Договор о материальной ответственности с водителем !!!!
15 апреля 2009 в 06:01

Договор о материальной ответственности с водителем !!!!

уважаемые коллеги! Подскажите пожалуйста можно ли с водителем заключить договор о полной мат. ответственности при условии отсутствия водителей в перечне лиц, которые могут нести такую ответсвенность в соответствие с Постановлением Минтруда № 85. Можно ли прописать такую ответственность в должностной инструкции, трудовом договоре? Или же водители будут нести ответственность по нормам ГК РФ?

13944
Комментарии (6)
  • 15 апреля 2009 в 10:35 • #
    Анна Миронова

    Елена! При рассмотрении вопроса о полной инд. матответственности надо, в частности, обращаться к ст. 243 ТК РФ - например, если сам водитель угонит машину, ответственность в полном размере наступит независимо от наличия договора. Должность "водитель" действительно не подпадает под постановление Минтруда и под описанные там работы подогнать обязанности водителя представляется затруднительным. Ухудшать положение работника, возлагая на него ответственность, не предусмотренную законодательством о труде путем внесения соответствующих норм в локальный нормативный акт, дополнений в ДС или ТД, Вы не можете.
    А как Вы предлагаете возложить на водителя ответственность по ГК РФ, исходя из того, что работник - субъект трудовых, а не гражданско-правовых отношений? если у Вас водители работают по гражданско-правовым договорам - тогда да, но тогда Ваш вопрос про ТД и ДС и мой ответ выше не будут иметь отношения к таким отношениям.

  • 15 апреля 2009 в 10:45 • #
    Наталья Вепринцева

    В соответствии со ст.242 ТК РФ Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
    Ст. 243 ТК РФ предусмотрены случаи полной материальной ответственности:
    Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
    1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
    2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
    3) умышленного причинения ущерба;
    4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
    6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
    7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
    Перечень должностей и работ, при которых заключаются договора о полном материальной ответственности, предусмотрен Постановлением Минтруда № 85.
    На мой взгляд, заключение с водителем договора о полном материальной ответственности будет ухудшать его положение.
    Более того, это будет противоречить положениям ст. ГК РФ (ответственность владельца источника повышенной опасности и ответственности юридического лица за вред, причиненный его работником).
    Также мне кажется, что автомобиль является как бы рабочим местом водителя, котрое должен ему обеспечить работодатель. (все-равно что кассир и кассовый аппарат, материальная ответсвенность кассира только за принятые денежные средства, а не за сохранность кассового аппарата, ответственность за поломку аппарата в этом случае возникает на общих основаниях). Полная материальная ответственность водителя может возникнуть в случае совершения им административного правонарушения (ст. 243 ГК РНФ).
    Если же речь идет о перевозимом грузе (товаре) при наличии доступа к товару, передаче его покупателю, то здесь вопрос о заключении договора о полной материальной ответствености по сохранности груза вполне возможен (Работы: по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

    В случае, если здесь речь идет о гражданско-правовых договорах, то есть ответ:
    Вопрос: Периодически ОАО заключает договоры гражданско-правового характера с физическими лицами для выполнения отдельных работ. Следует ли ОАО заключать с ними договоры о полной материальной ответственности, если во время оказания услуг данные физические лица имеют доступ к принадлежащим организации ценностям?

    Ответ: Нормами ст. ст. 243 и 244 Трудового кодекса РФ законодательно четко определено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в частности, когда в соответствии с рассматриваемым Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.
    Кроме того, согласно норме ст. 11 ТК РФ Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
    Таким образом, несмотря на то что физические лица во время выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера имеют доступ к материальным ценностям организации, нет никаких правовых оснований, чтобы в такой ситуации закл

  • 15 апреля 2009 в 11:07 • #
    Елена Жигалова

    Всем большое спасибо))))

  • 15 апреля 2009 в 21:39 • #
    Дмитрий Зиничев

    Если по трудовому договору работает, то какая мат. ответственность за груз? Он же не экспедитор, а водитель, у него есть конкретные обязанности- доставить груз из точки А в точку Б. В случае гибели товара по вине водителя (авария) ответственность возместить ущерб наступает по общим основниям ГК РФ.

  • 16 апреля 2009 в 11:53 • #
    . .

    ответственность наступает по общим основаниям ГК. А вопрос о мат отв-ти - это другой вопрос.

    Не буду остро вступать в дискуссию, но считаю необходимым указать следующее.
    У нас было ОЧЕНЬ много дел, связанных с мат ответственность водителя: когда в связи с пропажей/повреждением и т.д. и т.п. груза подавался иск к экспедитору/перевозчику; иск удовлетворялся (это к теме об ответственности согласно ГК); экспедитор/перевозчик в свою очередь взыскивал со своих водителей - как лиц, виновных в утрате/повреждении и тд. груза.

    При этом были обычные ТД.
    Согласна, многим нормам закона это противоречит.
    НО: праткика обширна, судьи разные, СУДЫ - тоже разные; более того - почти все дела проходили стадии пересмотра....
    Но итог один: у нас практика шла именно по изложенному пути...

    Не буду судить, хорошо или плохо это, но считаю мнение судов (не одного удьи, или одного суда - а разных судей, суов и разных инстанций) - компетентными.

  • 16 апреля 2009 в 12:17 • #
    Елена Жигалова

    спасибо большое Марина.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?