Онлайн-конференция Президента Фонда "Общественное мнение"...

Онлайн-конференция Президента Фонда "Общественное мнение" Александра Ослона

Уважаемые профессионалы,

приглашаем вас ознакомиться с выступлением нашего эксперта — ведущего социолога страны!

Мы собирали ваши вопросы до 14-го октября! Выступление эксперта состоялось после сбора вопросов.

Онлайн-конференция Президента Фонда "Общественное мнение" Александра Ослона
Александр Анатольевич Ослон  — Президент Фонда «Общественное мнение»

Родился в 1952 в городе Златоуст Челябинской области в семье инженеров-электриков.

Образование

Среднее образование получил в Перми и Туле, куда переезжала его семья. В 1969 окончил среднюю школу № 17 Тулы, в 1974 — Тульский политехнический институт, факультет «Техническая кибернетика», специальность «Автоматика и телемеханика». Защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук в 1984 в Институте проблем управления (Москва).

Профессиональный опыт

Начиная с 1972 занимался программированием на различных типах вычислительных машин, разработкой и программной реализацией математических методов анализа эмпирических данных. В 1974 начал трудовую деятельность в проектном институте ГСКТБ АСУ. Проработав в одном месте 13 лет, прошёл путь от инженера до главного конструктора проекта.

Вёл научную работу. Основная сфера интересов — методы анализа данных и их приложение в таких областях, как экономика, социология, отраслевой анализ, автоматизированное проектирование и др. По этой тематике опубликовал около 30 научных работ.

В начале 1988 получил приглашение переехать в Москву для работы в только что образованном Всесоюзном центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в качестве заведующего отделом компьютерной обработки данных. Принимал активное участие в становлении этой организации и в 1990 был назначен на должность заместителя директора.
Фонд «Общественное мнение».

Явился инициатором образования независимого Фонда «Общественное мнение», который в 1992 отделился от ВЦИОМа и начал вести собственную исследовательскую деятельность. Со дня основания Фонда работает в должности генерального директора, а затем президента.

О Фонде

Со времени своего основания Фонд «Общественное мнение» стал одной из ведущих в России социологических организаций, выполняющих большой объём заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов опроса. В 1996 Фонд «Общественное мнение» стал базовой социологической организацией избирательного штаба Б.Н. Ельцина на президентских выборах. Ослон А.А. входил тогда в состав известной Аналитической группы, которой руководили А.Б. Чубайс и В.В. Илюшин.

После выборов на базе Фонда «Общественное мнение» была развернута разносторонняя исследовательская работа по изучению мнения населения России с предоставлением результатов высшему руководству страны: Администрации Президента, Правительству, а также обществу на сайте в Интернете. В 1999—2000 входил в состав избирательного штаба В.В. Путина.

Общественная деятельность

Неоднократно выступал в российской и зарубежной печати с публикациями, освещающими результаты опросов населения и методические вопросы проведения социологических исследований.

Является членом редакционной коллегии журнала «Отечественные записки».

Книги:

«Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки». М., 2002 (в соавторстве);

«Десять лет социологических наблюдений». М., 2003 (редактор, соавтор).

Некоторые статьи:

Человек — «миноритарный акционер» своей картины мира // Отечественные записки. 2002. № 3.

Мир теорий в эпоху «охвата» // Отечественные записки. 2003, № 4.

Автор лучшего по мнению эксперта вопроса по традиции получит привилегированный аккаунт от Профессионалов.ru

С уважением,
Команда Профессионалов.ru

3458
Комментарии (93)
  • 3 октября 2011 в 14:48 • #
    Дмитрий Щелкунов

    Уважаемый Александр Анатольевич,

    блиц-опрос от команды Профессионалы.ru:

    1. Кто такой "профессионал" по Вашему мнению?
    2. Кого Вы считаете своими учителями? Кто повлиял на Вас больше всего?
    3. Какие качества Вы цените в профессионалах?
    4. Вы ждете подходящего момента или делаете момент подходящим?
    5. Какое качество супергероя Вы хотели бы иметь?

    Заранее спасибо!

  • 14 октября 2011 в 03:25 • #
    Александр Ослон

    Уважаемые Профессионалы!
    Спасибо за возможность выслушать вопросы и ответить на них.
    Извините за задержку с ответами и - в дальнейшем - за медленное "отвечание", потому что ... цейтнот.

    1. Профессионал - это тот, кто часто испытывает чувство стыда из-за своего непрофессионализма, но эта частота медленно уменьшается и постепенно нарастает чувство гордости за свой профессионализм. Тут еще важно, чтобы вторые производные этих процессов были нулевые.

    2. В школе - Бела Мироновна Фрадкова, учитель математики. В Тульском политехническом институт, где я учился - Вадим Вячеславович Моттль, учитель и друг. В Институте проблем управления АН СССР, где я делал диплом и защищал кандидатскую - Илья Борисович Мучник, самый неординарный человек в моей жизни, любимый учитель, многомерный мыслитель, сгусток жизненной энергии. И много-много других людей - старших по возрасту, ровесников и, в последние лет двадцать, более молодых, даривших мне опыт, знания, здравый смысл, жизненную мудрость. И еще много-много незнакомых людей разных времен и народов, учивших меня через тексты своих книг и статей.

    3. Главное качество профессионала - умение отличить профессиональное от непрофессионального.

    4. Ни то, ни другое. Я считаю каждый момент подходящим для того, что является подходящим этому моменту. Вот такая реципрокность. Весь вопрос в том, чтобы быстро сообразить, что является подходящим данному моменту. Быстро, потому что моменты имеют свойство незаметно становиться другими моментами.

    5. Неутомимость.

  • 4 октября 2011 в 09:42 • #
    Владислав Никитин

    Уважаемый Анатолий Александрович !
    Если в нашей стране ни кого из власть имущих не интересует общественное мнение по ключевым вопросам, тогда для чего существует " ФОНД ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ"? Для сбора информации об этих мнениях или для чего - то другого? А моё мнение таково - если МЫ хотим изменить наше общество и экономический и политический строй (существующий строй не имеет определенной формации) начинать надо с главного закона и исключить двойных трактовок, как в КОНСТИТУЦИИ так и в последующих законах. Исключить все возможные "ПО МНЕНИЮ", основывать все на букве закона и подчинении ВСЕХ граждан этим законам.
    Спасибо.

