компенсация за неиспользуемый отпуск

компенсация за неиспользуемый отпуск

Директор предприятия с 1 июля ушел в отпуск на 20 дней. Ему начислили отпускные за этот период. Однако 8 июля его отзывают на работу и он требует выплатить компенсацию за 13 дней? Как поступить бухгалтеру в данной ситуации?

1429
Комментарии (22)
  • 11 июля 2009 в 14:23 • #
    Николай Виноградов

    не вижу проблем- заплатите

  • 11 июля 2009 в 14:57 • #
    Марина Тонкович

    Насколько я знаю, компенсация положена, если отпуск превышает 28 дней. А в моем случае количество дней отпуска - 20. Я думаю, что за эти дни нужно начислить зарплату, потом сделать перерасчет и сравнить с суммой начисленных отпускных, а разницу удержать или доплатить

  • 11 июля 2009 в 22:39 • #
    Ольга Крылова

    Не положено никаких компенсаций, компенсация за неиспользованый отпуск выплачивается только при увольнении. Но... Хочет - выплачивайте. Не припомню ни одного случая из практики что б кого-то на этом зацепили. Только налогами правильно обложите и все.

  • 11 июля 2009 в 22:45 • #
    Марина Тонкович

    Спасибо. Но как ее начислять? За эти дни отпускные выплачены. Получается, вместо рабочих дней?

  • 12 июля 2009 в 16:56 • #
    Ольга Крылова

    Я бы просто поставила рабочие дни и без удержания ранне выплаченых отпускных начислила еще и за проработанное время, но... отпускные перекинула на использование чистой прибыли и не исключила из налогооблагавемой базы. А вообще-то при отзыве делается перерасчет. отпускные после отзыва удерживаются, а з/п начисляется, но что-то я таких руководителей еще не встречала что б они добровольно согласились выпустить из рук то, что в них уже попало. Крепитесь.

  • 12 июля 2009 в 21:44 • #
    Марина Тонкович

    Спасибо! Будем думать, как лучше поступить

  • 13 июля 2009 в 10:00 • #
    Ольга Крылова

    Вот все пишут, что с кол-ва дней превышающих 28... не просто превышающих, а ежегодные дополнительные дни отпуска за вредность или еще чего прописаные в договорах (см. тс 116-119 ТК РФ). Ежегодный отпуск, сколько бы его не накопилось в днях, по ТК компенсацией заменить нельзя (см. ст. 126 ТК РФ).

  • 13 июля 2009 в 02:17 • #
    Ingrid Ingrid

    В соответствии со ст. 126 ТК РФ, часть ежегодного оплачиваемого отпуска, привышающего 28 календарных дней может быть заменена денежной компенсацией.
    Соответственно исходя из ситуации денежную компенсацию выплатить можно:
    -с дней отпуска привышающих 28 кал. дней;
    - при увольнении;
    - из чистой прибыли;
    Я бы просто с 1 по 7 июля оставила бы ему отпуск, а с 8 -го числа обычные рабочие дни, сделала бы перерасчет и нет проблем. А если хочет компенсацию, то из чистой прибыли.

  • Бухгалтер удалённо

    Цена: 5 000 руб.

  • 13 июля 2009 в 09:14 • #
    Марина Тонкович

    Спасибо огромное!

  • 30 июля 2009 в 11:43 • #
    Mila Shogan

    Совершенно верно!!!

