Коллеги, как вы считаете, должен ли менеджер по связям с...

Коллеги, как вы считаете, должен ли менеджер по связям с общественностью иметь специальное образование?

Такой вопрос я задала по причине постояных споров, о том, что ПР менеджером может стать любой и особых знаний не требуется… Поэтому хотела узнать Ваше мнение.

534
Комментарии (53)
  • Советую, чтобы он знал логику и практическую методологию.

  • 8 июля 2009 в 13:59 • #
    Владимир Сахно

    Конечно не нужно никаких дипломов, знания нужны, самоучка

  • 8 июля 2009 в 14:10 • #
    Вера Звездова

    Практика - лучшие университеты:))

  • 8 июля 2009 в 14:23 • #
    Лена Ауман

    Я считаю, что практический опыт, это немаловажно, но этот опыт подкрепленный хорошей теоретической базой - это вообще кладезь! Я за специальное образование и практику в совокупности!

  • 8 июля 2009 в 14:25 • #
    Артем Алексеев

    Не знаю, как в Латвии, а в России мало какие ВУЗы готовят таких специалистов, а чтобы еще и хорошо готовили - так это просто из разряда фантастики. Поэтому нужны знания, а уж как они получены - это второй вопрос - на практике ли, либо благодаря учебе. Кроме того нужны определенные личные качества и отличное владение словом и вообще родным языком. Мне так кажется.

  • 8 июля 2009 в 15:30 • #
    Владимир Бутырев

    PR-менеджер, это знания, помноженные на опыт и талант. Прежде всего, Учитель должен быть рядом, наставник, как и в любом ремесле

  • Согласна. Учитель и желание совершенствоваться. Мои лучшие сотрудники отличались от НЕ лучших только горящими глазами и "огнём под копытами".

  • 8 июля 2009 в 16:10 • #
    Эдуард Столбов

    Порой, специалист без диплома даст фору спецу с дипломом. Наличие диплома не означает наличие знаний. В таком деле только опыт, опыт и опыт. А знания накапливаются при должном стремлении.

  • Бухгалтер удалённо

    Цена: 5 000 руб.

  • 8 июля 2009 в 23:20 • #
    Кристина Мелентьева

    вот такие без образования и пиарят нашу страну...больше их никуда не берут работать

  • 9 июля 2009 в 00:32 • #
    Эдуард Столбов

    Кристина, в любой профессии есть непрофессионалы, зря вы так ... вы очень категоричны, халтурщики есть везде. Я вам берусь доказать, что порой, диплом не означает профессионализм и не добавляет мудрости и ума. ))

  • 9 июля 2009 в 00:43 • #
    Кристина Мелентьева

    ну, уж если людям 5 лет учебы ума не прибавили, то это вообще сложный случай :)

  • 9 июля 2009 в 13:54 • #
    Эдуард Столбов

    Кристина, согласен с Вами )). Но, можно быть очень умным, иметь 3 диплома и не быть, при всём при этом, хорошим специалистом. Просто знаю такие случаи. Кроме знаний теоретических и диплома на руках, в нашей профессии не последнюю роль играет творческое начало в человеке. Если этого нет, никакие дипломы не помогут.

  • 9 июля 2009 в 14:21 • #
    Кристина Мелентьева

    творческое начало важно! согласна, но его необходимо (и это еще более важно) развивать и подкреплять образованием.

  • Бухгалтерские услуги

    Цена: 1 800 руб.

