Секция: «Структура коммерческой разведки в общей системе...

Секция: «Структура коммерческой разведки в общей системе организации компании, её роль, место и подчинённость»

Секция: «Структура коммерческой разведки в общей системе организации компании, её роль, место и подчинённость»ВНИМАНИЕ: Здесь обсуждаются вопросы, касающиеся роли системы коммерческой разведки и её конкретного места в орг-штатной структуре компании.

440
Комментарии (16)
  • 31 декабря 2008 в 02:35 • #
    Генрих Лемке

    Роль и место системы коммерческой разведки в структуре коммерческой организации – на самом деле, один из основополагающих вопросов её потенциальной успешности и высокой эффективности.

    Обратимся к опыту государственных разведывательных структур. Так, согласно положениям Федерального закона «О внешней разведке» (№ 5 ФЗ от 10.01.96), общее руководство органами внешней разведки России осуществляет непосредственно Президент (ст. 12. Руководство органами внешней разведки Российской Федерации).

    В любой сфере коммерческой деятельности специальные исследования (разведка) должны находиться под полным контролем и непосредственным руководством первого лица – владельца компании, поскольку именно он определяет и задаёт конкретные цели своего бизнеса, которые, в последующем, выступают непосредственными целями специальных исследований и объектами информационно-аналитического обеспечения системы коммерческой разведки.

    Между тем, российский опыт изобилует примерами, предлагающими две крайних возможности, когда структура коммерческой (конкурентной) разведки ВЫВОДИТСЯ из непосредственного подчинения первого руководителя и передаётся в подчинение линейным подразделениям маркетинга или службы безопасности (СБ). Подобная практика моментально обрушивает эффективность деятельности системы коммерческой разведки.

    Попробую прояснить ситуацию.

    Наиболее плодотворно, эффективно и качественно система коммерческой разведки способна функционировать в качестве полностью самостоятельного подразделения. В случае её размещения в каком-либо из существующих линейных отделов компании, довольно большая группа, в принципе посторонних людей, будет осведомлена о разведывательных возможностях компании. Это может привести к нежелательной утечке информации и нарушению одного из основных требований к разведке – СЕКРЕТНОСТИ.

    Являясь мощнейшим инструментом обеспечения успешной деятельности компании, особенность информационно-аналитической деятельности заключается в том, что она является всего лишь функцией обеспечения и может эффективно обеспечивать только то подразделение, на которое работает.

    Казалось бы, что можно вполне безболезненно разместить сотрудников новой службы в одном из уже существующих подразделений компании, но в этом случае её сотрудники будут способны обеспечивать информацией исключительно то подразделение, в котором они находятся. Иначе, придётся долго объяснять начальнику, например, отдела маркетинга, почему работающая в составе его отдела команда:

    – формально ему не подчиняется;
    – представляет результаты своей работы не ему, а напрямую руководству;
    – имеет право прямого и беспрепятственного выхода на руководство, через его голову;
    – вправе запрашивать у него интересующую команду информацию;
    – не представляет ему (начальнику отдела маркетинга) никаких результатов своей работы!

    Возможно ли, предоставить такие объяснения без раскрытия истинной роли и миссии вновь созданного подразделения? Впрочем, представляется, что и отношение данного начальника к такой команде будет далеким от восторга. Кроме того, довольно большая группа, в принципе посторонних людей, будет, рано или поздно, осведомлена о специальных возможностях этого отдела (и, соответственно, о новых возможностях всей коммерческой компании в целом), что может привести к дальнейшей нежелательной утечке информации во внешнюю среду.

    Эффективная система коммерческой разведки предполагает три обязательных принципа её построения и развёртывания:

    – во-первых, система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой, а также с руководителями и специалистами всех уровней компании, имеющих «контакты» с внешней средой и/или принимающими управленческие решения;

    – во-вторых, должен быть обеспечен информационный обмен важной тактической и оперативной информацией между разведорганом, руководителями и специалистами всех уровней, а также низовыми звеньями компании. Т.е. должна быть налажена устойчивая «обратная связь»;

    – наконец, в-третьих, новое исследовательское (разведывательное) подразделение должно комплектоваться наиболее

  • 16 января 2009 в 17:30 • #
    Сергей Булат

    А Вы не думаете, что начальник СБ (в основном бывший сотрудник...) может лучше и конкретнее поставить задачу сотрудникам данного подразделения нежели первое лицо т.к. он понимает и знает вопросы руководства фирмы и специфику ОРД?

  • 17 января 2009 в 04:47 • #
    Генрих Лемке

    Уважаемый Сергей,
    а при чём здесь начальник СБ и ОРД???

    Коммерческая разведка решает абсолютно иные задачи, нежели служба безопасности.

