предложения по реформе судебной системы

предложения по реформе судебной системы

Коллеги, сейчас готовится пакет предложений «власть предержащим» по поводу изменений судебной системы, которая уже изрядно надоела многим в своем нынешнем виде. Если у вас есть конструктивные предложения, напишите. Пока среди большого числа всяких умеренных и радикальных идей выделяются, как минимум а) протокол. В идеале должна быть автоматическая запись всего процесса, дабы судьи не вертели протоколами дело как заблагорассудится. Как минимум предлагается ввести правило о том, что если сторона ведет аудиозапись, то она имеет приоритет перед протоколом при рассмотрении замечаний на протокол (думаю, вы сталкивались с тем, что судьям бывает на все эти записи поровну и замечания они могут отклонить «как необоснованные»). б) введение института «дежурных» судей (термин условный), чтобы рассматривать в любое время не терпящие отлагательства дела (особенно такие, где сроки 48 часов, например), одновременно с институтом временной/условной защиты, которую суд может предоставить кому-то на время (скажем, на 1- 2 суток, до основного разбирательства), и которая после основного разбирательства либо превращается в постоянную, либо отменяется (с возможным возмещением убытков). Высказывайтесь, если что-то накипело. Проект некоммерческий (на всякий случай решил оговориться) и самодеятельный.

357
Комментарии (15)
  • 7 мая 2010 в 00:24 • #
    Игорь Водолазский

    Я однозначно за ввдение обязательной аудиозаписи, а еще лучше видеозаписи судебного процесса с хранением этой записи в материалах дела. Однако, четко осознаю, что наши законодатели на это не пойдут, поскольку "гадят" направо и налево с утра до вечера, а выиграть у них суд очень нелегко. Записи могут подрезать им крылья, поскольку появится возможность выносить сор на рассмотрение ЕСПЧ - а это крах России, как "цивилизованного" государства.

  • 7 мая 2010 в 00:47 • #
    Алёна Александровна

    не назначать на должность судьи бывших работников УВД, прокуратуры и .....А может пересмотреть размер денежного вознаграждения?а если попробовать персональную ответственность? хотя, думаю, что все будет бесполезно. по пункту а - кто будет давать разрешение на проведение аудио или видео записи хода судебного процесса, вести подобного рода записи в "штанах"? а как же доказательства должны быть.... Надо менять отношение к работе\службе

  • 7 мая 2010 в 10:12 • #
    Юрий Ершов

    что касается "не брать"- думаю, это скорее отбросят как дискриминацию. Да и кого тогда- адвокатов только? Или бывших секретарей, ставших юристами заочно? Против этого тоже можно возразить. Я не критикую, если что, не думайте, рассуждаю просто. Разрешения мне кажется вообще никто никому не должен. Право делать записи есть у сторон. Вопрос только в том, что суд сейчас эти записи не интересуют. Поэтому думается, это надо вводить в разряд правил.

  • 7 мая 2010 в 08:28 • #
    Анастасия Брайчева

    "Дежурные" судьи существуют и сегодня, по вопросам арестов (в частности, в субботу всегда в суде работает судья, то же самое касается праздников). А какие еще вопросы вы хотите рассматривать по выходным?