  • 9 июля 2009 в 14:58 • #
    Эдуард Столбов

    Кристина ))), мы с Вами, в нашем общении, ходим по кругу. Говорить и спорить можно бесконечно, на эту тему. В итоге, мы придём к одному и тому же мнению )). Я считаю, что в этой профессии, образование играет не последнюю роль. Но на первом месте я бы поставил (это лишь моё мнение), творческое начало и желание развиваться. А умные слова и понятия заучаться. С опытом придут практические знания. Это как вечный спор о том, ставить в загсе штамп или жить без бумажки общей семьёй. Не зависит качество семьи от штампика. У меня есть сотрудник. У него нет образования. Но за 7 лет он стал таким профессионалом... Могу пригласит любого специалиста с дипломом на соревнование))). Настолько я в нём уверен. Ни одного промаха у человека за эти годы...ни одного. И я вижу, что он развивается, растёт. Было бы желание... Знает и умеет столько, что теоретику и не снилось. Учебники можно выучить наизусть и что ? Знаю одного маркетолога, работает на хлебокомбинате ))) Сыплет умными словами, заслушаешься... Диплом красный. А я смоделировал для него ситуацию, которая произошла в реальности, в моей практике, сел в лужу этот красный диплом... ))). Я думаю, что однозначного решения в этом споре нет. Разные люди, разные случаи. Но, если беру на работу человека, я, в первую очередь, смотрю не в его диплом, а в его глаза. Смотрю его опыт и навыки. Его способность ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях. Его реакцию на такие ситуации. Только потом разглядываю его диплом. К слову сказать, за 16 лет, что я в бизнесе, один раз только ошибся в человеке...

  • 8 июля 2009 в 16:40 • #
    Мохова Наталья

    Действительно, самое важное в этой профессии - это владение словом. Было бы отлично, если вы бы закончили журналистику или филологию. Очень поможет в практике.

  • 8 июля 2009 в 23:23 • #
    Кристина Мелентьева

    Журналистика - это тоже образование. Еще нужны знания общего характера, знать немножко обо всем. Уметь говорить обо всем, уметь слушать, понимать психологию разных людей, маркетинг, менеджмент, основы рекламы и многое другое. Именно это и дает PR образование.

  • 8 июля 2009 в 17:11 • #
    В С

    НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! )))
    Но обязательны хорошая практика, гибкость и активность ума, АДЕКВАТНОСТЬ! )

  • 21 июля 2009 в 18:11 • #
    kloundos ДОС

    Хорошая практика это по Вашему что? К адекватности, гибкости ума и активности много чего еще надо. Это все же не менеджер по продажам, который должен уметь уговаривать и быстро реагировать. Это специальность требующая психологического обучения и креативных идей. Творческий подход не маловажен.

  • Главный бухгалтер.

    Цена: 10 000 руб.

  • 21 июля 2009 в 18:18 • #
    В С

    Вот сейчас сюда набегут менеджеры по продажам и начнут нас с Вами топтать за такие слова в их адрес ;)))
    Но в быстроте реакции мы с ними (с "продажниками" можем вполне посоревноваться).
    Хорошая практика - это хорошая большая компания с медийной активностью и адекватным руководством, которое понимает зачем они нанимают пиарщиков и дают им работать.
    Хотя бывает и такое, что "отрицательный результат - тоже результат", если умеете делать правильные выводы из неудачного опыта.

  • 21 июля 2009 в 21:27 • #
    kloundos ДОС

    И как Вы все это проверите выбирая данного сотрудника? Считаю что образование + практика = Грамотный специалист.

  • 21 июля 2009 в 22:01 • #
    В С

    опыт и места предыдущих работ, тестовые задания, общение с человеком

  • 21 июля 2009 в 22:20 • #
    kloundos ДОС

    Тесты уже давно все выложенны в интернете, Опыт? Как его проверить? Места предыдущих работ? А что они вам скажут? Остается только общение с человеком. Лично я полагаюсь на Обучение + опыт + общение, тогда можно предположить, замечу, только лишь предположить, что перед Вами хороший специалист, а не торгаш самоучка.

  • 21 июля 2009 в 22:41 • #
    В С

    Не надо давать банальных кейсов из учебников! Где же Ваш креатив? )
    Опыт и солидные компании-работодатели - это как хороший ВУЗ, если человек там работал, если его взяли, если он чего-то там добился и сдела - это уже на всю жизнь, и чему-то хорошему он там обязательно научился.
    А выявление фейка - это, как Вы сами подметили, интуиция и психология. Тут помогает неформальный подход, поскольку стандартные схемы и алгоритмы некоторыми "умельцами" действительно с легкостью обходятся.
    И если Вы сами себя уверенно чувствуете в своей профессии, то профнепригодных "торгашей" будете выявлять на раз.

