MVNO - новые возможности для инвестирования
12 апреля 2009 в 16:30

MVNO - новые возможности для инвестирования

MVNO - новые возможности для инвестированияВ марте прошло знаковое событие, которое послужит толчком в изменению и так непростой расстановке сил на рынке мобильной связи. Наконец вступил в силу приказ Минкомсвязи, в котором в предоставлении услуг предусматривается использование бизнес-модели MVNO (Mobile Virtual Netwopk Operator). Федеральное агентство связи (Россвязь) будет выдавать операторам MVNO номерной ресурс, как и всем другим операторам.

Это решение открывает широкий простор для деловой активности в области телекоммуникаций для тех, у кого есть возможность привнести свои инвестиции, но нет подходящего рынка для вложения. Правда, этот простор ограничен чисто по российски — крючком, который содержится в процедуре получения статуса MVNO и который видимо заложили для страховки бизнеса для большой тройки. «Крючок» подразумевает, что виртуальный оператор вначале должен согласовать схему взаимодействия с «хозяином» сетевой инфраструктуры, в которой он будет работать. Учитывая западный опыт работы MVNO, которые могут составить жесткую конкуренцию традиционным операторам мобильной связи, получается что существующим мобильным операторам дали возможности для сдерживания нежелательных пионеров, которые планируют начать атаку на этот рынок.

Справедливости ради надо заметить, что большая тройка не ограничивается фактором сдерживания и пытается обозначить свое присутствие на новом рынке. 16 марта 2009 года Мегафон анонсировал свой проект «Просто» по созданию модели MVNO. Хотя проект не обособлен юридически, он полностью автономен: для абонентов «Просто» выделен отдельный номерной ресурс «929», создана обособленная биллинговая платформа и независимая абонентская служба. Под брендом «Просто» в Москве открыт собственный офис продаж. Распространяться предложение будет в 2 тыс. дилерских офисов.

Еще декабре 2008 г. МТС совместно с сетью «Ашан» запустила проект «А-мобайл», в рамках которого сеть гипермаркетов продает клиентам специальный тарифный план МТС. Не исключено, что МТС, изучив результаты «А-Мобайл», примет решение о создании полноценного MVNO.

Вымпелком пока изучает возможности новой бизнес-модели, но пока осторожно дает понять, что свободной емкости, которой он мог бы поделиться с другими операторами, у него нет.

Есть признаки того, что модель MVNO будет опробована в одной из структур компаний Связьинвеста.

Очевидно, что перечисленные компании стремятся застолбить направление MVNO, пока набравшие в других отраслях силы концорсиумы не ринулись на рынок мобильной связи, чтобы использовать захватывающие перспективы. Возможностями MVNO неприкрыто интересуется ритейлер X5 Retail Group (владелец сетей «Перекресток» и «Пятерочка»). Торговая сеть «Эльдорадо» уже начала предоставление услуг виртуальной мобильной связи. На рынок MVNO с нескрываемым интересом смотрят и мощные западные операторы, и после придания приказу Минкомсвязи юридической силы барьеры, которыми они отграничены от проникновения на российский рынок, удерживать будет еще сложнее.

Наибольшую угрозу для традиционных мобильных операторов будут представлять те виртуальные компании, которые уйдут от конкуренции на уровне плоских тарифных планов и займутся нишевым маркетингом, обрабатывая целевую аудиторию сообществ — комьюнити. Используя продукты и услуги своего традиционного бизнеса (если направление MVNO развивает например торговая сеть), такой оператор может задействовать мощную маркетинговую технологию пакетирования, практически достигая монополии на своем рынке.

Не отягощенные инфраструктурными и ресурсными проблемами, виртуальные операторы могут мигрировать в офисы продаж и выбрать своим направлением эффективный маркетинг, который откровенно хромает даже у именитых компаний. Западный опыт показывает, что неоператорские компании, занимаясь кросс-маркетингом товаров своей основной деятельности, занимают до 10% рынка MVNO. И они же убивают этот рынок, имея за счет сложных маркетинговых схем возможности предоставления услуг мобильной связи вплоть до нулевой стоимости (пример — поставщик кофе компания Tchibo). Прибавим к этому 12% поставщиков контента, таких как компания Дисней или футбольный клуб «Ливерпуль» (тоже MVNO!), и мы получим весомый сегмент в 22%, в котором услуги мобильной связи могут предоставляться по нулевой стоимости! (данные ЦНИИС).

Поэтому компаниям «большой тройки» есть о чем призадуматься. И так снижающаяся маржинальность предоставления мобильных услуг будет иметь тенденцию идти вниз все более ускоренными темпами. Естественно, в такой стране как наша большие надежды можно возложить на административные барьеры — в конце концов, молодым и агрессивным операторам можно просто сказать что возможностей для подключения нет или связать эти возможности такими условиями, которые сделают бессмысленным сам бизнес. Однако, компании которые открывают для себя новый рынок виртуальной мобильной связи, тоже могут обладать весомым административным ресурсом и не замедлят его применить.

В этих условиях начинает сказываться дефицит знаний и опыта по сложным бизнес-моделям предоставления услуг, и можно только приветствовать инициативу компаний Комсет, JML Labs а также ЦНИИС вызвать участников рынка на откровенный разговор по этой теме (www.jmllab.com/node/68). Начинают появляться публикации (www.jmllab.com/node/71), направленные на новые рыночные возможности, которые представляет реальная конвергенция, даже использующая (как это не звучит кощунственно для профессионалов) не только телеком-услуги, то и товары и сервисы в других отраслях.

Прогнозируемое расширение операторского рынка требует изменения подходов и для таких участников, как вендоры и системные интеграторы. Уже очевидно, что меняется парадигма использования таких решений как Service Delivery Platform (SDP) и Service Provisioning & Activation из-за того что в цепочке добавленных услуг появляются новые центры получения прибыли и предоставления сервисов.

А вы как смотрите на российские возможности MVNO?

174
Комментарии (0)

Выберите из списка
2017
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008