Неосновательное обогащение
3 декабря 2011 в 15:51

Неосновательное обогащение

Здравствуйте уважаемые коллеги.
Помогите пожалуйста,в таком вопросе. брат с сестрой являются собственниками ½ доли имущества,переданного по наследству. Обоюдно договорились продать имущество и поделить пополам вырученные деньги.Но т.к брат является инвалидом 2 гр. (псих. заболевание), то все документы по договору купли продажи имущества оформляла сестра,вырученные деньги передала брату в присутствии свидетеля,но сумму меньшую чем ½, при этом деньги он не пересчитал на месте,а сестра подсунула ему документ в котором он расписался за всю сумму т.е ½ от сделки. Подали иск о" взыскании суммы неосновательного обогащения" на сестру. Помогите советом,как доказать в суде недополученную сумму…

583
Комментарии (35)
  • 5 декабря 2011 в 17:24 • #
    Герман Фаудер

    Наверное только экспертиза на детекторе лжи остаётся, но для суда это необязательное доказательство.

  • 6 декабря 2011 в 06:00 • #
    Борис Глобин

    Привет Герман. Детектор не является средством доказывания по ГПК РФ. Перспектива дела, на мой взгляд, очень сомнительна. Не представляю как будете доказывать неосновательное. То что написано не вырубишь топором, а ст. 56 ГПК ни кто не отменил.

  • 7 декабря 2011 в 17:58 • #
    Павел Скачков

    Согласен

  • 6 декабря 2011 в 17:33 • #
    Юлия Величко

    А брат не был признан недееспособным или ограничен в дееспособности?..

  • 6 декабря 2011 в 17:35 • #
    Наталья Питаева

    Нет, брат не признан недееспособным, в этом то вся и загвоздка...

  • 6 декабря 2011 в 17:42 • #
    Юлия Величко

    Может, попробывать собрать справки (из больницы) о том, что с такого-то времени брат не способен был понимать своих действий и т.д. и представить суду. Или сейчас обратится в суд о признании брата недееспособным, в том числе и в тот период. Нужно как-то с недееспособностью обыграть, других вариантов, на мой взгляд, нет...

  • 6 декабря 2011 в 18:16 • #
    Наталья Питаева

    Спасибо Юлия... попробуем собрать справки ..

  • 8 декабря 2011 в 12:36 • #
    Рамиль Дамиров

    Согласен с Юлией. Она же пишет что брат яв-ся таковым, значит с этого и надо начинать!

  • 8 декабря 2011 в 15:52 • #
    Сергей Уточкин

    Неспособность человека осознавать значение своих действий устанавливается ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО экспертным путем. Никакие справки не являются доказательством наличия такого обстоятельства - только и исключительно судебно-психиатрическая экспертиза.
    Мне известны случаи, когда алкоголиков и наркоманов, душевнобольных, а также лиц, принимающих по назначению врача серьезные психотропные средства, эксперты признавали отдающими отчет и понимающими значение своих действий. Дело в том, что необходимо учитывать массу факторов - физическое состояние испытуемого лица, особенности его психики, наличие заболеваний, график приема лекарств, действие этих лекарств с учетом индивидуальных особенностей испытуемого лица...Все непросто очень...Так что лишь справочками не обойтись...

  • 8 декабря 2011 в 23:22 • #
    Борис Глобин

    Именно так Сереж. Справками не отделаться. Да и заключения экспертного маловато будет. Нужно решение суда о признании лица недееспособным.

  • 9 декабря 2011 в 10:39 • #
    Сергей Уточкин

    Борис, согласен. Вначале - экспертным путем устанавливается неспособность человека осознавать значение своих действий, затем - судебное решение о признании недееспособным...Суд же тоже без экспертизы не обойдется...

  • 9 декабря 2011 в 00:04 • #
    Юлия Величко

    Да, но что мешает "давить" на недееспособность в рамках производства о взыскании? Или проигрывать в сухую? В случае провала, всегда можно подать иск о признании недееспособным. Или даже сделать это параллельно. Приостановить производство по первому иску (о взыскании) до момента рассмотрения иска о признании недееспособным.
    Или, вы считаете, что это не вариант?..

  • 9 декабря 2011 в 10:36 • #
    Сергей Уточкин

    Юлия, вопрос в том, кто именно будет представлять в суде недееспособного человека...Сам он себя представлять не сможет, доверенности, выданные им позже даты, с которой определена недееспособность - недействительны (т.к. выданы человеком недееспособным). Остаются:
    1. Опекун
    2. Прокурор
    3.Учреждение, осуществляющее опеку.
    Вот так..Судьба же иска, поданного лично недееспособным лицом, очевидна.

