Обособленное подразделение или нет?

Обособленное подразделение или нет?

Уважаемые коллеги!
Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Организация занимается оптовой торговлей. В нескольких регионах работают наши торговые представители (ТП), которые числятся в штате организации. При этом офисов (арендованных или собственных) в этих регионах нет, ТП живут в этих городах, а по клиентам разъезжают с ноутбуками на служебных автомобилях. Автомобили стоят на учете в ГИБДД по месту нахождения организации. И вот вопросы:

  1. Есть ли ОП, если нет стационарных рабочих мест?
  2. Как быть с оформлением путевых листов, списанием ГСМ, ремонтом а\м и т.п. (все документы из др.городов)?
    Буду благодарна и за ссылки на разъяснения от Минфина и пр.
392
Комментарии (31)
  • 20 апреля 2009 в 22:16 • #
    Дмитрий Олейник

    1 - нет
    2 - было бы странно, если расходы были бы не в городах работы ТП, путевые листы сами пишут, дайте доверенность на составление документов.

  • 21 апреля 2009 в 20:33 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо!

  • 20 апреля 2009 в 22:18 • #
    Лариса Ивановна Ларионова

    Думаю что ОП нет, т.к. Вы правильно выразились -нет стационарных раб.мест! ТП-осуществляют разьездной характер работы, что нужно закрепить в труд.договорах. Таким образом можно списывать затраты на ГСМ, ремонт авто.,только правильно оформите путевые листы.

  • 21 апреля 2009 в 20:35 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо большое!
    Трудовые договоры обязательно проверю.
    А вот по поводу оформления путевых листов опять вопрос - какой указывать адрес, откуда автомобиль выехал и куда вернулся?

  • 21 апреля 2009 в 09:11 • #
    Зоя Сидоренко

    Так а какие ОП, если нет места с фактическим адресом, на что Вы их зарегистрируете
    Скорее всего это командировочная деятельность в регионах или других республиках.
    Что касается документов - соответственно если желаете учесть операции - правильно их оформляйте
    Удачи Вам

  • 21 апреля 2009 в 20:38 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо!
    Вот и у меня сомнения по поводу командировочной деятельности. Кстати, ТП приезжают к нам в головной офис из своих городов с отчетами и по разным другим делам - это командировка или нет? Терзаясь сомнениями, мы им вместо командировочных выплачиваем премии, чтобы компенсировать их затраты. Очень хочется от этого избавиться!

  • 21 апреля 2009 в 09:31 • #
    Жамбал Булатович Будажапов

    Вам нужно очень хорошо подумать как вы оформили своих торгпредов, как бы в случае увольнения они вам командировочные не выставили

  • 21 апреля 2009 в 20:39 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо!
    А как бы Вы посоветовали их оформить?

  • 21 апреля 2009 в 09:46 • #
    Ирина Булычева

    Лучше официально запросить свою ИФНС.

  • 21 апреля 2009 в 20:49 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо!
    Видимо, придется направить запрос. Но имеется печальный опыт переписки с нашей налоговой. Ничего конкретного, только ссылки на НК, да и то, бывает, на те статьи, которые к вопросу не имеют никакого отношения.

  • 21 апреля 2009 в 20:55 • #
    Ольга Левина

    Имхо, нет повода для запроса. У Вас нет ОП.

  • 21 апреля 2009 в 21:14 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Ещё раз спасибо!
    Ольга, извините за глупый вопрос: а что такое "имхо"?

  • 21 апреля 2009 в 21:43 • #
    Ольга Левина

    буквально - "по моему мнению"

  • 21 апреля 2009 в 21:52 • #
    Дмитрий Олейник

    In My Humble Opinion (ИМХО) по мо ему скромному мнению

  • 21 апреля 2009 в 22:00 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    ЗдОрово! Благодарю за ликбез! Как все-таки полезно и приятно общаться с профессионалами!

  • 21 апреля 2009 в 23:32 • #
    Ирина Булычева

    Про официальный запрос в ИФНС говорю из личного опыта в похожей ситуации, был вопрос по разъездному характеру работы.
    Наша ИФНС районная была согласна с нашей трактровкой, но, так как однозначной ссылки на законодательство нет, сказали нам официально их запросить. После этого, они направили свой запрос уже в городскую УФНС.
    Вот этот ответ и был основанием для них и для нас.

  • 22 апреля 2009 в 20:59 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Ирина, спасибо Вам, что поделились личным опытом.

  • 21 апреля 2009 в 10:05 • #
    Ольга Левина

    1. Полностью согласна с Дмитрием и Ларисой Ивановной.
    2. Имхо:
    - доверенности на всех сотрудников, которым переданы в управление транспортные средства;
    - акты на передачу в пользование сотрудникам ноутбуков;
    - доверенности на оформление всех документов;
    - пункт в трудовых договорах о том, что работа носит разъездной характер.

    ГСМ - строго по путевым листам.

  • 21 апреля 2009 в 20:51 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Спасибо большое, Ольга!

