НДС с авансов

Поделитесь опытом, кто как поступает? Ситуация: организация получила оплату по счету за товар, отгрузка произведена на следующий день. Действие происходит внутри налогового периода. Я в таких случаях сч. фактуру на аванс не выписываю (для того чтобы уменьшить документооборот). В итоге сумма НДС к оплате в любом случае остается одинаковой. Если предоплата образовалась на конец налогового периода, то в этом случае выписываю сч.фактуру на аванс и соответственно отражаю в декларации авансы полученные. У меня есть сомнения, что при проверке налоговая может доначислить НДС с авансов полученных внутри налогового периода, а в зачет эти же самые суммы (после реализации) не примет. Что посоветуете?

3118
Комментарии (38)
  • 8 августа 2009 в 13:05 • #
    Ольга Жаркова

    впринципе, вы делаете правильно, поскольку на правильность расчета это не влияет, НО для страховки от претензий налоговиков, лучше все-таки увеличить документооборот и выписывать счет-фактуру на каждый аванс. Поскольку они при проверке придираются к каждой мелочи.

  • 8 августа 2009 в 14:57 • #
    Анна Кузнецова

    Но после закрытия аванса реализацией необходимо сторнировать счет-фактуру с аванса. вот тогла и налог будет исчислен правильно, и инспектор порадуется. Но документооборот возрастет.

  • 8 августа 2009 в 18:25 • #
    Евгения Ч

    Согласно письму Минфина от 6 марта 2009 года № 03-07-15/39 если отгрузка происходит в течение 5 дней после оплаты, то счет-фактуру на аванс можно не выставлять. Поэтому, если отгрузка происходит на следующий день, то Вы правильно делаете.

  • 9 августа 2009 в 10:33 • #
    Мария Масловская

    Налоговый кодекс очень четко говорит об исчислении НДС с сумм предоплат. Не исчисляя НДС внутри периода, Вы действительно очень рискуете. Свою точку зрения не докажете ни в одном суде, так как она основана не на требованиях законодательства, а всего лишь на "нашей бухгалтерской лени".
    Более того, слышала официальное мнение нашей ростовской уфнс о том, что письмо Минфина от 6 марта 2009 года № 03-07-15/39 противоречит НК, поэтому даже в случае отгрузки в теч. 5 дней НДС с авансов должен быть исчислен. Вот такие вот дела. На мой взгляд, лучше не лениться...

  • 9 августа 2009 в 13:13 • #
    Алена Аненкова

    Я согласна, что если в НК написано начислять НДС с авансов, соответственно надо начислять. Короче деваться некуда. Но это же бред одну и ту же операцию проводить три раза (1. сч. фактура на аванс, 2. сч. фактура на отгрузку, 3. зачет НДС с аванса), а в итоге получается одно и то же. А сколько экз. распечатывать авансовых сч. фактур для себя? Две или одну (сначала в книгу продаж, затем в книгу покупок в одном и том же налоговом периоде)?

  • 9 августа 2009 в 13:50 • #
    Мария Масловская

    Ну бреда в нашем законодательстве хватает))))
    Счф на аванс нужно выписывать в 2-х экз. Один регистрируете сначала в книге продаж, а затем, в момент реализации - ее же в книге покупок. Второй экз-р передаете своему покупателю.

  • 9 августа 2009 в 15:44 • #
    Дмитрий Олейник

    если уж решили печатать, то одного экземпляра более достаточно и подшиваются фактуры к журналу, а не к книгам.

  • 9 августа 2009 в 17:04 • #
    Дмитрий Олейник

    Мария, Вы правы про 2 экз. 1- себе 2- покупателю
    Ответ относился к Татьяне, а контекст не предполагает "двух" фактур, поскольку вторая фактура не требуется покупателю в силу того, что поставка "на следующий день" и Покупателю не интересно раздувать свой документооборот

  • Двигун Man TGA, б/у

    Цена: 100 грн.

