным.
    ****
    - какие вопросы вы задаете на собеседовании?
    При приёме на работу? У нас одна девочка из Клуба молодых стала интернет-обозревателем (Марина Пурим), а вторая (Анна Леонова, студентка) в след. номере открывает свой раздел о международной журналистике. Но до этого 2-3 года мы сотрудничали, они публиковались в КМЖ и вне его. А вот на собеседовании в МГУ я задаю разные вопросы. Конечно, интересует кругозор, конечно, хочу, чтобы хоть поверхностно знали современную историю. Конечно, смотрю на цепкость и искренность. Но главное (всё прочее часто неудовлетворительно) включаю прибор "свой-чужой". Подлец или нет? Поступление на журфак - это выбор, это внутренняя присяга читателю, зрителю, слушателю. Когда девочка, работающая на гламурное издание, говорит, что ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЛЮДИ НЕ СТОЯТ ТОЙ БУМАГИ, НА КОТОРОЙ ИХ НАПЕЧАТАЮТ, я её не режу (может, бравада), но балл занижаю, и объясняю, почему.
    ***
    - что должен сказать кандидат, чтобы вы ему никогда больше не позвонили?
    С учётом вышесказанного (сейчас мы берём только проверенных в деле людей). Но когда я руководил газетой, конкурсы мы проводили. Я сразу отказывал тем, ко говорил, что он закончил редакторский ф-т и его дело не писать, а редактировать. Иди в издательство, дружок.
    ***
    - на что вы обращаете внимание в резюме?
    На то, где он пытался работать и как он себе представляет будущую работу. На самохарактеристики (мобильность, владение компьютером, знание языков). Самохарактеристики - это неявное обязательство.
    ***
    - важно ли, какое образование имеет журналист?
    Предпочту выпускника журфака (при всех прочих равных качествах). Возьму (и брал) студентов. Возьму и самородка без образования (но образованного). Мне важно, чтобы человек готовился к тому, о чём будет писать. Оптимально, чтобы инженер увидел в нём инженера, врач - врача, эколог - эколога. Мне важно, чтобы человек не стеснялся сказать: Извините, я этого не понял. Мне важно, чтобы в человеке жило внутреннее бюро проверки, чтобы он не перевирал фамилии, должности, названия городов или лекарств. Остальное отрихтую.

        • - читаете ли вы примеры работ и какие делаете из них выводы?
          Портфолио смотрю обязательно. У фотокора это вообще главное. С текстами - каждый профи легко увидит, как сильно правили человека, если поговорит с ним и просмотрит его тексты. Но всё равно проверю в деле. А вдруг он попадал на таких редакторов, которые всё портили.
    • - я уверена, что в вашем арсенале есть несколько поучительных (как положительных, так и отрицательных) примеров трудоустройства. Коротко о тех, кого я устраивал. Девочка (умелая, энергичная) не хотела идти в отраслевую газету. За полгода стала там вторым человеком в редакции. Второе: профи рассорился с городским начальством, получил "волчий билет" (все ведь звонят на прежнее место работы). Мне ребята дали контакт: нужен главный редактор, приличные деньги. Но хозяин издания оказался таким идиотом, что парень на второй день ушёл. Тут зависит от того, что человек ищет. Как он относится к свободе. Насколько он профессионален. Всеволод Овчинников говорит, что высокий профессионализм (когда журналист знает больше владельцев издания) - лучшее лекарство от цензуры.
    • **
      - как вы относитесь к журналистам без опыта? Что должен сделать «зеленый» журналист, чтобы добиться вашего расположения?
      Писать. Хотеть. Говорить "я попытаюсь", но говорить так, чтобы я слышал "я это точно сумею".
      **
    • - типичные ошибки молодых авторов на собеседовании. Попытки строить глазки, улыбаться, поддакивать (ищу работника, а не "чего изволите"). Попытки говорить, где бы он мог работать, если бы... Попытки афишировать свои связи... Попытки у
  • 30 апреля 2009 в 08:31 • #
    Юрий Москаленко

    "А вот это умно - подумал Варенуха"
    "Не пора ли запускать Берлагу?"
    "Подпольный обком действует..."
    Ну и как к Вам обращаться мил-человек?
    Бритва? Или г-н Челышев?
    Такое ощущение, что мы с Вами на сходняке...
    "Имя! Назови имя, сестра!"
    Ну и как с Вами спорить?
    Ладно, по порядку.
    Очень уж покоробили некоторые фразы. Например, "Но хозяин издания оказался таким идиотом, что парень на второй день ушёл".
    И этот парень профи? Или он перед тем, как прыгать в воду с десятиметровой вышки просто зажмурил глаза? Вы же без меня прекрасно знаете, что неподготовленным даже на интервью нельзя ходить. Разве он не слышал, что хозяин издания "тяжелый" человек? Диагноз: идиот может ставить только доктор. Все в этом мире относительно. Для кого-то не совсем адекватен, а для кого-то - лучший на свете!
    Уходить на второй день тоже ведь можно посчитать идиотской выходкой. Мальчика в песочнице лопаточкой ударили? Ну и фиг с вами! Пусть вам будет хуже, если такую звезду не взяли. Ну и кто от этого выиграл?