  • 15 октября 2011 в 01:54 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Владислав!
    В следующем году ФОМу исполнится 20 лет. У меня богатая статистика интереса к опросам общественного мнения, в том числе бизнеса, СМИ, аналитиков, власть имущих. Поверьте именно последние создают значительную часть спроса на опросы.
    Что касается Вашего мнения об исключении всевозможных "ПО МНЕНИЮ", то в нем содержится парадокс: оно касается и Вашего мнения.

  • 20 октября 2011 в 07:30 • #
    Владислав Никитин

    Уважаемый Анатолий Александрович !
    Вы по сути так и не ответили на мой вопрос " ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЕТ ФОМ?". Хочу расширить свой вопрос добавлением: - " На чьи средства существует ФОМ, и что практического принесло Ваше движение для людей?"
    А моё мнение, об исключении всевозможных "ПО МНЕНИЮ" (возвращаясь к предыдущему моему к Вам обращению) - это только моё мнение и оно касается тех власть имущих, которые реально на практике применяют СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ в своих целях, хитро пользуясь искусственно созданными в существующих законах дырами или двойным трактованием, оставленными в существующих специально или по недомыслию (что еще хуже) такими же власть имущими.
    С уважением,
    Владислав.

  • 4 октября 2011 в 12:06 • #
    Владимир Власов

    Связи с Чубайсом и т.д., конечно не способствуют доверию к Вам и Вашей организации. Но, посмотрим, как Вы ответите на такой вопрос: Как объяснить, что рейтинг доверия к партии ЕР в Интернете - порядка 2%, а у известной тройки Центров, куда входит и Ваша организация -60-70%

  • 15 октября 2011 в 02:33 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Владимир!
    Только брачные связи не вызывают недоверия (да и то не всегда). Но бизнес-связи - это совсем другое.
    Чтобы увидеть рейтинги партий за несколько лет откройте файл http://bd.fom.ru/pdf/d41ind11.pdf и посмотрите на стр. 7. Научная методика формирования выборки случайно отобранных людей в каждом опросе гарантирует, что если одновременно провести несколько таких РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ опросов, то результаты будут примерно одни и те же. Так и получается в наших опросах и опросах наших ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ коллег, если мы задаем одинаковые вопросы. И я нашу методику могу ясно и доказательно представить. А на каких методиках основаны опросы в интернете? Да ни на каких! Просто вывешивается вопрос и отвечают те, кто хочет. Но чем отличаются те, кто хочет / не хочет - неизвестно. Поэтому тут даже сравнивать невозможно.
    Не говоря о том, что пользуется интернетом и одновременно интересуется политикой малая часть населения, а наши опросы репрезентируют все население.
    Да и, в конце концов, есть же возможность сопоставить прогнозы, основанные на опросах, с результатами выборов. Хотите почитать на эту тему? Вот две ссылки - правда, это очень занудливо, извините:
    http://bd.fom.ru/report/map/d034727 - логика прогнозирования и сравнение с выборами
    http://bd.fom.ru/report/map/os0312151 - работа над ошибками прогнозирования

  • 17 октября 2011 в 11:50 • #
    Владимир Власов

    Спасибо за ответ, умелый и профессиональный. Но он меня огорчил: значит ситуация еще хуже, - не подправляются результаты опросов, а народ у нас такой неразумный, ведется на всякие разговоры, а не на реалии. Примерно год я собираю данные из открытых публикаций по изменениям главных показателей страны как соцсистемы - безопасность, качество жизни и т.д. Получается, что все показатели падают: боеспособной армии нет, правоохранительные структуры защищают только власть, а не население, оно само деградирует, разбегается, пьет, вымирает,... Жаль, "просрем страну" опять. А по деятельности Вашего фонда хотелось бы большего разнообразия и конкретики в вопросах: спрашивайте не о доверии к .... , а мнение об изменениях главных показателей: качество жизни и т.д. Будет большая польза. Я сам - д.с.н. и мне известна непосредственная связь желаемого ответа и задаваемого вопроса.

  • 4 октября 2011 в 18:22 • #
    ViktOr Kadukov

    Александр Анатольевич , приветствую!

    Вопрос: почему ФОМ в регионах (в частности в Пензенской области) работает только с одним и тем же подрядчиком?

    Известно, что проекты есть. Но они поступают к одним и тем же исполнителям. Без запроса по другим участникам рынка.

    Ведь такой подход может свидетельствовать о коррупции в "ФОМ".

  • 15 октября 2011 в 02:52 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый ViktOr!
    Наши отношения с региональными партнерами основаны на долголетнем сотрудничестве, взаимной ответственности, доверии и даже на личных отношениях. Бывает, конечно, что ругаемся, ссоримся и порой расходимся. Раньше это называлось: тесное партнерство и даже дружба. И считалось, что так работать лучше, надежнее, качественнее.
    Теперь возникает подозрение, что это коррупция, то есть отношения, в которых деньги платятся не только за работу, но и за отношения. Мы же так скоро с ума сойдем и будем подозревать, что жених выбрал невесту за откат с ее стороны.
    Слава Богу, у ФОМа хватает ума не подменять требовательность подозрительностью и выбирать коллег по деловым и человеческим качествам, а не по конкурсным заявкам.
    Мы же не госучреждение, а частная компания, следовательно, свободны: делаем, что пожелаем, и работаем, с кем хотим.

  • 5 октября 2011 в 07:24 • #
    Вадим Дроздов

    Уважаемый Александр Анатольевич, как Вы считаете насколько % результаты исследований вашего фонда совпадают с реальным общественным мнением? И 2 совпадают ли ваши прогнозы выборов с реальными результатами, и как это соотносится с общественным мнением?

    Вопросы навеяны тем, что я в своей жизни ни разу не встречал совпадения мнения мне известных людей с мнением вашего фонда и мнением озвученным правительством РФ. Проценты расходятся настолько сильно что я не могу верить в то что ваши исследования общественного мнения соответствуют реальному мнению населения страны. Причем я опираюсь не только на мнение людей моего круга, но и на тех кого я встречаю просто в разных случаях жизни.