  • 13 июля 2009 в 10:07 • #
    Андрей Шилов

    Наверное, я уже отстал от пердовой бухгалтерской мысли, если не понимаю - почему компенсационную выплату здесь часто связывают с чистой прибылью? Это расходы на олату труда в НУ (п.8 ст.255 НК), а в бух.учете - расходы на производство и реализацию. Премии и прочие добавки к отпускным за счет специальных фондов - лего, была-бы прибыль и соответствующее решение. Но сами отпускные и компенсация всегда выплачиваются за счет текущей деятельности.
    Правильно, для этого расхода существует особый порядок наисления - только в части, превышающей 28 к/д. или при увольнении. Т.е. работник обязан отдохнуть в не менее чем 28 дней в году, а все что сверху может быть компенсировано. Здесь скорее вопрос кадровый - правильное отражение в лицевом счете работника количества дней отпуска, использованного в текущем году и перенос неиспользованной части отпуска на будущие периоды. Если отпуск в текущем году не будет использован полностью, оставшаяся его часть может быть присоединена к отпуску следующего года, и уже тогда она может быть компенсирована в то части, которая превышает 28 дней.
    В текущем году оснований для начисления компенсации нет, если у этого работника (независимо, что он директор) не было накоплений за прошлые годы. Т.к. сумма отпускных начислена и включена в текущие расходы из расчета 20 дней отпуска, необходимо исключить из состава расходов сумму отпускных за 13 дней . А уже собственно компесацию начислить по дате убытия работника в отпуск за следующий год при условии, что общее кол-во дней отпуска превысит 28 к/д.
    Вопрос с суммой фактических выплат - считайте их временной фин.помощью облагаемой НДФЛ в момент выплаты и пусть они висят как выплаченные до даты начисления компенсаци. Потом доплатите только разницу между старой и новой суммой отпускных.

  • 13 июля 2009 в 10:31 • #
    Ольга Крылова

    Основной отпуск это социальная гарантия, его нельзя сделать дополнительным присоединением и компенсацию по нему выплатить можно только при увольнении. Кроме ТК есть еще коментарии и арбитражная практика на эти темы. Согласно законодательства днями превышающими 28 к.дн. считаются только доп. дни отпуска.

  • 13 июля 2009 в 13:00 • #
    Андрей Шилов

    Извините меня сразу - я комментариями не руководствуюсь, равно как и разной практикой до тех пор, пока в ЗАКОНЕ записано иное. Отпуск - собственность работника и обязанность работодателя предоставить его в полном объеме.
    В ТК установлены случаи, когда отпуск может быть прерван, продлен и перенесен (в т.ч. по производственной необходимости), но это не означает лишение работника права использовать оставшуюся часть отпуска по собственному усмотрению.
    Право инициативы на компенсацию отпуска сверх 28 дней принадлежит исключительно работнику (ст.126 ТК).
    По вашему, если работник в году не отгуляет 28 дней он их теряет до увольнения???
    При уволнении - без вопросов компенсация (ст.127 ТК). А до увольнения грамотный кадровик просто предложит работнику написать заявление о переносе неиспользованной части отпуска на следующий год, если только в этом году отгулять его не получится. Это и есть накопление отпуска, которое в следующем году может быть компенсировано на основании заявления работника в части, превышающей 28 к/д.

  • 13 июля 2009 в 16:41 • #
    Ольга Крылова

    Нет, не терят. Он их вправе отгулять в любое удобное для работника и работодателя время, но не заменить денежной компенсацией. как раз об этом в законе и сказано. Днями превышающими основной отпуск считаются только доп. отпуска (см. статьи ТК 116-119) и только их можно заменить денежной компенсацией. На эту тему можете проконсультироваться в мин. труда и налоговой. А арбитражная практика веСЧЬ очень полезная, как раз она регулирует разночтения.

  • 14 июля 2009 в 00:36 • #
    Андрей Шилов

    ст.116-119 не устанавливает порядок компенсации, для этих целей только ст.126. Но в этих статьях установлено определении ежегодного оплачиваемого отпуска - как сумма основного и дополнительного. При внимательном чтении, в 126 ст. идет речь о компенсации части ежегодного оплачиваемого отпуска (а это по ст.116-119 сумма основного и дополнительного), превышающей 28 календарных дней, в т.ч. в случае суммирования и переноса оплачиваемого отпуска, причем подразумевается, что работник еще не намерен увольняться.
    Кстати, учитывая, что рассмотрение споров по трудовому законодательству отнесено к компетенции мировых судов и судов общей юрисдикции, арбитражная практика вам не очень-то и поможет.

  • 14 июля 2009 в 10:19 • #
    Ольга Крылова

    Вы спорите не со мной, а с законодательством. Причем до первой проверки. Вот вам последний пример и я закрываю для себя эту тему.