    Второй момент - "А вдруг он попадал на таких редакторов, которые всё портили". Да, редактор для того и создан, чтобы все портить! Его же и редактором только поэтому назначили.
    Никогда не переписывал за журналистов тексты. Но требовал, чтобы перед выходом на интервью (примерно за день) каждый из них проговаривал мне вопросы, которые он думает задавать собеседнику. Во всяком случае, пока я не достаточно изучил самого журналиста. Порой такие перлы вылезали, что хоть стой, хоть падай. А интервьюируемый потом думает: что за идиот редактор у этого молодого человека? Хоть бы проверил, что он мне собирается задать.
    Журналист должен вести беседу, задавать ей вектор, а не тот, кто отвечает на вопросы. Ему дай волю, он тебе такого понарасказывает! А у нас журналистика часто заключается в том, что пришла симпатичная девочка к умному человеку, диктофон под нос сунула, головой покивала, как китайский болванчик, домой пришла, расшифровала запись, часто даже не утруждая себя тем, чтобы выбросить повторы, оговорки и т.д. И все! Звезда журналистики!
    Я однажды имел беседу с одной такой расфуфыренной сублимированной дамочкой, окончившей, между прочим, МГУ. Причем, тогда ситуация сложилась так, что мне нужно было наниматься к ней на работу, она была назначена редактором. В провинции три буквы МГУ действуют на работодателей еще круче, чем хлороформ! И вот я ее спрашиваю: Лина, а какое Ваше самое главное достижение в журналистике? Вы вот сели в редакторское кресло, хочу знать, кто мои тексты будет править...
    Она подумала минут пять и выдает: "Однажды мне довелось 1,5 часа беседовать с самим Михаилом Касьяновым!" А потом в журнале поставили две фразы из моего интервью!"
    Это предмет для гордости!
    А я в свое время был парламентским корреспондентом на съезде народных депутатов СССР, где были такие личности, которые бы не позволили Михаилу Касьянову даже шляпу им подать!
    Имел долгие беседы с некоторыми президентами европейских стран. И что мне сказать этой девочке? Пожалеть ее?
    Ну ладно, я понял, что она наколбасит такого, что потом мне будет за себя стыдно. Не сложилось долгой и большой любви.
    И вправду, как она начала журнал выпускать, ко мне потом друзья постоянно обращались: кто это? Почему она позволяет себе выставлять нас в таком идиотском свете? Мы ей говорили одно - а в журнале вышло совсем другое? И т.д.
    Вот вам и хваленое МГУ.
    Все зависит о самого человека. От его желания учиться даже в старости, расширять свой кругозор постоянно, даже если это не принесет потом никаких дивидендов. Это все и есть - воспитанный человек!

    И назовите себя, пожалуйста. Мы же не на малине...

  • 30 апреля 2009 в 08:42 • #
    Владимир Скопин

    Абволютно с Вами солидарен

  • 4 мая 2009 в 19:30 • #
    Александр Сергеев

    браво!

  • 29 апреля 2009 в 19:20 • #
    novoedelo-kz Серик

    Согласен с Юрием Москаленко
    дайте 5 минут зеленому - и все поймете
    если человек не умеет писать - это все.
    а если да - то можно с ним работать, но это уже другой вопрос
    вот таким образом я из более чем 100 человек получил себе человек 5. научил - теперь очень даже востребованные в Алмате.
    Серик
    зав отделом экономики газеты ФОКУС, Алматы, Казахстан

