проблема придумать договорную схему приобретения авто. Для...
23 января 2009 в 16:44

проблема придумать договорную схему приобретения авто. Для умников и умниц

Уважаемые коллеги! Компания (лизингополучатель) приобрела в лизинг автомобиль, с целью передачи его сотруднику компании. Сотрудник компании передал половину стоимости авто директору компании наличными для оплаты первоначального взноса по договору лизинга. В дальнейшем, у сотрудника будет удерживаться часть з/п в счет оплаты по договору лизинга. Договор лизинга заключается на 3 года. По истечении действия договора, авто продается лизигодателем лизингополучателю или указанному последним третьему лицу (например сотруднику) по договору купли-продажи за 5 рублей. В данный момент сотрудник пользуется авто на основании доверенности, выданной лизингодателем.
Как с вашей точки зрения защитить сотрудника компании, чтобы по истечении 3 лет сотрудник получил в собственность авто? (Компания согласна заключить любой, или почти любой договор со своим сотрудником). Представляется возможным заключить между организацией и сотрудником предварительный договор купли-продажи авто со сроком заключения примерно равным окончанию действия договора лизинга. Вопрос в том, как быть с деньгами, передаваемыми наличными. По пред.договору их передать юр.лицу нереально. Если прописать неустойку за отказ от заключения ДКП в размере стоимости авто, то суд ее уменьшит.
Как быть?
Спасибо за советы.

611
Комментарии (27)
  • 23 января 2009 в 16:59 • #
    константин гиляшов

    На мой взгляд можно попробовать оформить кредит (ссуду) сотруднику от компании. как минимум это защитит его деньги и например оформить еще один договор передачи права собственности на авто с обременением, то есть прво собственности переходит к сотруднику после выплаты лизигодателем лизингополучателю стоимости.
    Рассмотрите как вариант!

  • 23 января 2009 в 17:01 • #
    Евгений Страхов

    Как кредитный договор здесь может помочь? Тут по сути фирма должна сотруднику денег. А по поводу договора передачи права собственности не понял. Что это за договор такой?

  • 23 января 2009 в 17:07 • #
    константин гиляшов

    Я видимо не до конца понял, Ваш вопрос, договор лизинга оформлен на Вашу компанию, но платить будет сотрудник, основание-для удержания с сотрудника денег, если в договоре лизинга он не прописан?
    Сформулируйте более четко взаимоотношения между сотрудником и компанией!

  • 23 января 2009 в 17:47 • #
    Евгений Страхов

    По моему, Вы вообще не поняли смысл моего вопроса. Чтобы более четко сформулировать эти взаимоотношения, я и вопрос задал.

  • 23 января 2009 в 17:55 • #
    Раджана Доржиева

    А сублизинг тут нельзя оформить?

  • 23 января 2009 в 17:57 • #
    Евгений Страхов

    Несмотря на то что в Законе нет прямого указания на ограничение круга лиц, которые могут выступать в качестве лизингополучателей, исключению из него должны подлежать физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и некоммерческие организации. Такой вывод основан на тезисе, что по договору лизинга имущество может передаваться только для использования в предпринимательских целях. Соответственно лизингополучателем может быть только лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, а не любое физическое лицо.

  • 23 января 2009 в 18:14 • #
    Раджана Доржиева

    ну, да, поскольку предмет лизинга должен быть для предпринимательской деятельности...
    но и удержаниями из зп Вы также не можете заниматься, смотрим ТК.

  • 23 января 2009 в 18:34 • #
    Константин Трегубенков

    . На деле выходит так (мое мнение) - коли хотят потом сделку авто проводить за 5 руб., то сотрудник "вносит деньги" не в кассу предприятия! в другую "кассу".и себя подставляет на бабло.
    Сотруднику необходимо вносить деньги в кассу предприятия по договору займа и через 3 года просто "бумажно" забирать заемку и тут же выкупать авто у предприятия.
    p.s. есть конечно и тут "подводные " камушки , но все зависит от взаимоотношений сотрудника и руководства предприятия

  • 23 января 2009 в 21:39 • #
    Раджана Доржиева

    а если сотрудника уволят? останется с договором займа с обязанностью по выплате платежей и без машины? это действительно все зависит от взаимоотношений сотрудника и руководства предприятия.
    в таком случае пусть лучше будет предварительный договор, пусть будут в нем прописаны деньги, они потом пойдут как неосновательное обогащение... но надо еще подумать.

  • 23 января 2009 в 22:55 • #
    Ирина Гесс

    На мой взгляд, договор займа достаточно приемлемый вариант, но я бы заключила договор займа с отлагательным условием в качестве гарантированного способа обеспечения выполнения обязательства.

  • 23 января 2009 в 23:07 • #
    Раджана Доржиева

    тогда как работник будет вносить деньги? я поняла, что работодатель не собирается оплачивать лизинговые платежи из своего "кармана". или я что-то уже ничего не понимаю?

  • 23 января 2009 в 23:27 • #
    Ирина Гесс

    В договоре займа необязательно прописывать для каких целей необходимы деньги. Хотя Вы правы, непонятно, кто будет оплачивать платежи.

  • 24 января 2009 в 21:37 • #
    Евгений Страхов

    Дело в том, что сотрудник уже отдал деньги директору наличными. Здесь можно заключить договор какой угодно, даже купли-продажи и не предварительный, а основной (ст.455 ГК). Вопрос только с деньгами, которые сотрудник отдал. Как зафиксировать передачу денег? Думаю над вексельной схемой. Токо вексель тоже надо покупать и встает опять таже проблема.

