Top.Mail.Ru
Сотовая связь в Таджикистане: птица-тройка или птица-двойка?
15 июня 2009 в 13:57

Сотовая связь в Таджикистане: птица-тройка или птица-двойка?

Сколько бы не говорилось о том, что конкуренция — основа рынка, опыт показывает, что в некоторых отраслях по-настоящему развиваться способны только несколько крупных компаний. Так, например, обстоят дела в сотовой связи.

На сегодня сотовая связь в Республике Таджикистан — это практически всего три крупных компании: «Вавилон», которому принадлежит около половины всей абонентской базы в стране, «Индиго» (30 процентов абонентов) и «ТТ Мобайл» (порядка 14 процентов).

На «Вавилон» ориентирована прежде всего молодежь, тратящая на связь минимальные суммы. А «Индиго» и «ТТ Мобайл» предпочитает более солидная публика: их абоненты старше по возрасту и платят за «мобильники» более значительные деньги.

Остальные компании, работающие в этом секторе, пока практически не имеют шансов всерьез потеснить участников «тройки лидеров». Так операторы «Таком», «М-Теко», «Скайтел» в сумме имеют лишь порядка двух процентов рынка. Еще пять процентов принадлежат «ТК Мобайл».

В то же время лишь 41% взрослого населения Душанбе имеют собственный сотовый телефон — и это только в столице республики, где любые блага цивилизации приживаются быстрее, чем в стране в целом!

В отдаленных и слаборазвитых районах телефон имеют не больше 30 человек из сотни, и совсем мало среди них женщин. На селе же сотовая связь доступна лишь 23 процентам населения.

Для сравнения: в России этот показатель (он называется «проникновением сотовой связи») составляет почти 100% — там мобильными телефонами пользуются практически все, от подростков до стариков.

Кстати, попытки россиян и других иностранцев что-то изменить на таджикском рынке связи оказались практически безрезультатными.

Здесь уместно будет вспомнить компанию «ТТ Мобайл», которая на три четверти принадлежит российскому сотовому оператору «МегаФон».

Когда-то «ТТ Мобайл» имела большие виды на таджикский рынок, однако в последний период ее абонентская база практически не растет — она существует за счет тех абонентов, которые пришли ранее.

И если совсем недавно эксперты говорили о высоком потенциале компании, то в последние месяцы все чаще слышатся голоса экспертов о том, что компанию попросту переоценили.

Так что если «ТТ Мобайл» в ближайшее время не пересмотрит свой подход к делу, на рынке Таджикистана могут остаться только лишь два лидера, а «большая тройка», как по аналогии с российскими операторами МТС, «Билайн» и «МегаФон» называют трио ведущих таджикистанских мобильных компании, может превратиться и в «большую двойку».

ТАТЬЯНА РУСТАМОВА, НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ, AVESTA

508
Комментарии (0)

Выберите из списка
2009
2009