Секция: «Цели, задачи и функции системы коммерческой разведки...

Секция: «Цели, задачи и функции системы коммерческой разведки компании»

Секция: «Цели, задачи и функции системы коммерческой разведки компании»ВНИМАНИЕ: Здесь обсуждаются вопросы, касающиеся применимости, функций, целей и задач коммерческой разведки.

603
Комментарии (4)
  • 22 декабря 2008 в 15:14 • #
    Генрих Лемке

    Три функции коммерческой разведки в бизнесе

    Разведывательная деятельность по своей сути является деятельностью информационной. Использование своевременной и достоверной разведывательной информации способно:

    во-первых, предоставить компании превосходство в рыночном сегменте при принятии управленческих решений;

    во-вторых, модернизировать внутреннюю организацию компании и используемые в производстве технологии и бизнес-процессы;

    в-третьих, позволяет компании максимально эффективно действовать в стратегической перспективе, что повышает её шансы на достижение намеченных целей бизнеса.

    Именно эти особенности разведывательной информации и предоставляемые ею возможности определяют три функции (три направления) разведки в бизнесе.

    Необходимо учитывать, что МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЕ использование потенциала коммерческой разведки возможно только лишь при условии развёртывания разведывательной деятельности по всем трём функциям или направлениям её деятельности.

    Все три функции разведки являются НЕРАЗРЫВНЫМИ и ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИМИ друг друга.

    Функция ПЕРВАЯ: Информационное обеспечение бизнеса

    ПЕРВЕЙШАЯ, основная и самая естественная функция разведки в бизнесе – ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ коммерческой (производственной) деятельности компании. Как уже было отмечено ранее, разведывательная система организации обеспечивает информационное снабжение на трёх уровнях информационных потребностей компании:

    1) стратегические информационные потребности;

    2) оперативные информационные потребности;

    3) тактические информационные потребности.

    Все эти информационные потребности тесно увязаны между собой и также являются взаимодополняющими.

    Функция ВТОРАЯ: Модернизация бизнес-процессов и технологий

    ВТОРОЙ функцией коммерческой разведки, имеющей, порой, весьма важное значение – является непрерывный поиск информации способствующей улучшению качества работы самой компании. В каких областях?

    в управленческой (модернизация менеджмента и процессов управления);

    в технологической (модернизация технологических, производственных и бизнес-процессов);

    в научно-технической (новые товары и продукты, прорывные технологии и т.п.).

    Впрочем, необходимо иметь в виду, следующее:

    Существует ПРЕДМЕТНЫЙ и ЧЁТКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕГМЕНТ ПОИСКА технологической информации, способствующей улучшению качества работы компании.

    Поиск информации, касающейся модернизации бизнес-процессов и технологий, осуществляется в ЖЁСТКОЙ и НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРИВЯЗКЕ к намеченным стратегическим целям бизнеса компании.

    У руководства компании и её разведывательной системы должна существовать программа технологической разведки для непрерывного мониторинга данных о сферах бизнеса и компаниях, использующих перспективные технологии и процессы, отвечающие собственным стратегическим потребностям и способствующие достижению намеченных долгосрочных (стратегических) результатов.

    Необходимо, чтобы на основе полученных разведданных, руководством компании применялись новые технологии или модернизировались старые. Идея заключается в том, чтобы научиться у лучшего и адаптировать усвоенное в собственной компании.

    В противном случае разведывательная деятельность по данному направлению полностью утрачивает всякий смысл.

    Итоги разведывательной деятельности по данному, весьма специфическому направлению, должны органически входить в систему стратегического планирования деятельности компании.

    Функция ТРЕТЬЯ: Предвидение будущего

    ТРЕТЬЯ, важнейшая и наиболее «ЗАКРЫТАЯ» (секретная) функция разведки в бизнесе – ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО. Любая разведка наиболее эффективна, когда она способна работать на упреждение, т.е. предвосхищая будущие события. Собственно возможности получения разведкой «грядущего знания» являются потенциалом предвидения будущего.

    Кроме того, данная функция коммерческой разведывательной деятельности самым непосредственным образом связана с возможностями достижения намеченных стратегических целей компании в долгосрочной перспективе.

