Агентский договор или договор поручения?
11 декабря 2008 в 12:00

Агентский договор или договор поручения?

Коллеги, какой на Ваш взгляд необходимо заключить договор между Турфирмой и Туристом, если путевки Туроператор продает Турфирме по договору реализации турпродукта (купли-продажи) а не по Агентскому? Возможен ли Агентский договор между Турфирмой и туристом или же здесь уместнее договор поручения? И нужна ли доверенность туриста турфирме на право заключить от его имени договор реализации турпродукта? (так как в случае агентского соглашения эти полномочия можно прописать в договоре и доверенность не нужна, не так ли? Если кто такие заключал договора любопытно было бы взглянуть. За ранее спасибо.

7496
Комментарии (27)
  • 11 декабря 2008 в 13:39 • #
    Станислав Кузнецов

    Естественно, если договор поручения, то доверенность от вас нужна будет. Хотя в данном случае, наверно проще было бы турфирме действительно оформить агентское соглашение с Туроператором. А вот с вами заключить отдельный договор на оказание услуг.

  • 11 декабря 2008 в 14:17 • #
    Роман Романченко

    Станислав дело в том что Тураператор заключает только договор реализации тура, агентский договор он не хочет заключать, отсуда конструкция разворачтивается и Турфирме - посреднику(мой клиент) необходимо заключить договор с фактичеки туристом при условии что с Туроператором агентского договора не будет а будет договор реализации, соответственно как вы считаете можно ли заключить турфирме посреднику с туристом "агентский" договор на покупку тура или же именно поручение чтобы все права и обязанности по данной сделке возникали именно у туриста и в случае спора турист мог предьявить требование только ТУроператору а не турфирме-посреднику и соответственно если это агентский договор то наверное доверенность не нужна (прописать полномочия турфирмы) ?

  • 11 декабря 2008 в 14:30 • #
    Станислав Кузнецов

    Согласно статья 1005 ГК РФ Агентский договор
    1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
    По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
    По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
    То есть, если я правильно понимаю, сторонами в таком договорке должны быть в вашем случае Турфирма и Туроператор, но никак не турист и турфирма.
    В таком случае, наверное, поручение будет лучше, хотя можно и свое что то придумать, ведь никто не ограничил свободу договора!

  • 11 декабря 2008 в 14:52 • #
    Роман Романченко

    Ну и конечно если поручение значит довереноость обязательно, согласно ст. 1011 ГК к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора. Таким образом можно составить агентский договор с туристом с элементами поручительства прописать полномочия и не получать доверенности?

  • 11 декабря 2008 в 15:02 • #
    Ирина Вакуленко

    Роман, здесь уместнее договор на оказание услуг, так думаю я и моя подруга -юрист с большим стажем.
    При этом доверенность не требуется.
    Желаю удачи.
    Ирина

  • 11 декабря 2008 в 15:35 • #
    Роман Романченко

    Дело в том что клиент был на съезде-конференции в Москве по поводу этих договоров и он утверждает что должен быть именно агентский договор. У кого есть какие-нибудь мысли?

  • 11 декабря 2008 в 17:21 • #
    Роман Романченко

    А какой предмет договора?

  • 11 декабря 2008 в 16:49 • #
    Анна Куликова

    Уважаемый, Роман! Полностью согласна с мнениями, высказанными Станиславом Кузнецовым и Ириной Вакуленко, что в данном случае уместнее заключить договор на оказание услуг. На практике в туристическом бизнесе встречаются именно такого рода договоры. А на что ссылается Ваш клиент, утверждая, что должен быть именно агентский договор?
    С уважением,
    Анна Куликова

  • 11 декабря 2008 в 17:01 • #
    Роман Романченко

    А в чем тогда предмет договора оказание услуг по - представительсво интересов заказчика по заключению договра реализации турпродукта(так как Туроператор у кого покупается турпродукт заключает лишь договора реализации а не агентские)? Это скорее поручение не так ли?