    О предназначении коммерческой разведки можно почитать здесь: http://lemgen.livejournal.com/7418.html

    Кроме того ОРД - прерогатива исключительно государственных правоохранительных структуры, использование методик ОРД частными коммерческими структурами - есть прямое нарушение действующего законодательства.

    Мне, исходя из своего практического опыта, действительно трудно представить, как начальник СБ, как правило, действительно (в основном бывший сотрудник...) будет ставить специалисту по маркетингу задачу на исследование маркетинговыми методами того или иного сегмента рынка.

    Грамотной постановки такой задачи бывшими силовиками, имеющими о рынке и методах его исследования, как правило, весьма туманные представления - на моей памяти не было ни разу.

  • 19 января 2009 в 09:27 • #
    Сергей Булат

    Возможно я не совсем корректно выразился.... Я имел ввиду не Оперативно-Розыскную Деятельность в понятии, принятом в законодательстве, а систему мероприятий по поиску информации, причем информации не из открытых источников. Иначе чем коммерческая разведка отличается от отдела маркетинга?
    По поводу постановок задач бывшими силовиками - позволю с Вами не согласиться.... Естественно, бывший сотрудник уголовного розыска (не в обиду этой уважаемой структуре) не знает методов исследования рынка, а вот ОБЭПовец, а еще лучне бывший сотрудник СЭБ ФСБ или СВР - зачастую может еще и маркетолога поучить. И примеров таких - очень много. Не буду называть компанию, но там начальник СБ, занимающийся коммерческой разведкой поставляет руководству гораздо больше информации, нежели директор по маркетингу, который просто обобщает уже напечатанную открытую информацию. А для развития бизнеса ведь надо гораздо больше! Не согласны?

  • 20 января 2009 в 00:49 • #
    Генрих Лемке

    Да!!! Чем коммерческая разведка отличается от отдела маркетинга?

    Со всем уважением осмелюсь послать Вас по этой ссылке:

    http://lemgen.livejournal.com/7418.html

  • 20 января 2009 в 09:49 • #
    Сергей Булат

    Спасибо, конечно! Я уже видел. Но те моменты, которые там указаны как раз и сможет получить наиболее полно и эффективно человек, понимающий, как добывается информация, в том числе и негласная..... Хотя я могу и ошибаться.... Это моё сугубо личное мнение, основанное на опыте!

  • 20 января 2009 в 19:14 • #
    Марина Маковская

    Наиболее эффективно работает такая связка: руководитель определяет цель (т.е. какую задачу он намерен решить с помощью КР), а исполнитель ("бывший сотрудник...") самостоятельно определяет, с помощью каких инструментов это можно сделать. Действительно, как профессионал, он самостоятельно решит, какими методами и средствами этой цели можно достичь.

  • 21 января 2009 в 01:57 • #
    Генрих Лемке

    Не смею с Вами спорить. Очень хорошо, когда Вы имете в своём штате бывшего кадрового сотрудника разведки или иной специальной службы, компетентного для решения поставленных задач и желающего активно работать (это ведь, как правило, уже пенсионер по выслуге лет).

    Однако, всё же останусь при своём мнении. Это, т.н. английский подход. Именно англичане первыми изменили систему подготовки значительной доли собственных разведывательных кадров. Если ранее они готовили и обучали разведчика по специальным дисциплинам, а затем готовили его в соответствие предполагаемой легенде прикрытия, то в последующем (вплоть до сегодняшнего дня) значительная часть специалистов разведки стала отбираться из людей уже владеющих необходимой специальностью, после чего их оставалось обучить некоторым специальным приёмам поиска и сбора информации.

    Естественно, что подбор специалиста осуществлялся с учётом предстоящего направления развед.деятельности, где его гражданская специальность фактически являлась частью легенды его прикрытия.

    Именно поэтому, я беру на себя смелость утверждать - если Вам необходим грамотный сотрудник разведки по направлению деятельности Вашей компании в сегменте Вашего бизнеса, НЕ ИЩИТЕ его на стороне.

    Гораздо дешевле, а, главное эффективнее взять уже готового специалиста (лучше менеджера среднего звена) из своей же компании и всего лишь дополнительно обучить его на краткосрочных курсах некоторым вопросам организации поиска, добывания и обработки информации. В некоторых случаях такого обучения не потребуется вообще, ведь перед нами уже готовый и грамотный специалист, причём, хорошо разбирающийся и знающий нюансы именно Вашей компании и Вашего бизнеса. Меняются только цели, объекты и задачи исследований.

  • 21 января 2009 в 10:57 • #
    Сергей Булат

    Со схожей проблемой сталкивались компании в начале 90-х. Что проще: обучить лингвиста экономике или финансиста - ин. языку..... Наверное, истина где-то между...
    Я уже сказал, что это мое мнение...
    Я не досконально знаю, как обучаются и отбираются сотрудники МИ5, но, насколько мне известно, научить человека за короткий срок методам сбора и анализа информации - невозможно. На это требуются годы и годы. Кстати, те же англичане не поручают своим сотрудникам разведки ничего серьезного в течении 5 лет после их обучения... Вроде как дают опыта набраться. Схожая ситуация и в России. Хотя я соглашусь, что сотрудник Вашей компании гораздо лучше разбирается в тонкостях бизнеса, нежели сторонний человек.

