Социальная реклама в России

Статья из блога http://realrocknrolla.livejournal.com/5274.html
Недавно наткнулся на объявление о конкурсе социальной рекламы в родном городе Череповце. Тема социальной рекламы, как и социальных проектов, сильно волнует меня. Поэтому я решил написать об этом.
Для начала посмотрим само объявление http://www.cher-city.ru/node/gorodskoy_konkurs_socialnoy_reklama_cherepovec
Полный бред. Низкокачественный текст, от слогана до контактов. Кто захочет принимать участие в таком конкурсе?! Итог: 60 конкурсантов за 4 месяца.
В чём же ошибки?
Во-первых, подача. Кому? Зачем? Почему? — не понятно.
Во-вторых, не раскрыты номинации. Для меня до сих пор является загадкой, что же такое «двигательная активность».
В-третьих, что человек получит за это? Ведь участие тоже надо поощрять. 1, 2, 3 места получат благодарственную грамоту и призы. Призы — понятие растяжимое, а благодарственными грамотами сейчас попу в туалете вытирают.
Но и эти ошибки не являются ключевой проблемой. К безграмотности и плохому знанию своего дела представителями властных структур мы все привыкли.
Давайте посмотрим, как простой человек относится к социальной рекламе. Большинство рядовых граждан России считает, что социальная реклама — это очередной развод властей и средство давления на их мозг. И частично правы. Почему? Потому что государство хочет, чтобы граждане думали, что о них заботятся. Мало того, государство хочет думать, что оно заботится о своих гражданах. В правительстве строят смешные планы по социальному развитию, передают эти планы на следующие уровни — в регионы, собирают совещания, проверяются выполнение планов на местах. Создаётся обманчивая шумиха вокруг вопроса социальной рекламы, все делают вид как-будто дело движется. Это напоминает на то, как в детстве родители заставляли меня мыть пол. Естественно, мне не очень хотелось это делать, поэтому я делал всё «спустя рукава». В итоге вроде и вымыл, и даже устал, но пол всё равно грязный. Почему это всё происходит? Потому что так надо. Мы же хотим быт похожими на европейские социально-развитые страны) А кому это надо? — Да, никому. Все эти проекты изначально сделаны «для галочки», без искреннего желания.
Чтобы грамотно решить проблему, необходимо разобраться в её причинах. Для этого надо задуматься над вопросами. Почему происходят социальные беды? Почему люди не доверяют социальной рекламе? Но правительство и исполнители на местах не задают себе этих вопросов, ведь «галочка» важней, да и проще. Весь этот процесс напоминает лечение симптомов. Примерно также, как постоянно есть Кетанов при зубной боли, тогда, когда необходимо лечить зуб. Социальная реклама в нашей стране — это глобальный центр лечения боли. Вроде как помогает, но недолго и снова болит. И я искренне верю, что эта болезнь не СПИД или гепатит, а просто затянувшая из-за неправильного лечения простуда с небольшим осложнением.
Вернёмся к конкурсу. Какие работы принимают? «Изображение» и «видео». На мой взгляд дизайн без каких-либо действий вообще является самым беспомощным инструментом в социальной рекламе. Что произойдёт с классным макетом для полиграфии или интересным роликом? Используя своё право на 5% от рекламных площадей и эфиров, эти шедевры до тошноты затаскают по всем, каким только можно рекламным носителям. Я видел такое не раз. Мне кажется, что руководителям социальных проектов вообще неизвестно про медиа-планирование, про великое благо обширного рекламного мира. А общая идея? Её вообще нет. Обычно берут разные ролики, макеты и в массы, в массы, не важно как, лишь бы было.
Какие методы всё таки будут работать? Дело не только в верхах, но и низах. Наше общество напоминает заповедник редких видов обезьян. Людям запоминается только боль и страх. Поэтому методы шоковой терапии действительно эффективны. Если мы хотим, чтобы все люди соблюдали правила дорожного движения, например, переходили дорогу только на зелёный свет или по пешеходному переходу, то надо просто вывешивать трупы, погибших на этих местах. И пусть себе гниют и разлагаются. В средние века так всегда поступали — помогало.
Что же делать? Необходимо меняться как верхам, так и низам. Причём в этом случае сильно может помочь бизнес. Только вот беда, бизнес всегда берёт пример с власти. Какая власть такой и бизнес. Сделать бизнес более социально-активным сложно, но можно. Гораздо легче, чем неповоротливую, непонимающую, отсталую и некомпетентную в этих вопросах власть. Надо научить бизнесменов зарабатывать на социальной рекламе. Незначительная часть предпринимателей уже научилась это делать, но не спешит раскрывать свои секреты другим. Есть и ещё один стоп-фактор для бизнеса — непонимание простыми людьми необходимости зарабатывать на социальной рекламе. Рядовой гражданин считает, что бизнесмен должен делать социальную рекламу бесплатно. Интересно, а сам то гражданин хотя бы что-нибудь делает бесплатно, кроме постоянного трёпа в адрес бизнеса и властей?!
Выход из данной ситуации есть. Всё гораздо проще, чем кажется. Главное, не давать социальные проекты в разработку государству, а лучше помогать в этом вопросе бизнесу. А простым гражданам переходить на следующую эволюционную ступень, по-дальше от обезьян. Я верю, всё будет хорошо.
PS Продолжение следует