  • 21 июля 2009 в 23:30 • #
    kloundos ДОС

    Солидные компании? И сколько их? Можно пересчитать по пальцам. Да и специалисты оттуда просто так не уходят. Гораздо больше мелких компаний, где ПиАрщик и рекламщик и маркетолог и психолог и проч. И я вам скажу эта практика гораздо ценнее, практики в "Солидной" компании. Лично для меня существует не более 10 солидных компаний. И сколько там ПиАрщиков? Факт на лицо - образование определяющая вещь. И давайте не забывать, что и молодой специалист думает порой гораздо интересней "пенсионеров" из "солидных" компаний. А ведь у него и опыта не много, зато энергия и креатив прет со всех сторон, а при специальном образовании и грамотном руководстве все это можно направить в нужное русло.

  • 21 июля 2009 в 23:58 • #
    В С

    Для меня этих компаний гораздо больше. И лично мне повезло, я в таких компаниях работал и хорошо знаю, о чем говорю. В мелких же часто люди вынуждены быль "мультиинструменталистами". Иногда конечно это хорошо - для жизни там, хватку развить, уметь решать проблемы "на коленке", еще что-то. Но мы свами знаем, что из мелких компаний в крупные перепрыгнуть очень редко кому удается. И дело не только в их количественном соотношении. В большинстве мелких компаний наблюдается "колхоз". Да и пиарщики им толком не нужны - сидит кто-то пописывает фиговенькие текстики с ошибками на сайт и в рекламки, заказывают сувенирку и поздравляет партнеров с днями рождений и праздниками, ну м.б. еще к корпоративу какому-то привлекут или на выставку отправят потусоваться. И называют они это также "связи с общественностью". Но ни руководство таких компаний, ни сами работники часто не понимаю, чем они занимаются в сфере PR. Какой опыт получит PR-специалист в такой конторе? Я буду с особым усердием думать, брать ли такого работника, даже если он будет выворачиваться наизнанку. И... достаточно пройтись по сайтам, где предлагают работу и посмотреть описание вакансий "горе" PR-специалистов, чтобы не продолжать наш спор на эту тему.
    Про молодых - иногда и они нужны с их энтузиазмом и горящими глазами. Если у них при этом еще и адекватная самооценка с запросами, то почему нет. Но пасти их по началу и учить приходится ой как много даже после профильного ВУЗа. PR - это не та работа, где отсиживаются. На передовой чуть не так повернулся, и сразу сразили вражеской пулей. А пиарщикам как и саперам ошибаться не велено!

  • 22 июля 2009 в 19:46 • #
    Марина Суетинова

    Владимир, добрый вечер!
    Есть еще интересный момент. При заключении договоров между компаниями (пусть одна из сторон - небольшая компания) практически всегда знакомятся первые лица, подписывающие договор. Редко когда общение не требуется. Таким образом открывается мощный горизонт не только для реализации данного проекта, но и его дальнейшего эффективного развития. Работа с первым лицом - это отдельный проект, одновременно работа с Компанией и что особенно важно с партнерами Компании. Получается три в одном. И, как правило, в небольшой компании ведется работа от создания концепции до анализа и рекомендаций по наращиванию эффективности, под ключ. Это - бесценный опыт, но по принципу аутсорсинга. В работе корпоративного подразделения PR, конечно, многое зарегламентировано, несколько сложнее расширить диапазон активности, даже если это в интересах Компании. Есть, безусловно, крыша бренда, дающая хороший дополнительный бал.Но при всем этом, можно посмотрить чей опыт весомее на рынке. Все
    неоднозначно, конечно, но основные тенденции видны.

  • 22 июля 2009 в 20:01 • #
    В С

    Здравствуйте, Марина!
    Безусловно, Вы правы. И я хочу еще раз отметить, что не пытаюсь все небольшие компании загонять под одну гребенку. Я начинал работать в PR в маленькой компании (около 40 человек), но это было инвестиционное агентство в ТЭК. И работали там мы и с ГД и с СФ, и на выборах пришлось поработать, и при перепродажах крупных добывающих компаний. После такой работы (3 года) можно было в ВУЗ не ходить за вторым высшим. ;)
    В крупных же компаниях мне довелось работать уже с приличным опытом, потому доступ был открыт и к первым лицам, к их персональному продвижению. Но, конечно же, молодого специалиста в крупной компании на такую позицию не поставят - это очевидно.