  • 22 января 2009 в 01:17 • #
    Генрих Лемке

    Я тоже не знаю тонкостей подготовки сотрудников контрразведки, к коей, безусловно, относится и MI-5, а вот MI-6 использует этот метод набора и подготовки некоторого числа своих сотрудников.

    Вы (к примеру, известный бизнесмен, инженер и т.п.) , хорошо известный в своей отрасли и в экспертной среде, проходите короткий курс разведывательной подготовки. Естественно Вас никогда не попросят шпионить в той отрасли где Вы не разбираетесь. НЕТ!!!

    Вы будете собирать и анализировать информацию в той среде где Вы уже и так являетесь экспертом, стой разницей, что раньше Вы работали только на себя или свою компанию, а теперь Вы работаете ещё и на государство, естественно в тех случаях, когда Ваша деятельность вплотную переплетается с интересами государства. Плюс дополнительные возможности, которые государство способно предоставить в рамках возможностей своей внешней разведки.

    Чему, в этом случае, Вас может научить MI-6, уж наверное не вашей специальности, где ВЫ и так уже признанный мастер. И кто, как не Вы экспертно владеет методами сбора и обработки информации по своей специальности, которой, как раз, уже и посвятили те самые "годы и годы"???

    Государственная структура обучит Вас правилам конспирации, организации связи, иногда использованию специального оборудования и, после обучения, выведет на конкретные адреса, явки и нужные контакты в стране пребывания.

    Все это, безусловно, выльется государству в копеечку. А теперь попробуйте посчитать, в какие рублики, выльется государству подготовка с нуля профессионального разведчика с опытом в специальности - аналогичном Вашему. А ему ещё (этому разведчику) надо создавать легенду прикрытия, выводить на место проведения операции, а ведь он ещё должен быть, к примеру, известным не менее чем Вы в тех же профессиональных или экспертных кругах.

    Впрочем, возможно британцы просто скряги, ведь они начали использовать такую систему с конца 60-х годов прошлого века.

  • 22 января 2009 в 19:00 • #
    Марина Маковская

    Два вопроса: 1) где читают лекции или готовят специалистов по организации поиска, добывания и обработке информации (анализ и прогнозирование) для бизнеса? 2) не готовит ли собственник бизнеса сам себе "бомбу замедленного действия" под самого себя? Вдруг этот специально обученный им же специалист с исчерпывающей информацией по компании переметнется к конкурентам?
    Получилось три вопроса:)

  • 23 января 2009 в 03:15 • #
    Генрих Лемке

    Это, естественно, не все курсы, но, во всяком лучае, курсы, которые читаю я:

    Коммерческая разведка: образовательные проекты для бизнеса:

    1) Консультационный семинар «Стратегическая коммерческая разведка как фактор глобального конкурентного превосходства» (один день, 8 астрономических часов);

    2) Тренинг-семинар «Технологии конкурентного превосходства. Коммерческая разведка и нелинейный менеджмент» (три дня, 24 астрономических часа);

    3) Тренинг-семинар «Коммерческая разведка как вид обеспечения эффективности и рентабельности бизнеса» (четыре дня, 32 астрономических часа);

    4) Консультационный семинар «Конкурентная война в нелинейных методах, приёмах и примерах» (два дня, 16 астрономических часов);

    5) Тренинг-практикум «Методики и технологии разведывательного анализа» (два дня, 16 астрономических часов).

    Полная информация о программах и действующем расписании
    на сайте: http://obrazovanie777.narod.ru/plan.htm

    Что касается второго вопроса, то разведчик-аналитик, по мере набора практического опыта становится специалистом экстра-класса. Собственно его надо материально стимулировать.

  • 23 января 2009 в 12:22 • #
    Марина Маковская

    Спасибо, загляну по ссылке. Заинтересовало!

  • 23 января 2009 в 12:45 • #
    Александр Токаренко

    >Собственно его надо материально стимулировать.

    Стимулировать - да. Но не стоит замыкаться только на материальном (или только на нематериальном) стимулировании ;)

  • 24 января 2009 в 02:49 • #
    Генрих Лемке

    А здесь, Вы найдёте контакты других (и поверьте очень грамотных) специалистов, ведущих свои образовательные проекты по данной теме:

    http://www.byki7.narod.ru/index.files/Page698.htm

  • 24 января 2009 в 13:12 • #
    Марина Маковская

    Спасибо! Эмблемка занятная!


Выберите из списка
2018
2018
2017
2012
2011
2010
2009
2008