Применение статьи 317.1 ГК РФ

Применение статьи 317.1 ГК РФ

Коллеги, прошу принять участие в обсуждении следующих вопросов. Самостоятельно разобраться с ними затруднилась, от специалиста-аудитора горячей линии Консультанта ответа вразумительного тоже не получила.
Вопрос 1. Действие договора строительного подряда прекращено исполнением (подписаны сторонами унифицированные формы КС-2, КС-3, и дополнительное соглашение о том, что сторонами обязательства исполнены (целесообразность которого не надо обсуждать). Если в период действия договора оплата осуществлялась в течение 60 дней от даты подписания КСок (отсрочка), то после прекращения действия договора возможно начисление процентов по 317.1 ГК РФ на период отсрочки платежа (т.е. речь идет естественно о периоде после 01.06.2015)?
Вопрос 2. Договором строительного подряда предусмотрено гарантийное удержание. Т.е. примерно так — Заказчик резервирует 10% от стоимости выполненных работ в качестве гарантийного удержания, выплата которого осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию= подписание КС-14 (например). Так вот вопрос — на сумму гарантийного удержания я могу начислить проценты по 317.1 ГК РФ?

4482
Комментарии (30)
  • 27 июля 2015 в 09:08 • #
    Ирина Максюта

    добрый день.
    на сумму гарантийного удержания, если оно возвращено в договорной срок, начисление процентов не производится: у них обязательство по оплате 90% - после подписания КС-2,3, а 10% гарантийного удержания - после выполнения всех видов работ, обычно 2-6 месяцев.
    Вообще-то на договорную отсрочку проценты не начисляются, если это не предусмотрено договором.

  • 27 июля 2015 в 12:27 • #
    Равиль Гиззатов

    Здравствуйте. Если стороны пришли к соглашению, что 10 % будут возвращены после сдачи в эксплуатацию (к примеру, через 20 дней после введения), то начисление процентов в данном случае будет неуместным.

  • 27 июля 2015 в 20:47 • #
    Гамлет Амирханян

    Вопрос 1. Если Вы говорите о прекращении договора (обязательства), то апеллирование к ст. 317.1 ГК неуместно. Эта статья действует в период существования обязательства. Вам надо обращаться либо к договорной неустойке, либо к ст. 395 ГК.
    Вопрос 2. Что значит, "заказчик резервирует"? У КОГО резервирует - у себя или у исполнителя? Если у себя - то никакие проценты не подлежат начислению. Проценты подлежат начислению ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ (хоть по ст. 371.1, хоть по ст. 395). А пользоваться можно, когда денежки у тебя в кармане.

  • 28 июля 2015 в 05:09 • #
    Татьяна Александрова

    Выполнение работы подтверждено подписанными обеими сторонами унифицированными формами КС-2, КС-3 (ну предположим подтверждено выполнение на 1 000 000 рублей), однако оплату Заказчик осуществляет в размере 900 000 рублей, а 100 000 рублей (10%) резервирует. Выплата этих 10% обусловлена вводом объекта в эксплуатацию.
    Т.е. у Исполнителя резервирует. Как банковская гарантия .... очень приблизительно...
    Это условие Заказчика от исполнения которого не откажешься. Принимаешь поскольку объемы то нужны.

  • 28 июля 2015 в 07:55 • #
    Гамлет Амирханян

    А исполнитель может пользоваться этими деньгами по своему усмотрению, пока они зарезервированы?

  • 28 июля 2015 в 08:32 • #
    Равиль Гиззатов

    Гамлет, здравствуйте. Я работаю в строительной фирме и мы тоже так указываем в договорах подряда. Речь идет о 10 % постоплате. Заказчик оплатил 90 %, а после сдачи в эксплуатацию доплатил оставшиеся 10%. Исполнитель этими 10 % пользоваться не может, так как их у него просто нет до сдачи в эксплуатацию.

  • 28 июля 2015 в 08:47 • #
    Гамлет Амирханян

    Добрый день, Равиль. Так если пользоваться не может (тем более, "так как их у него просто нет"), о каких процентах за пользование может идти речь? )

  • 28 июля 2015 в 08:49 • #
    Равиль Гиззатов

    Ну вот поэтому здесь все и твердят Татьяне, что начисление процентов не прокатит.) Кстати, схема очень крутая. Можно мульоны ворочить.)

  • 28 июля 2015 в 12:25 • #
    Татьяна Александрова

    Да и 90% тоже последующая оплата. Аванса в этой истории вообще нет. Просто Обязанность по оплате 90% возникает у Заказчика через 90 дней после подписания КС-3 (на период с даты подписания по дату оплаты я точно могу начислить % по 317.1 это понятно), а 10% будут выплачены только после КС-14 (это может случиться через год например).

  • 28 июля 2015 в 12:54 • #
    Равиль Гиззатов

    ничего себе, как вы работаете.)как вообще ваши подрядчики соглашаются работать без денег с вашей стороны?)))

  • 29 июля 2015 в 03:44 • #
    Татьяна Александрова

    О чем Вы? ЭТО Я ПОДРЯДЧИК. Это мне заплатят через год 10% и я вот думаю - могу ли я воспользоваться предоставленным мне законом правом в отношении этих 10% и выставить заказчику проценты, начисленные на основании 317.1...

  • 28 июля 2015 в 12:22 • #
    Татьяна Александрова

    Нет. Не может.

  • 28 июля 2015 в 08:35 • #
    Равиль Гиззатов

    Кстати, у вас подряд.Поэтому не исполнитель, а подрядчик.)Поправил.

