29 декабря 2008 в 08:12

Увольнение за прогул

Доброе утро, колеги. Есть ситуация: Работница уволена за прогул. 1 числа ее не было на работе (об этом составлена дол. записка и акт); 2 и 3 она уже была, а 4-го ей дали отпуск без сохранения з/п, а 5-го была уволена. 2 и 3 была с ней проведена беседа, усно были затребованы объяснения (письменно почему-то не сделали). 3го числа она принесла заявление на отпуск при этом заявление подписано днем предшевствующим 1-е число, а сам отпуск просила на 1-е. Как это заявление рассматривать? Можно ли его рассматривать как дача объяснений по прогулу. А также (как Вы думаете) можно ли считать уважительной причиной отсутствия весь рабочий день — посещение дет. садика для заключения договора.
4-го числа был издан приказ в свободной форме о увольнении с 5-го числа, 5-го был составлен приказ по форме Т-8… его же реквизиты были указаны в тр. книжке. Проблема, что этот приказ уже в деле. Как его расценивать?

946
Комментарии (21)
  • 29 декабря 2008 в 08:41 • #
    Anais A

    Павел .Доброе утро.

    Так и не поняла я до конца всуть Вашего вопроса.
    В том что уволеная принесла заяволение на отпуск задним числом?? но ее все рано уволили по форме Т8 ?

    Скажите, а заявление на отпуск было подписано пее руководителем?? а проведеночерез ОК ??

    А вообще можно "поздравить" Ваш отдел кадров с нарушением трудового законодательства.

    Ниже приведу порядок действий при увольнении за прогул:

    С первого дня отсутствия сотрудника на работе в табеле учета рабочего времени проставляйте ему отметку «НН» - «неявка по невыясненным причинам». А бухгалтерия, соответственно, должна прекратить начислять сотруднику зарплату. Если вы забудете об этом, то впоследствии в суде не сможете доказать, что сотрудник отсутствовал на работе.

    Поскольку увольнение за прогул одновременно является мерой дисциплинарного взыскания, проводить его надо по правилам статьи 193 Трудового кодекса РФ. Как только сотрудник появится на работе, необходимо потребовать у него письменное объяснение причин отсутствия. (первое упущение вашего ОК)

    Если объяснение не будет предоставлено в течение двух рабочих дней, составить акт в присутствии двух-трех свидетелей. (второе упущение Вашего ОК)
    Затем нужно издать приказ об увольнении и ознакомить с ним сотрудника под роспись не позднее дня увольнения (форма приказа № Т-8 утверждена постановлением Госкомстата России от 5января 2004 г. № 1).
    Как правило, приказы о применении мер дисциплинарного взыскания в виде увольнения издаются непосредственно в день увольнения, (но то, что вы сделали его днем ранее- не страшно).

    При отказе сотрудника подписать приказ составляется акт об отказе от подписи. После издания приказа можно вносить запись об увольнении в ТРУДОВУЮ КНИЖКУ сотрудника и личную карточку формы № Т-2.

    Ваша уволеная сотрудница может запросто воосстановиться на рабочем месте по-суду.
    Во-первых если заявление на отпуск на день ее отсутствия было действитенельно подписано руководителем. Так что получается это не прогул.

    И во-вторых, даже если не было подписано - Вы нарушили процедуру увольнения не взяв с нее письменых объяснений.
    Если уволеная обратится в суд с иском о восстановлении на работе, то при рассмотрении спора суд будет проверять правильность наложения дисциплинарного взыскания(чего мы не видим).
    Суд также будет интересовать, учитывались ли при увольнении тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, и предшествующее поведение сотрудника, его отношение к труду (п. 53 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17марта 2004 г. № 2).

    Если суд решит, что увольнение произведено без учета этих обстоятельств, то сотрудник может быть восстановлен на работе. А администрацию фирмы обяжут оплатить ему время вынужденного прогула.

    Искренне советую провести Аттестацию руководителя Вашего ОК.

  • 29 декабря 2008 в 09:12 • #
    Ирина Музыка

    Совершенно согласна с Ириной. Шансы на восстановление в суде отличные.

  • 29 декабря 2008 в 09:12 • #
    Pavel Lulley

    Полностью согласен с Ириной. Единственное добавил бы, что у нас в Узбекистане однократные грубые нарушения, за которые может последовать увольнение, должны содержаться с локальном акте на предпирятии - например правилах внутреннего трудового распордяка, политике компании и т.д. С этими правилами все сотрудники должны быть также ознакомлены при приеме на работу (напрмиер в нижней части приказа о приеме на работу вставляете универсальную фразу - "с приказом, правилами трудового расопрдяка, инструкциями по охране труда и техничке безопасности, должностной инструкцией ознакомлен").