  • 23 июля 2009 в 18:01 • #
    Марина Суетинова

    Владимир, добрый день!
    Спасибо за ответ. Напишите мне пож Ваш телефон, Позвоню Вам после отпуска, после 10 августа.
    Удачи!!!

  • 23 июля 2009 в 18:17 • #
    В С

    Здравствуйте, Марина!
    И Вам спасибо за интерес. Контакты отправил в личном сообщении.
    Сам буду за пределами России до 10 августа. )
    Вам приятного и безопасного отдыха!!!

  • 8 июля 2009 в 17:27 • #
    Елена Куприянова

    Пиарщик закладывается еще в детстве. Вряд ли интравент добъется успехов в данной области. Но все же специализированная литература не помешает. Я закончила ВУЗ по этой специальности и сделала следующий вывод. Лучше иметь более узкую профессию (юрист итд) и закончить курсы по ПР. Остальное придет с опытом. Потомучто в интституте мы прошлись по всем отрослям, но поверхностно, впринципе, то, что я знаю, я могла бы и сама получить со временем, а вот чего то глубокого не хватает.

  • 8 июля 2009 в 17:35 • #
    МАРИНА БАДУЛИНА

    Уважаемые мои коллеги, согласна с Вами на 1000:%.
    Опыт работы - определяющий фактор.
    Но тут проблема может заключаться в другом: где и как его получать?
    Для приобретения опыта желательно идти работать в серъёзную компанию, пусть за маленькие деньги. Но ОЧЧЧЕНЬ редко туда берут человека без опыта работы.
    И что с этим делать?

  • 8 июля 2009 в 17:39 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Образование - не обязательно. Главное - желание, человечность.

  • 8 июля 2009 в 17:53 • #
    Елена Куприянова

    Закончит курсы по ПР. Их сейчас очень много. Ну или тренинги)

  • 8 июля 2009 в 17:55 • #
    МАРИНА БАДУЛИНА

    Какие конкретно курсы, как детям, закончившим только-только ВУЗ отделить зёрна от плевел?

  • 8 июля 2009 в 20:20 • #
    Светлана Костенко

    В сферу связей с общественностью попала в комсомольские времена. С 1990 года занимаюсь вопросами политических выборов... Опыт достаточный для эффективной работы. И вот когда поняла это - подвела теоретическую базу - защитила диссертацию... А курсы, семинары, которых в настоящее время великое множество... Далеко не все их ведущие сами профессоналы и обладают уникальным опытом и технологиями... Всего остального в избытке достаточно и в книжных магазинах... Здесь нужна тонкая гармоничная грань сочетания, которая определяется индивидуально...

  • 8 июля 2009 в 22:40 • #
    Станислав Звонок

    Нужна интуиция и любовь к делу. По просшествии времени достаточно поучиться на Зимних и Летних школах PR у Дмитрия Рущина в Санкт-Петербурге. Нужна общая эрудиция и скорость принятия решений.

  • 9 июля 2009 в 10:28 • #
    Михаил Рубинштейн

    Вопрос переплетен с другим - с качеством образования по данной специальности.
    В моем родном городе к сожалению до сих пор эту дисциплину в ряде вузов читают теоритики, которые еще научный коммунизм преподавали.

  • 9 июля 2009 в 11:55 • #
    Татьяна Гурьева

    Вот это вопрос! А как иначе? Это же наука, господа. Которая находится в тесной связи с политологией, социологией, менеджментом, философией и т.д.
    Как можно не учиться? Я, например, учуь всю жизнь.
    А россиянам грех жаловаться! У вас же Викентьев ЕСТЬ!