  • Цена договорная

  • 9 декабря 2011 в 11:05 • #
    Юлия Величко

    Насколько я поняла, иск уже в суде... Вряд ли он сам туда ходит или будет ходить... Значит, доверенность есть на кого-то... Кроме того, у псих.заболеваний есть период (ы) обострения, в те периоды и попали продажа дома, получение денег, как вариант...
    Тут коллега только что пошутил, типа, а вдруг брату были переданы-таки все деньги, а под шумок псих.болезни, хотят еще получить)) Млин, надеюсь это не так)

  • 9 декабря 2011 в 17:28 • #
    Сергей Уточкин

    Да, Юлия, кстати, и такое вполне может быть - сестра сполна все отдала, а братик, заявив, что, мол, его обманули, такого вот нездорового, хочет еще какую-то копеечку поиметь с сестры...Запросто и такое может быть...

  • 7 декабря 2011 в 14:03 • #
    Алена Останина

    Доброго времени суток! Перспективы дела особой не вижу, но признать брата недееспособным можно попробовать..а есть родственники, которые могут повлиять на сестру? Не исключайте и этот вариант Наталья

  • 7 декабря 2011 в 14:08 • #
    Наталья Питаева

    Спасибо, но сестра и сама не отрицает того факта ,что не доплатила причитающуюся сумму брату. мотивируя тем, что якобы она больше ухаживала за родителями.Было бы очень хорошо, если и в суде она такое же говорила....

  • 7 декабря 2011 в 14:04 • #
    Marina Ligina

    В суде может возникнуть вопрос об изменении предмета иска и признании сделки недействительной.Сестра не думает об этом? У брата есть все шансы на признание недееспособным с назначением опекуна и т.д. Здесь может быть мировое соглашение

  • 7 декабря 2011 в 14:11 • #
    Наталья Питаева

    Спасибо... действительно, если сестра не глупая женщина, то должна понимать последствия недействительности сделки...

  • 8 декабря 2011 в 13:16 • #
    Владимир Мурашко

    Доказать только с помощью свидетелей, присутствовавших при передаче денег сестрой брату. Других доказательств вряд ли найти.

  • 8 декабря 2011 в 13:21 • #
    Владимир Мурашко

    Путь, который предлагает Юлия Величко (собрать справки, обратиться в суд ...), самый верный. Непременно на разрешение экспертов надо ставить вопрос о дееспособности брата на момент получения им денег.

  • 8 декабря 2011 в 13:56 • #
    Юлия Величко

    Можно даже на момент подписания договора купли-продажи имущества. Сестра, я так понимаю, действовала на основании доверенности? Интересно, как нотариус проверяла дееспособность брата?...

  • 8 декабря 2011 в 13:59 • #
    Юлия Величко

    Может тогда сестра задумается над последствиями признания сделки недействительной (или даже помочь ей понять) и быстренько передаст недостающую сумму брату...

  • 8 декабря 2011 в 15:12 • #
    Сергей Уточкин

    В порядке гражданского судопроизводства доказать недобросовестность сестры и взыскать с нее деньги - скорее всего, не получится. Свидетель покажет, что деньги переданы в полном объеме, есть расписка брата на полную сумму - как же доказать обман? При этом брат, имеющий психическое заболевание, не признан судом недееспособным или же ограниченно дееспособным. Если только сестра сама покажет суду, что недодала брату деньги - но любой адвокат ей посоветует отрицать недодачу денег брату. И как тогда доказать обман? Если же сестра сама в заседании признает факт недодачи денег брату - суд братом будет выигран.Далее, есть некие шансы при возбуждении в отношении сестры уголовного дела по ст. 159 УК РФ (это же в чистом виде мошенничество со стороны сестры). Но, опять же, будут требоваться доказательства.Всякие детекторы лжи и проч. - чушь собачья.И как доказательство в уголовном процессе результат такого исследования неоднозначен - на уровне шаманства. Пройти такое исследование нездоровому брату будет крайне сложно. Думаю, так...

  • 8 декабря 2011 в 15:45 • #
    Сергей Уточкин

    И еще, уважаемая Наталья, предположим, что судом будет вынесено решение о признании брата не- или ограниченно дееспособным. Тогда утрачивают силу доверенности, выданные братом, а над ним необходимо будет установить опеку либо - поместить его в спец. учреждение (обычно - в дом престарелых, если брат не опасен для окружающих людей). В таком случае иск в интересах этого брата может быть заявлен:
    1. Опекуном
    2. Прокурором
    3.Учреждением, осуществляющим опеку.

