Top.Mail.Ru
О признании права собственности за умершим и включении...

О признании права собственности за умершим и включении имущества в наследственную массу

Добрый день. Отцу и сыну по договору «о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство ИЖД на праве личной собственности» от 1968 года был предоставлен земельный участок. В 1969 году на нем был построен жилой дом.
В 1980 году отец умирает. (Как теперь выяснилось, вступает в наследство его вторая жена, которая дом никак не оформляет, не прописывается, вскоре тоже умирает, наследников нет).
Сын умирает в 2015 году, дом и земля никак не оформлены. Внук начинает оформлять наследство и выясняется, что половина дома вроде как стало выморочным имуществом после смерти принявшей наследство жены Деда. О чем внук и знать не знал.
Соответственно теперь нотариус предлагает выдать либо свидетельство на наследство на ½ дома, либо обращаться в суд с иском. В голову приходит только иск «о признании права собственности за умершим и включении имущества в наследственную массу». Ведь отец владел имуществом более 15 лет.
В доме был прописан отец и внук (и сейчас прописан).
Заранее спасибо.

7375
Комментарии (28)
  • 20 июня 2016 в 16:19 • #
    Сергей Уточкин

    Уважаемый Вячеслав, признать за умершим человеком право собственности невозможно.

  • 20 июня 2016 в 17:55 • #
    Александр Варзар

    Всем здоровья и хорошего настроения.

    Поддерживаю Сергея Уточкина.
    Поясню по колхозному:
    - признание права собственности подразумевает поход в регистрирующие органы. Кто пойдет?
    - со смертью (прекращением) субьекта прекращаются права и обязанности.

    Подскажу по сути топика:
    - необходимо выводить всю цепочку от первого наследодателя.
    Признавать, что все следуемые наследники фактически приняли наследство, т.е. вступили. Почитайте ГК. Там есть подходящие статьи.
    Ну и по выходу на последнего наследодателя - включать уже в наследственную массу.

    Успехов.

  • 21 июня 2016 в 10:23 • #
    Равиль Гиззатов

    Признание права собственности за умершим. Что-то новенькое.)

  • 21 июня 2016 в 22:33 • #
    Валерий Егоров

    А что тут новенького??Могу конкретное решение привести (что,вы имеете в виду "собствееннсти за умершим")- в иске так и пишется:"признать право собственности в порядке наследования по завещанию на указанное имущество".Дальше суд в решение пишет:"Иск к Департаменту городского имущества города .... о включении в состав наследственного имущества и признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить.
    Включить квартиру, расположенную по адресу: .... в состав наследственного имущества после смерти 12 декабря 2014 года ФИО".

  • 22 июня 2016 в 08:28 • #
    Равиль Гиззатов

    Вы хотите сказать, что суд в приведенном вами решении так и написал: "Признать право собственности за умершим"??

  • 22 июня 2016 в 09:53 • #
    Валерий Егоров

    "...о включении в состав наследственного имущества и признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить.
    Включить квартиру, расположенную по адресу: .... в состав наследственного имущества после смерти 12 декабря 2014 года Пупкина ".

    По секрету сообщаю - Пупкин умер!!Написано из конкретного решения.

  • 22 июня 2016 в 10:56 • #
    Равиль Гиззатов

    Включить в состав после смерти, а не признать право собственности за умершим! Что Вас еще не устраивает в моем комментарии, уважаемый??

  • 22 июня 2016 в 12:06 • #
    Валерий Егоров

    Мы говорим о системных требованиях:"включить в состав после смерти" и "право собственности за умершим" - не одно и то же? В этом решении признали право умершего на квартиру ( на момент смерти не было свидетельсьтва о собственностина эту квартиру) и его включили в наследуемое имущество. Посмотри решение от 14 апреля 2015 года в Кузьминском районном суде г.Москвы,гражданское дело №2-1654/15 - дело свежее! К которому я приложил руку.

  • 22 июня 2016 в 16:39 • #
    Равиль Гиззатов

    Нет, не одно и то же!