  • 11 декабря 2008 в 17:20 • #
    Анна Куликова

    Предметом договора об оказании туристских услуг (объектом правоотношения, возникающего из такого договора) является деятельность туристической фирмы, в результате которой турист становится кредитором по обязательствам оказать услуги, входящие в путешествие.
    Такая деятельность туристической фирмы – это по существу оказание услуг.
    Как вывод, правоотношение, возникающее в результате заключения договора об оказании туристских услуг, это отношения между туристом (кредитором А) и туристической фирмой (должником А), объектом которого является перевод на туриста прав Кредитора "В" по обязательствам оказать услуги, входящие в путешествие, различными должниками "В" (Поставщиками услуг).
    Необходимо отметить, что в силу социальной направленности туристической политики нашего государства в рамках защиты прав потребителей (турист – это потребитель) туристическая фирма отвечает за надлежащее исполнение своих обязательств Поставщиками услуг перед туристом.
    В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» между туристической фирмой и туристом заключается договор купли-продажи туристского продукта.
    А что такое туристский продукт? Согласно все тому же закону под туристским продуктом понимается право на тур. Следовательно, туристический продукт – право на комплекс туристических услуг, предоставляемых в рамках путешествия.
    Хотелось бы отметить неточность закона в выборе формулировок, т.к. предметом сделки между туристом и туристической фирмой становится право на комплекс услуг. Для упрощения понимания лучше назвать вещи своими именами. Ведь предметом сделки, по сути, является комплекс прав требования по поводу оказания туристических услуг в рамках путешествия. Право на комплекс услуг и комплекс прав требования по поводу оказания таких услуг, в общем-то, понятия идентичные, но для понимания с юридической точки зрения, на мой взгляд, лучше было бы применять понятие «комплекс прав требования по поводу оказания туристических услуг», хотя закрепление в Гражданском Кодексе среди объектов гражданских прав услуг не препятствует применению понятия, использующегося в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности».
    В любом случае туристский продукт следует рассматривать как комплекс имущественных прав по поводу оказания туристических услуг. В составе туристского продукта туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных прав (прав требования, обязательственных прав), при наличии которых турист вправе требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.) исполнения обязательств по оказанию соответствующих услуг в пользу туриста.
    Под формированием туристского продукта (как комплекса имущественных прав) следует понимать такую деятельность туристической фирмы, при которой такая туристическая фирма непосредственно вступает в обязательственные правоотношения с исполнителями туристических услуг с целью перевода прав требования по таким обязательствам на туриста.
    Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит совсем непонятную норму, согласно которой турист вправе потребовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, вне зависимости от того кем эти услуги оказываются. Представляется, что указанный законодательный акт либо воспринимает туристическую фирму в качестве исполнителя всех услуг, входящих в тур, но которая возложила исполнение на третьих лиц, либо таким образом выражает социальную составляющую государственной политики в области защиты прав потребителей, возлагая ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, на туристическую фирму.
    Думается, что второй вариант все-таки больше соотносится с практикой, когда туристическая фирма не является исполнителем ни одной услуги, входящей в тур, но как бы ручается за надлежащее исполнение обязательств по оказанию таких услуг. На практике туристическая фирма может только нести солидарную ответственность за ненадлежащее исполнение должниками обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, но никак не оказывать эти услуги, хотя бы потому, что тогда исчез

  • 11 декабря 2008 в 17:36 • #
    Роман Романченко

    Уважаемая Анна, спасибо за ваше время, но позвольте ведь вы фактически процитировали указанный вами закон об основах тур. деятельности, однако я еще раз подчеркиваю согласно указанного закона ТУрагент-посредник заключает с туристом договор о реализации турпродукта, если Турагент соответтсвенно заключил предварительно агентский договор с Туроператором. В моем же случае туроператор не заключает с турагентами соответствующих агентских договоров , поэтому и стал вопрос какой в этом случае заключается договор между несостоявшимся турагентом и туристом. Иначе говоря Турист хочет купить - Турфирма посредник хочет чтобы турист купил и заплатил коммиссионные - Туроператор хочет продать тур и не платить ни каких вознаграждений. Ну так как быть посреднику????

  • 11 декабря 2008 в 17:39 • #
    Анна Куликова

    Мое мнение сводится к тому, что в таком случае, лучше заключить агентский договор. Об этом я также написала ниже.
    С уважением,
    Анна Куликова

  • 11 декабря 2008 в 17:12 • #
    Анастасия Верхотурова

    Коллеги, я считаю для туриста было бы лучше заключить договор оказания услуг, с туроператором или с посредником не так важно. Дело в том, что если услуги эти будут оказаны не качественно (имею ввиду сам тур- условие проживания и т.д.) , то встанет на защиту Закон о защите прав потребителей! со всеми вытекающими последствиями, расторжением договора, штрафами, пени и т.д.. а договор поручения в таком случая как может подстраховать человека?

    С Уважением ,
    Верхотурова АНастасия

  • Цена договорная

  • 11 декабря 2008 в 17:19 • #
    Роман Романченко

    Да вопрос то в том как быть турфирме-посреднику когда туроператор отказывается заключать агентские договора а реализует туры по догвоорам реализации турпродукта, т.е. турфирме-посреднику надо заключить какой-то договор с туристом с учетом изложенного. Я в данном вопросе думаю о турфирме как лучше для нее, а турист и так в шоколаде так как есть финобеспечение туроператора. Ну так какой догвор будет законнее и менее ответсвтеннее для турфирмы???

  • 11 декабря 2008 в 17:36 • #
    Анна Куликова

    Если Вы за интересы турфирмы, то в таком случае лучше заключить агентский договор.
    С уважением,
    Анна Куликова

  • 14 декабря 2008 в 11:31 • #
    Роман Романченко

    Я понимаю что агентский договор между турисом и турфирмой - звучит абсурдно, конечно уместнее поручение, однако...