  • 28 июля 2015 в 12:40 • #
    Татьяна Александрова

    ...меня все поняли;))) Но если это принципиально то безусловно:)

  • 28 июля 2015 в 09:23 • #
    Ирина Максюта

    10% от стоимости выполненных работ - гарантийное удержание, это договорное условие, это, грубо говоря, рассрочка оплаты выполненных работ, если в договоре не предусмотрено начисление процентов за этот период, то проценты по ГК не подлежат начислению и взысканию.
    совет на будущее: на стадии заключения договора пытайтесь уменьшить размер удержания - снижайте до 5, 3 %%, и сокращайте срок.

  • 28 июля 2015 в 12:31 • #
    Татьяна Александрова

    О_о.... А тогда по 317.1 проценты в каком случае подлежат начислению? Я так и поняла - в случае, если договором предусмотрена отсрочка оплаты (т.е. я позволяю тебе заплатить мне через три месяца, тем самым кредитую тебя) то я будучи кредитором могу % за это получить... Именно до 317.1 плата за пользование коммерческим кредитом должна была быть предусмотрена договором специально, а теперь это "законный процент", т.е. начисляется, если договором не предусмотрено, что кредитор не будет этого делать.... как то так...

  • 28 июля 2015 в 12:40 • #
    Гамлет Амирханян

    Татьяна, Вы в ст. 317.1 в упор не видите слова "за пользование". Кто пользуется чужими деньгами (или пока еще своими, но причитающимися другому), тот и платит проценты.

  • 28 июля 2015 в 14:17 • #
    Ирина Максюта

    нет, в отношениях обеспечительного платежа наоборот, если нет условия в договоре то по закону - точно нет начислений.
    ознакомьтесь с пунктом 4 статьи 381.1 ГК РФ.

  • 30 июля 2015 в 23:13 • #
    Слезко Владимир

    а 10 % - это обеспечительный платеж? По договору оставшаяся часть оплаты осуществляется при наступлении определенных сторонами обстоятельств, сдача в эксплуатацию. Если - это обеспечительный платеж, то что он обеспечивает, исходя из договора?

  • 31 июля 2015 в 10:38 • #
    Ирина Максюта

    Вы у меня спрашиваете? Я не видела тот договор, а вообще-то обеспечительный платеж обеспечивает исполнение подрядчиком обязательств выполнить СМР, по качеству, по количеству, на случай необходимости вскрытия работ и устранения недостатков, или обращения за экспертизой.

  • 31 июля 2015 в 22:32 • #
    Слезко Владимир

    Да и я о том же, коллеги стали строить догадки даже не зная, что такое 10% в соответствии с условиями договора, то ли это обеспечительный платеж, то ли порядок расчета, толи договор подряда с условиями о гарантийном удержании. Я например данную сумму опасаюсь относить к обеспечительному платежу, т.к. не соблюдаются условия внесения денежной суммы, которую одна сторона вносит в пользу другой в обеспечение обязательства.

  • 28 июля 2015 в 12:39 • #
    Татьяна Александрова

    ...я так поняла, что и на сумму аванса я могу эти % начислить, если договором это мое право не исключено? А вот в случае гарантийного.... Ну вот как я Вас коллеги поняла:
    Если в отношении основной части оплаты работ мое право на получение денег поставлено в зависимость от сдачи работ, то в отношении 10% право на оплату наступает только после:
    1. слачи работ (КС-2/3) +
    2. КС-14...
    Т.е. до исполнения пункта 2 права на оплату нет (вне зависимости что и физически и документально я свое обязательство исполнила), и % по 317.1 нет. Так? ...вроде да, так.

  • 29 июля 2015 в 09:11 • #
    Таисия Елистратова

    ст.317.1 действует в том случае, если договор заключен после 01.06.2015г, как я понимаю.

  • 30 июля 2015 в 04:10 • #
    Татьяна Александрова

    Конечно Таисия:) Я это понимаю. Я о перспективе:)

  • 29 июля 2015 в 10:54 • #
    Сергей Семешкин

    Кстати, по 317.1 можно начислять проценты на аванс, если в договоре не оговорить иное.

  • 30 июля 2015 в 04:16 • #
    Татьяна Александрова

    ...с этим и связан мой вопрос. Как указала выше аванса нет в моей истории. Но!! Группа компаний Заказчика по всем действующим договорам засыпала меня допниками об исключении права кредитора на начисление процентов по 317.1. Вот я и думаю - понятно, что страхуются в связи с существенной отсрочкой оплаты (90 дней). Но помимо этого же еще есть более длительная отсрочка - 10%, а там бывает год и более, так как объекты большие многоэтапные... Так вот если и к этим 10% можно 317.1 применить, то мне вообще не интересно такие ДСки подписывать:)

  • 30 июля 2015 в 09:49 • #
    Сергей Семешкин

    К сожалению, к обеспечительным платежам эта норма не применяется.

  • 30 июля 2015 в 12:48 • #
    Галина Ражева

    Может, будет полезно, если еще не видели
    http://m.1jur.ru/#/document/184/3024/

    А насчет обеспечителього платежа соглашусь с Сергеем

  • 31 июля 2015 в 05:37 • #
    Татьяна Александрова

    Спасибо Галина. Очень полезная информация. И, пожалуй, ДА - Сергей прав.

  • 31 июля 2015 в 20:57 • #
    Александр Суродеев

    1. нет
    2. нет


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008