  • 15 октября 2011 в 03:22 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Вадим!
    Выше, отвечая Владимиру Власову, я частично ответил на Ваш вопрос.
    Остается добавить, что каждый человек вольно или невольно пытается изучать общественное мнение. Об этом замечательно писала Э.Ноэль-Нойман в книге "Спираль молчания": в каждом из нас как бы встроен статистический приборчик, собирающий и обобщающий сведения о состоянии социальной среды вокруг нас.
    Все дело - в слове "среда"! Ведь каждый из нас живет в своем локальном мире, и странно предполагать, что все эти миры одинаковы или просто похожи. Нет, они очень разные. Я бы даже сказал, что настолько разные, что и вообразить невозможно.
    Только знание специальных методик могут помочь хоть в какой-то мере охватить множество этих миров. Плюс готовность тратить на это занятие много сил, времени и средств. Это отдельная профессия, и так сложилось, что я последние двадцать с лишним лет работаю в ней. А до этого, будучи специалистом по статистике и анализу данных, я тоже был ей не чужд.
    Поэтому я могу смело утверждать, что "ухватить" общественное мнение без специальных знаний и инструментов, походя, "левой ногой" - невозможно. Поэтому так часто ошибаются политики, начальники, аналитики, журналисты и т.д., опирающиеся на наблюдения в своем локальном мире и на обрывочном и поверхностном "заглядывании" в другие (чаще всего "ближайшие") миры.
    Это только кажется, что понимать других людей - просто. А, например, разбираться в геологии или, скажем, в медицине - это сложно и доступно специалистам. Нет, конечно: общество не менее (а, может, и более) сложный объект.

  • 16 октября 2011 в 18:43 • #
    Вадим Дроздов

    Владимир, огромное Вам спасибо за ваш полноценный и исчерпывающий ответ. особенно за ссылки на статистику в ответе Владимиру Власову. Как человек склонный к аналитике, очень люблю статистику, и к сожалению очень редко встречаю людей, отвечающих подобно Вам с цифрами и фактами. Своим ответом Вы доставили мне огромное удовольствие.

    P.S. Это не комплимент, а реальная и заслуженная оценка Вашего ответа. Я циник и не очень люблю кого то хвалить. Но Вы заслуживаете всякой похвалы.

  • 5 октября 2011 в 21:08 • #
    Юнисов Рашид

    Добрый день,

    У меня 2 вопроса:
    1. Как работа с общественное мнение влияет на ваше собственное мнение и как сильно оно расходится персонально с вашим мнением?

    2. Чему вас научило изучение общественного мнения?

    Заранее благодарю за ответы.

  • 18 октября 2011 в 01:54 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Рашид!
    Вы задали очень хорошие вопросы.
    1. Я много лет веду сознательную внутреннюю работу, чтобы дистанцироваться от общественного мнения, которое изучаю и практически ежедневно излагаю. Так я стараюсь сохранить себя.
    2. Научило простой истине: разнообразие людей даже вообразить невозможно. Но, к сожалению, большинство людей этого не знают и, оставаясь в своем горизонте, даже не подозревают, что за ним еще много-много других людей.

  • 6 октября 2011 в 21:21 • #
    Александр Владимирович

    Если ФОМ финансируется "властью" то значит это одим из институтов власи а не независимый фонд.
    А теперь вопрос:
    Какова миссия организации ФОМ, которая получает финансирование от власти, платящей деньгами Налогоплатильщиков?
    И насколько, то что вы делаете, соответствует реальному состоянию общественного мнения?

  • 18 октября 2011 в 02:14 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Александр Владимирович!
    "Власть", то есть государственные структуры финансируют, то есть распределяют бюджетные средства, только иные государственные структуры. В то же время государственные структуры могут делать заказы (по-нынешнему, делать "закупки") структурам иной формы собственности. ФОМ юридически относится к категории некоммерческих организций, а его "дочки" - частные компании. Все они с полным правом участвуют в конкурсах, объявляемых гос.структурами, а также выполняют заказы негосударственных организаций. Независимость ФОМа (как группы организций) состоит в том, что а) он выполняет / не выполняет работы по своему усмотрению, б) над ним нет никаких вышестоящих инстанций, в) он руководствуется собственными представлениями о профессионализме.
    Миссия ФОМа - заниматься своим ремеслом: выполнять прикладные социологические исследования с максимально тщательным и ответственным соблюдением научных методик и пофессиональных стандартов.

  • 7 октября 2011 в 11:33 • #
    Татьяна Ремнева

    Уважаемый Александр Анатольевич!
    Скажите, пожалуйста, изменилась ли методология исследований ФОМ с активным проникновением Интернета и связанным с этим изменением поведенческих моделей населения?

    Также, интересно было бы узнать Вашу оценку, как изменятся социологические исследования в следующие 10 лет? Как изменится использование мнений множества людей для решения различных задач бизнеса и государства?

    Заранее спасибо!

  • 18 октября 2011 в 02:26 • #
    Александр Ослон

    Уважаемая Татьяна!
    Наш основной метод - репрезентативные опросы населения страны / территории по месту жительства в форме интервью face-to-face. Это самый статистически и психологически надежный метод опроса.
    Именно так - в оффлайне - мы изучаем "интернетчиков", с 2000-го года оценивам объем интернет-аудиторий и фиксируем значительные изменения в стиле жизни в связи с фактором интернета.
    Однако, в странах с хорошим проникновением интернета есть явная тенденция к переносу опросов в сеть с применением специальных методик пересчета их результатов на все население в целом. В России это делать еще рано, но в ближайшие 10 лет с учетом бурного роста российского интернета, мне кажется, и у нас распространится эта новая методология.

  • 7 октября 2011 в 11:53 • #
    Андрей Попков

    Я являюсь лидером профсоюза proftaxist.ru, выступаю как эксперт в области пассажирских перевозок, сколько фондов столько и мнений.

