Проект и инвестор. Залог успеха - взаимное уважение.
25 апреля 2009 в 09:51

Проект и инвестор. Залог успеха - взаимное уважение.

Коллеги.
Мы пытаемся выстроить цивилизованное бизнес-сообщество. А это значит, что необходимо научиться уважать в первую очередь, себя, а также своих партнеров.
Рассмотрим это с позиции взаимоотношений проекта и инвестора.
Сегодня неуважение инициаторов проекта к инвесторам выражается в том, что подавляющее количество (95%)предлагаемых проектов для финансирования, абсолютно не готовы к тому, чтобы их рассматривал инвестор. Иными словами, проект пытается переложить на инвестора свою головную боль по доведению проекта до приемлемого уровня. А ведь это затраты и интеллектуальные. и материальные. Абсолютно непонятно, почему инвестор должен расходовать свой потенциал, выполняя работу за других.
Вы скажете, что он же потом с этого проекта будет зарабатывать! Верно, однако по таким проектам он сам и станет их инициатором. Параллельно же ему приходиться рассматривать кучу других предложений. И вот они то в основном представляют из себя лишь «хотелки»: У нас все «схвачено», все хорошо, вы только дайте нам денег, а уж мы сами разберемся, что с ними делать. Вот это и есть прямое неуважение партнера.
Если коротко, то обращаюя ваше внимание на следующее:

  1. Никогда никакой инвестор сам к Вам не придет. Факт, но предложение денег меньше спроса на них. Так всегда было и будет.
  2. Если раньше инвестор еще готов был на что-то закрыть глаза, то теперь во время кризиса его требования ужесточились. Сегодня только идеально подготовленный проект может иметь шанс получить реального финансового партнера. А это значит, что при подготовке проекта его инициаторы, в том числе, должны предусмотреть все возможные риски инвестора и предложить ему пути их минимизации. Более того, необходимо на старте еще до вступления в проект показать пути входа и выхода в проект и из проекта каждому типу инвесторов на протяжении всего жизненного цикла проекта (от стартапа к венчуру, от венчура к долговому, от долгового к долевому и т.д.) Проект на старте должен уже обладать хотя бы оффертами или протоколами, подписанными со всеми подрядчиками, и на базе их предложений и должны строиться расчеты в бизнес-плане, а не на среднестатистических цифрах, как это часто происходит. Иными словами, под каждой цифрой должно лежать реальное оформленное предложение.
  3. Сегодня большинство инвесторов как частных, так и государственных, будут требовать от инициаторов проекта долевого участия. (от 30 до 50% их собственного капитала). Реализовать это возможно через организацию пулов заинтересованных участников проекта, каждый из которых возьмет на себя часть рисков проекта.
  4. В одну воду два раза зайти очень трудно. Получив один раз отказ на кредитном/инвестиционном комитете, второй раз зайти туда же можно, но вы уже занесены в черный список и ваши шансы на положительное решение вопроса снижаются. Опять же это дополнительные затраты на себя и много большие, чем если бы это предусмотреть заранее.
  5. Со своей стороны инвестор либо сам, либо через своих представителей (что также должно быть официально оформленно) должен всегда четко и открыто озвучивать свою позицию, свои требования и предпочтения к проекту. Правила игры должны быть им определены на старте, и, по-возможности, не претерпевать изменений в процессе общения. Всевозможные черные ящики, не открывающие свои источники, не известно кого представляющие, и, как правило, занимающиеся лишь сбором информации – это прямое неуважение к проектам. В подавляющем большинстве случаев за подобными «агентами» никто и ничего не стоит.

Кризис, в данном случае, играет большую положительную роль в просветлении мозгов наших предпринимателей Наконец-то понемногу приходит понимание того, что для достижения своих целей (в данном случае финансирования) необходимо провести большую работу над увеличением инвестиционной привлекательности своего проекта, и за это надо платить. С большим скрипом, но извечное желание «хапявы» начинает уступать место трезвому расчету.
Вы скажете, что есть масса замечательных проектов (в основном инновационных) у которых нет денег не то, что на работу над собой, но даже на жизнь. Согласен. Но, во-первых, многие из них на самом деле и не заслуживают того, чтобы называться проектами, и не стоит им занимать время ни свое, ни чужое. Для остальных же существуют специально заточенные под их уровень финансовые партнеры, как частные, так и государственные. Это и бизнес-ангелы, и стартапы, и венчуры… Но и к ним надо ведь тоже приходить подготовленными с учетом их требований. А это все-равно работа над собой. Проводя же такую работу инициаторы проекта в первую очередь высказывают уважение к самим себе, и к своим партнерам.
Только на взаимном уважении мы сможем выстроить цивилизованное общество.
Механизм для решения всех этих проблем бизнес-сообществом создан и открыт для всех, кто осознает необходимость такой работы и отдает себе отчет, что эта работа требует определенных затрат.

P.S. Перефразируя известное изречение: Уважайте труд уборщиц – не сорите.
хочется сказать:
Уважайте друг друга – не засоряйте мозги партнера своими проблемами.

180
Комментарии (12)
  • 26 апреля 2009 в 12:34 • #
    Аркадий Береснев

    Не могу согласиться: бизнес - это решение проблем, и в этой сфере деятельности самодостаточности не бывает. Так рассуждают люди, живущие на дотации - но это уже не бизнес, это содержание, вещи несколько разные.

  • 26 апреля 2009 в 12:42 • #
    Роман /Roman Гусев/Gousev

    Тоже не соглашусь. Думаю, что кроме разделения зон ответственности в бизнесе между партнерами необходимо чтобы у каждого из партнеров было общее представление о блоке задач за который отвечает другой партнер.

