Что такое "черный PR"?

Очень многие — и профессионалы, и нет — достаточно часто употребляют термин «черный PR». А что это такое? По каким признакам можно отличить «черный» PR от «белого» или «сине-буро-малинового»?

344
Комментарии (60)
  • 1 сентября 2009 в 06:15 • #
    Елена Ашарапова

    неэкологичные способы достижения цели в области PR

  • 1 сентября 2009 в 08:32 • #
    Денис Богомолов

    Александр, а зачем Вы здесь, я бы сказал, ставите (а не задаете) этот вопрос? :) Вам ли не знать на него ответ? :))

  • 1 сентября 2009 в 09:32 • #
    Юлия Хохлова

    Поиск ответа на вопрос - "черный PR жив?" - получение подтверждения своих знаний - "Живее всех живых". Ибо в у нас кажется любое негативное высказывание готовы отнести к "ЧП".

    Возможный ответ: хорошо спланированных черных кампаний с подрывом репутации "по всем фронтам"... либо, к счастью - нет (потому что не научились)... либо есть, но маскируется - ибо научились слишком хорошо.

    Но это так, больше размышления на тему, а не ответ.

  • 3 сентября 2009 в 02:18 • #
    Дмитрий Адров

    Негативные высказывания, конечно, так и останутся негативными высказываниями. Тем не менее все же достаточно хорошо сппланированные кампании у нас проводились.

    Я могу сказать, что они были не бог весть как спланированы и действия в кних были довольно спорадическими, но все же это можно было назвать кампанией.

  • 1 сентября 2009 в 09:44 • #
    Александр Орфенов

    Хочется понять - вот и спрашиваю. У кого ж спросить, как не у профессионалов?
    Вот несколько ответов пришло.
    1. "Неэкологичные методы". К сожалению, не понял смысл.
    2. "Черные кампании с подрывом репутации по всем фронтам". Вот- почему "черные кампании". Почему не просто "кампании по подрыву репутации"?

  • 1 сентября 2009 в 10:15 • #
    Валерий Кичкаев

    Александр, люди часто говорят всякую чушь. Например, конструктивная критика - это полная чушь. Так и черный PR. Бред какой-то. Вы бы лучше попросили объяснить профессионалов, что такое PR?

  • 1 сентября 2009 в 10:18 • #
    Александр Орфенов

    Сорри, это мне не очень интересно. Я знаю, что существует более 1000 определений этого явления. Что касается меня, то меня вполне устраивает определение "корректировка информационного поля".

  • 1 сентября 2009 в 10:55 • #
    Валерий Кичкаев

    1000 определений! Супер! Кисель какой-то. Если рассуждать математически, то у черного пиара должно быть в несколько раз больше.

  • 1 сентября 2009 в 11:54 • #
    Татьяна Гурьева

    Черный ПР направлен преждже всего на дискредитацию субъекта или проекта, идеи. Я трактую "вывалять в грязи", подмочить репутацию. Пример? Пожалуйста, свеженький. У нас в Украине есть претендент в Президенты - Яценюк - молодой, амбициозный, умный, кстати, третья сила, короче. Но что-то у него с дедушкой- еврейские корни проскакивают. Ну и чтобы его элегантно убрать с дистанции, начинается компания. Мэр одного из городов избил представительницу его штаба с лозунгом "Прочь жидов с Украины". СМИ везде этот инцидент разместило. А теперь, внимание, двухходовочка. Ну а теперь получилось так !!!, что все еврейские организации присылают ему каждый день сочувственные ноты.
    Короче, практически его завалили.
    Кстати, "черный" тоже требует профессионализма. Вообще, грамотный ПР не выносит "коновалов"

  • 1 сентября 2009 в 12:04 • #
    Александр Орфенов

    Верно - направлен на дискредитацию.
    Ну а белый - направлен на продвижение идеи (или субъекта). Тоже пример - продвижение идей фашизма в Германии в 30-е - говоря современным языком, белый PR.
    Меня интересует, почему в общественном сознании "черный PR" есть нечто негативное, в то время как "белый PR" - вполне респектабельное занятие.