  • 18 октября 2011 в 02:29 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Андрей!
    Вы не задали вопроса, но, тем не менее, спасибо

  • 7 октября 2011 в 11:56 • #
    Дарья Бажанова

    Уважаемый Александр Анатольевич!
    Что такое в вашем понимании crowdsourcing, и каковы перспективы развития этого метода в России?
    Есть ли какие особенности проведения исследований общественного мнения с помощью метода краудсорсинга в России?

  • 18 октября 2011 в 02:59 • #
    Александр Ослон

    Уважаемая Дарья!
    Краудсорсинг, по-моему, самое интересное и фундаментально важное явление, рожденное интернетом. Если совсем коротко - это "усилитель интеллекта" за счет а) вовлечения многочисленных неравнодушных толковых людей и б) применения эффективных сетевых технологий организации их работы. Здесь "работа" - ключевое слово. Именно правильно построенная сетевая коллективная работа дает возможность извлечь и применить для решения трудных задач гигантскую социальную энергию (как в свое время стала доступной атомная энергия).
    Социально-практические исследования на основе идей краудсорсинга только-только начинаются и я с гордостью констатирую, что ФОМ в этой области - пионер. Посмотрите www.zakon.ru, edu.crowdexpert.ru, innov.fom.ru и, конечно, sber21.fom.ru. Все это совершенно новый тип исследований- работ на базе платформы WikiVote!, разработанной в том числе с моим участием.
    Еще один подход к краудсорсингу реализован (также с моим участием) в платформе Witology (www.witology.com), где происходит работа больших групп "народных экспертов".
    Это направление я называю "активной социологией", так как в нем фигурируют не взаимозаменяемые одноразовые случайные респонденты, используемые по принципу вопрос-ответ (стимул-реакция), а личности, наделенные интересом и мозгами, стремящиеся проявить себя, сделать максимальный вклад в коллективную работу и осознающие свой собственный смысл участия в краудсорсинговом предприятии.

  • 8 октября 2011 в 10:01 • #
    Максим Евсеев

    Александр Анатольевич, какими Вашими делами на Земле - прошлыми, нынешними, будущими - Вы похвастатесь перед Богом?

  • 8 октября 2011 в 11:05 • #
    Дмитрий Щелкунов

    вы уверены, что название вашей компании написано правильно?

  • 17 октября 2011 в 21:11 • #
    Максим Евсеев

    Проверьте на www.president2025rf.ru

  • 18 октября 2011 в 09:19 • #
    Дмитрий Щелкунов

    То есть ваша компания - "Проект Росися"?

    Обратите внимание на второе слово в названии.

  • 18 октября 2011 в 03:05 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Максим!
    Слово "хвастаться" в данном контексте звучит как кощунство. Вы, наверное, спрашиваете, есть ли за мной добрые дела? Не мне судить, состоялись ли они, но я стремился их делать.

  • 18 октября 2011 в 08:21 • #
    Максим Евсеев

    Спасибо, Александр, за уклончивый ответ.
    Лично я или стараюсь делать, или делаю.

  • 9 октября 2011 в 11:41 • #
    Данияр Булатов

    Александр, доброго времени суток.
    Вопрос не совсем по вашей теме, но все же.
    Не секрет, что Москва и СПб сегодня центр не только как 2 столицы, но и центр притяжения для тысяч россиян и не только, которые приезжают сюда в поисках лучшей жизни.
    Как, по вашему мнению, поднять привлекательность регионов для населения?

  • 20 октября 2011 в 02:26 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Данияр!
    Я не знаю ответа на Ваш вопрос :(((
    Мне кажется, что всегдашнее присутствие, сосуществование и противопоставление центра и периферии - своего рода архетип российского мироустройства. Интересно, что это явление имеет фрактальный характер: в каждом фрагменте тоже есть центр и периферия. Будь то фрагменты пространства, политики, культуры, межличностных отношений и т.д. Может быть, у нас слишком велика дифференциация и поэтому полюса как-то уж очень непримиримы, причем по любым осям координат.

  • 9 октября 2011 в 12:40 • #
    Владимир Радохлебов

    Александр Анатольевич, есть ФОМ, есть ВЦИОМ, есть Левада центр. Три большие организации, которые по сути занимаются одним и тем же. Вам на рынке не тесно? В чем принципиальное отличие ФОМ от конкурентов? Заранее благодарю.

  • 20 октября 2011 в 02:32 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Владимир!
    В футбольном чемпионате пара десятков команд - и то не тесно. А здесь всего три!
    На второй вопрос отвечать легко, когда говоришь с потенциальным клиентом. А так остается только сказать: мне почему-то кажется, что ФОМ просто лучше :-)

  • 9 октября 2011 в 13:09 • #
    Максим Шишкин

    Уважаемый Александр Анатольевич добрый день!
    Так как я еще не совсем взрослый позвольте задать вам вопрос о том что как по вашему мнению идет развитие России в целом??

  • 20 октября 2011 в 02:37 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Максим!
    Мой субъективный ответ: в целом нормально. Могло быть лучше, но слава Богу, что не хуже.

  • 9 октября 2011 в 14:33 • #
    Konstantin Smirnov

    Здравствуйте! В какой по вашему мнению стране мира существует наиболее прозрачные и эффективные способы коммуникации общества с властью? и насколько они применимы для России? спасибо

  • 20 октября 2011 в 03:02 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Константин!
    Я задам похожий вопрос: в каком теле существует хорошее отношение между мозгом и печенью? Ответ очевиден - в здоровом! Аналогично и страны: совсем здоровых нет, а менее больные есть. Например, Финляндия.
    И, вообще, в более здоровых странах власть - это скорее часть общества, а не что-то ему противопоставленное. В России традиционно попадание во власть меняет отношения (и коммуникации) между людьми, и обе стороны как бы разъезжаются: властные люди как бы уносятся куда-то вверх. Обе стороны приписывают (часто не осознанно) властным статусам признаки сакральности и, тем самым, создают еще больший зазор. Отсюда мигалки, заборы, взаимонепонимание, отчуждение. Но, одновременно, восприятие такого положения вещей как естественного, нормального, обычного. Вот такая жизнь за зазором. И коммуникации соответствующие.