  • 22 июня 2016 в 18:56 • #
    Валерий Егоров

    Ну это уже особенности русского языка,а не юриспруденции.Как говорят:что пнем по сове,что совой по пню - все равно сове не жить.А вот Вы со своей позиции настаивате,что пнем по сове все таки более свежо звучит и доходчивее.Ну пусть так.

  • 23 июня 2016 в 08:39 • #
    Равиль Гиззатов

    Скорее ваше видение текста судебного акта похоже на бытовое, а не профессиональное. Пусть так.

  • 23 июня 2016 в 10:35 • #
    Валерий Егоров

    Понятно.Окончание спора по принципу "Сам дурак" не оставляет аргументов.

  • 21 июня 2016 в 11:40 • #
    Рафаэль Саркисов

    Иск о признании права собственности за внуком, минуя отца и сына и Святого Духа:))
    Т.к. правоспособность прекращается смертью.

  • 21 июня 2016 в 18:27 • #
    Ольга Косырева

    Нужно установить факт принятия наследства от отца к сыну, за тем от него к внуку. Не нужно говорить о принятии наследства мачехой, об этом нужно умолчать. Наследство принимать ввиде земли, т.к дом не оформлен. А после установления фактов , оформлять жилой дом.

  • 22 июня 2016 в 07:15 • #
    Людмила Евтушенко

    Вопрос, заданный автором топика - вообще не вопрос, ответ на который способен определить стратегию и тактику в данной ситуации. Некоторое время назад практиковалась и прокатывала в судах такая (весьма уродливая на мой взгляд) формулировка требования: "признать право собственности за таким-то как возникшее при жизни и включить имущество в наследственную массу".
    Но ещё раз повторяю, это не вопрос в данной ситуации. Сначала, уважаемый Вячеслав, поясните каким способом женщина приняла за мужем (дедом внука) наследство: фактически? нотариально? А то Вам уже здесь совет был дан об "умолчании" о данном обстоятельстве. Совет может быть преждевременным...
    Я бы на месте внука сначала получила бы у нотариуса св-во о праве на наследство на 1/2 доли в ПС. Это бы упростило в суде доказательство значимых обстоятельств: принятие наследства "отцом" за "дедом" и "сыном" за отцом".
    Претендовать на оставшуюся 1/2 доли в ПС следует либо на основании того, что "отец" фактически наследовал за "мачехой" (седьмая очередь), поскольку отсутствовали наследники иных очередей (предполагается "выморочка"); либо в силу приобретательной давности по истечении 18 лет общего (ссумарного) срока фактического владения "отцом" и "внуком" имуществом (спорной 1/2 доли в ПС) на основании того, что они полагали "мачеху" не принявшей, а "отца" - единственным наследником за "дедом". Полагаю, первый путь предпочтительней.

  • 22 июня 2016 в 10:23 • #
    Валерий Егоров

    Люд,ты не права!!Этим пользовались все мошенники в г.Москве - включали в наследуемое имущество.Понятно,что тут нужно выработать тактику и стратегию.Посмотри решение от 14 апреля 2015 года в Кузьминском районном суде г.Москвы,гражданское дело №2-1654/15 - дело свежее! К которому я приложил руку.Мы же говорим о системных требованиях.

  • 22 июня 2016 в 22:22 • #
    Людмила Евтушенко

    Перестань! Если я не права, то мотивируй, плиз - СИСТЕМНО, без ссылки на "мошнягу" (я цивилист!) и на частные случаи (кто бы к ним "руку не приложил"). :))

  • 22 июня 2016 в 23:42 • #
    Валерий Егоров

    Что значить - перестать!!Я руками под подолом не шарю и не наглею по такой степени. Вот ето вот:"Некоторое время назад практиковалась и прокатывала в судах такая (весьма уродливая на мой взгляд) формулировка требования: "признать право собственности за таким-то как возникшее при жизни и включить имущество в наследственную массу" - это мнение "ученых нашей кафедры". Так вот:Предподаватели права,в том числе и цивилисты,всегда оставались хорошими преподавателями права,но не практическими юристами.Практика рождается в суде и Постановления ВС РФ пишутся не на кафедрах. Вот это вот "весьма уродливая требования" на моей памяти практикуются в судах Москвы уже лет 10.Я просто знаю подобное решение и пишу,что руку приложил,у меня есть данные дела.При желании таких решений -до хрена и больше.