    Поэтому - повнимательнее с недееспособностью брата...Может быть чревато...

  • 8 декабря 2011 в 15:48 • #
    Юлия Величко

    Да, Сергей, это так... Но, братом уже подан иск в суд. Нужно пробывать все варианты... Если даже сейчас обратиться в суд о признании недееспособным и признать, то в последующим можно пробывать пересмотреть решение (по деньгам) по вновь открывшемся основаниям, учитывая, что его псих.заболевание не возникло же сейчас, а было и в тот период (сделка с недвижимостью, передача денег). Перспективы, конечно слабые, но пытаться нужно, на мой взгляд.

  • 8 декабря 2011 в 16:04 • #
    Сергей Уточкин

    Юлия, думаю, что поднимать вопрос о недееспособности будет иметь смысл лишь при отказе брату в иске...Только так...При рассмотрении же дела о взыскании - пока подождите делать упор на недееспособность...Еще вот что - переговорите с сестрой и с покупателем недвижимости (по отдельности с каждым!). Сообщите сестре, что, в случае проигрыша дела по деньгам, Вы будете через суд решать вопрос о недееспособности брата, а затем - о признании недействительной сделки купли-продажи недвижимости.Перспективы такого дела - при недееспособности продавца - неплохие...Однако, при условии, что сестра отдаст брату недоданные деньги Вы решите дело миром. С покупателем переговорите о грядущей недееспособности брата, а затем - об иске по признанию недействительной сделки купли-продажи недвижимости, посочувствуйте покупателю - мол, как же Вам не повезло с продавцом...Сестра-злодейка и все такое..Думаю, покупатель вскоре же выскажет добрые слова сестрице и потребует от неё немедленно решить вопрос. Как вариант (правда, редкий...), он может, чтобы без нервов, и сам передать брату деньги, а потом, если у него имеются аргументы, сам с сестрицы все и получит..В любом случае Вы столкнете лбами - и очень серьезно - покупателя и обманщицу-сестру.

  • 8 декабря 2011 в 16:11 • #
    Юлия Величко

    Сергей, спасибо, ответ развернутый! Только это не я вопрос задавала, а Наталья)) Я вместе с вами стараюсь помочь ей советом. Психологически воздействовать на сестру нужно обязательно, конечно, даже с этого нужно и начать. Все на это и расчитано (задумка с недееспособностью), нужна паника сестры и как следствие решение дела миром. А суд.разбирательства могут длиться вечность...

  • 8 декабря 2011 в 15:55 • #
    Юлия Величко

    Кстати, а что там был за свидетель? Случаем, не родственник сестры? Было бы неплохо для вас...

  • 8 декабря 2011 в 16:05 • #
    Сергей Уточкин

    Юлия, если он - родственник сестры, то и брату он тоже родной... ))) А если же - свойственник, то - другое дело...

  • 8 декабря 2011 в 16:15 • #
    Юлия Величко

    Родственник - имела в виду не по крови. Может, муж, брат или сват мужа и т.д. Может, свидетель зависим от сестры, например, в трудовых отношениях с ней... Тогда его показания могут быть поставлены под ?

  • 8 декабря 2011 в 16:19 • #
    Сергей Уточкин

    Юлия, думаю, что автор темы эти моменты учтет...)))

  • 8 декабря 2011 в 16:33 • #
    Юлия Величко

    Сергей, буду только рада, если мы смогли (сможем) чем-нибудь помочь)).

  • 8 декабря 2011 в 16:58 • #
    Юлия Величко

    Да, еще пару слов про тему "недееспособности" при рассмотрение иска о взыскании денежных средств: на мой взгляд, нужно и здесь акцентировать внимание на псих.заболевании (справки, показания лечащего врача, и т.д.), т.к. доказательств, аргументов в недополучении братом денег совсем нет, а у сестры расписка и свидетель. Плюсом выяснить что там за свидетель такой.
    Все это, конечно, как говорил Сергей, если вы готовы, что брат может быть признан недееспособным.
    На своей позиции не настаиваю, т.к. в моей практике подобных ситуаций не было. Удачи.

  • 9 декабря 2011 в 11:24 • #
    Наталья Питаева

    Спасибо всем за помощь, после суда обязательно сообщу результат....


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008