кто является работодателем?
26 декабря 2012 в 15:46

кто является работодателем?

Коллеги, как вы думаете, что в нижеприведенном случае является работодателем:
Есть ВУЗ, есть в нем проректор по науке. Согласно положения о министерстве образования и науки в обязанности министра входит «- по представлению руководителей государственных высших учебных заведений утверждает проректоров высших учебных заведений». И поэтому проректор был назначен на должность министерством.
В этом году ректор и проректор не сошлись во взглядах на общую трудовую деятельность и они заключили между собой устное джентльменское соглашение, по которому ректор приказами предоставляет проректору неиспользованный отпуск, затем творческий (оплачиваемый) отпуск на 3 месяца и затем проректор увольняется по собственному желанию. Все три заявления были написаны в один день, но с разными датами, все три были адресованы ректору. По истечении творческого отпуска проректор отзывает свое заявление об увольнении, и в дальнейшем все свои заявления адресует министру. Министр, не уведомляя об этом Вуз (читать ректора) издает приказы, сначала предоставив проректору отпуск без содержания, затем отпуск за 2011-2012г. (который он уже исчерпал), обязывает ВУЗ оплатить проректору материальную помощь (помимо отпускных) и в этом же приказе вторым пунктом увольняет проректора по собственному желанию. Проректор опять же до для увольнения подал заявление об отзыве заявления об увольнении. Министр издал приказ об аннулировании второго пункта предыдущего приказа.
Каша какая то у нас вышла. Но все как было.
Проблема в другом, ректор считает, что министр действовал не законно, т.к. на заявлениях об отпусках и увольнении, по потом и отзыве увольнения отсутствовала его виза с согласием. А министр распорядился кассой ВУЗа самовольно. Есть такой нюанс: и министра и ректора данного вуза на должность назначает Премьер-министр, т.е. ректор считает, что он с министром имеет равный статус. И еще ректор считает, что министр только назначает на должность, а все остальное является прерогативой его, ректора.
ВУЗ подал заявление в суд признании приказов незаконными. И соответственно проиграл, т.к. трудовой кодекс не содержит оговорки об обязательном визировании заявлений работников его непосредственным начальником. Теперь ректор требует обжалования решения суда. А я как юрист, не знаю, на что нужно ссылаться.
Не смейтесь, но мы пробовали ссылаться даже на обычаи делового оборота….

2541
Комментарии (21)
  • 26 декабря 2012 в 16:38 • #
    Надежда Багазеева

    Для начала желательно бы знать, с кем у проректора заключен трудовой договор (т.е. что прописано в преамбуле и кто подписант), а также полномочия собственно самого ректора (по уставу вуза, доверенности, трудовому договору или пр.). Дальше уже в зависимости от этого многое может проясниться.
    Далее - в положении, как вы указываете, обязанностью министра является "утверждение проректоров", однако, нужно смотреть, а есть ли у министра право/обязанность (компетенция) издавать приказы по внутрихозяйственной деятельности вузов, приказы о снятии с должности и пр. - здесь смотреть это самое положение и, опять же, устав (иные основные документы) самого вуза.
    Без документов здесь довольно сложно как-то аргументированно комментировать(.

  • 26 декабря 2012 в 16:59 • #
    Юлия Богданова

    Здравствуйте Надежда. Постараюсь поточнее ответить
    1. Трудовой договор не подписан (и приказ по ВУЗу не продублирован)
    2. В полномочиях министра нет права на увольнение проректоров но есть симпатичная оговорка "осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Кыргызской Республики"
    3. у ВУЗа нет устава, есть положение. Причем неоднозначное. Там проректора назначает на должность профильный министр.... Про ректора вообще ничего.

    size1

  • 26 декабря 2012 в 16:55 • #
    Vladimir Domnin

    Я бы поступил проще. Если надлежащим работодателем считают Министра, значит с проректора необходимо взыскать все полученное по приказам ректора.
    А вообще, чтобы ответить на вопросы, надо посмотреть положение о ВУЗе. Скорее всего, это учреждение, а там есть особенности.