  • 21 апреля 2009 в 21:07 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Благодарю уважаемых коллег за помощь!
    А я, на свою голову, вычитала вот что:
    "... рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца"(ст.83 НК). Понятие рабочего места налоговым законодательством не определено. Поэтому на основании статьи 11 НК РФ обратимся к другим отраслям права.
    Под рабочим местом согласно ст. 209 ТК РФ понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
    Каково?! Неужели всё же командировка? Но ведь фактически ТП живет в этом городе, где и работает, а не находится в командировке!

  • 22 апреля 2009 в 07:42 • #
    Елена Дмитриева

    Добрый день, Татьяна!
    Как уже писали коллеги - просмотрите трудовые договора со своими представителями: там обязательно должен быть указан регион в котором они работают, разъездной характер работы, а также Вы можете там указать что для выполнения своих трудовых обязанностей ТП предоставляется служебный а/м, мобильная связь и т.п.
    Обособленное подразделение регистрировать не нужно.
    Проверяйте правильность оформления путевых листов - пункты выезда и возврата в данной ситуации будет домашний адрес ТП. При приезде ТП к Вам в офис оформляйте командировку.
    Мы работали и работаем с ТП по такой схеме, не один раз проходили проверку налоговых и по этому вопросу, разногласий если документы оформлены корректно - не возникало.
    Р.S. Ремонт и ТО служебных а\м оплачивайте по безналу .

  • 22 апреля 2009 в 21:04 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Елена, добрый вечер!
    Благодарю Вас за практические советы - они самые ценные. Обязательно ими воспользуюсь! Особенно приятно узнать об опыте прохождения налоговых проверок по этому вопросу.

  • 22 апреля 2009 в 09:38 • #
    Pоман Богдановский

    Татьяна,
    В данном случае, по-моему, к Вашему вопросу можно подойти с точки зрения отражения данных активностей:

    1. Вы не делаете никаких проводок (в БУ/НУ), которые "помогают" налоговикам привязать данную деятельность к организации, т.е. просто платите региональным представителям большую зп, из которой они покрывают все свои расходы (в т.ч. - аренду, телефон, проездные документы) + вы не платите суточные. Есть только одна проблема - они у вас в штате и поэтому должны либо быть на рабочем месте, либо в командировке.

    2. Вы делаете эти проводки и тогда более-менее грамотный налоговик легко докажет permanent establishment (ОП).

    Этот пост отражает ТОЛЬКО мое мнение.

  • 22 апреля 2009 в 21:07 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Роман, спасибо! Ваше мнение для меня важно. Но я именно хочу уйти от покрытия реальных расходов ТП "липовыми" премиями.

  • 22 апреля 2009 в 11:47 • #
    Александра Абалихина

    Добрый день.
    1. ОП не будет, т.к. вы не организуете стационарное рабочее место. Характер работы- разъездной, т.е. не подразумевает под собой офис, склад и т.д. У вас даже физически нет никакого адреса, на который вы могли бы зарегистрировать ОП.

    2. В трудовом договоре обязательно должно указываться место работы, т.е. адрес (в вашем случае - город). Соответственно, указывайте фактические города, тем самым никаких командировок у вас не будет.
    Так же в трудовом договоре укажите про разъездной характер работы, и что работодатель предоставляет сотруднику транспорт. В совокупности с путевыми листами (а их вы можете заполнять раз в месяц, т.к. не является транспортной компанией), у вас появляются все основания для принятия всех расходов по эксплуатации автомобилей.
    Удачи!

  • 22 апреля 2009 в 21:09 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Александра, добрый вечер!
    Спасибо за разъяснения и рекомендации, они мне очень помогли. Удачи и Вам!

  • 22 апреля 2009 в 21:14 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Уважаемые коллеги!
    Спасибо всем огромное!!! Вы все мне очень помогли! Благодаря вам имею полную ясность по этому вопросу и четкий план действий.
    Желаю всем удачной подготовки и сдачи квартальной отчетности, достойной оплаты труда и хорошей погоды!!!

  • 24 апреля 2009 в 17:45 • #
    Ирина Долгова

    Все ответы что дали оч грамотные, но есть еще решение проблемы, мы почтупили немного по другому, предложили всем оформиться как ИП и платим за услуги со всемт вытекающими...так же поступили и с некоторыми водителями, экономия на з/п налогах...а вот НДС возместить не можем т.к. они упращенцы, но в общем значительная экономия

  • 25 апреля 2009 в 13:21 • #
    ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА

    Ирина, спасибо Вам за консультацию, идею и ссылку. Нет предела совершенству! Оформлять ИП не очень хочется, т.к. их учет скорее всего ляжет на плечи моей бухгалтерии. А ведь мы все знаем, как работодатели "любят" доплачивать за больший объем работы или брать доп.сотрудников...

  • 25 апреля 2009 в 14:27 • #
    Ирина Долгова

    А зачем брать на себя пусть сами и отчитываются, вообще то у нас так, нечего их баловать, тем белее отчитваться они будут по месту жительства.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?