  • 26 апреля 2009 в 13:21 • #
    Игорь К

    При предложенном вами раскладе изобретать будет некогда. Да и разные это вещи: изобретать и "внедрять". У подавляющего числа изобретателей мозги заточены не так, как у предпринимателя. И если перекладывать ту часть работы, о который вы написали, на них, то дела не будет. Вообще.

  • 26 апреля 2009 в 14:13 • #
    Юрий Герб

    полностью согласен с "у подавляющего числа изобретателей мозги заточены не так, как у предпринимателя".
    Как раз недавно начал сотрудничество с группой разработчиков, у которых масса интересных "ноу-хау", как готовых к продаже, так и на разных стадиях доработки, которые они вот уже более 10 лет с очень большим скрипом пытаются продавать самостоятельно. Получается очень плохо. По крайней мере, намного хуже, чем могло бы быть при должном маркетинге.
    Как показывает практика - каждый действительно должен заниматься "своим" делом. Наилучший результат получается при хороших и взаимовыгодных партнерских отношениях "артист"-"продюсер" :-)
    По крайней мере в любом случае должен быть хотя бы посредник в качестве фильтра, который будет отсеивать ненужный "шлам" предложений от многочисленых "якобы инвесторов", больше желающих заниматься болтологией о коих упоминалось выше. И доводить до руководства (или "изобретателей") уже реальные конкретные предложения.

  • 26 апреля 2009 в 14:40 • #
    Юрий Шидавски

    ".......ненужный "шлам" предложений от многочисленых "якобы инвесторов", больше желающих заниматься болтологией о коих упоминалось выше. ......"

    Ка мне это знакомо. ))). Я уже когда слышу про услуги типа: Ваш проект просто супер, мы однозначно вам поможем...всего за 25000 долларов. Это ведь пустяки по сравнению с тем, что вы буквально завтра станете миллиардером" - кусаюсь прямо.

  • 26 апреля 2009 в 13:25 • #
    Юрий Шидавски

    Коллеги.
    Не волнуйтесь. Это обычная рекламная статья на базе страшилок типа: "....В одну воду два раза зайти очень трудно. Получив один раз отказ на кредитном/инвестиционном комитете, второй раз зайти туда же можно, но вы уже занесены в черный список....."
    Это полная глупость. Какой черный список? Это профанация, если не провокация с целью получения очередного клиента.

  • 28 апреля 2009 в 12:21 • #
    Сергей Кузнецов

    Максим Тууль все правильно описал. Инвестор напоминает очень придирчивого преподователя на экзамене, который увидив любую неточнось раскручивает ее, и он прав!

  • 29 апреля 2009 в 23:14 • #
    Xenia Starczhewski

    "Денег мало, "хотелок" много - ок, согласна. Есть генераторы идей, которые не умею составлять проекты, бизнес планы, бизнес расчеты... Как быть с ними, если "идея" инвестору нравится - да, он может ее сам реализовать, но, если он не резидент России? Я все понимаю, но почему так стало много "агентов инвесторов иностранных инвестиций",да еще с банковской гарантией Российского банка? Я как раз занимают проектами,бизнес планами и расчетами "идей". Мне валятся масса таких предложений, одну засаду с гарантией просчитала, но вот где еще скрыты "подводные камни"? Не хотелось бы время тратить на таких, ну с " камнями":))) Поделитесь опытом, плиз!

  • 29 апреля 2009 в 23:42 • #
    Максим Тууль

    Вот всю эту головную боль мы с себя на клуб и перебросили. Во-первых, для нерезидента-инвестора Клуб решает все проблемы по подбору, выстраиванию проектной команды и мониторингу проекта на всем его жизненном пути. Ясно, что инвестор сам на объекте сидеть не будет. За ним должно оставаться стратегическое руководство. Благо, нане проблем со связью нет. Остальным должна заниматься проектная команда. Во-вторых, на запросы с условием гарантии российского банка я бы время не тратил. В-третьих, мы подобные предложения сразу отправляем в Клуб. Очень показательный тест получается, когда они сталкиваются с необходимостью работать по определенной технологии. Так что будет интерес - пользуйтесь, Для начала надо стать партнером Клуба. Кстати, денег для этого не требуется.......

  • 30 апреля 2009 в 09:07 • #
    Эрнас Мухутдинов

    Ищу конкретного инвестора.

  • 8 мая 2009 в 12:59 • #
    Алексей Иванович Пан

    Максим, полностью с Вами согласен! Но хочу высказаться с другой стороны "баррикады" - имея на руках проект, который возможно изменить(Торговля, офис, гостиница и т.д.) с учетом пожеланий инвестора, сталкиваешься с обратным, - принесите бизнес план!, - Принесу , но уважаемый инвестор, какие Ваши пожелания.
    Вообщем, перефразируя, скажу - Дорогу осилят идущие! И она проще, если изначально идти вместе с диалогом, не занимая позицию- им надо, сами придут, сделают, напишут, построят, продадут!
    С Уважением, Алексей.

  • 9 мая 2009 в 00:59 • #
    Максим Тууль

    Алексей, конечно в диалоге. И от нас пожелания только одни - если это бизнес-план, то покажите на каких цифрах базируются Ваши расчеты? Есть ли под ними конкретные офферты от подрядчиков, или это среднестатистические прикидки? Просто этот вопрос Вам задаст инвестор и уже не в диалоге. так не лучше ли его снять заранее......
    И конечно, дорога будет проще (и дешевле!), если все сможем предусмотреть на старте....

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?