  • 9 августа 2009 в 16:40 • #
    Дмитрий Олейник

    Очень хороший вопрос. Предлагаю подумать и посмотреть на данный вопрос с другой стороны, отличной от наших привычек.

    Часто мы делаем ненужную работу... А действительно ли требует НК созднания ненужной сч/ф ПРОДАВЦОМ для ПРОДАВЦА при получении АВАНСА? Я подозреваю, что мы сами себе придумали эту затею, тратим время и изводим бумагу
    Возможно, "бреда" в наших головах больше, чем в законодательстве, на которое мы привыкли сетовать.

    Итак, нужна ли вообще ПРОДАВЦУ сч/ф на полученные деньги от Покупателя!

    Сейчас я займу позицию, при которой такая С/Ф НЕ нужна ВООБЩЕ. Докажите обратное.

    Моё мнение основано на следующем:
    ;==================================================================================================
    Правила 914

    Покупатели (ПРОТИВОРЕЧИТ НК 169) и продавцы (СОГЛАСНО НК) оформляют счета-фактуры,...
    1. ..., а продавцы ведут журнал учета ВЫСТАВЛЕННЫХ ПОКУПАТЕЛЯМ счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры

    18. При получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцы РЕГИСТРИРУЮТ в книге продаж счета-фактуры, выставленные ПОКУПАТЕЛЮ на полученную сумму оплаты, частичной оплаты
    20. В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств РЕГИСТРАЦИЯ Продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с УКАЗАНИЕМ реквизитов счета-фактуры ПО ЭТИМ ОТГРУЖЕННЫМ ТОВАРАМ (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".

    НК Статья 146. Объект налогообложения
    1) реализация товаров (работ, услуг) ....

    Статья 169. Счет-фактура
    1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для Принятия ПОКУПАТЕЛЕМ предъявленных продавцом ТОВАРОВ (работ, услуг) ...
    3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:
    1) при совершении операций, ПРИЗНАВАЕМЫХ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ в соответствии с настоящей главой
    !!!!!!!!!!!!! аванс не является объектом налогооблажения, а является моментом определения налоговой базы

    Статья 167. Момент определения налоговой базы
    1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы,..., является наиболее ранняя из следующих дат:
    1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
    5. ...
    Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), ....

  • 9 августа 2009 в 17:54 • #
    Мария Масловская

    Статья 146. Объект налогообложения

    1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
    1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

    Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

    1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
    При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

    Таким образом, предоплата - это способ определения налоговой базы при возникновении объекта налогообложения. Но объект уже возник! А соответственно счет-фактура подлежит созданию.

  • 9 августа 2009 в 18:54 • #
    Дмитрий Олейник

    спасибо, теперь мои возражения

    Ст 154 относится к формированию показателей Налоговой декларации, и никак не связана с фактурой. Фактура - это ТОЛЬКО ОСНОВАНИЕ для ПОКУПАТЕЛЯ воспользоваться вычетом (ст 169) и ничего более. Обращаю внимание, что с/ф - это документ, который может быть составлен через 5 дней после отгрузки и НЕ является ОСНОВАНИЕМ для начисления НДС Продавцом. Продавец, вне зависимости от даты составления или не составления сч/ф, а также вне зависимости от даты перехода права собственности, обязан начислить НДС в момент отгрузки.
    Таким образом, сч/ф не определяет НИ сам ОБЪЕКТ налогооблажения, ни момент возникновения данного объекта, НИ его БАЗУ

    Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
    1. Налоговая база представляет собой СТОИМОСТНУЮ, физическую или иную ХАРАКТЕРИСТИКи объекта налогообложения

  • 9 августа 2009 в 18:59 • #
    Мария Масловская

    Согласна, но каким способом тогда воспользоваться вычетом НДС исчисленного с аванса в момент отгрузки без наличия счета фактуры? Ведь исчислить НДС с аванса - это наша обязанность, а вот возможность воспользоваться вычетом - право при соблюдении определенных условий, в том числе при наличии счета-фактуры...
    Счет-фактура действительно не определяет базу, он является лишь следствием ее возникновения. Но ведь она возникла...