  • Ремонт диванов на дому

    Цена договорная

  • 29 декабря 2008 в 09:35 • #
    Anais A

    Абсолютно верно, Павел.
    В России также, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностная инструкция сотрудника, и иные Положения регулирующие время исполнения трудовой функции и размер материального вознаграждения должны быть доведены до сведения работника под роспись.

  • 29 декабря 2008 в 09:32 • #
    инна кокота

    не понятно,а к работе работница была допущена??? Что касается восстановление на работу это 99,9% что она будет восстановлена на работу судом, очень много нарушений со стороны работодателя. Согласно ТК РФ увольнение во всех случаев идет последним днем работы

  • 29 декабря 2008 в 10:22 • #
    Павел Дергунов

    Заявление на отпуск подписано на 1-е число не было. а на 4-е есть просто приказ. Объяснения были затребованы (при свидетеля), но только в устной форме. был составлен акт о затребовании в устной форме и отказе от дачи объяснений. после чего на столе оказалось заявление старой датой.
    Все таки вопрос: можно ли рассматривать поданное заявление задней датой как объяснения? если объяснения были затребованы в устной форме... то считается ли обязанность по истребования объяснений исполненной?
    Акт об отказе объяснений составлен.
    на работе она после прогула была 2 дня... затем ушла в отпуск на 1 день. а следующим была уволена.

  • 29 декабря 2008 в 10:38 • #
    Anais A

    Не подписанное руководителем заявление на отпуск задним числом рассматривать как объяснение нельзя.

    Объяснения должны были быть затребованы в письменной форме.
    Чтобы подтвердить факт затребования нужно было написать в адрес уволеной служебную записку, с просьбой дать объяснения и установить срок.
    Отказ с учетом свидетелей должен был быть составлен как "отказ от написания объяснений в письменной форме."
    уволеная может в противовес заявить что устно она объяснила все.

    Итак, в очередной раз что мы имеем- Ваши акты не по процедуре и ничего не значат.
    Это все голословно а суд ВСЕГДА на стороне работника в таких вопросах.

    Уволенная будет аппелировать тем фактом, что Вы не просили ее писать объяснительную. И отратному у Вас нет подтверждения.
    Следовательно Вы ее уволили без объяснения причин, не дав возможности предоставить объяснительную.
    Как вы думаете, сложно ли принести больничный на этот день? Ответ - нет.
    Не сложно.
    Причина прогула станет уважительной,а в совокупности с нарушениями Вами процедуры это опять все будет не в Вашу пользу.
    Заявлением на отпуск она также может аппелироватьв суде с тем, что она заранее знала что ей нужно будет уйти (чувствовала себя плохо или еще что, но администрация ей в этом отказала, на что она взяла больничный но ее уволили без возможности дачи объяснений). Тем более на 2 дня она была допущена к работе и ей даже дали отпуск.

  • 29 декабря 2008 в 10:35 • #
    Эрика Столярова

    Судя по всему, у работницы маленький ребенок. Суд это тоже будет учитывать, даже при условии, что это не препятствует увольнению за прогул.
    Однако шансы выиграть дело у работодателя есть. Возможно, были еще какие-либо нарушения, они должны быть задокументированы. Составьте еще акт о том, что объяснения были затребованы. На дачу объяснений работнице дается 2 дня, значит, акт об отказе должен быть датирован 3-м днем с момента требования.

  • 29 декабря 2008 в 11:26 • #
    Павел Дергунов

    Нарушения были (опоздания). Но там вообще все глухо. Дальше актов вообще не пошли.
    Я вот и думаю... у нас работодатель должен затребовать объяснения только письменно или можно это сделать в устной форме (с учетом свидетелей).
    А какие шансы Вы видите?

  • 29 декабря 2008 в 11:29 • #
    Anais A

    Павел... Юрист это человек умеющий работатьс информацией.
    Вы же с ней поленились ознакомиться.
    Вам писали выше ст. 193 ТК РФ.

    Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
    Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Объяснения- письменные и только.
    Приказ по факту- под роспись работника.

  • 29 декабря 2008 в 11:38 • #
    Павел Дергунов

    Спасибо Ирина. Может я просто некоректно задав вопрос. Само объяснение понятно что письменное. А вот затребовать он должен тоже письменно или же устно можно?

