Теория и практика закупок. Оценка ассортимента.

Теория и практика закупок. Оценка ассортимента.

Теория и практика закупок. Оценка ассортимента.Предлагаю начать обсуждение теории и практики закупок в этой группе. Полезно обменяться опытом, рассказать, что применимо сейчас и в каком бизнесе.
И первая тема — оценка и ранжирование ассортимента.
Дифференциация ассортимента крайне необходима, и именно сейчас. Она позволяет определить, по каким группам нужно создавать страховой запас, по каким можно работать «под заказ», какой ассортимент можно считать «минимально необходимым», какой норматив запаса определить для отдельной категории товара. Таким образом, оценка ассортимента позволит нам выбрать необходимые объемы управления категориями товара.

И если торговая компания имеет один ассортимент и «на входе» и «на выходе организации», то производственная компания должна иметь две линии ассортимента: готовая продукция и сырье/комплектующие для производства готовой продукции. То есть «на входе» один ассортимент, а «на выходе» — другой. Если бы можно было бы точно для каждого готового продукта определить точные нормы использования сырья, если бы не было норм упаковки и отгрузки поставщика, территориальной удаленности поставщика и дефицита нужного сырья, если бы совпадали циклы производства и т.п., то достаточно было бы спрогнозировать только продажи ассортимента готовой продукции, запланировать производство и поставки в точном соответствии с необходимым количеством готовой продукции. Но реальность требует тщательного и индивидуального подхода к каждой группе товара, а часто и к каждой позиции.

О классических методах оценки ассортимента
Сегодня очень большой популярностью в логистике, особенно в управлении запасами, пользуется АВС-анализ. Действительно, он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить объекты, требующие первостепенного внимания, что особенно актуально при дефиците ресурсов. В основу АВС анализа положен принцип Принцип 80/20 или Принцип Парето.

Краткая справка. Принцип Парето.
«Математическая зависимость, которая легла в основу Принципа 80/20, была обнаружена более ста лет назад, в 1897 году, итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848—1923). Его открытие называли по-разному, в том числе принципом Парето, законом Парето, правилом 80/20, принципом наименьшего усилия, принципом Дисбаланса. Принцип 80/20 остается одной из величайших тайн нашего времени, и даже те немногие из осведомленных о нем, кто знает и применяет его, используют лишь небольшую долю его мощи.
Так что же обнаружил Вильфредо Парето? Так случилось, что он рассматривал распределение богатства и доходов в Англии XIX века. Он выяснил, что большая часть доходов и материальных ценностей принадлежит меньшинству людей в исследованных группах. Возможно, что для Парето не было в этом ничего удивительного. Однако он также установил два очень примечательных, по его мнению, факта. Первым был тот, что существует неизменное математическое соотношение между численностью группы людей (в процентах от общей численности рассматриваемого населения) и долей богатства или дохода, контролируемой этой группой. Другими словами, если известно, что 20% населения владеют 80% материальных ценностей, то можно с уверенностью сказать, что 10% населения имеют приблизительно 65% материальных ценностей, а 5% населения — 50%. Для Парето главным здесь были не цифры процентного соотношения, а тот факт, что распределение богатства среди населения предсказуемо несбалансированно.
Другой находкой Парето, восхитившей его, было то, что данная схема дисбаланса оставалась неизменной для статистических данных, относящихся к различным периодам времени и различным странам. Будь то данные по Англии за любой период ее истории или доступные Парето данные по другим странам за разные периоды времени, выяснялось, что схема снова и снова повторяется, причем с математической точностью.
Множество примеров, подтверждающих справедливость Принципа 80/20, можно найти в области бизнеса. Так, 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема продаж в денежном выражении, то же самое можно сказать о 20% покупателей и клиентов. Кроме того, 20% ассортимента продукции или 20% покупателей обычно приносят компании 80% прибыли…. Принцип 80/20 говорит о том, что если мы изучим и проанализируем два набора данных, относящихся к причинам и результатам, то скорее всего получим картину несбалансированности. Численно этот дисбаланс может составлять 65/36, 70/30, 75/25, 80/20, 95/5 или 99,9/0,1 или принимать любые другие значения. При этом сумма двух чисел в подобных соотношениях не обязательно должна быть равна 100…». (Ричард Кох)

АВС классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными в зависимости от целей АВС анализа: с одной стороны, количество позиций товаров, поставщиков и др.; с другой — товарооборот, рентабельность, стоимость запасов, объем потребления, затраты, доход и т.п. В управлении товарными запасами чаще всего используют критерий затрат, а при управлении ассортиментом готовой продукции – рентабельность.

см. Таблица 1. Распределение по категориям товара. в окне

АВС-анализ представляет собой следующую последовательность действий:

  1. определение цели анализа,
  2. определение объектов анализа,
  3. определение факторов для дифференциации объектов анализа,
  4. формирование информационного массива для анализа,
  5. оценка объектов анализа по выделенным факторам,
  6. ранжирование показателей,
  7. разделение объектов на группы,
  8. интерпретация результатов анализа.

Можно ли применять классические методы в кризисное время
Применение основных методов дифференциации ассортимента, на основе ABC-, и XYZ-анализов, сейчас не совсем корректно, так как эти методы применяются к статистическим данным по товародвижению. При этом мы имеем докризисную статистику, сформированную стабильно растущим на 20-30% в год спросом.