  • 26 декабря 2012 в 17:03 • #
    Юлия Богданова

    не получается. Так что я сейчас текстовые документы буду пересылать .. Крепитесь

  • 26 декабря 2012 в 17:01 • #
    Юлия Богданова

    сейчас постараюсь прикрепить

    size1

  • 26 декабря 2012 в 17:04 • #
    Юлия Богданова

    Источник: ИС ПАРАГРАФ, 04.07.2012 19:17:40 www.adviser.kg

    Утверждено
    постановлением Правительства
    Кыргызской Республики
    от 3 сентября 2001 года № 515

    Положение
    о Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики
    (с изменениями по состоянию на 27.08.2007 г.)

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики (далее - Академия) является государственным образовательным учреждением высшего послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации слушателей, а также проводящим фундаментальные и прикладные научные исследования в области международных отношений.
    1.2. Академия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики и настоящим Положением.
    1.3. Академия осуществляет свою деятельность в сфере высшего послевузовского и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов по направлениям (специальностям), уровням образования.
    1.4. Учредителем Академии является Министерство иностранных дел Кыргызской Республики (далее - МИД).
    1.5. Академия самостоятельна в осуществлении функций, отнесенных к ее компетенции, несет ответственность за результаты своей деятельности перед личностью, обществом и государством, подотчетна МИД. Контроль за соответствием деятельности Академии целям, предусмотренным настоящим Положением, осуществляет МИД.
    1.6. Академия является некоммерческой организацией.
    1.7. Для обеспечения образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Положением, за Академией на правах оперативного управления закреплены отнесенные к государственной собственности здание, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество.
    1.8. Академия является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, собственные счета, печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием на государственном и английском языках, бланки установленного образца; ведет бухгалтерскую отчетность в соответствии с установленным порядком в Кыргызской Республике.
    1.9. Учредитель Академии не отвечает по обязательствам Академии, а Академия не отвечает по обязательствам учредителя.
    Академия вправе создавать другие коммерческие и некоммерческие организации, вступать в соответствующие ассоциации, союзы и другие общественные организации, соответствующие ее целям и задачам.
    1.10. Академия имеет эмблему (логотип) и нагрудный знак выпускника, сотрудника Академии, зарегистрированные в установленном порядке.
    1.11. Академия имеет право в пределах своей компетенции издавать локальные нормативные правовые акты, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики (правила внутреннего трудового распорядка, приказы и др.).
    1.12. Полное наименование:
    - «Кыргыз Республикасынын Тышкы иштер министрлигинин Дипломатиялык академиясы»;
    - «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики»;
    - «Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic».
    Сокращенное наименование:
    - «КР ТИМ Дипакадемиясы»;
    - «Дипакадемия МИД КР».
    Наименование на английском языке: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic.

    2. СТРУКТУРА АКАДЕМИИ

    2.1. Положение о Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и ее структура утверждаются постановлением Правительства Кыргызской Республики.
    2.2. Функции структурных подразделений Академии определяются соответствующими положениями, принимаемыми Советом Академии и утверждаемыми ректором Академии.

    3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    3.1. Основной целью деятельности Академии является подготовка квалифицированных кадров для системы МИД; разработка концептуальных задач в интересах внешней политики Кыргызской Республики.
    3.2. Ака

  • 26 декабря 2012 в 17:04 • #
    Юлия Богданова

    Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 119
    О Министерстве образования и науки Кыргызской Республики

    В соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:
    1. Утвердить:
    - Положение о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики согласно приложению 1;
    - схему управления Министерства образования и науки Кыргызской Республики согласно приложению 2.
    2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики «О Министерстве образования и науки Кыргызской Республики» от 18 декабря 2009 года № 787.
    3. Министерству образования и науки Кыргызской Республики привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
    4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

    Премьер-министр О. Бабанов

    Приложение 1

    Положение
    о Министерстве образования и науки Кыргызской Республики

    I. Общие положения

    1. Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее - Министерство) является центральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования и науки и государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечением конституционного права граждан Кыргызской Республики на образование.
    2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, настоящим Положением, а также международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика.
    3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями.
    4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в системе Казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и закрепленное за ним имущество.