  • 9 августа 2009 в 19:07 • #
    Дмитрий Олейник

    Мы не говорим о проблемах Покупателя, который НЕ МОЖЕТ принять вычет по перечисленным АВАНСам
    Покупатель также НЕ может получить и вычет без с/ф на ПОСТАВКУ!

    Мы же понимаем, что Покупателю, перечислившему аванс и получившему товар в тот же налоговый период НЕТ пользы от ЛИШНЕЙ бумаги, поэтому и рассуждаем о том ЧТОБЫ НЕ делать ЛИШНИЕ, то есть БЕСПОЛЕЗНЫЕ фактуры.

    Мы хотим сделать только ОДНУ фактуру на ПОСТАВКУ.

  • 9 августа 2009 в 19:13 • #
    Мария Масловская

    А я не говорю вообще о покупателе, я рассматриваю учет именно у продавца. Ведь ему тоже нужно основание для:
    Дт 76.АВ Кт 68 - исчислен НДС с аванса - при получении аванса (можно без создания счф)
    Дт 90 Кт 68 - исчислен НДС с отгрузки - уже на базе счф
    А вот Дт 68 Кт 76.АВ - возмещение НДС с аванса нуждается в основании. И этим основанием и будет являться ранее выписанный счф на аванс.

  • 9 августа 2009 в 19:31 • #
    Дмитрий Олейник

    слова "(можно без создания счф)" уже радуют
    Основанием является признанием части платежа, авансом по состоянию на конец квартала.

    Согласно ст 172 п 5 НЕ требуется сч/ф.
    Для принятия вычета необходимо, чтобы появилась соответствующая ОТГРУЗКА и ранее была ЗАПИСЬ в КН ПРОДАЖ

  • 9 августа 2009 в 19:40 • #
    Дмитрий Олейник

    поскольку мы, всё же, говорим о расчётах в рамках одного квартала, то Дт 76.АВ Кт 68 делать не нужно, и не нужно делать
    Дт 68 Кт 76.АВ в момент "зачёта аванса"

  • 9 августа 2009 в 19:27 • #
    Дмитрий Олейник

    При получении Продавцом аванса возникла ОБЯЗАННОСТЬ ПРОДАВЦА заплатить НДС, а при отсутствие сч/ф НЕ дало ПРАВО воспользоваться вычетом Покупателю

    Когда на р/сч приходят деньги - это платёж, который подлежит признанию либо АВАНСОМ, либо ОПЛАТОЙ, либо ОШИБОЧНЫМ, либо ещё чем-то. Порядок признания можно закрепить в учётной политике. Таким образом, деньги, поступившие за несколько дней до отгрузки можно считать оплатой (в рамках квартала, дабы не нарываться на "злоупотребления"), а не авансом.

  • 9 августа 2009 в 19:05 • #
    Дмитрий Олейник

    мне думается, что логика "реализации" здесь полностью совпадает с формированием стоимости закупок при авансах. Насколько вы знаете, при оплате авансом, стоимость закупки фиксируется в момент платежа (особенно актуально для валютных контрактов) и в дальнейшем НЕ изменяется. То есть, при оприходовании оплаченной поставки (когда курс валюты уже изменился), запасы должны быть отражены по курсу оплаты. Товарный аванс не является монетарной статьёй в балансе и не переоценивается.

    Итак, аванс есть, а поставки ещё нет, но инвойсная СТОИМОСТЬ (как и НАЛОГОВАЯ БАЗА) будущей поставки уже существует.

  • 10 августа 2009 в 11:13 • #
    Сергей Клименко

    в моей практике было исчисление НДС с кредита 62 по покупателям в конце налогового периода для книги продаж и сторнирование данной операции в книге продаж следующего периода
    при проведении выездной вопросов не возникло - понятно что так проще как исчислить так и проверить

  • 10 августа 2009 в 11:14 • #
    Сергей Клименко

    РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС к спорщикам

    а есть ли наказание за НЕ выписанную счет-фактуру с аванса?