  • 7 мая 2010 в 10:25 • #
    Юрий Ершов

    да, аресты сейчас как-то решаются. Но суть предложения, чтобы это дежурство было вообще непрерывным и давало доступ к правосудию фактически в режиме реального времени, а не по принципу: найдите адрес ответчика в списке, посмотрите приемные часы того судьи, что там указан, запймите очередь на подачу иска, если не успели, приходите через неделю, попали на прием, и если у вас иск приняли (а простого смертного еще и скорее пошлют "переписывать" неправильно с точки зрения помощника судьи- студента заочника написанные формулировки) и ждите повестки... Избирательные процессы, госпитализации в психушки, там счет идет на часы а то и минуты. Плюс есть напрммер такие "продвинутые" вещи, как понуждение к заключению договора, к примеру, по ст. 428 ГК РФ. Мой пример на этот счет: комнадировка в город за полярным кругом, январь, вечер. В гостиницу не селят по причине осутствия в паспорте "прописки" и ссылаются на какую-то древнюю СССРовскую инструкцию. И что- ночевать под забором при минус много градусов? Иск в суд, сами понимаете- я ж в командировке, то есть мне надо сейчас, а не через 4 месяца. Поэтому в такого рода ситуациях если защиты нет немеделенно, считай- ее нет вообще. Подобные ситуации могут возникнуть и у тех, кого хотят выслать, например, да если подумать- еще примеры бывают. Просто с нашим правовым дефицитом это воспринимается как изыск какой-то, тина- сначала накормить всех надо, право на жизнь защищить и здоровье от милиции, а уж потом... Возвращаясь к тому, что дежурные судьи есть и сейчас: а будут они чтото кроме ареста рассматривать? Ведь не будут,пока им не "накажут строго-настрого". А вообще как раз могли бы давать условную защиту, типа- поселите его на ночь, завтра вечером оба явитесь для разбора по существу, выскажетесь по полной, и либо окончательно поселить на весь срок (это вообще-то публичный договор, не имеют права отказать, ст. 428 ГК РФ), либо выселить (если что-то гостиница найдет убедительное). Ну как-то так это видится. Экспресс-правосудие как раз есть- тиолько не в ту сторону, куда нужно- в кассациях общей юрисдикции: 5 -15 минут(за редкими счастливыми исключениями), и- "следующий!". А так- правосудие отсроченное, не всегда правосудие. А кот с кассацией, кстати, реально что-то делать надо, так как сейчас в большинстве случаев, это не особенно похоже на правосудие.

  • 7 мая 2010 в 10:03 • #
    Максим Безсонов

    Основная проблема судов - это продажность, не всегда денежная. Здесь и договоренности между судом и прокуратурой, и подчинение установкам сверху. В системе абсолютно нет независимости. Ломать нужно это. Как не знаю, но готов думать.
    У меня есть поговорка, что в России правосудие работает только при спорах до 5 000 000 рублей, когда покупать не выгодно.
    Проведение аудио и видеозаписи однозначное да.

  • 7 мая 2010 в 10:05 • #
    Ирина Дмитриева

    надо вводить выборность судей. это многие вопросы снимет. хотя бы начать с выбора мировых судей - с ними встречается каждый второй в городе. Так что знают чуть ли не в лицо.

  • 7 мая 2010 в 15:02 • #
    Борис Глобин

    Безусловно согласен в большей части и по поводу аудио и видео съемки, но полагаю приоритетным моментом должно быть - решение вопроса ответственности судей за вынесение заведомо неправосудного решения. Статья в УК есть, но она в объемах нашего "угрюмого" государства фактически не работает. Обращения в ККС совершенно не дают и не дадут ни каких результатов. ККС распустить как недееспособную единицу. Создать выборный орган из числа граждан за контролем деятельности судов. и ежегодно проверять деятельность каждого судьи в конце года его работы. Безусловно возникает вопрос о умалении принципа независимости суда, но ни чего другого действенного придумать не представляется возможным. По факту получается так: судья наделен безграничными правами,а ответственности ни какой, таким образом говорить о судебных обязанностях которые не подкреплены реальной ответственностью судьи бессмысленно. Должна быть реальная а не мнимая ответственность судей.

  • 12 мая 2010 в 07:38 • #
    Анна Козлова

    довелось немного поработать в мировом суде, так должна сказать, что квалификация судей оставляет желать лучшего. В основном это бывшие сотрудники прокуратуры, судья у которого работала я был из военных прокуроров, он не дело рассматривал, а 1) искал аналоги, и как они рассматривались 2) искал Пленумы по вопросу 3) звонил в аппеляцию. Кроме того, протокол всегда кроил под свое решение. В общем наверное решение вести аудио запись - правильное решение, НО СТАВИТСЯ ПОД СОМНЕНЕИЕ ФАКТ НЕОБХОДИМОСТИ СЕКРЕТАРЯ при таких раскладах. А это значит, что в судебном заседании судья будет ОДИН. Один судья рассмаотривает административные дела :) В мантиях большие карманы, а камеры в зале не захватывают место судью и секретаря :))))))))
    А еще должна сказать, что к моменты работы в суде секретарем у меня было 2 высших образования, так что нечего рассказывать про студентов заочников. Довольно часто уровень квалификации аппарата судей выше, чем самих судей, только вот судьями им не стать именно по причине того, что никогда не носили погоны каких-нить внутренних войск, этот так, к слову.

