Уведомление об отказе от исполнения договора в одностороннем...
19 ноября 2008 в 11:40

Уведомление об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке

Здравствуйте, уважаемые Коллеги! Прошу Вашего совета по следующему вопросу
Если в договоре подряда фигурирует упоминание о направлении письменного уведомления об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке без конкретизации формы отправки (по факсу или почте), можно ли считать надлежащим уведомлением отправку его по факсу? Или только по почте (или под роспись уполномоченного лица).
Какие варианты обоснования позици встречаются в судебной практике? Буду рад любой помощи и любой конкретной информации.
Заранее благодарю всех за ответ!

4683
Комментарии (21)
  • 19 ноября 2008 в 11:56 • #
    Руслан Габдулсаитов

    Я как юрист, если бы возникла необходимость, придумал бы тысячу и один способ, факт уведомления факсом опровергнуть (надеюсь все поняли, что я утрирую):
    а) элементарный отказ, того что факс действительно отправлялся;
    б) либо факс от них приходил, но там были "поздравления с Новым годом";
    в) зацепился бы трактовку в договоре письменного уведомления и что факс таковым не является;
    г) что пришли факсом какие то каракули, очень непонятные и нечитаемые;
    И по всем этим обстоятельсвам доказать обратное не представиться возможным. Поэтому почтой либо под роспись надёжней. К тому же не столь проблематично и дорогостоещё это сделать.

  • 19 ноября 2008 в 12:37 • #
    Надежда Богодухова

    Считаю, что необходимо соблюдать юридические формы. Придерживаться правил аферты и акцепта и исходить из уже существующих договорных отношений. Возможно оспорить факт ненадлежащего уведомления посредством факсимильной связи, т.к. необходимо обоюдное согласие сторон, которое определяется договором, или же соблюдение порядка уведомления.

  • 19 ноября 2008 в 18:32 • #
    Алексей Никифоров

    Интересная позиция, Надежда. Спасибо за дельный совет.

  • 19 ноября 2008 в 17:23 • #
    Алексей Никифоров

    подобное уже встречалось в судебной практика (арбитражный суд). Много было потрачено времени на исследование подобных доказательств ( отправки факса, иссследование содержания послания, факт получения). Доказать практически невозможно.

  • 19 ноября 2008 в 18:33 • #
    Алексей Никифоров

    Приму к сведению, Сергей! Рад, что Вы прияли участие в дискуссии.

  • 19 ноября 2008 в 18:31 • #
    Алексей Никифоров

    Резонные замечания. Благодарю Вас, Руслан, за высказанные мысли.

  • 19 ноября 2008 в 12:48 • #
    Ирина Музыка

    В общем, согласна с господином Габдулсаитовым. Факсимильная связь не является надлежащим уведомлением. Надлежащим уведомлением является направление корреспонденции по почте либо вручение под роспись на втором экземпляре документа. Однако, если рассматривать обычное почтовое уведомление, а суды из практики считают его надлежащим, то, в принципе, и в конверт можно вложить чистый листочек. С моей точки зрения, в этом случае, надлежащим уведомлением может считаться только письмо с описью вложения. В любом случае, при вскрытии сомнительного конверта, вы можете составить акт о недовложении и направить его адресату. (инструкции о делопроизводстве)

  • 19 ноября 2008 в 18:30 • #
    Алексей Никифоров

    Приму это к сведению, Ирина!

  • Цена договорная

  • 19 ноября 2008 в 12:52 • #
    Надежда Зингер

    Я считаю, что форма направления уведомления в описанном случае имеет значение только при возникновении спора по поводу его получения. Т.е. будет важен сам факт доказывания направления и получения уведомления другой стороной. Если Вы сможете представить доказательства отправки факса (распечатка из факса об отправленных письмах с датой и временем), а так же, например, сообщить в суде фамилию принявшего факс, вызвать его в качестве свидетеля и прижать к стенке с целью подтверждения получения уведомления по факсу, то тогда не имеет значения как Вы отправили это уведомление. Ну а если не докажете - сами понимаете. Предпочтительней, на мой взгляд, отправка заказным письмом с уведомлением.