  • 29 апреля 2009 в 22:46 • #
    Людмила Шварц

    Людмила Шварц, редактор еженедельника "Неделя Юрмалы".
    Абсолютно согласна с Юрием Москаленко. Прежде всего надо дать задание. То, как оно будет выполнено, отличное зеркало способностей и возможностей молодого. Лично я предлагаю посмотреть в окно и написать, что человек увидел. В такой миниатюре находят свое отражение и интеллект, и образность мышления, и находчивость, и способность видеть, и, конечно, уровень грамотности.
    Очень не люблю ребят, которые прежде всего интересуются, сколько будут платить. Терпеть не могу наглых, которые дают понять, что их "рекомендовали". Обязательно беседую на вольную тему, чтобы понять. что за человек, какие у него взгляды на жизнь, каков его эмоциональный настрой. По его вопросам стараюсь понять. сможет ли он беседовать, интересен ли как собеседник. Статистика показывает. что из десятка юных журналистов до настоящей работы добирается едва ли один. Но игра все-таки стоит свеч. Кстати, в моей практике, пожалуй, было поровну случаев, когда хорошими журналистами становились как те, что заканчивали факультеты журналистики, так и те, чьи дипломы были связаны совсем с другими сферами. Все-таки журналистика - это не только ремесло. но и призвание. Вот его-то и надо нащупать в человеке, который пришел, чтобы "печататься".

  • 30 апреля 2009 в 16:08 • #
    Владимир Задера

    Дарья, пытливая вы все-таки девушка... хороший лектор-тьютор будете ). Думаю, главное - сказать новеньким, что нигде их особо ждать не будут - с точки зрения издательской экономики, оптимальнее всего действует редакция из шеф-реда (главреды сейчас в основном на казне сидят и представительствуют) и дизайнера, остальные - фрилансеры. И вообще, слишком много дескрипшенов, как мне один гуру сказал о проблемах мира. Грубо говоря, у читателя всегда есть выбор - читать ли Достоевского или разных гуру (есть довольно толковые), нежели отчет о созерцании мира незамыленным глазом. Другое дело, что если от всего остального воротит, а слово правды или грации ума ему самому в первую очередь нужно (ну, от ювенильного аутизма вылечится, к примеру) - то пусть идет. Наградой будет путь саморазвития - даже при умеренных способностях со временем обнаружатся плюсы такой формы независимости. Но денег в этой области особо не стяжать, тогда как проблем много - трудогольство, "сексплуатация", даже атмосфера в ред.коллективах - чем-то сродни театральной, поскольку материалы интуитивно-познавательного и многомерного свойства бывают. В общем, райтерами, действительно, не поступают на службу, а рождаются/становятся в силу этически-эстетической или пассионарной высокой болезни, так сказать, и потом ищут востребованность этих качеств. Редакция важна как плотная информ-среда - и тогда можно хоть корректором поступить... но в любом случае писать - хотя бы чтобы удостовериться, нужно ли ему (молодому) это. Я как-то так и начинал - корректором в "Аргументах и фактах", после МГИМО, между прочим. ...Довольно сволочная редакция по морально-психологическим параметрам, надо признать, была... да и остается, говорят.

  • 30 апреля 2009 в 16:19 • #
    Татьяна хмеляр

    Татьяна Хмеляр(зам.редактора ТВ) сама лично на работу никого не принимала, но была в этой "шкуре" и приходящих к нам новичков лицезрела. резюме - имеет смысл почитать - есть ли логика и ошибки в орфографии. Образование важно, но в провинции журналистов с дипломом мало и его наличие ещё не признак умения. Смущают фразы "я известный журналист", однако на предложение написать свободным стилем на свободную тему озадачивают "профессионала". иногда даже по внешнему виду и манере поведения видно - "не наш человек" (если хотите срабатывает интуиция). Самая главная проверка - отправить на съёмку и посмотреть готовый материал, тут все точки над i, как правило, ставятся.

  • 3 мая 2009 в 03:03 • #
    Андрей Горбатов

    кто звезда журналистики сегодня?
    назовите!!!