  • 1 сентября 2009 в 12:55 • #
    Татьяна Гурьева

    Белый ПР - продвижение товара, услуги, клиента. Что же в этом плохого?
    Фашизм - неудачный пример, сама идея.
    Сам же ПР как наука в целом не плох, и не хорош. Смотря кто и как его применяет. Вы же не можете сказать, что ножи - весьма вредный инструмент?

  • 1 сентября 2009 в 12:58 • #
    Александр Орфенов

    Что плохого? Товар может быть плохим, услуга - некачественной, клиент - негодяем. А продвижение - все равно "белый PR".

  • 1 сентября 2009 в 13:25 • #
    Татьяна Гурьева

    А разве при таких условиях ПР получится?
    Потребитель не станет "клевать" на такое продвижение.

  • Гид-переводчик в Колумбии.

    Цена договорная

  • 1 сентября 2009 в 13:30 • #
    Александр Орфенов

    Получится, конечно. Ведь так обычно и бывает.

  • 1 сентября 2009 в 14:29 • #
    Татьяна Гурьева

    Извините, у меня иной практический опыт. За плохие товары и услуги не берусь. Какой смысл их раскручивать? Да и по рейтингу бьет. В основном, раскручиваю мало известные продукты, услуги.
    Разные бывают варианты. Но, конечно, если Вам несколько раз всучили тухлую селедку, это не значит, что от нее нужно отказаться.
    "В нашей жизни все бывает..." Халтура есть, но если пиарщик с именем, зачем ему играть в эти игры?

  • 1 сентября 2009 в 14:37 • #
    Александр Орфенов

    Разве бывают другие игры? Зачем себя обманывать.

    "За плохие товары и услуги не берусь. Какой смысл их раскручивать? Да и по рейтингу бьет."

    А вот пиарщики МакДональдса, например, так не считают...

  • 1 сентября 2009 в 15:06 • #
    Татьяна Гурьева

    Есть другие игры. Извините, у нас в ВУЗе студенты ставят рейтинговые оценки преподавателям. Жестко!
    да и в Парламенте сложно работать, тебе в спину дышат многие.
    Я думаю, Вы меня понимаете...Так что есть пиарщики, а есть коновалы, а нужно быть профи прежде всего, и будет Вам....ЩАСТЬЕ....

  • 1 сентября 2009 в 15:14 • #
    Александр Орфенов

    Не понимаю. Коновал - это просто плохой, негодный спец, и все.
    А насчет оценки преподавателей студентами - это что ж у Вас за ВУЗ-то такой? Это какие-то отрыжки псевдодемократии. Плохо себе представляю подобное в своей альма-матер.

  • 1 сентября 2009 в 15:39 • #
    Валерий Кичкаев

    У Деминга я читал о качестве. Что есть качественный товар?
    Берем дешевую китайскую ручку. Если этой ручкой производитель ничего лишнего не обещает, грубо говоря не выдает его за паркер, то ее следует признать качественным товаром.

  • 1 сентября 2009 в 15:48 • #
    Александр Орфенов

    Деминг очень хорош, верно. Так ведь в PR всегда односторонняя подача информации, от этого не уйти. За паркер можно не выдавать, но умалчивать о том, к примеру, что изготовлена из пластмассы, которой свойственны вредные выделения.

  • 1 сентября 2009 в 15:59 • #
    Валерий Кичкаев

    согласен, я вообще в этой дискуссии согласен с вами

    пиар, как мне кажется, может быть более менее чистым если будет давать реальные обещания...
    но, возможно ли это в современной политике?
    возможно ли это в современном бизнесе?
    в конце концов, возможно ли это в жизни вообще?

    виноват ли в этом тогда пиар?

  • 1 сентября 2009 в 16:04 • #
    Александр Орфенов

    пиар, как мне кажется, может быть более менее чистым если будет давать реальные обещания...

