Штрафы по кредиту (Постановление президиума ВАС № 7171/09 от...
25 декабря 2010 в 21:50

Штрафы по кредиту (Постановление президиума ВАС № 7171/09 от 2 марта 2010 г.)

Уважаемые коллеги!
Почитал Постановление президиума ВАС № 7171/09 от 2 марта 2010 г. и не понял…

С одной стороны — «Таким образом, условие договора № 7023/СТ о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков внесения кредита (процентов по кредиту) не противоречит закону и не ущемляет права потребителя.»

С другой — «В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества Коммерческий банк «Русский Банк Развития» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 14.02.2008 № 447 о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать»

Так имеют ли право банки (кредитные организации) взыскивать штраф за просрочку платежей?

2596
Комментарии (13)
  • 26 декабря 2010 в 13:39 • #
    Марина Пенязь

    Насколько я помню закон, штрафы - это админстративное понятие, а вот неустойка это способ обеспечения обязательств. Штрафы предусмотрены нормами административного и уголовного права, а неустойка - нормами гражднского права.
    Так причем же здесь штрафы, Ромэн?

  • 26 декабря 2010 в 15:08 • #
    Ромэн Магомедбеков

    Ст. 330 ГК РФ - неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

    Как причём?!

  • 26 декабря 2010 в 16:08 • #
    Марина Пенязь

    Вы меня не поняли, Ромэн. Штрафуют ГИБДД, пожарники, СЭС и пр. административные органы. В гражданско-правовых сделках - взыскивают неустойку. Причем правомерно - это ответ на Ваш вопрос

  • 26 декабря 2010 в 16:33 • #
    Ромэн Магомедбеков

    Я соглашусь с тем, что не совсем корректно выразил свой вопрос, т.к., действительно, неустойка может выражаться в форме штрафа или пеней (но банки, в большинстве случаев, взыскивают именно штрафы).
    Однако считаю, что в гражданско-правовых отношениях, фраза о взыскании штрафа имеет право быть, как более точная формулировка фразы о взыскании неустойки (если это вытекает из условий договора).
    Судебная практика это подтвержает.

  • 26 декабря 2010 в 16:51 • #
    Марина Пенязь

    И все-таки неустойка по моему мнению. Все остальное коллеги ответили и я поддерживаю их точку зрения

  • 26 декабря 2010 в 15:09 • #
    Лена Латыпова

    Да, Ромэн, банки имеют право взыскивать неустойку за просрочку платежей. В данном Постановлении указано, что банки не имеют права в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредиту, устанавливать плату за услуги банка по открытию и ведению ссудного счета и устанавливать подсудность судебного спора на условиях банка. Что касается неустойки - в это части кредитный договор банка признан не противоречащим действующему законодательству.

  • 26 декабря 2010 в 15:14 • #
    Ромэн Магомедбеков

    Спасибо, Лена! Я тоже склоняюсь к этой точке зрения, но позиция Президиума несколько противоречива. В установочной части описывается, что нарушения имеются в части, однако в резолютивной об этом ни слова. Не считаете так?

  • 26 декабря 2010 в 15:21 • #
    Лена Латыпова

    Нет, Ромэн. Я считаю, что в установочной части Президиум просто излагает суть дела, а в резолютивной, - естественно, выражает свое мнение по данной проблеме. Никакого противоречия я здесь не вижу. Для Вас это важная тема?

  • 26 декабря 2010 в 15:31 • #
    Ромэн Магомедбеков

    Ко мне клиент обратился... Основной долг 600 т.р., проценты - 100т.р. и штрафы 260т.р...
    Вот думаю по какому пути идти. Решил ходатайствовать о снижении неустойки.

  • 26 декабря 2010 в 15:36 • #
    Лена Латыпова

    Есл договор является заключенным и действительным, наверное, это единственный выход, сумма процентов достаточно большая, по несоразмерности основному долгу может пройти.

  • 26 декабря 2010 в 16:07 • #
    Ромэн Магомедбеков

    Кредит был оформлен через карточку. Есть расписка в получении карты, ознакомление с условиями получения и использования, с тарифами использования. Думаю этого достаточно для того, чтобы считать договор заключенным... Да и деньги реально получены.

  • 26 декабря 2010 в 16:16 • #
    Лена Латыпова

    Если подпись заемщика только одна - в получении карты, то можно пойти в отказ, по одной подписи экспертизу почерка не делают, у нас в Казани такое проходило.

  • 26 декабря 2010 в 16:22 • #
    Ромэн Магомедбеков

    К сожалению, подписей много))


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008