    II. Цель Министерства

    Основной целью Министерства является формирование государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности.

    III. Задачи Министерства

    5. Основными задачами Министерства являются:
    - создание системы образования, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
    - повышение качества образования;
    - создание условий и механизмов для развития научной деятельности.

    IV. Функции Министерства

    6. Министерство осуществляет следующие функции:
    а) функции отраслевой политики:
    - разработка и внесение на рассмотрение в установленном порядке:
    предложений о стратегических направлениях государственной политики в области развития системы образования в Кыргызской Республике;
    проектов законов и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области образования, обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы образования, положений о соответствующих типах образовательных организаций, определяющих права и полномочия образовательной организации, перечень профессий и специальностей, получение которых не допускается в форме экстерната, в очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной формах образования;
    - обобщение практики применения законодательства в области образования;
    - разработка порядка нострификации документов об образовании (признание в Кыргызской Республике документов об образовании, выданных в других государствах) на основе международных договоров, вступивших в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика;
    - разработка государственных требований к документам об образовании; обеспечение документами выпускников аккредитованных (аттестованных)

  • 26 декабря 2012 в 17:21 • #
    Надежда Багазеева

    К сожалению, в трудовом законодательстве Кыргызстана не разбираюсь.
    Текст документов неполный, да и их двух явно недостаточно, нужно смотреть и иные доки.
    Однако - если нет трудового договора с проректором, то нужно смотреть, кто в принципе вправе их заключать от лица академии. Министерство и академия - два разных юр.лица. У каждого в каком-либо из учредительных либо внутренних документов (вплоть до доверенностей) должно быть прописано, кто конкретно вправе заключать трудовые договоры и с кем (т.е., например, имеет ли учредитель академии (министерство) в лице своего руководителя (министра) заключать какие-либо договоры (в т.ч. трудовые) от лица академии).
    Кстати, если нет трудового договора, то на основании чего давались отпуска, матпомощь, увольнение (то бишь расторжение договора) как оформлялось?
    Кстати, про оговорку про "другие полномочия, предоставленные законодательством" - т.е. есть какой-то закон, в котором такое полномочие (на увольнение и пр.) закреплено? Если закона нет, то и "другого полномочия" нет. Фигурирует при этом в формулировке именно слово "законодательство", т.е. по идее любые ведомственные/подзаконные акты сюда уже не относятся.

  • 27 декабря 2012 в 14:01 • #
    Юлия Богданова

    Вот на основании приказа министерства о назначении на должность. В академии это никакими другими документами не оформлялось. Нам трудовика не было.... Оформлением должна была заниматься сотрудник общего отдела, не имеющей даже понятия о работе с кадровыми документами.

  • 27 декабря 2012 в 10:20 • #
    Vladimir Domnin

    В положении надо смотреть полномочия Ректора.
    Но по общим правилам, Министр только назначает и снимает, а руководство по текущим делам осуществляет ректор, в т.ч. отпуска.
    Например, судей РФ назначает и увольняет указом Президент РФ, но в отпуска "отпускает" Председатель суда.

  • 27 декабря 2012 в 14:00 • #
    Юлия Богданова

    Спасибо за ответ... Я судье тоже аналогию с судьями приводила.... А она в ответ: у нас не прецедентное право

  • 27 декабря 2012 в 14:09 • #
    Vladimir Domnin

    Что-то не то она сказала. Это аналогия права.