  • 10 августа 2009 в 14:03 • #
    Алена Аненкова

    Вот и я о том же. Доначислят мне НДС с авансов или нет, а если доначислят, то примут в зачет после реализации?

  • 10 августа 2009 в 14:56 • #
    Сергей Клименко

    Я говорил не о доначислении сумм НДС с авансов

    Если ситуация как Вы описываете (внутри одного периода и разница менее 5 дней, да хоть и более), то как доначислят, так и примут к вычету (обязанность налоговой контролировать правильность исчисления и уплаты).

    Я хотел акцентировать внимание именно когда нарушение есть (счет-фактура на аванс не выписана), а доначисления нет (реализация в том же налоговом периоде).

    Такой морокой (мягко сказано!!!) не будет страдать ни один инспектор (нарушение есть, но результата нет, а бумаг куча и маленькая тележка).

  • 10 августа 2009 в 17:40 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо, а вы сами как делаете?

  • 11 августа 2009 в 09:03 • #
    Сергей Клименко

    выписываем с учетом пятидневного срока
    если какой-то из авансов был пропущен, но реализация внутри налогового периода, то ничего не исправляем

  • 11 августа 2009 в 12:25 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо, так и буду делать.

  • 11 августа 2009 в 14:42 • #
    Ольга Богданова

    Несмотря на документы, которых тут приводилась куча, у меня была такая ситуация в налоговой при проверке: меня ткнули носом в эти авансы, и сказали, что НЕ НАДО их показывать, если это в одном налоговом периоде. Я просто исправила документы и прошла эту проверку. Личный опыт.

  • 11 августа 2009 в 17:24 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо, раньше я вообще не обращала на них внимание, задумалась после последней редакции НК, не зря же они ее приняли. Поступления в бюджет уменьшаются, кризис и пр., будет у налоговой право формально доначислить налоги, а вдруг кто-то судиться не захочет.

  • 12 августа 2009 в 22:32 • #
    Татьяна Васильевна

    Дорогая Татьяна ! Советов много , конечно можно и запутаься , я согласна с Ольгой Богдановой , внутри периода ничего делать не нужно.

    Татьяна Васильевна. 19 лет стаж.

  • 13 августа 2009 в 10:16 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо!

  • 13 августа 2009 в 12:54 • #
    Татьяна Васильевна

    Спрашивайте буду рада помочь.

  • 13 августа 2009 в 16:05 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо, а какой вид деятельности "АНДРЭ+"ТА"?

  • 14 августа 2009 в 02:28 • #
    Татьяна Васильевна

    Оказание бух.услуг , аутсорсинг, консультирование , регистрация предприятий , составление бизнес-планов и т.д.
    Знаем и умеем очень много, арбитражная практика и уголовные дела по бизнесу
    Спасибо.

  • 14 августа 2009 в 11:12 • #
    Алена Аненкова

    Татьяна, подскажите пожалуйста, сколько мне брать денег при составлении одного бухгалтерского документа (накладная, сч. фактура, платежка) при оказании разовых услуг постороннему лицу? Регион- не Москва.

  • 14 августа 2009 в 11:26 • #
    Татьяна Васильевна

    Татьяна , мы берем 100руб. сч.ф. , 200 руб. накладная
    торг. 12, Если большая накладная можно и больше в зависимости от времени , 500 рублей час. Большн не берите второй раз не придут. Платежка 50 рублей и банкделает за 50 рублей.
    Спасибо , Татьяна.

  • 14 августа 2009 в 19:46 • #
    Алена Аненкова

    Спасибо,. Я пока еще ничего не брала, теперь буду знать.

  • 14 августа 2009 в 21:41 • #
    Татьяна Васильевна

    Рада была помочь!


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2010
2009
2008
1970