  • 9 июля 2009 в 13:55 • #
    Мохова Наталья

    Меня саму очень давно привлекает эта профессия. Но у нас в стране это направление не развито. И хоть я по образованию филолог, и хоть закончила курсы менеджера по рекламе и ПР, и хоть учиталась специализированными книгами - работы нет, где можно применять свои знания. А где требуются менеджеры по ПР, там такие обязанности непонятные - а ля офис менеджер... :(

  • 9 июля 2009 в 18:37 • #
    Александр Орфенов

    А что, собственно, Вы называете образованием в PR? Например, однажды меня пригласили провести мастер-класс по информационным войнам в ht в МГИМО. Там были студенты, которые учатся специально PR. Так вот, они мне потом говорили, что на лекциях они не слышали ничего похожего. Что их учат преимущественно по общегуманитарным дисциплинам, а из "профессионального" - как писать пресс-релизы и как проводить пресс-конференции. И ведь это - МГИМО, а не какой-нибудь мухосранский педагогический.
    Еще у меня есть молодая сотрудница, которая закончила МГУ - и тоже по специальности PR. Очень хорошая девочка, и хорошо умеет учиться, но о боевом пиаре вообще не имела представления.
    Так что я не убежден, что у нас есть полноценное PR-образование. Если уж в таких ВУЗах учат только самому примитивному...

  • 10 июля 2009 в 08:23 • #
    Никита Тарасов

    У меня вопрос к Вам, Александр! Для студентов какого курса Вы давали мастер-класс? И не показалось ли Вам, что у студентов нет такого практического опыта чтобы делиться с Вами. Пресс-релизы учат писать со 2го курса. Общую гуманитарную программу ведут до 3го курса, потом начинают включать в программу обучения спецпредметы. Вас затем и пригласили, чтобы Вы поделились практическим опытом. Это нормальная практика ведения семинаров )))
    Специальное образование дает базу и понимание предмета. Понятие о специфике работы играет огромную роль при разработке и внедрении PR-программ. Однако на практике чаще сталкиваешься с самородками и наоборот, люди со специальным образованием не могут объяснить суть проекта и механизм реализации. Вобщем, как выссказался товарищ Ленин - «Теория без практики мертва, практика без теории слепа», тем самым подчеркивая, что эти два понятия неразделимы для достижения результата))).

  • 10 июля 2009 в 11:50 • #
    Александр Орфенов

    Там была сборная солянка - были не только пиарщики, но юристы, экономисты с разных курсов - те, кого интересует проблема рейдерства. Сотни три человек набралось, аудитория была большая.

  • 10 июля 2009 в 13:10 • #
    Никита Тарасов

    Я немного не об этом спрашивал, ну да ладно )))
    Если студент, оканчивая ВУЗ, знает только как писать пресс-релиз - то у меня просто нет слов ))) Университет закладывает основу, базу, на которую потом опирается в своей работе молодой специалист. "Боевому" или "Черному" или "Событийному" (хотя от части) PR в ВУЗах не научат. Да и не всем потом на практике это пригождается. А специалист не будет ограничиваться предметным курсом, а будет продолжать своё обучение во время и после окончания учёбы (Америку не открываю ))))

  • 16 июля 2009 в 17:26 • #
    Марина Суетинова

    На мой взгляд, человек, не имеющий профильного образования в PR, должен на практике понять, а также получить оценку профессионалов , что он вполне успешен в этой сфере. Тогда для формирования собственного "веса" на рынке очень важно получить дополнительное образование.

  • 21 июля 2009 в 18:08 • #
    kloundos ДОС

    Не любой человек может "продать" вашу фирму без затрат.
    И Стать ПиАр специалистом может далеко не каждый. Многи работодатели заблуждаются в том, что ПиАрщики ничего не делают и при этом много получают. На самом деле в университете учат постоянно думать и генерировать идеи, анализировать и моделировать различные ситуации, в том числе и психологические маневры. Человек не получивший спец. образования будет не эффективен для фирмы, даже если он будет пыхтеть днем и ночью. Везде должны работать профессионалы, это касается и ПиАр.
    Логика и методология это далеко не все навыки и умения которыми должен обладать ПиАр специалит. Креатив тоже не помешает.

  • 22 июля 2009 в 10:13 • #
    Дмитрий Егорович Захаров

    Я начал заниматься рекламой и PR 16 лет назад. В то время даже образование такое не давали. На мой взгляд, главное иметь "ДАР убеждения" и личные качества, которые позволят убеждать в чем то других, например - обаяние. Если говорить грубо, то человек должен быть аферистом. Главное в создании общественного мнения, это способность ставить себя на место других, тех кого ты собрался в чем то убеждать. И самое главное, ты должен хорошо представлять последствия твоей работы, и отвечать за них.