Если мы в апреле проведем АВС-анализ ассортимента, применяя данные за период январь-март 2009 года, то деление на АВС-группы будет резко отличаться от такого же деления по данным 2008 года. Статистика по рублевым данным вообще некорректна в связи с изменением валютных курсов. Кроме того, многие компании с началом кризиса изменили стандартную схему поставок и пополнения запасов, сокращали объемы производства. Те компании, которые не занимались надлежащим управлением товарными запасами, сейчас находятся в очень сложной ситуации, имея огромные запасы неликвидного товара и ощущая острый дефицит необходимого.

При этом каждой компании сейчас жизненно важно спрогнозировать и спланировать объемы продаж, производства и поставок с максимально возможной точностью. Как это сделать? Волшебных методов не бывает, но действовать надо и можно попробовать известные в комплексе.
Сейчас наиболее актуальным становится применение метода экспертных оценок, в качестве метода, корректирующего статистические прогнозы.

Подробнее см. http://www.hrd.ru/zakupki.php
Предлагаю поделиться своим опытом применения АВС анализа, задать вопросы, добавить материал.

184
Комментарии (5)
  • 4 мая 2009 в 17:58 • #
    Наталия Уразова

    Трехфакторное ранжирование. Очень редко применяют, а жаль. Коротко о методе.
    В некоторых случаях полезно использовать трехфакторное ранжирование, сделав АВС анализ по нескольким категориям, например, затраты, рентабельность и частота обращений.

    Таблица 2. Трехфакторное ранжирование см в окне

    При трехфакторном ранжировании в данной таблице мы видим, что изделие 1 часто заказывается, имеет высокую стоимость и большую рентабельность. Изделие 2 находится в категории средней стоимости, реже заказывается, но приносит хорошую прибыль. Изделие 3 имеет низкую стоимость и почти не приносит прибыли, при этом у него высокая оборачиваемость.
    Ранжирование всех товаров по трем факторам обеспечивает полноту анализа, не достижимую при однофакторном ранжировании.
    Развитием ABC-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом. При этом учитывается три критерия, один из которых в большинстве случаев определяется во временном отношении.
    Подробнее http://www.hrd.ru/zakupki.php

  • 4 мая 2009 в 18:00 • #
    Наталия Уразова

    Еще один незаменимый инструмент для оценки ассортимента. XYZ анализ.
    XYZ – анализ оценивает стабильность потребления товара.

    X – ТМЦ со стабильным потреблением, максимум 5%
    Y - средняя степень стабильности (5-20%, иногда до 25 % отклонения для разных видов товаров)
    Z – очень высокие колебания спроса, прогнозировать невозможно

    Ограничения:
    1. Требуется большой объем данных, от трех периодов исследования
    2. Не используется при выводе нового товара
    3. Не используется при однократном приобретении
    4. Не используется при работе под заказ

    Для подсчета коэффициента вариации есть формула, но проще сделать в еxcel по функции среднеквадратичного отклонения.

    Шаги xyz-анализа

    • Первый шаг: Определить объекты анализа. Варианты: поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т. п.
    • Второй шаг: Определить параметр, по которому следует проводить анализ объекта. Варианты: средний товарный запас, руб.; объем потребления, руб.; доход, руб.; количество единиц закупок, шт.; количество заказов, шт. и т.п.
    • Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ. Варианты: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год.
    • Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта.
    • Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации; далее определить группы X, Y и Z.

    Далее делают матрицу АВС XYZ

  • 6 мая 2009 в 09:31 • #
    Виктор Шиков

    Проводя АБЦ анализ по доле в запросах и по доле в продажах/ прибыли можно оптимально разместить товары на хранение на складе, повысив производительность и пропускную способность склада.
    А если еще и добавить анализ совместных (комплиментарных) продаж ...
    Вообще АБЦ анализ инструмент удобный и универсальный.
    С его помощью (используя его результаты) можно повышать производительность труда закупщиков и снабженцев, категорийщиков и продакт-менеджеров, управлять продажами и клиентами. Да много что делать, главное понимать что хочешь получить и как собираешься использовать результат - от этого отталкиваться при выборе объекта анализа.

    Также можно порекомендовать использовать XYZ -анализ по "точности/исполняемости". Это даст возможность оценить вероятность отклонения от плана продаж и размер наиболее вероятного отклонения, т.е. повысить точность управления запасами и закупками/снабжением, формировать страховой запас в необходимом объеме и в то время, когда он реально необходим.

    XYZ -анализ с расчетом коэффициента вариации менее практичен и основной, наиболее интересный результат его - это группа Х: равномерно продающиеся позиции.
    Только в конференции описать все нюансы практического использования инструментов сложно.
    Вообще, для точного управления я рекомендую вести 7-9 параметров позиций (можно и больше, но окупается дольше), а вот начать можно с 4-5. Эффект в деятельности компании будет заметен уже через 2-4 месяца. Причем в денежном выражении.

  • 19 мая 2009 в 13:12 • #
    Наталия Уразова

    Спасибо, Виктор.
    Надо еще отметить нюансы применения АВС в производственной и торговой компании. А также в закупках и продажах.
    А для пропускной способности склада чаще всего применяют АВС по количеству обращений к данному товару за период (день, смена, неделя) и структуру склада и размещения запасов от этого выстраивают.
    Так что действительно, инструмент универсальный. Можно и в управлении временем применять:)))

  • 19 мая 2009 в 13:30 • #
    Виктор Шиков

    Наталья, страктуры и оптимизацию размещения выстраивают, особенно эффективно по марице АВС по запросам / АВС по объему продаж.
    Еще есть нюансы по распределению - АВС анализ в сетях и т.п.
    можно управлять продажами с его помощью. по крайней мере повышать производительность труда. ))
    Нюансов много в разных аспектах и отраслях.
    Главное всегда понимать зачем проводишь тот или иной анализ и как собираешься использовать его результаты.


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009