Модель 4-х ветвей эмоционального интеллекта

Модель 4-х ветвей эмоционального интеллекта

1. Восприятие эмоций

Изначальная, наиболее базовая, область восприятия невербального восприятия и выражения эмоций. Биологи и психологи отмечают, что эволюционно выражение эмоций является критически важной формой cоциальной коммуникации у животных. Мимическое выражение счастья, грусти и страха на лице универсально для всех людей. Исследователи эмоций, эволюционные биологи, специалисты по невербальному поведению и другие сделали большой вклад в понимание человеком распознавания и выражения эмоций. Способность точно распознавать чужие эмоции на лице и по голосу является наиболее развитой формой понимания эмоций.

2. Использование эмоций в мышлении

Это вторая область важна также как и первая. Она появилась позже и является способностью эмоций применяться в познании и мышлении. Например, по утверждению ученых эмоции помогают расставлять приоритеты в мышлении. Другими словами: всё на что мы реагируем эмоционально — всё привлекает наше внимание. Вклад эмоций в мышление помогает всестороннему рассмотрению действительно важных событий. Второй пример, многие исследователи утверждают, что эмоции особенно важны для развития творческих способностей. Например, перемена настроения к лучшему позитивно влияет на повышение креативности.

3. Понимание эмоций

В эмоциях заключена бесценная информация. Счастье способствует нахождению среди людей, гнев подразумевает нанесение вреда или желание атаковать других людей, страх — поведение избегания и т.д. Каждая эмоция содержит свой собственный паттерн возможных сигналов и действий, связанных с этими сигналами. Сигнал гнева, например, может подразумевать ощущение человеком несправедливого обхождения. Гнев, также, может ассоциироваться со следующими действиями: нападение, примирение, возмездие, отмщение, отступление. Понимание эмоциональных сигналов и связанных с ними действий наиболее важный аспект навыка в этой области.

Если человек способен распознавать такие сигналы и потенциальные действия, то способность распознавать свои эмоциональные сигналы и, вызванные ими действия, становится очень важной. Полное понимание эмоций, другими словами, подразумевает понимание значения эмоций в паре со способностью интерпретировать связанные с ними последствия. Это является основой в этой группе навыков эмоционального интеллекта. Более подробное обсуждение значения эмоциональной информации смотрите в статье «Сходство и различие эмоциональной и познавательной информации».

4. Управление эмоциями

Чаще всего эмоциями можно управлять. Человеку нужно понимать информацию содержащуюся в эмоциях, чтобы осознанно их контролировать. Это помогает ему оставаться открытым к восприятию эмоциональных сигналов пока они не превышают болевого порога и блокировать их при его достижении. Между тем, в рамках эмоциональной зоны комфорта возможно регулировать и управлять своими и чужими эмоциями для достижения своих и чужих целей. Средства и методы эмоциональной саморегуляции являются темой дальнейших научных исследований.

Комментарии к модели четырех ветвей эмоционального интеллекта.

Термин «Ветвь» вошел в обращение в соответствии с иллюстрацией предыдущей и текущей версий модели эмоционального интеллекта. Иллюстрации в обеих статьях (1990 & 1997) содержали линии, расходящиеся из центральной части изображения. Соответственно, термин «ветвь» не несет какого-либо научного значения и название модели «Четыре области эмоционального интеллекта» тоже может иметь право на жизнь. Расположение ветвей в модели происходит от областей восприятия эмоций до управления эмоциями. В каждой ветке навыки можно рассматривать от состояния раннего развития до более зрелого состояния. Модель четырех ветвей представляет собой фактически модель способностей эмоционального интеллекта.

Международная сертификационная программа подготовки тьюторов развития эмоционального интеллекта http://tutorei.ru/.

Источник http://www.unh.edu/emotional_intelligence/


Модель 4-х ветвей эмоционального интеллекта

144
Комментарии (0)