Юбилей Санта Клауса

Юбилей Санта КлаусаТому Санте, которого знает весь мир вплоть до стран, где не бывает снега, Санте, вытеснившего из сознания наших детей Деда Мороза, исполнилось 80 лет.
Я категорически против утверждения, что «мамой» Санта Клауса стала Coca-Cola. Но тот вариант «Святого Николая», который сегодня известен каждому, был создан по заказу этой компании в 1931 году.
Возникновение тренда.
Прообразом Санты стал один из христианский святых – Николай — известный в Европе еще со средних веков. В ХІХ веке Санта Клауса люди представляли себе по-разному, зачастую гномом одетым в зеленый костюмчик.
Считается, что бородатым пухлым дедушкой Санта Клауса впервые изобразил известный американский карикатурист Томас Наст. (Так же автор символов обеих главных политических партий США: Республиканского слона и Демократического осла). Изображение дородного бородача впервые было опубликовано в черно-белом еженедельнике «Harper's Weekly» 3 января 1863 года.
Первый шаг к массовому тиражированию солидного Санты сдалал Луис Пранг. В 1885 году он начал популяризировать в США английскую традицию рождественских открыток. (Вообще, первые открытки были выпущены в 1843 году. В 1853 году американский президент Эйзенхауэр, дал разрешение выпустить открытку с изображением Белого дома.).
До Луиса Пранг на рождественских открытках изображали пасторальные пейзажи и семейные, религиозные сценки и т.п. А главным героем его рождественских сюжетов стал добродушный старик в красном костюме. И тысячи цветных открыток разлетелись по всей Америке. В дотелевизионную эпоху это был самый эффективный способ тиражирования образа. Каждый год Санту помещали в новую ситуацию. Шагая в ногу со временем, он менял оленей то на автомобиль, то на пароход, то на аэроплан, то на дирижабль.
Благодаря открыткам, дедушка в красном костюме стал настолько популярен, что в конце ХІХ века дети начали писать письма Санте.
В 1897 году восьмилетняя американка Вирджиния прислала в редакцию газеты «New York Sun» письмо с вопросом: «Существует ли Санта Клаус на самом деле?»
Газета опубликовала ответ, который вызвал широкий резонанс:
«Да, Вирджиния, Санта Клаус существует. Его существование так же реально, как существование любви, великодушия и преданности, которые наполняют твою жизнь высшей красотой и радостью. Увы! Как мрачен был бы мир без Санта Клауса! Это было бы также грустно, как если бы в нем не было таких, как ты, Вирджиния. В таком мире не было бы детской веры, поэзии, романтики и существовать в нем было бы невыносимо… Тот свет, которым детство наполняет мир, был бы погашен».
С тех пор детские письма Санте Клаусу стали неотъемлемой рождественской традицией.
Ничего личного, только бизнес?
Точечные попытки использовать Санта Клауса в рекламе известны еще со средины ХІХ века.
Первый такой случай зафиксирован в 1841 г., когда предприниматель Д. Паркинсон, чтобы привлечь покупателей, переодел человека Сантой и посадил его рядом с дымоходом на крышу своего магазина. Вскоре этот рекламный ход переняли и другие.
В 1890 году крупный магазин в Бостоне нанял шотландского эмигранта по имени Эдгар на роль Санты. Его задача была сидеть в магазине и выслушивать сокровенные пожелания детишек, нашептываемые на ухо. Санта в исполнении Эдгара был настолько органичен, что приобрел огромную популярность. Актер действительно любил детей и с удовольствием общался с ними, какой бы длинной не была очередь желающих посидеть у него на коленях. А характерный сердечный смех Эдгара вскоре стал визитной карточкой всех нанимаемых в США Санта Клаусов.
Кроме того, в 1910 году появилась реклама мыла, на которой был изображен ребенок, сидящий у камина с тазиком, мылом и полотенцем: «Ждешь Санту? Вымой дымоход!»
Но об этих моментах помнят разве что историки Рождества.
Корпоративный герой.
Озабоченная тем, как поднять свои продажи зимой — в период традиционного спада потребления прохладительных напитков — компания Coca-Cola решила использовать Санта Клауса в своей рекламе. С 1931 года началось победное шествие обаятельного бородача в красном костюме по миру.
Автор образа Санты для Coca-Cola Хеддон Сандблом срисовал своего героя с соседа – отставного моряка Лу Пентисе – настоящего добряка с морщинками-лучиками вокруг глаз, придававшими ему вид совершенно счастливого человека.
За 35 лет сотрудничества с Coca-Cola Хеддон Сандблом нарисовал более 40 картин маслом, главными героем которых был добродушный дедушка.
Толстячок в красном колпаке, шароварчиках и курточкеи все это обязательно красного цвета с белой опушкой — стал самой дешевой и самой рентабельной моделью из всех, которые знала история рекламного бизнеса.
Хотя прототипа героя и самого художника давно нет в живых, добродушный Санта ежегодно напоминает жителям всех стран, где продается Coca, о приближении Нового года и Рождества.
Дед Мороз VS Санта Клаус.
У нас были свои рождественские традиции. Но вопреки мнению некоторых западноукраиских историков, культ Святого Николая в Украине был распространен слабо.
В советское время в противовес религиозным традициям популяризировался образ деда Мороза, корни которого уходят в дохристианскую эпоху. Впервые, официально советская власть признала Деда Мороза в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялась первая кремлевская елка.
Кстати, изначально дед Мороз носил преимущественно синюю (реже белую) шубу. Но, постепенно, сменил ее на краснуюв цвет государственного флага СССР.
От своего кузена Санты, дед Мороз отличается длинной шубы, отсутствием кисточки на шапке, наличием посоха. Если Санта ездит на оленях, то дед Мороз на тройке лошадей. А главное отличие Деда Мороза в том, что у него есть внучка – Снегурочка.
Хотя Снегурочка так же персонаж дохристианских мифов, но в наше время она пришла из художественного произведения. Николай Островский написал достаточно посредственную пьесу-сказку «Снегурочка», которая в 1882 году, благодаря талантливой музыке Николая Римского-Корсакова, превратилась в классическую оперу.
Вынуждена констатировать, что у детей ХХІ века на постсоветском пространстве Санта Клаус пользуется, большей популярностью, чем Дед Мороз. А ведь с точки зрения маркетинга его потенциал не меньше, чем у заморского конкурента.