    Наконец, эта функция содержит в себе наибольший потенциал стратегической конкурентоспособности к

  • 23 декабря 2008 в 23:36 • #
    Генрих Лемке

    Дополнения к задачам и функциям

    Задачи и цели специальных исследований в бизнесе с позиций коммерческой разведки можно посмотреть здесь: http://scouting777.narod.ru/gazeta.files/Page406.htm

  • 29 декабря 2008 в 01:15 • #
    Генрих Лемке

    Хотелось бы акцентировать внимание участников нашей Группы на особенностях целей и задач коммерческой разведки.

    Поясню, что я имею в виду.
    Очень часто в среде российского бизнеса можно столкнуться с достаточно широко распространенным мнением о том, что разведывательные возможности в бизнесе предназначены исключительно для обеспечения безопасности в рамках противодействия факторам недобросовестной конкуренции со стороны внешнего конкурентного окружения и криминалитета (реже, со стороны противозаконных действий различных контролирующих инстанций).
    Отсюда, собственники делают весьма однозначный вывод и пытаются возложить функции разведки на подразделения, обеспечивающие безопасность компании.

    Достаточно редко можно встретить мнение о предназначении разведывательных возможностей для исследований именно рыночного пространства, на предмет выявления рисков, возможностей и угроз РЫНОЧНОГО характера. И это, кстати, можно понять.

    В самом деле, ну о каких специализированных рыночных исследованиях может идти речь, когда имеющиеся в компании подразделения и службы маркетинга уже осуществляют подобные исследования? Однако, дьявол кроется в деталях.

    Действительно, риски, угрозы и возможности текущего бизнеса, затрагивающие возможности сбыта продукта (или услуги) компании в текущей и среднесрочной перспективе, исследуются посредством набора инструментов маркетинговых исследований. Но, где же, в этом случае, поле деятельности коммерческой разведки?

    А поле это, между тем, имеется, и весьма обширное поле. Целями и задачами коммерческой разведки выступают долгосрочные, стратегические цели бизнеса компании. Вернее, информационное обеспечение возможностей их достижения, сопровождаемое не только выявление рисков и возможностей в превентивном (упреждающем) порядке, но разработкой рекомендаций по преодолению (минимизации) этих рисков, использованию открывающихся возможностей и предложением мер (стратегий) по адаптации компании к предстоящим изменениям рыночной конъюнктуры.

    Спектр целей специальных исследований коммерческой разведки фактически не пресекается со спектром маркетинговых исследований рынка. Вторые (маркетинговые исследования), исследуют группы рисков и возможностей, относящихся к текущей и среднесрочной перспективе деятельности компании. В то время как первая (коммерческая разведка) в превентивном порядке осуществляет специальные исследования во многом аналогичных групп рисков и возможностей, но относящихся к средне и долгосрочной перспективе деятельности компании, напрямую связанной с ранее намеченными стратегическими целями её бизнеса.

    Основная задача разведки – обеспечивать своё руководство превентивной (упреждающей) информацией до начала развития реальных событий или ситуаций. Информация о грядущих рисках и возможностях должна быть получена руководством заблаговременно, чтобы у него имелся реальный запас времени для принятия соответствующих мер реагирования.
    Кстати, именно поэтому в обязанности разведчика-аналитика входит не только информирование руководства, но и предоставление ему практических рекомендаций по изменению деятельности или стратегии компании в целях наиболее эффективной адаптации её бизнеса под происходящие (или ожидаемые) изменения рыночных условий.

    Таким образом, отнесение функций и задач коммерческой разведки к компетенции службы (системы) безопасности является ошибкой, причём ошибкой фатального характера. Цели и задачи двух этих структур (безопасности и разведки) за очень редким исключением, практически никогда не пересекаются. Как говорил Талейран – «Это не преступление, это больше чем преступление – это ОШИБКА!»

    Дополнительный материал по этой теме см.:
    http://scouting777.narod.ru/gazeta.files/Page859.htm


Выберите из списка
2018
2018
2017
2012
2011
2010
2009
2008