    Да какие проблемы? Обещать можно честно. И при этом умалчивать, какие будут возникать при этом "сопутствующие проблемы".

  • 1 сентября 2009 в 16:05 • #
    Татьяна Гурьева

    Альма-матер - это давно, наверное? ВУЗ современный, европейский. А зачем платить за плохого преподавателя? Эта практика встречается часто. Вы же не хотите платить за некачественный товар.
    Псевдодемократия...Допустим, а где же Вы живете?

  • 1 сентября 2009 в 16:07 • #
    Александр Орфенов

    Очень давно, да... Тогда все было как бы бесплатным.
    А живу я, в принципе, там же, где и Вы (наверное).

  • 1 сентября 2009 в 16:08 • #
    Валерий Кичкаев

    я поэтому и сказал - более менее

  • 1 сентября 2009 в 16:11 • #
    Татьяна Гурьева

    А маркетинг? Есть разные товары, разные ценовые группы. Зачем от китайской ручки многого ожидать? А есть товары Премиум-класса. Прилагаем к этому и ПР соответсвенно, будет отличаться.
    Кстати, наука как наука. Тетка на рынке тоже умалчивает о некоторых особенностях своего товара.
    А чистый ПР наверное в бане бывает. Белый, пушистый...

  • 1 сентября 2009 в 16:17 • #
    Татьяна Гурьева

    Тогда нужно смириться и просто жить, радуясь результатам труда, хорошим клиентам и осенней погоде...

  • 1 сентября 2009 в 16:21 • #
    Валерий Кичкаев

    уууу эти тетки на базаре

    из детства: пошли с мамой на базар, мама покупает ведро яблок, сверху хорошие, снизу не очень. высыпает тетка маме в пакет, мама видит нижние и тут же опять тетке в ведро - сделка не состоялась
    пошли другой раз с мамой на базар, покупали семена свеклы, кормовая в зернах не отличается от обыкновенной красной. Тетка клялась, что зерна не кормовые, но когда свеколка выросла - таки кормовая оказалась.

  • 7 сентября 2009 в 14:14 • #
    Владислав Димитров

    И что ж за ВУЗ у Вас такой, простите?

  • 7 сентября 2009 в 14:45 • #
    Татьяна Гурьева

    Европейский Университет, г.Киев.
    Практику такую имеют многие ВУЗы, конечно, частные. Деньги нужно отрабатывать.

  • 7 сентября 2009 в 16:13 • #
    Владислав Димитров

    я как преподаватель вуза мгу вам сказать, что на эти рейтинги никто не смотрит

  • 7 сентября 2009 в 17:39 • #
    Татьяна Гурьева

    На рейтинг преподавателя сказывается прибавка к зарплате, во-первых, во-вторых, мне как бизнес-тренеру, нужны рекомендации, чтобы и другие ВУЗы приглашали

  • 1 сентября 2009 в 15:47 • #
    Валерий Кичкаев

    надо полагать Татьяна, что евреи теперь поддержат Яценюка)))

  • 1 сентября 2009 в 16:07 • #
    Татьяна Гурьева

    Уже поддержали. Только не понятно, с чьей подачи. Его же хотят замочить и Юля и Партия регионов. Но ход интересный.

  • 1 сентября 2009 в 16:12 • #
    Валерий Кичкаев

    вспомнил старый анекдот
    у жителя Одессы спрашивают
    - а сколько жителей в Одессе?
    - полтора миллиона
    - а сколько евреев?
    - ты что, глухой?

  • 1 сентября 2009 в 16:18 • #
    Татьяна Гурьева

    Хороший анекдот. И во Львове почти так...Да мало ли...Соль Земли рассыпана по свету, эмиграцией заражена планета...

  • 1 сентября 2009 в 16:22 • #
    Валерий Кичкаев

    та ви шо? (я про Львiв)

  • 1 сентября 2009 в 16:55 • #
    Татьяна Гурьева

    Да, була там щонедавно. Впечатлила галицько-жидывська кнайпа "Пид золотою розою". Очень приятное заведение!