371
Комментарии (2)
  • 14 января 2011 в 09:52 • #
    Светлана Бусинка

    Неужели и правда только 80 лет?!))
    Мне казалось, несколько столетий Деду.

  • 14 января 2011 в 10:55 • #
    Константин Харченко

    Любой бренд требует постоянной поддержки, вложений и продвижения. Нашему постсоветскому пространству это чуждо, как собственно и слово "бренд".
    Да и само понятие бренда в умах равнозначно понятию торговой марки.
    Западу свойственны непрерывное поддержание качества и развитие бренда, потому как для владельца бренд - это как собственное имя и он его всячески старается поднять и возвысить в глазах потребителя, не обмануть надежд, убедить в неизменности своего качества.
    Наши же производители способны поддерживать качество лишь в первых партиях товара, пока "пошло", а дальше вечная гонка за оборотами, максимизацией прибыли и минимизацией расходов.
    Что касается Деда Мороза, то да - бренд хороший и всем знакомый. Однако нам свойственна лояльность импорту - мы ему верим куда больше. Качество их брендов неизменно.
    К тому же шарм импортного Деда Мороза гораздо выше.
    Бедный больной отечественный дедушка с подтаявшей внучкой бредут откуда-то с чахлым мешком, в котором все меньше и меньше подарков, да и те не завидные. И богатый современный Санта, с целым автоавтопоездом, построенным Кока-колой, предвещающий наступление Нового года, вызывающий ощущение праздника, от которого заражаешься хорошим настроем и от которого начинает что-то щемить в груди в предвкушение сказочного таинства.
    А вы кого выберете? Наверное то же, что и дети - Санта Клауса, которого они же часто путают с Дедом Морозом?
    Ведь Санта - это всегда праздник, а Дед Мороз - в лучшем случае Кремлевская елка.


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008