Top.Mail.Ru
Минкомсвязь: о чем не в России не вспомнят через шесть лет
11 сентября 2012 в 01:12

Минкомсвязь: о чем не в России не вспомнят через шесть лет

Российские чиновники веками воспитывали в себе наряду с ленью изворотливость умение безопасно обещать, если ни что угодно, то очень и очень многое. При этом и очень многое из того, чего делать и не собирались. Это политика позволяет чиновниками в аргументации опираться не на свои дела, а на программу Больших Дел, под которую, конечно, нужно отыскать средства в казне. Прошедшая на прошлой неделе программная пресс-конференция нового министра связи Николая Никифорова, кажется, содержит немало таких программных обещаний.

О фантазиях министерства, которые оно именует планами, можно узнать на специальной странице — http://2018.minsvyaz.ru. Секрет чиновничьих обещаний кроется в расчете на то, что к озвученному сроку о них попросту забудут. По той же причине выгодно обещать на длительное время, в течение которого, с большой вероятностью, чиновник будет переведен на другое место: после этого спросить с него будет сложно. 2018-й год – отличный пример. И проверить, как такие обещания работают, несложно: кто из читателей помнит, что обещал в 2006 году министр связи? Вопрос на «тройку»: кто тогда был министром?

Итак, в презентации на сайте министерства есть пять блоков: связь, почта, медиа, IT и электронные услуги. Давайте начнем со связи.

Четверо из пяти россиян к указанному сроку будут довольны связью – отличный и четкий план-критерий, который сразу бросается в глаза. Нам обещают узаконенное понятие качества связи, что впоследствии должно заставить операторов отвечать за некачественные сети без ссылок на «особенности распространения радиоволн». Связь с интернетом будет на всех видах общественного транспорта, LTE доступно 120 миллионам россиян, интернет будет свободным, но безопасным, сотовых операторов можно будет менять, но сохранять номер.

Есть вещи, в которые верится: переносимость номера и впрямь появится, хотя, готов поспорить, что это не будет сделано вовремя, то есть к началу 2014 года. Поспособствуют этому большие операторы, которые подберут аргументы и повернут все так, что задержка произойдет чуть ли не по просьбе трудящихся.

Благородной, но утопичной видится идея ШПД почти по всей России через 6 лет: с нашими просторами, богатыми, помимо прочего, болотами и мерзлотой, основным становится вопрос: на чьи деньги? Министр утверждает, что его ведомство сумеет заинтересовать бизнес, подготовить и воплотить в жизнь законодательные инициативы, расчистить частоты под LTE. Но все это не сделает бизнес в малонаселенных пунктах прибыльным. Что до радиочастот, то обращу внимание на то, что под планами министра Никифорова не стоит пока виза министра Сердюкова, а ведь от оборонного ведомства больше зависит, чем от профильного для связи.

Переходим к Почте России и надеемся вместе с Минкомсвязью, что корреспонденция к 2018 году должна идти по стране не более недели. Денег на это выделять государство не хочет. Думаю, оценит юмор этих намерений любой, кто был в своем ближайшем почтовом отделении, общался с «доброжелательными» сотрудниками этого ФГУП, которых в их неприветливости оправдывают, разве что, полунищенские зарплаты. Отлаженный механизм такого масштаба даже в гипотетической стране, где каждая государственная копейка идет по назначению, сделать за шесть лет практически невозможно. С реальной организацией, возглавляемой господином Киселевым, реализовать такие планы вовсе невероятно.

Более всего из намеченных целей верится в то, что на всей территории страны будут доступны 20 телеканалов и 50 радиостанций – телевидение и радио является приоритетными способами донесения своих взглядов на жизнь нашим государством. Однако Роскосмос пока не обещал, что спутники связи перестанут падать, а от излечимости болезни неудачных космических запусков многое зависит в медийной стратегии министерства связи. В той же главе своих обещаний Никифоров говорит об оцифровке библиотек и государственных аудиовизуальных фондов с целью сделать их доступными удаленно для граждан, у которых, см. выше, будет все в порядке со связью. Масштабы архивов, которые будут включены в программу оцифровки не названы, а потому трудно судить, хотя бы опираясь на арифметику, о перспективности проекта.

Никифоров, опираясь на свой небезуспешный казанский опыт, хочет в пять раз (до 40 миллиардов рублей) увеличить годовые инвестиции в IT в России – речь не о государственных вливаниях, а о создании условий, при которых бизнесмены сами бы охотно поднимали бы в стране IT-сферу. Это очень благое и верное – без иронии – направление. Однако бизнесмены любят, когда игра идет по правилам, роль которых в деловой сфере отдана закону. К сожалению, уже, наверное, никому не нужно доказывать, что российское законодательство находится в сильной зависимости от политики или конкретных политиков, и на такой зыбкой почве вырастить пятикратные инвестиции и создать российский Google или Oracle (примеры из презентации Никфорова) вряд ли получится.

Лишь один из десяти наших сограждан к 2018 году не будет доволен государственными услугами: последний целевой ориентир, обозначенный Минкомсвязью. Межведомственное взаимодействие в электронной форме, которое должно лечь в основу этих планов, было введено с большим опозданием по сроку из-за неповоротливости чиновников на местах. Нет никаких предпосылок к тому, что эта неповоротливость будет изжита, ведь электронное взаимодействие мешает непосредственному общению чиновника с народом, в том числе, и неформальному общению в известной форме. Как действительный пользователь электронных госуслуг могу засвидетельствовать: имеющееся на сайтах госууслуг сделано зачастую не для граждан, а для галочки. Многие электронные сервисы обставлены неудобным и даже нелепым интерфейсом, который нельзя поправить, можно только сделать заново. И ведь на все это потрачена уйма денег, и мне не верится, что деньги, вдруг, начнут тратиться с принципиально большей пользой в обозримом будущем.

Никифоров обещает к 2018 году всем электронные паспорта и тотальную доступность электронных денег. В этой связи отмечу, что универсальные электронные карты, которые претендуют, в частности, на роль идентификатора личности, стали выпускаться с большой задержкой. И приложить их (в буквальном смысле) сейчас практически негде. Эта история очень близка к тому, что творится не первый год в стране с банковскими картами: карт выпущено больше, чем людей в стране, но львиная доля операций по ним – это не платежи, а снятие наличных с зарплатной карты. Министр связи, очевидно, рассчитывает на подвижки в менталитете наших сограждан, а значит, господину Никифорову придется стать очень убедительным в своих выступлениях, и, главное, в делах.

Подводя итог, повторюсь, что этот текст, который верно рассматривать исключительно как авторское мнение, сводится к тому, что планы Минкомсвязи на срок до 2018 года утопичны, и, смею догадываться, Никифоров это понимает, действуя согласно принципам чиновников, описанным в начале текста. Вместе с тем, не хочется обижать молодого чиновника авансом: если у его ведомства все или, пусть, многое получится, я готов буду публично покаяться. В 2018 году.

321
Комментарии (0)

Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008