  • 9 октября 2011 в 18:03 • #
    Сергей Фадеев

    Здравствуйте уважаемые, всё прекрасно, задавайте свои вопросы, а где ответы?
    Это простой сбор информации

  • 9 октября 2011 в 18:06 • #
    Дмитрий Щелкунов

    Пожалуйста, см. анонс в самом верху:

    Ждем ваши вопросы до 11-го октября! Выступление эксперта состоится после сбора вопросов.

  • 20 октября 2011 в 03:04 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Сергей!
    Вам придется признать, что Вы неправы. Это не сбор информации, а медленное отвечание на вопросы по ночам.
    И на Ваш вопрос я отвечаю: вот они!

  • 9 октября 2011 в 21:20 • #
    Валерий Большаков

    Уважаемый Александр Анатольевич, сколько нам осталось?

  • 20 октября 2011 в 03:11 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Валерий!
    Надеюсь, столько, сколько предусмотрено. И не меньше! А, если повезет, то немного больше.

  • 22 октября 2011 в 19:02 • #
    Валерий Большаков

    Не могли бы Вы прокомментировать коротко книгу Никиты Николаевича Моисеева "Быть или не быть человечеству?"

  • 10 октября 2011 в 00:15 • #
    Алексей Гриценко

    Уважаемый Александр Анатольевич! Как Вам подсказывают многолетняя профессиональная деятельность и богатый жизненный опыт: насколько скоро в России начнут целенаправленно и эффективно формировать реальное общественное мнение не под очередные выборы или аналогичные краткосрочные задачи, а на перспективу, скажем двух-трех поколений?
    Заранее благодарен за ответ, хотя не очень рассчитываю его получить...

  • 10 октября 2011 в 03:11 • #
    Соломатина Наталия

    Уважаемый Александр Анатольевич! Многое бы хотелось спросить, однако вы, как социолог, понимаете, что мы спрашиваем вовсе не потому, что не понимаем сами. Скорее хочется что-то высказать... И все-таки мои вопросы.
    1. Как власть трактует понятие патриот и насколько трактовка власти соотноситься с пониманием того же термина большинством народа. Так, воспринимается ли в качестве патриота гражданин, который открыто и смело критикует действия любых властей , если видит их ошибочность; говорит о негативных сторонах российской действительности с целью их исправления; с неприязнью относится и старается бороться теми чертами российского быта или национального характера, которые являются причиной медленного экономического роста, а также негативного отношения со стороны других народов? И что должен пропагандировать, нести людям патриот? Очень бы хотелось понять, каким власть видит настоящего патриота своей Родины? А то как-то про патриотическое воспитание невнятно сказано!
    2. Меня уже давно мучает и другой, очень деликатный, вопрос. Будучи знакома с социальной психологией и понимая некоторые закономерности я вижу, что множество управленческих решений у нас принимается с заведомо понятным результатом. Уж в образовании, где я работаю, предсказать его развал от тех мер, принимаются, очень легко. Порой все просто по учебнику! Так вот, это так от отсутствия в верхах профессионалов ( т..е. от глупости) или целенаправленно? Или, такие решения принимаются просто по причине "плохо сконструированного" самого аппарата, ответственного за решения? Ну, если там невозможно договориться, идет огруппление мышления и все прочее? И что можно сделать, чтобы как-то все-таки развернуть ситуацию в нормальное русло?

  • 10 октября 2011 в 10:49 • #
    Алексей Гриценко

    Наталья, Вы задаете очень классные вопросы! К первому хочется сделать маленькое стихотворное "алаверды", написанное лет 20 назад:
    "Я родился в России. "Русский дух"
    Не потому понятен мне, что моден.
    Над Родиной смеюсь и плачу вслух -
    Как над собой - других не будет Родин!"
    А по второму вопросу ремарка: сегодня ценится не профессионализм, а непрофессионализм - в мутной воде рыбку ловить сподручнее. Извините, что влез с комментариями.

  • 20 октября 2011 в 03:28 • #
    Александр Ослон

    Уважаемый Алексей!
    Общественное мнение во многом формируется само, но те кто считают, что это они его формируют, умело дают понять, каково их влияние, и иногда кажется, что они правы. Но их роль сильно преувеличена. Например, когда (и это бывает не так редко) публичные люди говорят о дальних перспективах - на два-три поколения, общественное мнение не верит и не реагирует. Почему? Я думаю, из-за того, что жизнь в России в беспокойная и переменчивая и поэтому не очень верится, когда кто-то загадывает слишком далеко. У нас даже период застоя был всего один раз, да и то не очень долго.

  • 24 октября 2011 в 18:22 • #
    Алексей Гриценко

    Спасибо, Александр Анатольевич! Вы четко расшифровали позицию сегодняшних идеологов, которые смотрят на вещи в краткосрочной перспективе. Но как же быть со "стариками" Платоном и Аристотелем, которые давали рекомендации правителям, на каких мифах стоит воспитывать новые поколения, а на каких - нет?

  • 10 октября 2011 в 02:24 • #
    Alexandr Shiryaev

    Даже жаль, что тёзка - не Иоанн Златоуст!
    Но всё же.... Выскажите мнение:
    Чем плох как Президент (был и будет!) В.В. Путин?
    Я его "фанат", как и многие ЗДРАВОмыслящие!
    Ответите не только мне!

  • 10 октября 2011 в 08:33 • #
    Александр Суворов

    Парламентские слушания на тему "Концепция общественной безопасности России" прошли 28 ноября 1995 года. Их организовали Комитет Государственной Думы по безопасности и фракция Либерально-демократической партии России.
    Несмотря на решение Думы общество практически ничего не знает о КОБе и находится в мировоззренческом тупике. Может быть Вам провести опрос на эту тему.

  • 10 октября 2011 в 12:34 • #
    Виталий Королев

    Странное дело: сайт предлагает задать вопрос профессионалу, а, чтобы сделать это, предлагает нажимать кнопку "ответ"... :-)
    Однако, вопрос: исследует ли Ваш Фонд демографические характеристики бизнес-сообщества? Меня интересует проблема владельческой преемственности. Когда по Вашему мнению начнется массовый отход от дел первогопоколения бизнесменов-основателей (грюндеров) и передача по наследству второму. Какие иные сценарии распоряжения бизнесом рассматривают бизнесмены? Как отвечают на вопрос: "что с моим бизнесом будет после меня"?