  • 23 июня 2016 в 10:31 • #
    Людмила Евтушенко

    И что с того? В чём моя неправота? В оценке подобной практики как уродливого явления?

  • 23 июня 2016 в 10:54 • #
    Валерий Егоров

    Все правовые истины таковыми остаются до тех пор,пока мы сами не столкнемся с ними для разрешения свох проблем.Вот тогда уродливость покажется истиной.Звиняюсь на высокий слог.

  • 23 июня 2016 в 11:39 • #
    Людмила Евтушенко

    Ага. Признание ПС за умершим - истинное уродство, в какие бы "практические" одежды он не рядилось.

  • 23 июня 2016 в 09:21 • #
    Вячеслав Мальцев

    Добрый день. Нотариус, куда обратились после смерти сына сделал запрос принимал ли кто-то наследство после смерти отца. И оттуда пришел ответ, что наследственное дело открывалось по заявлению мачехи. Конечно выгодно умолчать, но ведь нотариус будет привлекаться как третье лицо... И судья будет выяснить почему у нотариуса не оформили...

  • 23 июня 2016 в 10:29 • #
    Людмила Евтушенко

    Принятие наследства правовое значение имеет. (Помнить нужно, однако, что принять можно и фактическими действиями). Суд и наследственные дела истребует при их наличии. А вот последующее оформление наследственных прав (включая регистрацию ПС на НИ) никакого правового значения не имеет.

  • 23 июня 2016 в 16:37 • #
    Вячеслав Мальцев

    Т.е. остается вариант признания права собственности по приобретательной давности за внуком?

  • 23 июня 2016 в 20:57 • #
    Людмила Евтушенко

    Вы меня не слышите. Приобретательная давность - самый сомнительный путь. Чем не устраивает иной, ч-з доказывание принятия наследства отцом истца за мачехой?

  • 25 июня 2016 в 09:57 • #
    Ольга Косырева

    Приобретательская давность за внуком- химера. Надо устанавливать факты принятия наследства по цепочке. Вопрос только что делать с решением о признании имущества выморочным. Если решение есть.

  • 25 июня 2016 в 13:46 • #
    Рафаэль Саркисов

    Да нет никакой выморочки. В порядке наследственной трансмиссии, за мачехой наследство принимает пасынок (ребенок одного из супругов-неродной умершему), а за ним уже внук.
    Думаю, никаких свидетельств о праве на 1/2 не нужно получать, тем более, если отец и сын в равных долях владели участком и домом, а мачеха вступила в права наследования по закону, то ей сначала должна была быть выделена супружеская доля, т.е. 1/4 в праве, а затем, сын и она наследовали еще по 1/8.
    Таким образом, иск в суд о признании п/с в порядке наследования по закону на всё безо всяких требований о включении 1/2 в наследственную массу.

  • 12 июля 2016 в 23:05 • #
    Антонина Шакья

    Уважаемый Вячеслав, чтобы более профессионально ответить Вам на Ваш вопрос не хватает информации, каким образом жена деда вступила в наследство на 1\2 долю дома и земли, если Вы пишите, что она не оформила документов, просто завела наследственное дело? А где в это время был сын деда-второй сособственник= наследник по Закону с женой деда к моменту его смерти? Почему он не оформлял своих прав? Может он фактически вступил тогда в это же наследство?Выморочным имущество становится лишь тогда, когда совсем нет никаких наследников кроме государства, и никак иначе. Мне кажется надо сразу обращаться в Суд с иском о признании права собственности на данное наследство за внуком(весь дом и землю), в котором расписать грамотно по годам всю цепочку наследников, начиная с деда(подробно), с указанием на обстоятельства фактического принятия наследства тех из них, кто пользовался, оплачивал и жил в этом имуществе, но не оформил своих прав юридически во время. Удачи!


Выберите из списка
2021
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008