223
Комментарии (2)
  • 22 марта 2009 в 14:53 • #
    Иван Купка

    Алексей, согласись, что социальная реклама и социальная работа - это разные понятия. Социальной рекламой занимаются только тогда, когда нет денег на серьёзную большую социальную работу. Я не верю, что её бывает мало.
    Вот денег точно бывает мало.
    С уважением
    иван

  • 9 июня 2009 в 20:50 • #
    Наталья Агентова

    Привет, Продажный Ангел Алексей Подольский!
    Спасибо за хорошую тему. Актуально. Да Ты и сам знаешь.
    А теперь по пунктам.
    Для небольшого (областного не-мегаполиса) провинциального центра (будь это Череповец, Псков, Уфа, Челябинск, Кемерово, Мурманск или Вологда) 60 конкурсантов за 4 месяца - это неплохой результат.
    Во-первых, как таковая социальная реклама - это новая форма деятельности. Следовательно, не торопитесь, дайте людям время, и они вас заполонят материалом. Поверьте, вы будете купаться в материале, как сейчас это делают разного рода "....веды" , эксперты и специалисты.
    Во-вторых, социальная реклама - это мощный инструмент работы специалистов по формированию, организации и воспитанию социальных процессов разной природы. Это Ваше право - сравнивать факт соц-рекламы с болезнями или с процессом мытья полов, но до конца значение соцрекламы как особого явления нозо/ноо/сферы не понимают даже специалисты.
    В-третьих, мы не можем утверждать, что люди не доверяют соцРекламе, т.к. нельзя утверждать, что у нас есть соцРеклама. Есть предпосылки возникновения мощного социального инструмента, который может реализоваться в виде направления в искусстве, или технологии агитации, или приема воспитания, к примеру. Ясно одно: идет процесс развития особого поля человеческой деятельности с мощным потенциалом. И в этой сфере деятельности обязательно должны быть свои "предмет", технологии, приемы, открыты закономерности, эффекты.
    В-четвертых. Предмет соц-рекламы широк, но конкретен, и он не органичивается отношениями "власть и народ". Сами понимаете, государство - это такая абстракция, мир людей делают живые люди, а потому "галочки" у каждого есть, даже, если человек далек от власти: это метод самоорганизации при решении актуальных задач, не так ли?!
    В-пятых. Вопрос "кому это надо?" не корректен. Например, Вы сами пишите "кому это надо" (здесь подразумевается меркантильный, экономический эффект), и тут же рядом про "искреннее желание" (а это уже из сферы "про душу", про "гуманитарное с человеческим лицом"), а это - два противоположных края одного спектра социальных отношений, между которыми строиться вся наша социальная инфраструктура. Поэтому, если Вам не нужны благодарственные грамоты, то не напрягайте свои мягкие участки кожи, а предупредите благодарных партнеров, что на Вашем краю спектра "рулит" финансовый эквивалент выражения чувств. Такая откровенность позволит поднять в социальных отношениях этику на пунктик выше, да и Вам навар.
    В-шестых, благодарю за идею бизнеса! Провести исследование об отношении людей к соцРекламе. Молодежи это будет интересно: они живут в мире социальных открытий. А вот принимать решение за других людей (типа, к этому люди относятся хорошо, а к этому - не очень, это понимают, а это - нет) просто низззя! Не стоит. Кстати, этот принцип хорошо работает в теории управления. Не проверяли? Рекомендую. И еще: двигательная активность - это из словаря социальной медицины.
    Успехов!
    И до связи!
    Наталья.