  • 27 декабря 2012 в 14:12 • #
    Юлия Богданова

    вот-вот, только она судья и она выносит решение... Я сегодня подала апелляцию, указав, что если на должность проректора назначают министерством ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ректора, то и отпуска, увольнение тоже должны были быть по представлению... Как бы логика из положения вытекает... К сожалению все начальники допускают нарушения с кадровыми вопросами, вот и здесь косяков хватает

  • 27 декабря 2012 в 18:13 • #
    Saodat Mamatova

    Здравствуйте, Юля. у меня есть несколько мыслей по вашему делу:
    1. если проректор написал свои три заявления в один день, и это можно установить с помощью экспертизы, то через две недели после этой даты, его можно было уволить, т.е. издать приказ о его увольнении со дня окончания отпуска, так как он не отозвал своего заявления в течение установленного трудовым законодательством периода.
    2. Приказ о приеме и увольнении ректора по представлению министра образования должен подписывать министр иностранных дел, так как назначение первого лица в ННО обычно входит в полномочия учредителя в лице его первого лица. Ну а приказ о приеме и увольнении проректора, безусловно, должен подписывать ректор, а не министр образования, несмотря на то, что последний дает представление о назначении человека на эту позицию. Соответственно, приказы, подписанные министром образования касательно текущих кадровых вопросов тоже недействительны, он не имеет право вмешиваться в них, и это можно подтвердить отсутствием таких полномочий в положении о МО. При этом, я уверенна, что в уставе ВУЗа имеется указание на полномочия ректора осуществлять прием и увольнение своего персонала. Но мнение ректора о равноценности своего статуса с министром конечно ошибочна, так как МО - это первое лицо вышестоящей организации, которому он должен подчиняться в осуществлении вопросов общего и отраслевого управления.
    3. Отсутствие оформленных приказов и трудовых договоров - не беда, так как согласно трудовому законодательству, действующему на всей территории постсоветского пространства, договор считается заключенным с даты в которую работник приступил, а работодатель допустил его к работе.
    4. Приказы о втором основном оплачиваемом трудовом отпуске за один и тот же период являются незаконными, это доказать несложно, нужно предъявить документы о его выходе в отпуск и платежные ведомости о получении им отпускных.
    5. В данной ситуации на месте ректора я бы оформила прекращение трудовых отношений с неугодным проректором по статье ТК "соглашение сторон", т.е. необходимо заключить с ним соглашение о прекращении трудового договора по обоюдному согласию, на приемлемых условиях, тогда ни один суд его не восстановит.
    С уважением, Саодат

  • 28 декабря 2012 в 16:42 • #
    Юлия Богданова

    Здравствуйте, Саодат.
    Несколько соображений по вашим пунктам:
    1. У нас почерковеды не могут определить давность написания документов (я узнавала по другими, займовым делам)
    2. Ректора назначает на должность премьер министр, а проректора по учебной работе - министр образования - по представлению ректора. Проректор по учебной работе относится к номенклатуре министерства образования.
    3. со статусом академии - тоже проблемы, на протяжении 2,5 лет они не могут зарегистрироваться как самостоятельное юр.лицо. У них до сих пор нет устава и свидетельства гос.регистрации. Имущество (здание) находится в доверительном управлении. Имущество принадлежит МИДу. Академия осуществляет свою деятельность только по вышеприведенному положению, которое совершенно куцое и не содержит многих нюансов.
    4. По отпускам - да доказать все не сложно, бухгалтерия работает нормально. Проблема в другом - а имела ли право академия давать первые отпуска? Есть проректор в номенклатуре министерства образования? Во всяком случае - у министерства именно такое мнение.
    5. "по-любовно" расстаться у них не получается. Не желает проректор увольняться, а ректор не хочет его допускать до рабочего места.
    Вот так все сложилось.