  • 19 ноября 2008 в 18:29 • #
    Алексей Никифоров

    Спасибо, Надежда, за ценнную информацию! К ней стоит прислушаться.

  • 19 ноября 2008 в 15:41 • #
    Юлия Пацация

    Если нет оговорки о том, что факсовые уведомления считаются действительными, то есть маленькая надежда на то что на факсовой копии осталось время, наименование фирмы и дата получения этого уведомления. Но вообще-то, я всегда подстраховываюсь в таких случаях, а именно секретарь и мой помощник проинструктированы, что все письма направляемые с пометкой исполнитель нач. юр.отдела они обязаны отправить по факсу, зафиксировав фамилию и имя принявшего, дата время, в точности до секунды, и в этот же день обязаны отправить почтой, продублировав по электронной почте, если есть таковая, с распечаткой жкрнала. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что если повезет, то при расторжении договора в одностороннем порядке в судебном порядке признание факсимильного документа в качестве доказательства только на усмотрение суда, но на это очень мало шансов, поэтому в нашей работе только по почте.

  • 19 ноября 2008 в 18:26 • #
    Алексей Никифоров

    Спасибо, Юлия! Мне Ваш подход к этому вопросу показался очень продуманным.

  • 19 ноября 2008 в 16:02 • #
    Юлия Пацация

    Алексей, на Ваш вопрос хочу пояснить следующее
    если в договоре нет оговорки о том, что документы полученные посредствам факсимильной связи имеют юридическую силу, то в этом случае есть всего лишь маленькая надежда, если только сохранилось время передачи , дата........
    Однако у меня в отделе секретарь и помощник принструктированы о том, что после поступления документа исполненного мной, либо завизированного ной они обязаны передать его по факсу, зафиксировать кто принял, дату, время, в этот же день отправить по почте с уведомлением. Удачи!

  • Оператор Call-центра

    Цена договорная

  • 19 ноября 2008 в 18:28 • #
    Алексей Никифоров

    Еще ра благодарю за ответ, Юлия.

  • 19 ноября 2008 в 16:36 • #
    Цыригма Цыденова

    факс не является надлежащим документом. в любом случае потребуется документ, завереный подписью уполномоченного лица. конечно, можно направить факс и подстраховаться: спросить ФИО лица, принявшего факс, зафиксировать время, и сохранить отчет аппарата об отправке факса. но суд, у меня уже было такое, факс не примет в качестве надлежащего документа.

  • 19 ноября 2008 в 18:35 • #
    Алексей Никифоров

    Было интересно узнать Ваше мнение, Цыригма! Тем более, что оно прошло проверку на практике. Спасибо!

  • 19 ноября 2008 в 18:17 • #
    Alexander Meinhardt

    Письменное уведомления об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке не всегда является основанием считать, что договор расторжен.
    Нужно тщательно читать текст договора.
    У меня однажды был случай, когда на расторжение требовался акцепт другой стороны. Другая сторона расторгать договор не хотела. Пришлось расторгать через Арбитражный Суд.

  • 19 ноября 2008 в 18:28 • #
    Алексей Никифоров

    Вполне резонное замечание, Александр!

  • 19 ноября 2008 в 21:36 • #
    Наталья Макеева

    Полностью согласна.

  • 19 ноября 2008 в 22:10 • #
    Сергей Казачёк

    Здравствуйте Алексей! Хотел бы обратить Ваше внимание на п.2 ст. 434 ГК "Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору." и п.1 ст. 452 ГК "Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор...". Тем самым, в соответствии с данными нормами, чтобы уведомление по факсу имело юридическую силу (в случае спора суд обязательно затребует) необходимо получение (отправка) оригинала (на бумажном, как правило) носителе, за подписью надлежащего лица, заверенное оригиналом печати.

  • 20 ноября 2008 в 07:59 • #
    Елена Битюк

    В моей практике имелись подобные случаи: уведомление посредством факсимильной связи не может быть признано надлежащим уведомлением. Это можно заявить категорично. Грубо говоря - нет подтверждения того, что другая сторона получила Ваше уведомление (отметка о вход.№, почтовое уведомление) - нет и надлежащего уведомления!


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008