Сломал голову как взыскать деньги?
17 ноября 2008 в 18:21

Сломал голову как взыскать деньги?

Уважаемые коллеги! Ситуация следующая: Заказчик передал Исполнителю по договору подряда молибденсодержащий катализатор. Исполнитель должен был переработать сырье и получить готовую продукцию, в которой содержание молибдена д.б. не менее 85% (установлено договором)
В итоге, в готовой продукции молибдена гораздо меньше (около 60%). Заказчик проплатил работы и получил готовый продукт (фактически), но ЮРИДИЧЕСКИ никаких документов, подтверждающих получение готового продукта нет.
По некоторым причинам Заказчик хочет наказать исполнителя и взыскать деньги, выплаченные по договору подряда. При этом Заказчик написал письмо Исполнителю о том, что в связи с не достижением требуемого по договору результата предлагаю расторгнуть договор, вернуть нам деньги, а готовую продукцию оставить себе.
Вопрос: правовое основание для взыскания денег?

719
Комментарии (25)
  • 17 ноября 2008 в 18:27 • #
    Alexander Meinhardt

    Неисполнение существенных условий договора.
    Товар , поскольку получили, оформие Актом ответ.хранения.
    Вопрос:
    Технически, технологически задание было исполнимо?

  • 17 ноября 2008 в 18:35 • #
    Игорь Голубицкий

    Да, технологически все было осуществимо: проводились первоначальные опытные работы.

    Мне бы хотелось еще ссылки на статьи, если возможно. Я сам перерыл ГК, и у меня есть разные варианты решения этой проблемы, но еще хотелось бы мнение умных людей (аргументированное, желательно) :-)

  • 17 ноября 2008 в 21:45 • #
    Сергей Иванов

    Раз нет документа, подтверждающего передачу - значит не выполнены обязательства. далее следует отказ от договора в связи с невыполнением обязательств и взыскание понесенных убытков. Думаю Вы правильно поступили.

  • 18 ноября 2008 в 06:59 • #
    Игорь Голубицкий

    Вот насчет убытков я бы хотел поподробнее: для меня остается вопрос - та сумма (аванс), которую проплатил Заказчик, это убытки? Т.е. сумму аванса взыскивать именно как убытки? Я правильно понимаю?

  • 18 ноября 2008 в 08:12 • #
    Евгения Лунина

    Не правильно.
    ст. 15 ГК
    Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для ВОССТАНОВЛЕНИЯ нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

    Таким образом убытки необходимо доказать! Например если бы у вас был договор подряда работ, которую вы должны были получить по спорному договору, а в связи с тем, что ваш подрядчик просрочил срок сдачи работ и (или) некачественно выполнил работы (в вашем случае продукцию), то вы своему заказчику платите неустойку, которую и предъявили подрядчику как убытки. Вариантов рассчета убытков масса - главное их подтвердить нужными документами!

    А сумма аванса которую вы проплатили это ПРЕДОПЛАТА а не убытки.

  • 17 ноября 2008 в 22:31 • #
    Александр Хохлов

    Добрый вечер Игорь!
    Насколько я понимаю при переработке готовой продукции исполнитель был обязан провести анализ на соответствие "продукта" условиям договора. Если продукция не соответствует условиям то договор не исполнен и не может считаться законченым (ГК РФ в части договоров). Вы физически приняли продукт, однако ни каких документальных доказательств в приеме продукта у обеих сторон не имеется. Значит Исполнитель надлежащим образом не исполнил требования Гражданского законодательства. Юридически, с точки зрения лично моей позиции (оговорюсь, я лишь только рассуждаю), необходимо провести приёмку товара документально. Затем провести независимую экспертизу поставленной продукции, а затем вступать в стадию претензионной работы. И еще, если вы предоставите на всеобщее обозрение копию договора, пусть без названий организаций и их реквизитов, то обсуждение может получить новый виток с большим откликов коллег и возможно сообща мы найдем самое подходящее решение спорной ситуации. Вы же знаете в споре рождается истина.
    С уважением к Вам Александр Хохлов

  • 18 ноября 2008 в 06:57 • #
    Игорь Голубицкий

    Александр, спасибо за Ваше мнение! Договор представить не смогу - он есть только в бумажном виде, а сканированные тексты сюда вставлять вроде бы нельзя... Да и нет там ничего особенного: существенные условия оговорены, так что признать договор незаключенным (как вариант) не получиться...