  • 10 октября 2011 в 18:10 • #
    Юрий Водяницкий

    Водяницкий Юрий.Александр Анатольевич,в нашей жизни если и бывают такие совпадения,то,не часто...Я хорошо знал Анатолия Борисовича Ослона.Он часто приезжал к нам в ВИЭСХ в лабораторию Якобса А.И.,у которого я был аспирантом.И вот вопрос по теме:-Как называется политическая система в России теперь,что-то я ни разу в речах элиты внятного названия не слышал.Похоже,они и сами не знают...

  • 10 октября 2011 в 18:36 • #
    Любовь Марамыгина

    Мой вопрос. Как Вы думаете, Александр Анатольевич, почему в стране вводятся законы, противоречащие логике нормального развития образования, промышленности, природопользования. Законы, направленные на обыдливание населения, обрекающие нас на вымирание???????

  • 10 октября 2011 в 20:37 • #
    Борис Викторович Крехнов

    Александр Анатольевич, здравствуйте.
    Почему в своих исследованиях (опросах) Вы не используете методы Data Mining?
    В частности, поиск конъюнкций?
    Очень информативно, по-моему.

    Одновременно, по статистике запросов на поисковиках можно было бы искать закономерности.

    С уважением к Вам и Вашему бизнесу,
    Крехнов Борис Викторович, аналитик.

  • 10 октября 2011 в 20:45 • #
    Нурмагомед Джафаров

    Александр Анатольевич! Опираясь на результаты Ваших опросов, из-за моего критического отношения к действиям власти, я всегда относил себя к меньшинству. Но, прочитав вопросы профессионалов, почувствовал себя в большинстве. Странное ощущение...
    Вопросы:
    1. Как Вы видите цели и задачи промышленной политики в России?
    2. Почему за один и тот же период (путинский) в Беларуси машиностроительный сектор вырос, а в России (несмотря на колоссальные деньги, вложенный в американскую экономику) существенно упал(я сужу по объемам выпускаемой тяжелой и специальной техники: погрузчики, бульдозеры, тракторы, комбайны)?
    3. Насколько сознательной является политика властей, направленная на закрытие действующих производств?

  • 11 октября 2011 в 00:35 • #
    Игорь Цесельский

    Александр Анатольевич, на Ваш взгляд как Президента Фонда "Общественное мнение", отличается ли аудитория социальной сети professionali.ru от других популярных массовых русскоязычных сетей, чем и на сколько интересна эта аудитория в проведении исследований, для каких категорий Заказчиков.

  • 11 октября 2011 в 01:55 • #
    Игорь Цесельский

    Александр Анатольевич, на professionali.ru запущен проект краутсорсинга со Сбербанком России. На ваш взгляд, какую перспективу имеет этот метод в социально-политической жизни нашей страны?

  • 11 октября 2011 в 02:34 • #
    Игорь Цесельский

    Александр Анатольевич, как вы считаете, перспективен ли в социально-политической области проектный метод и есть ли у РФ шанс стать проектным государством http://www.proektnoegosudarstvo.ru/ ?

  • 11 октября 2011 в 08:53 • #
    Сергей Баранов

    Уважаемый Александр!
    Какой период времени российское общество будет аморфно и есть ли шанс ,что оно выйдет из летаргического сна.По Вашему мнению ,на что расчитывает Путин , те люди которые стоят за ним, чьи интересы он представляет в первую очередь , что им удасться оболванить 140 млн.граждан России если не в этом поколении то в следующих.Есть ли у Вас собственная гражданская позиция и можете ли ее Вы озвучить.
    С уважением С.Б.

  • 11 октября 2011 в 13:20 • #
    Tatiana Ciresh

    Я понимаю, что многочисленные проблемы России, как и многих других маленьких государств бывшего СССР связаны с глобальным противостоянием двух систем-либералов и всех остальных. Хотелось бы в этой связи спросить: не считаете ли Вы, что в данной ситуации очень важно помимо всех других проектов экономических и стратегических, провозгласить Россию духовной страной. И от этой точки строить все остальные экономические, стратегические, образовательные и др. системы. И хочется в конце обратиться к словам уважаемого русского философа Николая Бердяева "Веришина человечества уже вступила в ночь нового средневековья, когда солнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Внешний свет гаснет. Крах рационализма, возрождение мистики и есть этот ночной момент. Но когда происходит крах старой рассудочной мысли, особенно нужно призывать к творческой мысли, к раскрытию идей духа..."(Об отношении русских к идеям). Продолжая эту тему мне, как жителю бывшей Республике, видеть Россию, прежде всего, не как милитариста. А как защитника малых народов от экспансии больших. России стоит на высоте всего всеобщего обозрения абсолютного безобразия и неразберихи мировой. Очень хочется, чтобы в этом стоянии она стояла очень достойно, красиво и сильно. Ставя во главу угла истинные ценности. Спасибо.

  • 13 октября 2011 в 12:08 • #
    Александр Ильюшин

    Здравствуйте, Александр Анатольевич!
    Что, на сегодня, является лицом российских компаний - их капиталы или их клиенты?
    Спасибо

  • 13 октября 2011 в 23:20 • #
    Алексей Косенко

    Уважаемый Александр Анатолевич, Вы наверняка знаете о такой градации: "Есть маленькая ложь, есть большая ложь и есть статистика."
    Как Вы позиционируете ФОМ в этой градации?
    Или ФОМ сразу моделирует возможное мнение и его создаёт?