  • Цена договорная

  • 24 января 2009 в 23:01 • #
    Ирина Гесс

    Если сотрудник отдал деньги "налом" лично директору так и оформляйте договор займа лично на директора.

  • 25 января 2009 в 00:20 • #
    Раджана Доржиева

    По-моему, Вы, Евгений, все тут запутали.

    Основной заключить Вы не можете, потому что, автомобиль не в собственности.

    Интересно, каким образом в Вашей организации устроена система платежей, Вашу бухгалтерию не смущает отсутствие движения денежных средств? Деньги были переданы директору, а не внесены на счет организации, то каким образом директор производит платежи??? С работника берет деньги в карман, а организация платит за лизинг?

    Удержание из зп производить нельзя.

    Если деньги отданы директору, как верно отметила Ирина Гесс, то заключайте договор займа с директором и составляйте расписку в получении денежных средств. Так Вы хотя бы вернете, что отдали.

    Но поскольку все-таки отношения строятся между работником и работодателем, то самый приемлемый вариант - это заключение предварительного договора. Интересна идея с векселем.

  • 25 января 2009 в 18:49 • #
    Евгений Страхов

    Вы наверное забыли о договоре купли-продажи имущества, которое будет приобретено в будущем. (ст.455 ГК РФ).

  • 25 января 2009 в 11:52 • #
    Дмитрий Петров

    "Кроилово ведет к попадалову!". Я думаю, что проще и поэтому эффективнее, указать в трудовом договоре, что сотруднику для исполнения его трудовых функций предоставляется в т.ч. "company car" - авто определенного класса, если очень хочется, то с опцией выкупа на определенных условиях. Вместо удержания ?лизинговых платежей с сотрудника, возможно следует договориться о понижении (или не повышении) его зарплаты, пропорционально стоимости фактически предоставляемого в пользование авто. Вообще - зачем ему нужно обязательно выкупать? 3-х летку? пускай работодатель, как часть пакета, постоянно обеспечивает по труд договору "свежее" авто, причем, разумеется, с полным обслуживанием и компенсацией расходов.

  • 25 января 2009 в 12:24 • #
    Андрей Якимов

    Евгений,

    посмотрите договор комиссии. Организация для работника заключает договор лизинга, но движение средств нужно будет проводить по балансу, иначе нет правовых способов защиты прав сторон.

  • Оператор Call-центра

    Цена договорная

  • 26 января 2009 в 12:17 • #
    Евгений Страхов

    мне кажется тут комиссии быть не может.

  • 26 января 2009 в 16:09 • #
    Андрей Якимов

    Почему?

  • 26 января 2009 в 11:00 • #
    саид ганиев

    здравствуйте Евгений. как я понял здесь возникли отношения между работником и работодателем , и физическими лицами (те же). предмет один и тот же - транспорт.
    в первом случае договор аренды с включением условий о выплате арендных платежей с учетом что это выкупная стоимость, во втором случае договор займа (договор будет уничтожен физически после перехода права собственности на транспорт, а в случае не передачи - предъявлен в суде). у меня сомнения по поводу НДФЛ физика. транспорт стоит 1____ рублей, а выкупил за 5 руб ведь официально видно только это. если же выкуп за реальную стоимость, то заемные отношения также не мешают. прошу прощения но письменно сложно донести то о чем думаешь

  • 26 января 2009 в 12:18 • #
    Евгений Страхов

    извините, но я ничего не понял.

  • 26 января 2009 в 12:52 • #
    саид ганиев

    покупатель передает продавцу деньги наличными не в рамках трудовых отношений по договору займа заключенному в простой письменной форме. то есть по данному договору продавец (директор) должен сумму займа вернуть в определенные сроки и он это сделает если транспортное средство не будет передано в собственность покупателя. своеобразное джентельменское соглашение при наличии фактического документа.
    когда по официальному договору аренды транспорт будет передан то данное джентельменское соглашение вступает в силу и мы просто рвем договор займа. итог он не должен нам деньги мы с транспортом

  • 26 января 2009 в 14:12 • #
    Евгений Страхов

    Саид, в имеющейся ситуации дирктор не является продавцом, продавцом является компания. И проблема состоит в том, как зафиксировать передачу денег компании.

  • 26 января 2009 в 14:57 • #
    саид ганиев

    я понял, что директор не продавец, но ведь он получать реальной суммы?... причем просто как физ.лицо ... или все-таки как представитель?

  • 27 января 2009 в 00:31 • #
    Евгений Страхов

    как физ.лицо

  • 26 января 2009 в 12:51 • #
    Евгений Страхов

    Придумался один вариант.
    между сотрудником и компанией заключается договор купли-продажи авто в порядке п.2 ст.455 ГК со сроком передачи авто равным сроку действия договора лизинга. В договоре купли-продажи указывается, что покупатель (сотрудник) вносит в компанию задаток в размере отданном ранее наличными. Указать, что в случае расторжения договора по любым основаниям задаток должен быть возвращен покупателю. Одновременно с указанным договором заключить договор поручения (трехсторонний, с элементами поручительства) в котором доверитель (сотрудник) поручает поверенному (финансовому директору к примеру) внести от имени сотрудника деньги (которые уже были переданы сотрудником фин. директору) на счет компании и указать в договоре, что деньги переданы поверенному при (до) подписании договора. Третьей стороной тут будет поручитель (компания) которая будет нести ответственность за выполнением поверенным указанных действий, а в случае досрочного прекращения договора поручения будет нести солидарно с поверенным ответственность за возврат задатка поверенным покупателю. В договоре купли-продажи и договоре поручения сделать ссылки друг на друга.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008