Top.Mail.Ru
принятие в наследство картин художника
14 февраля 2011 в 15:18

принятие в наследство картин художника

Здравствуйте! Как Вы считаете, нужно ли каким-либо образом наследнику регистрировать права на результат интеллектуальной деятельности — картины, доставшиеся ему от наследодателя. Существует ли порядок государственной регистрации на результаты интеллектуальной деятельности — произведения изобразительного искусства? Заранее благодарна за Ваше внимание и ответы.

6282
Комментарии (20)
  • 14 февраля 2011 в 15:55 • #
    Александр Глуздов

    Авторское право часть 4 Гражданского кодекса

  • 14 февраля 2011 в 16:59 • #
    Владимир Ершов

    О порядке регистрации картин я не слышал, а вот при вывозе за рубеж, к примеру, будет необходимо получить заключение о культурно-исторической ценности этих картин и подтвердить, что это Ваша собственность.

  • 14 февраля 2011 в 17:58 • #
    Наталья Тухватуллина

    Владимир, каким образом подтвердить, что это собственность наследника? Попросить нотариуса включить в свидетельство о праве на наследство перечень картин наследодателя по описи?

  • 14 февраля 2011 в 19:11 • #
    Владимир Ершов

    Да, другого способа по-моему нет. Правда, возможно, госпошлина будет большая. Но точно незнаю, не наследовал картин.

  • 14 февраля 2011 в 18:22 • #
    Елена Музалевская

    Да, можете.

  • 14 февраля 2011 в 22:43 • #
    Павел Варфоломеев

    Уважаемая Наталья ! Мои коллеги правы читайте 4 часть ГК, здесь есть одна особенность практики применения нет !!!! Поэтому, как это видится во первых необходимо оценка интеллектуальной собственности, а государственная регистрация права на них ОБЯЗАТЕЛЬНА. Я приведу один пример (повторюсь практика отсутствует) мои сослуживцы судебные приставы изъяли - патент на изобретение ... Вообще молодцы в смысле и изобретение и тем более картины имеют свою конкретную стоимость. На все что имеет стоимость необходима регистрация. Наталья другой и более серьезный вопрос - как зарегистрировать ? Простите тут могут быть нюансы. Картину Рериха зарегистрирую легко, уезжал мой брат художник и его картины невозможно было зарегистрировать. Видимо хранятся где-то в Третьяковке. Удачи в решении Вашего вопроса. Да !! Еще возможно нужно привлекать эксперта. Наталья еще раз удачи !!!!!

  • 15 февраля 2011 в 18:25 • #
    Ирина Кузьменко

    Это ответ для Павла. ( Для Вас, Наталья, ответ даю ниже) Так вот, уважаемый Павел! Патент на изобретение и произведение искусства (живописи)- это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности, однако, они относятся к различным ВИДАМ интеллектуальной собственности. Соответственно, отношения, связанные с возникновением прав на те или иные виды интеллектуальной собственности, имеют свои особенности. О них более чем конкретно указано в ч.4 ГК РФ.
    Поэтому никакой ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ государственной регистрации в данном случае ( речь в вопросе идет о картинах)
    НЕ ТРЕБУЕТСЯ!
    Потому Ваш брат -художник и не " зарегистрировал" свои картины. Это просто не предусмотрено действующими нормами права. А как это ВЫ. уважаемый Павел, "ЛЕГКО" зарегистрируете картину Рериха- ЭТО ИНТЕРЕСНО! Поделитесь опытом.

  • 20 февраля 2011 в 13:45 • #
    Борис Глобин

    Солгасен Ирина, это домыслы Павла, если очень конечно мягко говорить:))

  • 15 февраля 2011 в 01:30 • #
    Алик Бадалов

    Согласен с ответом ув. Ершова. Картина так же имущество, которое наряду с другими предметами принадлежала наследодателю. Необходимо включить в список наследственного имущество. Правда вывозить из страны головная боль. Если не вывозить, то все в обычном порядке.
    А подтвердить мне кажется если нотариус откажет в регистрации, придется с письменным отказом нотариуса обратиться в суд, привести свидетелей, которые могли бы подтвердить принадлежность картины.