  • 18 ноября 2008 в 09:38 • #
    Александр Хохлов

    Признавать договор не заключенным смысла не имеет! Моё мнение. Игорь вбейте сюда хотя бы ответственность сторон и прочие условия если они имеют место быть!

  • Цена договорная

  • 18 ноября 2008 в 06:49 • #
    Евгений Жаров

    При выполнении данных работ привлекались ли третьи лица ?

  • 18 ноября 2008 в 06:53 • #
    Игорь Голубицкий

    Нет

  • 18 ноября 2008 в 08:26 • #
    Евгения Лунина

    Думаю, что взыскать деньги все-таки не получиться:
    Суд, толкуя ст. 723 ГК РФ, пришел к выводу, что закон не лишает подрядчика права на получение оплаты за некачественно выполненную работу и не освобождает заказчика от обязанности такую работу оплатить (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 09.01.2007 по делу N А56-34225/2005, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СКО от 13.06.2007 N Ф08-2947/2007-1364А по делу N А32-10508/2006-52/308, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 21.06.2007 по делу N А56-24016/03)
    Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ заказчик вправе отказаться от договора и требовать возмещения убытков, если отступления в работе не были устранены в разумный срок. Таким образом, закон наделяет заказчика правом самому устранить недостатки в случае, когда отступления в работе не были устранены подрядчиком в разумный срок - ЭТО И ЕСТЬ УБЫТКИ.
    Ст. 723 ГК п.1. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
    безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
    соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
    возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

    А вот если у вас в договоре предусмотрен отказ заказчика от работы и возврат оплаченного, тогда можете взыскивать.

  • 18 ноября 2008 в 20:32 • #
    Сергей Берсенёв

    Игорь! Что такое молибденосодержащий катализатор (кто автор), и на основании каких технологий, защищенных авторским правом исполнитель должен что-то бы сделать, Как я понимаю это очень дорогостоящая сделка заключи соглашение с адвокатом, на халяву уксус сладкий. Можно и самому разориться.

  • 19 ноября 2008 в 09:18 • #
    Игорь Голубицкий

    Не совсем понял содержание Вашего сообщения :)

  • Оператор Call-центра

    Цена договорная

  • 19 ноября 2008 в 09:25 • #
    Игорь Голубицкий

    Спасибо всем за варианты! Еще раз убедился, что сколько нас юристов, столько и мнений :)
    Если честно, я сам не уверен в реальности взыскания денег, о чем я ПРЕДУПРЕДИЛ Заказчика. Так что никто никого не обманывает ради освоения выделенных на судебное производство денег.
    Но опять же повторюсь, что по некоторым причинам Заказчик хочет попортить Исполнителю нервы (было много случаев недобросовестности с его стороны). Поэтому моя задача выбрать наиболее подходящее правовое обоснования для ПОПЫТКИ взыскать денежные средства, а уж если это еще и удастся реально ... :)
    Поэтому прошу Вас все таки помочь выбрать вариант действий. Мой вариант: отказ от исполнения договора (ст.717 ГК РФ) и требование о возврате аванса. В случае неисполнения, обращение в суд за взысканием неосновательного обогащения. Что скажете?

  • 19 ноября 2008 в 10:12 • #
    Евгения Лунина

    Игорь, обращаю ваше внимание на второе предложение ст. 717:
    "Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу."
    О каком возврате аванса может идти речь?

    Неосновательное обогащение применяется в случаях, (ст. 1102) когда лицо без установленных законом, иными правовыми актами или СДЕЛКОЙ оснований приобрело или сберегло имущество.
    У вас - заключен договор подряда, вот и применяйте к своей ситуации положения ГК о договоре подряда и об обязательствах!
    нет тут никакого неосновательного обогащения!

  • 19 ноября 2008 в 13:02 • #
    Игорь Голубицкий

    Евгения, назовите мне конкретную статью, которая по Вашему мнению подходит для взыскания денег в данном случае.