  • 14 октября 2011 в 00:39 • #
    Дина Камалова

    Здравствуйте.
    Рада, что Витологии вверил свою судьбу банк россиян. Престижная, наивысшая площадка.
    Александр Анатольевич, часть проекта посвящена развитию страны и вопросы обсуждаются политического характера. Не секрет, что Вы является одним из основателей Witology, а ОНЭКСИМ стал инвестором и партнером. Господин Прохоров М. Д.(Онэксим) по сообщениям СМИ работает над проектом собственной программы развития страны.
    Первый вопрос: нет ли связи между прохоровской программой будущего (в которую верят россияне) и обсуждениями насущных проблем отечества, которые здесь подняты.
    Второй вопрос:КАК Вы, ни как статист, а как гражданин мира, относитесь к вхождению России в зону единой валюты со странами Европы и снятию границ и вхождению в шенгенский союз (ни в Евросоюз)?
    P.S.По поводу технических вопросов: "Хотелось бы, чтобы личные комментарии отражались и сохранялись на личной странице участника данного проекта (в хаосе теряется время).
    Спасибо

  • 14 октября 2011 в 11:10 • #
    Дмитрий Лайер

    Дина,

    отвечаю на один из ваших вопросов:

    "P.S.По поводу технических вопросов: "Хотелось бы, чтобы личные комментарии отражались и сохранялись на личной странице участника данного проекта (в хаосе теряется время)."

    в ближайшие дни этот функционал появится!

  • 15 октября 2011 в 00:09 • #
    Дина Камалова

    Спасибо, Дмитрий

  • 14 октября 2011 в 03:02 • #
    Константин Яценко

    И Еще раз о медицине. Возможно ли управление министерством здравоохранения человека не имеющего ни какого медицинского образования? Я не думаю что Вы об этом не знаете.
    Более чем уместно задать этот вопрос ИМЕННО НА ПРОФЕССИОНАЛАХ!
    Хотелось бы узнать появится ли в РФ профсоюз медиков который хоть как то защищал нас медиков и пациентов от чиновников здравоохранения. У врача - не навреди. У чиновника должно быть не мешай работать. Полностью уверен если бы минздрав не внедрял различных программ и т.н. "улучшений" поверьте мы бы врачи смогли бы решить многие вопросы. Сейчас пока они поют различные доктрины, совершенно оторванные от реальности - гибнут люди. У нас в больнице не хватает врачей, персонала, лекарств, люди лежат под койками, потому что нет мест....НО главное что бы были электронные истории болезни. Не пора ли отослать чиновничков поработать на фельдшерских пунктах, для большей приблеженности к реальности?

  • 25 октября 2011 в 07:47 • #
    Галина Сотникова

    Константин, я хоть и чиновник, но полностью с вами согласна. И это не только у Вас в России , но и в других странах СНГ.

  • 14 октября 2011 в 06:48 • #
    Antony Bark

    Здравствуйте, Александр Анатольевич!

    Насколько сейчас тонка грань между сбором информации и её манипуляций, и насколько существенно такое взаимодействие усложняет вашу работу? Интересен сам момент координации групп сбора, учёта и обработки результатов )) Веду речь не о политическом давлении, а организационной структуре.

    Спасибо.

  • 14 октября 2011 в 09:28 • #
    Людмила Миролюбова Фальковская

    В Сбербанке был получен ипотечный кредит на покупку определенной квартиры, в котором поручителями выступили 2 человека. Во время оформления договоров поручения работники банка объяснили ситуацию: сейчас заключается кредит с поручителями на более высокий процент, а после оформления в залог квартиры по заявлению заемщика поручители выводятся и снижается процент. В рекламных проспектах такая же информация (до оформления квартиры в залог необходимы поручители, после оформления обеспечение по кредиту является залоговое имущество.
    После оформления в залог квартиры процентную ставку снизили, а в выводе поручителей отказали.
    Далее: по истечении некоторого времени выясняется, что ипотечный кредит был фиктивным ( два ИП взяли в банке ссуду на развитие бизнеса на 5 лет и не смогли вовремя отдать. При обращении в банк продлить срок кредитования уменьшая сумму ежемесячных платежей, банк предложил ИП взять друг у друга в ипотеку квартиры, что они и сделали.
    Суммы кредитов одинаковые.
    Далее один из ИП попадает больницу (онкология).
    Банк начинает требовать деньги с поручителей. Начинаются судебные разбирательства и все это выясняется.
    Сейчас суд признал сделки по купли-продажи квартир недействительными. Но ипотечные договоры не отменил.
    Как рассматривать ситуацию, если ипотечный кредит выдается под определенную квартиру, а теперь эта квартира возвращена старому владельцу? Договор теперь не ипотечный?
    И еще юрист банка считает, что при заключении договора поручительства поручители не должны были слушать работника банка, о выводе поручителей и в рекламных проспектах 2малоли что там напишут", разве это не является публичной офертой?

  • 14 октября 2011 в 10:44 • #
    Дмитрий Ситников

    Уважаемый Александр Анатольевич,

    Вы видели большие изменения, проходившие в России в 90-е и нулевые.

    1/ Какая наиболее сложная задача была за этот период, которая потребовала мобилизации ваших сил и возможностей вашей команды/коллектива?

    2/ И какая наиболее интересная?

    Спасибо.

  • 14 октября 2011 в 12:23 • #
    Анатолий Овчаренко

    Уважаемый Александр Анатольевич,как Фонд ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ относится к нашему Проекту НОВЫЙ ЦЕЛИНОГРАД? Цель его-повторить идею целинного движения двадцатого века Ц ЕЛИНА-54 и таким образовать Второе движение народных масс ,но уже на территории регионов всей европейской части России,с привлечением государств СНГ.разделы деятельности-животноводство,строительство жилья на селе,производство мобильных минизаводов по переботке сельхозсырья,создание Трудовой армии седьскохозяйственного назначения на контрактной основе.,создание ОАО ЦЕЛИНА.ХХ1 ВЕК,где акции имееют все земляне.Наш вопрос на эту тему.Может ли Фонд ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ провести опрос граждан в масштабе планетарного мнения? Анатолий Овчаренко,директор ООО ЗВЕЗДА КАМАЗА город Курск

  • 14 октября 2011 в 14:36 • #
    Максат Жолдасов

    Здраствуйте! Меня зовут Максат, я из Казахстана, хочу узнать могу ли я принять участие в проекте СБЕРБАНКА "кроутсорсинг"

  • 14 октября 2011 в 18:40 • #
    Сергей Мансветов

    добрый вечер Александр Анатольевич.мне честно говоря работа в компании не нужна .да и не тот я по типу человек который как в песни Ленинград-будет всю жизнь работать мэнэджером за идею.какждому человеку нужна .а в нынешнем мире я бы сказал обязательно необходима потпитка в виде денег .в них все упираеться всегда.из этого у меня к вам появился такой вопрос.вы заботитесь только о процветании сбербанка или .............?