  • 4 мая 2009 в 11:33 • #
    Евгений Мануйлов

    Юные "зеленые" журналисты не осаждают. А жаль... Такое впечатление, что у нас в стране и в Пензе в частности, журналистику как понятие вытоптали. Ибо всем почти понятно, что нынче можно писать только о голых задницах гламурных знаменитостей. Писать о серьезных вещах нельзя. Ибо это наказуемо. И чем серьезнее проблемы, которые ты поднимаешь, тем серьезнее будут последствия. А отсюда у профессии, к сожалению, кроме престижа почти ничего не осталось. Молодежь сейчас умная, прицеленная на деньги и карьеру. Одна блестящая медаль мало кого прельщает.
    А теперь по существу:
    - какие вопросы вы задаете на собеседовании?
    -- ЗАЧЕМ ты идешь в эту профессию? Как ТЫ думаешь, что людям интересно в других людях, что людей волнует больше всего?
    - что должен сказать кандидат, чтобы вы ему никогда больше не позвонили?
    -- ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ (пусть идет наркотой торгует - там денег больше).
    - на что вы обращаете внимание в резюме?
    -- На наличие ГРАЖДАНСКОЙ позиции.
    - важно ли, какое образование имеет журналист?
    -- Журналистом может стать каждый! Даже - школьник!
    - читаете ли вы примеры работ и какие делаете из них выводы?
    -- Обязательно. Умеет ли человек писать по-русски - кратко, умно, образно, осмысленно.
    - я уверена, что в вашем арсенале есть несколько поучительных (как положительных, так и отрицательных) примеров трудоустройства.
    -- Положительный пример - это, когда человек приходит и говорит: - "Хочу работать в вашем издании. И мне все равно кем вы меня возьмете. Возьмите хоть курьером... и, можете мне денег не платить, если вам не понравится, как я работаю". Таким образом у нас появилось два замечательнейших человека, которые прекрасно вписались в команду и без которых сегодня мы не мыслим свое издание. Все же те, кто приходил с мотивом "Хочу зарабатывать деньги", зарабатывают их где-то в другом месте.
    - как вы относитесь к журналистам без опыта? Что должен сделать «зеленый» журналист, чтобы добиться вашего расположения?
    -- Отношусь отлично! Человек должен прийти и сказать: - "Хочу быть журналистом! Готов не есть, не спать, не мыться трое суток ради нескольких строчек в газете". Да - это - Журналист! Потратить время своей жизни на обучение такого человека нисколько не жалко.
    - типичные ошибки молодых авторов на собеседовании.
    -- Типичная ошибка - сказать: - "Хочу у вас работать, потому что слышал, что у вас тут высокая зарплата".... все.

  • 5 мая 2009 в 15:27 • #
    Гюзель Ибрагимова

    М-да... ну и нагородили мы, однако...
    Вспомнила себя, 17-летней соплюшкой, которая сбежала с третьего по счёту экзамена худграфа ("красный" диплом по спецпредметам в художке, могла бы стать неплохим художником), потому что, когда жила абитуриенткой в общаге, навидалась криминала - просто испугалась. Родители устроили корреспондентом в районку, а через год поступила на журфак. Так я стала именоваться журналистом (заметьте, тогда им ещё не стала).
    21 год прошёл... А теперь даже и не знаю, кем бы я могла или же смогла бы работать. Есть республиканские и всероссийские премии. Прошла, как говорится, "от и до". Хвастаюсь? Да. Но всего в профессии я достигла только благодаря своим учителям - журналистам. Потому что УЧИЛИ! Учили всему (может быть изначально видели потециал, не знаю). Натаскивали, аргументированно ругали, разбирали, соплей и слёз не видели, хвалили, создавали немыслимые условия для работы, помогали.
    Я, думаю, вашим ребятам надо ответить на конкретный вопрос: ПОЧЕМУ ты выбираешь професиию журналиста? Здесь весьма уместно процитировать Евгени Мануйлова (см. выше) "Хочу быть журналистом! Готов не есть, не спать, не мыться трое суток ради нескольких строчек в газете". Да - это - Журналист! Потратить время своей жизни на обучение такого человека нисколько не жалко" (конец цитаты).
    Курс лекций "Мастерство журналиста" можно прочитать многим, но, увы, этот предмет осилят немногие. А вам, раз решили, взрастить профессионалов, нужно иметь не только терпение, но и умение видеть в них потенциал. Увидеть потенциал и обучать. Желательно личным примером. Удачи, коллеги!

  • 8 мая 2009 в 12:51 • #
    Ольга Садовниченко

    1. вопрос на собеседование: Где можно почитать(посмотреть) Ваши работы?
    2.Что должен сказать: Так как Вы - платили при царе горохе, другие за это платят больше.
    3. На стиль написания резюме, и на то как человек себя позиционирует.
    4.образование важно.
    5.обязательно читаю, иногда правда несколько строк, и все понятно становится!
    6.есть отрицательный опыт: дала девочке цикл статей; заключила договор на 9 месяцев, за 7месяцев не было написано ни одной. Теперь этот цикл пишет другой человек. За 3 дня статью! (там ничего сложного, вся инфа в интернете есть!)
    7.-Я это сделаю! (и сделать в самые короткие сроки!)
    8. Один из авторов(так себе, ничего особенного!) очень переживал за свои "АВТОРСКИЕ" права! Беспокоился, что бы мы не напечатали где-нибудь без согласия его "творение". Так мы и вовсе не стали его печатать!

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?