  • 1 сентября 2009 в 17:43 • #
    Валерий Кичкаев

    тодi мабуть їли «Форшмак від вуйця Шльома» :-)))

  • 2 сентября 2009 в 11:21 • #
    Татьяна Гурьева

    Ни, спробувала "пейсахивку" з кавою. Досить непогано!

  • 2 сентября 2009 в 12:52 • #
    Валерий Кичкаев

    добре )))
    нехай тодi жиди прийдуть до влади, напишу листа батькам шоб за Яценюка голосували - а то вже цi брати-слов'яни набридли

  • 3 сентября 2009 в 15:26 • #
    Татьяна Гурьева

    А ще невидомо, хто приде. Щось не вирыться, що Яценюк. Правда, може буты набагато гирше...

  • 1 сентября 2009 в 13:50 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Вообще то, PR цвета не имеет.
    Есть соответствие закону, а если присутствуют нарушения то несоответствие закону. Практически, тоже самое что и рейдерство.
    Для любителей делить всё на цвета: Соответствие закону - "Белое". Несоответствие закону - "Чёрное". Использование каких-либо малозначительных фактов с последующими домыслами - "Серое".

  • 1 сентября 2009 в 15:45 • #
    Валерий Кичкаев

    Вот, святые слова. Но почему-то я не встречал словосочетание белый пиар или серый пиар. Отсюда можно сделать вывод.... и слово черный вообще можно убрать.

  • 1 сентября 2009 в 16:13 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Поэтому и написал, что PR цвета не имеет.
    Деление на цвета - сугубо для любителей (придать значимости).
    Именно для этого и сравнил с рейдерством. Есть законное приобретение контрольного или блокирующего пакета акций предприятия. Есть - незаконное, вплоть до фальсификации. И есть, что по нашему законодательству можно прочитать двояко.

  • 4 сентября 2009 в 10:14 • #
    Владимир Черноусов

    Первый здравый пост на всей ветке. Почему все надо обязательно поделить на черное, белое, красное и так далее. Все относительно для кого-то негативная информация может быть очень позитивной для другого. Например если СЭС выдает в эфир новость, что в результате проведеного рейда обнаружены нарушения в компании "Х". Для СЭС полный позитив! Они работают, беспокоятся о народе.... А вот для компании "Х" - полный негатив. Весь PR одного цвета - серого, и создается он исключительно серым веществом, помещенным в черепную коробку.

  • 4 сентября 2009 в 12:42 • #
    Сергей БЕСЕДИН

    Владимир, согласен. Благодарю.
    Про "серое вещество" это всё равно условно. Мозги у человека если уж не белого цвета то очень светло-серого.
    Но разницы нет. У PR цвет отсутствует.

  • 7 сентября 2009 в 11:34 • #
    Александр Лучинин

    Черный пиар (крайняя степень) – действия по дискредитации чего-либо или кого-либо, совершенные незаконными методами при использовании вымышленной либо специально сфабрикованной информации или сведений личного (непубличного) характера о персоне (персонах причастных к действию или производству продукта или услуги).
    В данном определении приведены характерные признаки черного пиара, каждый из которых достаточен для отнесения коммуникативного акта к разряду черного пиара.
    Как правильно отметили коллеги выше – не совсем верно делить пиар на черный или белый. Скорее, есть смысл говорить об оценочной шкале, в которой крайние оттенки черный и белый цвета. В принципе, в любом коммуникативном акте могут быть найдены оттенки черного цвета, хотя внешне все может выглядеть пристойно.

  • 1 сентября 2009 в 15:58 • #
    Денис Богомолов

    На самом деле все относительно просто. PR классифицируется (очень условно):

    1. По типу источника информации:

    "черный" PR - АНОНИМНЫЙ источник;
    "белый" PR - источник неанонимный, открытый с точки зрения персоналий;
    "серый" - внешне выглядит как белый, но источник либо вымышлен, либо подставной, контролируемый (самосознательно или "в темную") инициаторами, сохраняющими анонимность (например, купленный кем-то или дезинформированный журналист, СМИ, должностное лицо и т. д.)