  • 14 декабря 2008 в 11:44 • #
    Анна Куликова

    Согласна, но как Вы помните, в ГК предусмотрена свобода договора.

  • 14 декабря 2008 в 13:00 • #
    Роман Романченко

    Уважаемая Анна, а как вы считаете когда прекращает свое действие договор о реализации турпроодукта заключенный между турисом и турагентом? После фактической передачи прав( путевка, проездные документы..) или же после возвращения туристов на Родину??? И считать ли надлежаще исполненным такой договор лишь после передачи прав требования от турагента к туропреатору??

  • Оператор Call-центра

    Цена договорная

  • 15 декабря 2008 в 13:47 • #
    Анна Куликова

    Договор прекращает свое дейсвие после того, когда турист получил исполнение оплаченных им услуг в полном объеме ,т.е. получается, что после возвращения туриста "домой". Не совсем поняла Ваш последний вопрос..

  • 16 декабря 2008 в 11:50 • #
    Роман Романченко

    Уважаемая Анна последний вопрос снимается.
    Скажите как вы считаете имеет ли права турист обратиться с претензией о расторжении договора реализации турпродукта за 20 дней до вылета непосредственно к туроператору. Или же стандартная схема турист - турагент, последний возвращет сумму и в порядке регресса забирает ее у туроператора? Дело в том что в агентском договоре есть определенные санкции и в этом случае если сработает стандартная схема то турагент вернув всю стоимость путевки понесет убытки так как туроператор удержит с него часть денежных средств.

  • 17 декабря 2008 в 12:45 • #
    Анна Куликова

    "имеет ли права турист обратиться с претензией о расторжении договора реализации турпродукта за 20 дней до вылета непосредственно к туроператору" - это в случае, если между туроператором и турагентом заключен договор купли-продажи, я правильно понимаю?

  • 18 декабря 2008 в 20:46 • #
    Роман Романченко

    Да нет тема выложена как ""Юридические аспекты туристического бизнеса" пока что внятно не разобрался. А я имел ввиду как раз ситуацию когда туроператор - турагент=агентский договор, турагент+турист=договор ....., турист отказался от поездки в Тайланд, за месяц, агент послал ануляцию оператору, но опер сказал убытки подсчитаем после вылета а сейчас только 1000$ а вообще 3000 должен, в агентском прописаны штрафы, как же выкрутиться я представляю агента. Спасибо , с Вами интересно общаться.

  • 19 декабря 2008 в 09:51 • #
    Анна Куликова

    Спасибо, Роман, взаимно!
    Отношения, возникающие между туристом и турфирмой в первую очередь регулируются ФЗ «основах тур. деятельности в РФ», во вторую - ФЗ «О защите прав потребителей», и только в тех случаях, когда данные Федеральные Законы не дают четкого ответа, как поступать в сложившейся ситуации, следует обращаться к ГК РФ. Договор, заключаемый между туристом и турфирмой, как я уже ранее писала, законодатель относит к договорам розничной купли-продажи, так как турагент и туроператор не оказывают услуги лично, а только продают права на эти услуги, которые возникают из договоров, заключенных с третьими лицами - об этом говорится в ФЗ «Об основах тур. деятельности в РФ». В связи с этим положение турагента в разбираемой ситуации приедставляется "не совсем выгодным".
    Роман, могу ли я ознакомится с агентским договором в части, касающейся обязательств сторон агентского договора?

  • 19 декабря 2008 в 10:41 • #
    Анна Куликова

    Дополнительно:
    В ст. 10 ФЗ «Об основах тур. деятельности в РФ» , говорится, что при расторжении договора возмещение убытков осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. То же самое говорится и в ФЗ «О защите прав потребителей» ст. 32 «потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при оплате исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательства». При этом, затраты исполнителя должны быть подтверждены установленным законом способом (документы, подтверждающие отправку денег туроператору, основание для отправки денег, заявление турагента об аннуляции тура, документы, подтверждающие наложение со стороны туроператора штрафных санкций на турагента в связи с тем, что уже были проплачены гостиница, самолет и т.д.). Отказ потребителя от исполнения договора является его правом, предусмотренным законодательством РФ. Поэтому все "упирается" в договор между туроператором и турагентом..
    П.С. А что касается др. ситуаций, то ответственность за все "косяки" несет туроператор напрямую, даже за задержку авиарейсов - это написано в законе, так что все претензии и заявления будут идти в адрес туроператора. Хотя не исключено право предъявления претензий со стороны туриста и к турагенту.

  • 19 декабря 2008 в 22:07 • #
    Роман Романченко

    Да только ящичек бы для меня...

  • 19 декабря 2008 в 22:13 • #
    Роман Романченко

    Дело в том что в агентском договоре оператор прописывает ответственность агента в процентах понимаете...

  • 22 декабря 2008 в 11:32 • #
    Анна Куликова

    #


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008