  • 12 мая 2010 в 08:37 • #
    Юрий Ершов

    Анна, спасибо за комментарии. ПО поводу "нечего рассказывать про студентов заочников"- Вы ведь не думаете, что я это выдумал, дабы очернить судебную сферу, надеюсь? "Что вижу- то пою", рад бы, чтобы это были дифирамбы, но не всегда выходит. Много ли там таких- с 2мя высшими образованиями-то?

  • 12 мая 2010 в 13:26 • #
    Анна Козлова

    Нет :)))), вот и я сбежала, потому как мой судья все говорил, что у него такое впечатление, что у него за стенкой аппеляция сидит (т.е. Я), потому как я без конца дыры в его решениях находила :)))))))))))))))..и, что самое страшное, ему об этом говорила ха-ха. А он дядя нервный, потом плохо спал, приходил и на меня орал ха-ха Вот таких там большинство :) это я не говорю про зарплату в 11 т.руб.

  • 13 мая 2010 в 13:55 • #
    Алёна Александровна

    полностью согласна от начала и до конца! молодец!

  • 12 мая 2010 в 16:44 • #
    Вячеслав Шатилов

    Введение записей СЗ - нереально, а вот ввести обязательное условие - подписи сторон на каждом листе протокола (плюс физическое устранение всяких пробелов в текстовке Протокола, путем прочерков...). На мой взгляд это наиболее реальное предложение на сегодняшний день!
    "Дежурный судья" - очень интересный вопрос. Но я, полагаю, что он требует более детального прорабатывания с точки зрения категории дел и сроко рассмотрения (а если судья дежурный один, а к нему срузу несколько "ходаков" единомоментно...???).
    Считаю, и это мое глубокое убеждение, что контроль и надзор над судьями не только вреден, но и губителен, т.к. это приведет к ненужной нервозности. Это говорю по прошлому опыту работы в гос органе, где за одним сотрудником смотрят и надзирают порядка 7 органов, людей, структур, в общем, все кому не лень. Это, чертовски, пагубно влияет на нормальную работу, в хорошем смысле этого слова. Полагаю, что необходимо, и это главное, менять сам подход к судебной системе:
    - судья - власть, а власть должны уважать, а не устранять физически;
    - должность судьи должна стать престижной, но не только по способу решения тех или иных вопросов (это в нашем государстве должно же когда-то уйти), а по общему статусу. Судью должны уважать, потому, что он судья. Как этого добиться? 1. Изменить реалии поступления на службу. 2. Исключить зависимость судьи от руководства - объективность распределения дел. Я не утверждаю, но, возможно, это может приведет к "удалению" "телефонного права".
    Что бы человек, на том или ином месте держался, ему надо показать, что именно его место самое лучшее и если он его лишиться, то потеряет очень много. Так, глаза судьям надо будет раскрывать после воплощения в жизнь вышеуказанного.

  • 13 мая 2010 в 13:42 • #
    Сергей Мазунин

    Было предложение (не помню где и чьё), излагаю по памяти и кратенько: создать временный Верховный Суд РФ из числа русскоговорящих юристов из тех стран, в которых судопроизводство устоявшееся и наиболее продвинутое (т.е. наименее коррумпированное и т.п.); законодательно установить прецедентность судебных актов этого Верховного Суда; законодательно установить, что всякий судья, который разрешил дело в нарушение прецедентности-от должности отстраняется. Думаю, в этом есть "сермяжная правда". Жаль, только "никто" на такой шаг не пойдет. Из озвученных предложений- протокол! (да, это было бы серъезным ударом по существующей системе "правосудия").

  • 14 мая 2010 в 02:17 • #
    . .

    не к теме добавлю:
    проект "концепции судебной реформы" на 12-14 гг - шел к упомянутым лицам - если не ошибаюсь прошлой осенью. Посему рекомендую ускориться)))


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008