  • 23 июля 2009 в 21:21 • #
    Даша Астафьева

    Я по образованию бакалавр истории и магистр политологии. А еще переводчик арабского и английского языков,и все 4 диплома красные=) больше знаний - хороших и разных+деловая хватка+гибкий ум+креативный подход к делу = настоящий специалист=))))

  • 23 июля 2009 в 23:16 • #
    Татьяна Семенова

    Я почти 7 лет была сотрудником компании "АЭРгрупп".Можете посмотреть их сайт.Ушла,научив работать десятки людей,как правильно продавать "воздух" за безумные деньги.(участие представителей компании в московских однодневных мероприятиях за суммы от 5 до !!!150 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ(специальный спонсор)Такие спонсоры были только в моем отделе.Набирала НЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ!! Но сама учила.Такие спонсоры были только у моих.Поэтому,самое главное,человека заинтересовать,обозначить будущее(реальное-материальное),и-в перед!
    Жалко,пришлось с компанией расстаться-3 директора,у каждого свои тараканы,устала подстраиваться.

  • 26 июля 2009 в 23:41 • #
    Александра Бродецкая

    Как специалист, обладающий пока ещё небольшим опытом, могу сказать, что, на мой взгляд, для PR- щика важно и образование, и практика, и определённый склад характера.

    Без первого - довольно сложно. А если и не так сложно, то часто "открываешь велосипед" там, где можно было бы этого и не делать (а соответственно, сработать быстрее и эффективнее). Высшее образование нужно, потому что оно систематизирует знания и помогает создать определённый тип мышления, при котором человек в состоянии увидеть "перспективу". (Как правило, люди без системного образования могут быть хорошими тактиками, но вот хорошими стратегами, видящими на несколько шагов вперёд - это, навряд ли.) А в PR - это важно.

    Что касается практики. То здесь, как и в любой профессии: нужно всё попробовать. Без неё никуда, и это даже не оспаривается. Просто, если есть базовые знания, то и на практике их применить намного легче.

    И безусловно, нужно понимать, что это, прежде всего работа с людьми и ориентированная на людей. Именно поэтому, важен склад характера самого PR-щика, его темперамент и настрой. Он должен обладать такими личностными качествами, которые помогут расположить к себе людей. Если сам специалист зажат и лучше выполняет механическую работу, то идти работать в PR - это просто самоубийство. Здесь тоже важно попасть на свою стезю.

    Ну и творческий подход и энтузиазм действительно могут многое, если и не заменить, то по крайней мере, исправить какие-то недочёты на начальном этапе.
    В своё время меня выручили именно они (не обладая в тот период специальным образованием в области PR, я, благодаря "искорке" и желанию достичь результата смогла сделать то, что не смог сделать весь отдел, состоящий из намного более взрослых сотрудников. У них просто не было стимула к работе, а мне было "просто" интересно).

  • 29 июля 2009 в 19:04 • #
    Юлия Вишнякова

    Все может быть - к примеру Собчак вполне хороший PR специалист, главное способности, а так же среда в которой вырос человек - если Вы к примеру родились в семье чиновника из верхов или Вы дочь.сын владельца известного журнала Вы знаете куда больше и можете такие связи организовать, какие не организует медалист выпускник PRспециальности института области - N

  • 30 июля 2009 в 16:54 • #
    Владимир Козлов

    Считаю что должен иметь специальное образование.

    Что не говори, а требования к наличию образования которые были до кризиса, сейчас еще больше усилятся.
    Во первых это выгодно организации, предлагать свои услуги подтверждая это наличием специальных знаний и дипломов своих сотрудников.
    Во вторых самому менеджеру, так как при всех его талантах, он спокойно ответит на вопрос какое у него образование.
    В третьих выгодно ВУЗам так как известный специалист получивший диплом в данном учебном заведение поднимает статус ВУЗа.
    В четвертых, заказчику, так как он получает качественные услуги от профессионалов и может об этом говорить.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008