  • 15 февраля 2011 в 16:19 • #
    Ирина Кузьменко

    Уважаемая Наталья! Действительно, чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо обратиться к ч.4 ГК РФ Из совокупности норм, содержащихся в ч.4 ГК РФ, следует: интеллектуальное право на произведения искусства является авторским правом, соответственно, автор произведения искусства имеет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО на это произведение. Между тем, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ, ПРЯМО УСТАНОВЛЕННЫХ ч.4 ГК РФ. Так вот в соответствии со
    ст.1232, 1259 ч.4 ГК РФ- для возникновения, осуществления и защиты авторских прав, коими и являются исключительные права на произведения искусства ( произведения живописи) государственная регистрация таких произведений
    НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Соответственно, НЕ ТРЕБУЕТСЯ и государственная регистрация прав собственности на такие произведения (живописи) , возникших в порядке наследования. Право собственности на произведения искусства (живописи), возникшее
    в порядке наследования, удостоверяется и подтверждается свидетельством о праве на наследство ( по закону или по завещанию), в котором должны быть подробно перечислены соответствующие произведения живописи. Следует иметь ввиду, что интеллектуальное право ( исключительное право автора на произведения, в данном случае живописи) не зависит от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. И, если авторское право- бессрочно, то право собственности на результат интеллектуальной деятельности(вещь) может переходить от одного лица к другому на том или ином законном основании ( в т.ч. и по наследству). Поскольку картины- являются ДВИЖИМЫМ имуществом, то право наследования на картины государственной регистрации не подлежит исходя из положений ФЗ РФ " О государственной регистрации..." Кроме того, это не предусмотрено, как я уже указывала выше, и ч.4 ГК РФ. Так или иначе, я очень рекомендую Вам внимательно самой ознакомиться с ч.4 ГК РФ

  • 15 февраля 2011 в 17:30 • #
    Владимир Ершов

    Ирина! В принципе, у Вас получился законченный судебный акт, осталось только дополнить такой мелочью, как вступит.и резолют.части. Правда! Без иронии.

  • 15 февраля 2011 в 18:08 • #
    Ирина Кузьменко

    Спасибо, уважаемый Владимир, за оценку. К сожалению,
    а может и к счастью, такими полномочиями я более
    не располагаю.

  • 18 февраля 2011 в 22:22 • #
    Игорь Корнилов

    Ирина, мне очень понравился ваш развёрнутый и обоснованный ответ! У меня появился небольшой вопрос-нюанс, несколько расширяющий эту тему:
    Имеется нотариальное свидетельство о праве на наследство по закону. Наследство на авторское право, принадлежащее наследодателю по справке, выданной Общественной организацией Российское авторское общество (РАО).
    ВОПРОС: Нужна ли ещё наследнику государственная регистрация этого права? Если да, то где, в каком порядке (можно ссылку на норму права). Заранее благодарен Вам!

  • 18 февраля 2011 в 22:51 • #
    Ирина Кузьменко

    Поясните сначала, каков объект авторского права ( какой вид результата интеллектуальной деятельности)?

  • 19 февраля 2011 в 00:20 • #
    Игорь Корнилов

    Наследодатель - литератор (писатель). То есть объект - его опубликованные и неопубликованные работы, дневниковые записи... Но в нотариальном свидетельстве объект так и определён: "авторское право"...

  • 19 февраля 2011 в 04:17 • #
    Ирина Кузьменко

    В таком случае, мой подробный ответ относится и к ВАшему случаю. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ, ПРЯМО УСТАНОВЛЕННЫХ ч.4 ГК РФ. Так вот в соответствии со ст.1232, 1259 ч.4 ГК РФ- для возникновения, осуществления и защиты авторских прав, коими и являются исключительные права на произведения литературы - государственная регистрация таких произведений НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Соответственно,
    НЕ ТРЕБУЕТСЯ и государственная регистрация прав собственности на такие литературные произведения , возникших в порядке наследования. Право собственности на литературные произведения, также как и на произведения изобразительного искусства, возникшее в порядке наследования, удостоверяется и подтверждается СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ( по закону или по завещанию). Но в свидетельстве должны быть подробно перечислены соответствующие литературные произведения. Таково мое мнение. Именно так я понимаю соответствующие нормы ГК РФ.

  • 19 февраля 2011 в 13:59 • #
    Игорь Корнилов

    Спасибо, Ирина, - всё чётко, конкретно и понятно - дай, Боже, Вам всяческих удач!

    Единственно, что хотел бы я ещё уточнить (хотя, быть может, и заблуждаюсь!): тот факт, что в нотариальном свидетельстве не указан конкретный перечень объектов, может априори предполагать распространение права не только на все официально опубликованные произведения автора, но и на "вновь открываемые", авторство которых не вызывает сомнений?

  • 19 февраля 2011 в 14:54 • #
    Ирина Кузьменко

    Безусловно! Потому что в соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником ЧАСТИ наследства
    ( а у Вас наследство наследником уже принято, раз выдано свидетельство) означает ПРИНЯТИЕ ВСЕГО НАСЛЕДСТВА, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось

  • 19 февраля 2011 в 14:55 • #
    Игорь Корнилов

    Спасибо, значит я всё верно понял. Удачи вам!

  • 15 февраля 2011 в 21:20 • #
    Наталья Тухватуллина

    Всем большое спасибо за внимание к моему вопросу!


Выберите из списка
2021
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008