    2. По степени правдивости, законности и/или этичности информации:

    - "чистый" (информация правдива, добыта законным способом, уместна с этической зрения этики). Довольно расплывчатый критерий;
    - "грязный", т. е. противоположный "чистому".

    Все типы на практике оказываются хитросплетенно-смешанными.

    "Черный" PR чаще всего путают с "грязным", потому что он чаще всего таковым и оказывается - для достижения законных и НЕкорыстных целей в подавляющем большинстве случаев инициатору не требуется анонимность или подставные лица. Но "черный" (т. е. анонимный) PR может быть и... вполне "чистым".

    Самый что ни на есть "белый" PR может быть абсолютно "грязным". Например, когда политики совершенно в открытую поливают друг друга сфальсифицированным компроматом, для ухода от личной ответственности ссылаясь на цепочку не имеющих к ним прямого отношения "серых" источников, в которые он предварительно был "слит", и т. п. Изощренных "технологий" - масса.

    А вообще-то, "цветные" PR- термины (да и сам термин PR) - из языка КУКОЛ (в т.ч. и тех, которые мнят себя большими специалистами). Настоящие КУКЛОВОДЫ, которые занимаются информационными войнами испокон веков, этим языком почти не пользуются. Они его придумали для кукол, чтобы было удобнее "грамотными" куклами манипулировать... :)

  • 1 сентября 2009 в 16:15 • #
    Татьяна Гурьева

    Цветной - скорее, никакой. Вряд ли специалисту, который каждый день работает в этой сфере, нужно представлять - каким именно ПР-ом он сейчас займется. Он просто работает...

  • 1 сентября 2009 в 18:59 • #
    Валерий Кичкаев

    мне кажется, чтобы похоронить окончательно тему, в частности, и пиар, в целом, нужно вспомнить о деньгах

    звонит мне недавно представитель агентства, который представляет известнейшую компанию международную и говорит: "мне руководство компании сказало, чтобы мы обратились в ваш журнал для освещения одного мероприятия компании, сколько это будет стоить?"
    я говорю - нисколько, покормите журналиста на мероприятии и организуете с ним встречу с руководством

    хочу сразу заметить - у нас известный и тиражный для нашей страны журнал

  • 3 сентября 2009 в 10:54 • #
    Татьяна Гурьева

    А зачем его хоронить? Он Вам еще пригодится...Ваш ответ - профессиональный.

  • 2 сентября 2009 в 12:18 • #
    Александр Орфенов

    Только что вышла книга моих коллег - "Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе". Только что получил, начал читать. Первые впечатления - очень хорошие. Рекомендую.

  • 2 сентября 2009 в 21:03 • #
    Аккаунт Не используется

    Именно, именно. Вместе занимались на НТВ....

  • 3 сентября 2009 в 08:12 • #
    Александр Орфенов

    Привет, Ашот. Да много чем занимались... Но главное было - чтобы уши не торчали, а трупы надо прятать на поле сражения.

  • 10 сентября 2009 в 22:05 • #
    Аккаунт Не используется

    Да-а-авно сидым:))

  • 2 сентября 2009 в 14:02 • #
    Игорь Ларин

    В шоу бизнесе такой PR частое явление. PR на сомнительных скандалах...

  • 3 сентября 2009 в 19:10 • #
    Владимир Корбут

    все, что не белое - черное...
    Неэтичное и подспудно скабрезное, идущее в разрез с общепринятыми нормами морали, в ущерб чьих-то интересов.

    Ижначально же ПР, знают все, - это создание благоприятной двунаправленной системы, в черном ПР, по моему мнению, все сводится к слогану "победителей не судят".

  • 4 сентября 2009 в 09:47 • #
    Дмитрий Про

    Черный PR в отношении тебя - это твои собственные скелеты в шкафу (иногда гиперболизированные), которые выпадают в самый ненужный момент в том числе и по причине меркантильности и жадности тех, кто эти скелеты выпихивает :-)


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008