Взыскание неуплаченного НДФЛ
5 марта 2009 в 08:55

Взыскание неуплаченного НДФЛ

Коллеги, добрый день!

Организация не уплачивала за своих сотрудников НДФЛ с заработной платы, переводя заработную плату на карточки, а затем была ликвидирована. Может ли налоговая взыскивать неуплаченные налоги с работников в индивидуальном порядке? Или ответственность в таких случаях несет только компания, являясь налоговым агентом?
Подскажите, есть ли риск для работников что налоговая их обяжет через суд уплатить суммы налогов?

Заранее спасибо.

1404
Комментарии (4)
  • 5 марта 2009 в 09:02 • #
    Евгений Филиппов

    Взято отсюда:-http://www.klerk.ru/law/?3074
    Ответственность налоговых агентов. с кого взыскать налог, не перечисленный налоговым агентом в бюджет?
    В.А. Николаев,
    начальник юридического отдела
    УМНС РФ по Новгородской области —
    советник налоговой службы II ранга
    Тема, которая будет рассмотрена в статье, достаточно длительное время не может найти однозначного разрешения ни в арбитражной судебной практике, ни у юристов, специализирующихся на налоговой тематике. Эта проблема не исчезла и с введением в действие с 1 января 2001 года в Налоговый кодекс РФ главы 21 «Налог на добавленную стоимость».
    Понятие налогового агента «де-юре» впервые было введено частью первой Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). При этом следует отметить, что налоговые агенты как участники налоговых правоотношений фактически существовали и ранее. Их деятельность до вступления в силу части первой НК РФ была определена налоговым законодательством, а именно пунктом 5 статьи 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время наконец-то законодательно определено как понятие, так и правовое положение налогового агента. Согласно статье 24 НК РФ налоговый агент является лицом, которое обязано исчислить, удержать и перечислить суммы налога с доходов (иных объектов налогообложения), являясь при этом источником их выплат.
    В самом определении «налогового агента» законодательно закреплено три основных правовых обязанности.
    Во-первых, это обязанность по исчислению налогов. Реализация данной обязанности нормативно обозначена в статье 52 НК РФ. При этом период, за который подлежит исчислению сумма налога, налоговая база и налоговые ставки, а также сам порядок исчисления определяются законодательством о конкретных налогах. Под периодом для налогового агента в налоговом законодательстве, как правило, понимается момент времени, а не какой-либо конкретный налоговый (отчетный) период.
    Например, исчисление налога на доходы иностранных физических лиц производится в момент определения размера дохода.
    Вслед за первой обязанностью налогового агента следует вторая не менее важная его обязанность, а именно: обязанность по удержанию уже исчисленного налога. Экономический смысл этой обязанности состоит в изъятии налоговым агентом у налогоплательщика части выплаченного последнему дохода (иного объекта налогообложения). При этом указанное выше изъятие части имущества (выплачиваемых денежных средств) производится налоговым агентом без согласия на это налогоплательщика, лично и только на установленных законодательством о налогах и сборах основаниях.
    Постепенно переходя к третьей обязанности налогового агента, которая заключается в перечислении удержанного налога, хотелось бы обратить внимание на то, что реализация этой обязанности является самым важным законодательным поручением налоговому агенту. Указанный вывод следует из того, что своевременное выполнение данной обязанности освобождает последнего от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
    Необходимо заметить, что в системе любой отрасли права должен действовать принцип наказуемости действий, направленных на нарушение обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Как ни странно, но данный принцип не реализован законодателем в НК РФ при установлении ответственности налоговому агенту. В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Толкование данной нормы позволяет сделать несколько последовательных выводов.
    Указанная норма относится и может быть применена налоговыми и иными приравненными к ним органами только к налоговым агентам. Диспозиция данной статьи устанавливает ответственность за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога. При этом законодатель не ставит в зависимость обязанность по неправомерному неперечислению в бюджет налогов от других не менее важных и предшествующих ей

  • 5 марта 2009 в 09:19 • #
    Вадим Багринцев

    Риск такой есть, т.к. собственно обязанность по уплате НДФЛ - обязанность самого налогоплательщика, а налоговый агент (организация) всего лишь выполняет эту обязанность ЗА налогоплательщика. Если организация ликвидирована - с нее взятки гладки. А вот за физиком эта обязанность так и осталась. Степень риска налоговых претензий зависит от того, направляла ли организация сведения о начисленном НДФЛ в налоговую. Если да - работникам придется три года сидеть и ждать привета от налоговой. Если нет - пусть спят спокойно :-)

  • 5 марта 2009 в 10:38 • #
    Анна Колесникова

    Евгений, спасибо большое за информацию!

  • 6 марта 2009 в 20:24 • #
    Оксана Балахонова

    Претензии к работникам могут быть только в том случае, если налог не удерживался, а если будет доказано, что работодатель налог удержал, но в бюджет не перечислил, то с работника повторно требовать уплаты налога налоговый орган не вправе.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008