  • 28 декабря 2012 в 13:21 • #
    Анатолий Егорович Ищенко

    Соображение 1. Академия является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (имущество, в том числе денежные средства). Юридические лица приобретают права и принимают на себя обязанности через свои органы. Вероятно, единоличным исполнительным органом Академии является ректор, через действия которого Академия приобретает права и обязанности, в том числе и по трудовым договорам. Министерство образования не является даже учредителем Академии и не может распоряжаться ее имуществом, в том числе денежными средствами. Поэтому Министерство образования не может издавать приказы, обязывающие Академию, ректора, отдавать часть своего имущества, денежных средств, в виде выплаты отпускных и т.д., кому бы то ни было, в том числе проректору по науке. Все выплаты со счета Академии могут производится только на основании приказа распорядителя денежных средств Академии (приказа ректора): заработная плата проректора, отпускные и т.д..
    Соображение 2. У кого хранится трудовая книжка проректора, кто делает в нее запись, ставит печать, тот и должен издавать приказ о приеме на работу, увольнении. Должность проректора по науке, очевидно, есть в штатном расписании Академии. Кем оно утверждено, интересно? Прием на должности, перечисленные в штатном расписании юридического лица, должны осуществляться, в конечном итоге, приказом органа этого юридического лица, несмотря на утверждение кандидатур Минобром. На основании этого приказа производятся начисления заработной платы, запись в трудовую и т.д.

  • 28 декабря 2012 в 16:53 • #
    Юлия Богданова

    Ох, Анатолий. Не все так просто.
    Я только что написала Саодат, что академия не является юр.лицом, т.е. не имеет устава и не зарегистрировано в управлении юстиции. 2,5 года не могут завершить эту процедуру, т.к. министерства каждый раз вносят свои корректировки и возвращают устав на доработку. Академия действует только по положению Правительства. Имущество передано академии в доверительное управление министерством иностр.дел. И по положению Учредителем Академии является Министерство иностранных дел. Вот так. Сейчас МИД полностью от академии отгораживается (надоела им эта проблема), и говорят, сами разбирайтесь.
    2. Трудовая книжка в академии, все записи вносит заведующий общим отделом (по специальности не кадровик). А должность проректора по учебной части (не путайте с проректором по науке - его как раз таки утверждает на должности министр иностранных дел) указана в структуре академии, утвержденной правительством.
    Я все понимаю, что и кадры наши, и бухгалтерия наша (я говорю за академию), НО создал вот проректор нам юр.казус, и никто не знает как из него выкрутиться. У нас в стране 22 ВУЗа, и ВЕЗДЕ проректора все заявления подают своему ректору, который и оформляет внутренние приказы - не командировку, отпуск, мат.помощь. А глобальные о приеме на работу и увольнении, издаются министретством - но ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ректора... Т.е. все остальные проректора подают заявления на визирование своему непосредственному начальству, который составляет представление и подает дальше...

  • 28 декабря 2012 в 17:12 • #
    Анатолий Егорович Ищенко

    Юлия, я в п.1.8 Положения Правительства и увидел, что академия является юридическим лицом с самостоятельным балансом.

  • 28 декабря 2012 в 21:02 • #
    Saodat Mamatova

    Дааа, уважаемая Юлия, дело - тухлое... Но все же я думаю, что вам можно прийти к решению проблемы (в ту или иную сторону) путем созыва собрания учредителя и вышестоящей организации, можно в конце-концов вынести данный вопрос на совещание Кабинета министров, раз он назначает головные фигуры, в зависимости от того, кого больше поддержит КМ, в пользу того и решится вопрос. У нас такие прецеденты бывали, когда проблема заходила в тупик, ее выносили на совещание правительства и вопрос решался, все-таки там самые опытные специалисты ( в том числе и юристы).
    а если это - не вариант для вас, то можно спокойно дальше не допускать проректора к работе, пока он сам не захочет уйти от скуки.

  • 28 декабря 2012 в 21:04 • #
    Saodat Mamatova

    все же, если ректора назначал вице-премьер или премьер-министр, то думаю, можно обратиться к нему и лучше письменно, что бы было на чем проставить резолюцию.

  • 29 декабря 2012 в 01:30 • #
    Владимир Ершов

    Господа! Посмотрите статью по этой ссылке ( http://slovo.kg/?p=9453 ), может тогда станет ясно, что Юлия хочет пояснить.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008