  • 29 декабря 2008 в 11:52 • #
    Anais A

    Незачто.
    Это конечно в ТК не прописано, но факт утности трудно докзать. Я всегда советую псиать служебные записки.

  • 29 декабря 2008 в 12:52 • #
    Павел Дергунов

    Простите за назойливость. Служебные записки о том, что пытались выяснить.. и отказалась дать объяснения? Правильно понял?

  • 29 декабря 2008 в 13:31 • #
    Anais A

    Не совсем. Служебная записка, содержащая требованиев силу ст.193 ТК предоставить письменное объяснения своего отсутствия в офисе.
    а вот если иддет отказ от дачи объяснений - это уже отражается в акте.

  • 29 декабря 2008 в 13:40 • #
    Павел Дергунов

    Ну соответсвенно, если работник отказывается подписаться с ознакомлением и получением служебной записки... пишем на ней отказ и подтверждаем подписями ссвидетелей.

  • 29 декабря 2008 в 14:04 • #
    Anais A

    Правильно, составляем еще один акт! ))

    Как показывает практика - много бумажек не бывает. Особенно в суде...

  • 29 декабря 2008 в 17:28 • #
    Эрика Столярова

    Работодатель должен затребовать с работника ПИСЬМЕННЫЕ объяснения. Форма требований работодателя не регламентирована, соответственно, они могут быть затребованы и устно, но в этом случае трудно доказать, что объяснения были затребованы. Тогда надо составлять акт, что в присутствии таких-то лиц от такого-то работника были затребованы объяснения по такому-то факту нарушения трудовой дисциплины (расписать подробно).
    Если еще не прошел месяц с момента предыдущих нарушений (с момента их обнаружения работодателем)можете сейчас применить дисциплинарное взыскание. Шансы есть всегда. Вопрос, насколько грамотно будет оформлено.

  • 29 декабря 2008 в 12:38 • #
    Павел Черноморов

    Павел Д. я тут наскоро было с советами в Вашу пользу сунулся...Однако возникли вопросы (прости но прокурорские пусть даже и бывшые но они нудные).
    Правильно ли я понял, что:
    1) работница у вас уже давно трудится...(поошрения. матпомощь, благодарности и т.п. и у нее все у же было, и она конечно их в суд представит..)
    2)Что в этой самый день между вами (не обижайся сам об этом и пишешь) и этой гражданкой возникло некое напряжение.. (причины так Ты и не обьянил, но в суде то они всплывут..)
    Но в чем нарущение трудовой дисицплины??

  • 29 декабря 2008 в 13:38 • #
    Павел Дергунов

    1) с начала этого года. из поощрений только премии. в суд их не представила.
    2) напряжение возникло... когда ей предложите по соглашению сторон... она согласилась. А вот на слудеющий день сказала "увольняйте по сокращению"

  • 29 декабря 2008 в 16:30 • #
    Ольга Кондратьева

    Честно говоря не вижу особых проблем - объяснение вы затребовали (составили акт об отказе подписать требование), два дня с даты затребования прошли я так понимаю (составили акт об огтказе дать объяснения), приказ ей под роспись дали (составили акт об ознакомлении и отказе подписать), уволили, трудовую книжку на руки выдали, расчет произвели... (хотелось бы чтобы так все и было). Как она восстановится? Злоупотребит своим правом и предоставит больничный? Тогда почему сразу не предоставила? Если в суд принесет - затребуйте экспертизу больничного и ставьте вопрос о том, что сама процедура увольнения нарушена не была. На момент увольнения объяснительной и больничного не было, а все документы у вас в порядке. Отпуск мне кажется роли не играет вообще. Дату написания заявления на отпуск перебейте датой входящей заявления к вам, например в день начала отпуска утром.

  • 30 декабря 2008 в 05:26 • #
    Сергей Тужилкин

    Согласен с Ольгой....Факт прогула налицо и даже вроде и задокументирован как надо..заявление на отпуск на 1 число только подтверждает отсутствие уважительных причин...поставьте входящий тем числом, когда оно было реально подано и это уже доказательство в Вашу пользу........по поводу уважительности: если ты не умер, то все остальные проблемы по поводу невыхода на работу надо сначало согласовать с начальством....нет заявления - причина неуважительная...
    На счет письменных указаний - на докладной о невыходе должна быть надпись начальника: ОК провести проверку....и это обязательно для всех, в том числе и для работника...

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?