    КОМПЕНСАЦИЯ БЕЗ УВОЛЬНЕНИЯ
    Теперь рассмотрим, в каком порядке выплачивать сотруднику компенсацию за неиспользованный отпуск, если он не увольняется.

    За какое число дней начислять компенсацию?
    С 6 октября 2006 года этот вопрос перестал быть проблемным, так как в Трудовой кодекс были внесены изменения (Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ). До этого дня специалисты ориентировались на разъяснения Минтруда России (письмо от 25.04.2002 № 966-10). В нем говорилось, что стороны трудового договора могут сами решить, какую именно часть отпуска они заменят компенсацией.

    Теперь денежной компенсацией можно заменить только ту часть каждого ежегодного отпуска, которая превышает 28 календарных дней. И если сотрудник использовал 22 дня отпуска из положенных ему 28, выбора у него нет. Оставшиеся 6 дней отпуска работник может только догулять, на компенсацию он претендовать не вправе.

    Ни в коем случае нельзя заменять денежной компенсацией любые ежегодные отпуска беременным женщинам и работникам младше 18 лет (ст. 126 ТК РФ). Нельзя выплачивать деньги вместо дополнительного отпуска сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Впрочем, все эти ограничения существовали и ранее, до октября 2006 года, когда статья 126 Трудового кодекса стала действовать в новой редакции.

    ПРИМЕР 2. Ежегодный оплачиваемый отпуск А.В. Смирнова составляет 42 календарных дня (28 календарных дней — основной отпуск и 14 календарных дней — дополнительный).

    Работник использовал 28 дней основного отпуска и 4 дня дополнительного, то есть всего 32 дня. Кроме того, у него осталось 14 дней дополнительного отпуска за прошлый год. Определим количество дней, за которые будет выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.

    РЕШЕНИЕ. С учетом норм статьи 126 Трудового кодекса, на основании письменного заявления А.В. Смирнову положена компенсация за 24 дня:

    — 10 дней (42 дн. – 32 дн.) дополнительного отпуска за текущий год;

    — 14 дней дополнительного отпуска за прошлый год.

    Расчет компенсации
    Порядок расчета компенсации следует из пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, и решения Верховного суда РФ от 13.07.2006 № ГКПИ06-637.

  • 14 июля 2009 в 10:23 • #
    Алиса Татьянченко

    Согласна, раньше до октября 2006г. выплата компенсации была возможна. В октябре 2006г. внесены изменения в ТК РФ. Дословное чтение ст. 126 ТК разъясняет порядок выплаты компенсации " ...денежной компенсацией могут быть заменены часть КАЖДОГО ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней". Поэтому Ольга Крылова права: компенсации подлежат дни доп. отпуска. :)

  • 14 июля 2009 в 10:24 • #
    Алиса Татьянченко

    Пока писала, Ольга уже ответила.

  • 15 июля 2009 в 00:33 • #
    Андрей Шилов

    В принципе, эта тема для меня уже давно закрыта. Ничего нового для себя в этой конференции я не открыл. Считаю возможным сообщить, что моя цель участия в этой конференции достигнута, а именно – в отношении денежной компенсации отпуска уже не применяется понятие чистой прибыли, а комментарии и постановления ВАС в обсуждении уже не применялись. И решение проблемы начали искать с позиций буквального чтения Закона. Всем спасибо за отзывы.
    Кстати, о буквальном чтении Закона: могу предложить интересную тему новой конференции о социальном налоговом вычете для налогоплательщика-родителя в части оплаты обучения ребенка, вопрос всего в одной запятой, вернее, от места, где ее поставил законодатель.

  • 21 июля 2009 в 11:48 • #
    Денис Викторович Корнилов

    Отзыв работника из ежегодного оплачиваемого отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

    Подробнее: http://www.bs-st.ru/answers/?r45_id=478

  • 21 июля 2009 в 12:19 • #
    Марина Тонкович

    Спасибо


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2010
2009
2008
1970