  • 19 ноября 2008 в 13:53 • #
    Игорь Голубицкий

    Забыл слово "Пожалуйста" :)

  • 19 ноября 2008 в 14:49 • #
    Евгения Лунина

    ст.ст. 309, 723 ГК
    см. мой ответ выше.
    Варианты (по 723):
    безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
    соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
    возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

    Данные нормы будут применимы только при доказанном факте недостатков товара, для этого необходимо составить акт о недостатках (ненадлежащем качестве товара), составляется в присутствии подрядчика. Если он согласен то его (уполномоченного представителя) подпись, если нет пусть пишут свои замечания.
    Если подрядчик согласен с недостатками для суда достаточно этого акта (если вы не договоритесь об их устранении полюбовно)
    Если подрядчик отказывается от недостатков или не подписывает акт, то необходима независимая экспертиза опять же таки проведенная в присутствии подрядчика (или иметь на руках надлежащее уведомление- приглашение на экспертизу).
    После экспертизы выставляем претензию (если претензионный порядок предусмотрен договором) и требуем свои хотения но в рамках ст.723.
    Срок претензии прошел, смело в суд. А здесь уже можно подумать кроме основного иска и об убытках.
    Итог сказанному: взыскиваем сумму необходимую на устранение недостатков вариантами изложенными в ст.723.

  • 19 ноября 2008 в 16:48 • #
    Игорь Голубицкий

    Спасибо за подробный ответ, Евгения! Однако по моему скромному мнению, вариант предложенный Вами является "идеальной" правовой конструкцией, т.е. описывает то, как ДОЛЖНО быть.
    К сожалению, в реальности имеем то, что описано в моем самом первом посте. Кроме того, напоминаю, что Заказчику нужны ДЕНЬГИ - аванс, который он уплатил по договору. То, что установлено ст.723, Заказчику НЕ НУЖНО,
    Если бы смысл моего вопроса был "что делать в ситуации, когда Исполнитель выполнил работу некачественно" - Ваш вариант несомненно следовало бы признать наилучшим.
    В жизни, к сожалению, не всегда применимы "идеальные" правовые конструкции - это вы знаете и без меня....
    Прошу простить мне мое занудство, но вопрос для меня остается нерешенным: как взыскать ДЕНЬГИ (сумму аванса)?

  • 19 ноября 2008 в 17:16 • #
    Евгения Лунина

    Срок действия договора уже закончился?

  • 19 ноября 2008 в 17:36 • #
    Евгения Лунина

    А если попробовать такой вариант:

    708ая и 405ая.

    Статья 708. Сроки выполнения работы
    3. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

    Статья 405. Просрочка должника

    2. Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

    В данном случае аванс будет убытками.
    Но здесь надо исхитриться доказать что исполнение утратило интерес.
    (может какой договор поставки на продукцию, который вы якобы не смогли исполнить из-за просрочки вашего подрядчика, а теперь договор утратил силу, соответственно ваш интерес к продукции)

  • 19 ноября 2008 в 18:13 • #
    Игорь Голубицкий

    Нет, закончится в 31.12.2008. Заказчик по условиям договора в течение года передает партии сырья на переработку. Передал только одну партию...

  • 19 ноября 2008 в 18:18 • #
    Игорь Голубицкий

    А вот это интересный вариант... Надо его как следует обдумать :) Спасибо за идею, Евгения. Но если есть еще варианты, с удовольствием с ними ознакомлюсь: считаю, что даже самые невероятные идеи могут натолкнуть на правильные мысли.

  • 19 ноября 2008 в 18:55 • #
    Евгения Лунина

    Игорь, сбрось мне текст договора на почту: #

  • 19 ноября 2008 в 10:51 • #
    Олег Алексеев

    Игорь, ксати, а как Вы забирали готовую продукцию? ТТН имеются? Со склада продукция вывозилась? Возможен вариант встречного иска Исполнителя о полной оплате выполненых работ, а в качестве доказательства получения продукции будут предъявлены копии ТТН с подписями Ваших экспедиторов в получении. Такой вариант Вашим клиентом не рассматривался? Да, исполнитель заявит, что именно Вы отказываетесь от подписания актов.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008