  • 15 октября 2011 в 07:56 • #
    Виктор Лебедев

    Уважаемый Александр Анатольевич!
    Кафедра архитектуры ТюмГАСУ за период 1970-1990 гг. в нефтепромысловых городах Среднего Приобья исследовала потребности семей в различных типах жилищ. Актуальность рекомендаций 40-томного комплекса НИР и 2-х монографий актуальны по требованиям ISO 9000, а также режима безопасного управления Строительным комплексом (на основе "обратных связей"). В этой связи автор разработал вариант проекта Доктрины урбанизационной безопасности РФ (см. Интернет). Однако до сих пор органы власти данные 30-летних научных изысканий игнорируют. Стоит вопрос "Что дальше делать?"

  • 15 октября 2011 в 15:10 • #
    Ирма Левичева

    Александр Анатольевич, о коррупции, вернее о самой отвратительной ее составляющей - о политической коррупции. Как человек, наверняка, хорошо представляющий природу политических процессов в нашей стране и способный определить оптимальные методы формирования общественного мнения, дайте Совет. Как объяснить народу российскому, что представляет собой центр политической коррупции в России. Какими примерами и какими текстами объяснить нашим людям деятельность Путина, как основного центра развития политической коррупции? Никакой провокации. Я сама просто уже замучалась. ничего придумать не могу. Дайте Совет. Стана то снова стала Советов.

  • 15 октября 2011 в 23:42 • #
    Александр Козырев

    Мир тебе Александр! В силе ли мы в единстве учредить Многомиллионную индустрию Совершенного Союза со многими видами деятельностями и с формами собственностями и учредить ХПСС-Христианскую Партию Совершенного Союза, свой ХБ"СС"-Христианский Банк "Совершенного Союза" и издать труды:"Совершенная Экономическая Политика","Совершенный Закон Материализма и Бизнеса". ..? И многое иное благое угодное и совершенное что и есть воля Божья!!! С Богом Александр

  • 17 октября 2011 в 12:12 • #
    Леонид Юнышев

    День добрый Александр Анатольевич,

    Программирование развивает стиль мышления. Сам за десятилетие активного творчества написал довольно много нетривиальных программ, кои были внедрены в десятках организаций.
    Вместе с тем вопрос - Россия в настоящее время представляет собой Метрополию с единым центром управления в МСК. Как следствие мы имеем что имеем - рост МСК и развал регионов (хотябы по демографии). Если рассматривать теже США, ФРГ и другие демократии то там много разных центров - Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Даллас и т.д. в США - общественные центры управления элементами системы разнесены , словом многопроцессорная система.
    - Возможно ли трансформировать нашу Метрополию в Федерацию - (из однопроцессорной системы в многопроцессорную) ?
    - Каков уровень недовольства населения РФ фактической Метрополией в государстве? Проводились ли оценки?
    Просто с кем бы я не общался все всё понимают и осуждают, а хотелось бы понять картину в целом.

    С пожеланиямо здоровья и процветания

    Леонид Юнышев

  • 19 октября 2011 в 11:55 • #
    Маргарита Горб

    Александр Анатольевич, здравствуйте!

    На данный момент изучаю современные тенденции развития в области трудовой деятельности, а именно столкнулась с таким понятием как "информационное общество".
    Изучила результаты Вашего исследования, которые Вы представили на экспертном "круглом столе" в Институте современного развития(2009г.) и вот уже прошло почти 2 года.
    Что Вы сейчас можете сказать относительно развития информационного общества? На какой стадии развития мы находимся?
    Очень интересно Ваше мнение. Буду благодарна, если дадите ссылки на более поздние Ваши работы в этой сфере.

    Заранее спасибо за ответ.

    Горб Маргарита.

  • 22 октября 2011 в 19:15 • #
    Валерий Большаков

    Уважаемый Александр Анатольевич, я нашел в инете некоторые цифры-чиновникам доверяют 2% россиян, а правительству- одна треть.В чем тут дело?

  • 24 октября 2011 в 11:29 • #
    Дмитрий Бабин

    Я думаю, что профессионал - это тот, кому плевать на общественное мнение в своей профессиональной области...

  • 24 октября 2011 в 20:18 • #
    Дмитрий Бессонов

    Учитесь,братья-профессионолы тому,как можно извлекать прибыль из общественного мнения!))) Надеюсь,что когда-нибудь мы научимся извлекать доход из здравого смысла!

  • 25 октября 2011 в 11:36 • #
    Вячеслав Ветров

    1. Можно ли сформировать все возникающие социальные вопросы, - сгруппировать по идеологии и направлениям.
    2. Сформировав возникающие социальные вопросы по направлениям, мы увидели создаюшийся негатив. Можем ли мы создать среду социума с учётом всех факторов реальной действительности,- исключающую этот негатив.
    3. В существующей практике бизнеса валютных торгов ФОРЕКС, есть пофессиональное выражение "история повторяется", то есть событие расчитывают по принципам Фибаначи, на определённый момент времени математическими методами. Можно ли используя математические методы применять для прогнозирования социальной среды общества.
    4. Почему никто в своих высказываниях не предложил методов улучшения социума.

  • 29 ноября 2011 в 10:36 • #
    Александр Вшивцев

    Уважаемый Александр Анатольевич,
    У меня краткий,но уже наболевший вопрос!
    -Когда в России будут замечать и помогать юным молодым талантам,которые хотят от Бизнеса добиться многого,и у них есть для этого голова,я в свои 21год,я общаюсь с первыми лицами компании и заводами,как говориться на одной волне,и они прислушиваются к моим словам!
    Как говориться дайте мне право голоса и я скажу Вам всем,Что есть те которые лучше и их надо брать под свое крыло!

  • 2 февраля 2015 в 12:27 • #
    SIP ТЕЛЕФОНЫ

    Интересно


Выберите из списка
2018
2018
2017
2012
2011
2010
2009
2008